Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. В стране численность инвалидов составляет более 508 тысяч человек, в том числе около 28 тысяч детей-инвалидов. С целью предупреждения и снижения уровня инвалидности, создания и развития системы профессиональной, трудовой и социальной реабилитации с 2006 г. начала выполняться Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006–2010 гг.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает лицо, которое не может полностью или частично самостоятельно обеспечить потребности личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то приобретенного или врожденного, его или ее физических или умственных возможностей. Социальная поддержка таких людей считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в важнейших международных правовых документах: Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Конвенция о правах ребенка. Для детей-инвалидов предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к труду, обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье. Закон «О правах ребенка» определяет правовой статус этой категории детей, направлен на обеспечение его здоровья и т.д. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях. «Кодекс о браке и семье» закрепляет право ребенка со специфическими потребностями жить и воспитываться в семье. Особое внимание уделяется людям, воспитывающим ребенка-инвалида. Государством выплачивается пособие по уходу за детьми, независящее от дохода семьи. Время ухода за ребенком зачисляется одному из родителей в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день (Постановление Совета Министров РБ от 27.05.1997 г.). Родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию (Закон РБ «О пенсионном обеспечении»). Такие дети имеют право на получение пенсии, которая зависит от степени нарушения здоровья. Предусматривается для них и бесплатное получение медикаментов, предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно. Важную роль в оказании социальной помощи детям с ограниченными возможностями играет Президентская программа «Дети Беларуси» и, в частности, ее подпрограмма «дети-инвалиды».
1. Работа с родителями детей с ОПФР
Развитие и воспитание больного ребенка требуют большей информированности родителей о заболевании, причинах болезни, возможностях ребенка и родителей. Направления социальной и психологической помощи семье: 1. Создание родительских клубов, обществ родителей детей с ОПФР в целях расширения круга общения, получения поддержки и понимания. 2. Информационное обеспечение семей. 3. Помощь в поиске источников поддержки семьи (материальной, социальной, медицинской, образовательной, духовной). 4. Определение своего стиля «борьбы» как первого шага к пониманию своих скрытых резервов. Специалист помогает осознать используемый семьей способ реагирования, коррекции, выбрать другой, более подходящий. 5. Дифференцированная и максимально приближенная к реальностям семьи психолого-педагогическая поддержка. 6. Помощь в решении проблемы восприятия физического дефекта ребенка родителями и окружающими людьми. Родители должны расставить приоритеты в стратегии воспитания ребенка: либо погрузиться в борьбу с заболеванием, чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем сын или дочь могли войти в общество, либо помогать ребенку уже сегодня жить в нем, развивать чувство собственного достоинства, мужество. 7. Научить родителей воспринимать собственного ребенка с ОПФР как человека со скрытыми возможностями.
Виды реабилитации детей с ОПФР • Медицинская: консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др. • Социальная: работа с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических консультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реабилитационного лагеря, проведение летних оздоровительных, спортивных занятий, дополнительная материальная помощь. • Психологическая: консультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и ЗПР, семейная психокоррекция, психопрофилактика. • Коррекционно-педагогическая: консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения, занятия. • Профессиональная: работа кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные учреждения, работа со службой занятости.
2. Реабилитация детей-инвалидов
Социальные ограничения инвалидов: физические; информационные; трудовая сегрегация, или изоляция; коммуникативные; пространственно-средовые; эмоциональные. В решении проблемы реабилитации детей-инвалидов задействованы следующие учреждения и организации: семья; образовательные учреждения; спортивно-культурные учреждения; благотворительные организации; учреждения здравоохранения; частные организации; курортные реабилитационные учреждения; система социальной защиты.
2.1. Модель санаторного специализированного реабилитационного учреждения
Комплексная программа этапности и непрерывности реабилитации детей-инвалидов: • Приемное отделение диагностики. • Отделение кондуктивной педагогики. • Отделение арт-терапии и игротерапии. • Отделение лечебной физкультуры. • Отделение физиотерапии. • Просветительская школа. • Отделение «Мать и дитя». • Отделение грязелечения и водной терапии. • Отделение иглорефлексотерапии. • Коррекционное отделение. • Отделение нейрофизиологического, электро-нейромиографического обследования.
Административно-управленческий аппарат
|
Реабилитационная деятельность
|
Функциональные помещения
|
Оснащение, оборудование помещений
|
Кадры – реабилитологи, специалисты
|
Медико-оздоровительная реабилитация
|
Бассейн, спортивный зал, тренажерный зал, кабинет физиотерапии
|
Тренажеры, аппарата, вспомогательные устройства
|
Педагоги, мастера трудового обучения
|
Профессионально-образовательная реабилитация
|
Учебные классы, аудитории, кабинеты
|
Специальное оснащение в соответствии с профилем обучения
|
Социальные педагоги, реабилитологи
|
Социально-бытовая реабилитация
|
Кабинеты социально-бытовой адаптации и социального обучения
|
Предметы быта, санитарно-гигиеническое оборудование
|
Социальные педагоги, реабилитологи
|
Социально-средовая реабилитация
|
Жилые, учебные, досуговые
|
Поручни, опоры, пандусы
|
|
2.2. Особенности медико-социального патронажа семьи, имеющей ребенка с ОПФР
Специалист по социальной работе должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка с ОПФР с учетом всех ее членов. Совместно с медицинскими учреждениями необходимо составить план учебно-оздоровительных профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать помощь в организации стационара на дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медпрепаратов, тренажеров и т.д. Он должен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи. Специалист по социальной работе должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогического характера, представлять собой своеобразную службу доверия; должен помочь ребенку вести образ жизни, соответствующий возрасту, помочь ему максимально приспособиться к окружающей среде и обществу, привить навыки самообслуживания. Помочь в приобретении знаний, профессионального опыта для участия в общественно-полезном труде. Вместе с медработниками надо выявлять детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения, в устройстве в специализированные учреждения.
Источник: Основы социально-педагогической работы с семьей Методические рекомендации 2009 Авторы-составители: преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Т.Д. Вакушенко, старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» С.Г. Туболец |