Современный этап развития Республики Беларусь характеризуется направленностью на демократизацию общества, соблюдение прав и свобод граждан, ориентацией на всестороннее развитие личности каждого человека, что обусловливает необходимость преобразования всех социальных структур, в том числе и высшей школы. Проблемы, существующие в учебно-воспитательном процессе, могут быть разрешены не только и не столько традиционными методами, но и путем психологической поддержки педагогических инноваций, совершенствования методов обучения, воспитания и развития личности на содержательном, структурном и технологическом уровне. Решению этих задач способствует деятельность социально-психологической службы вуза, которая призвана осуществлять психолого-педагогическую поддержку развития личности студента.
Благодаря усилиям отечественных исследователей и практиков, в образовательной среде Республики Беларусь сформировались достаточно четкие научные представления относительно теоретических аспектов проблемы обучения и воспитания студенческой молодежи. Принципиально новым направлением стало создание социологических, психолого-педагогических и социально-психологических служб, позволяющих профессионально исследовать проблемы студенческой молодежи и содействовать их разрешению. Основная задача социально-психологической службы заключается в содействии психологическому здоровью каждого участника учебно-воспитательного процесса, их личностному росту и успешной самореализации. Главным результатом деятельности является формирование здоровой, профессионально компетентной, умеющей принимать решения, творчески мыслящей личности, отвечающей требованиям современного общества. С начала 90-х гг. ХХ в. в Беларуси создается нормативно-правовая база деятельности психологов учреждений образования. Значительную помощь в ее разработке оказали временные научные коллективы, образованные по инициативе Министерства образования (Ю.Н. Карандашев, О.С. Попова, Н.А. Цыркун). Их наработки легли в основу многих документов, регламентирующих деятельность психологов. Был создан образовательный стандарт по практической психологии (С.И. Коптева). Разработанные в последние годы направления в области прикладной психологии становятся базисом для научно-методических разработок, используемых психологической службой системы высшего образования. Успешному развитию психологической службы и подготовке практических психологов способствовали научно-практические разработки в таких областях психологической практики, как: • психология агрессивного поведения (И.А. Фурманов, Н.А. Дубинко); • кризисная психология (Л.А. Пергаменщик, И.А. Погодин); • семейная психология (А.А. Аладьин, Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович, В.И. Слепкова); • проблемы психологического здоровья (Г.И. Малейчук, А.Н. Сизанов, Ю.Г. Фролова); • психология самосознания (О.В. Белановская, С.И. Коптева); • консультативная психология (Г.С. Абрамова, Л.Г. Лысюк, Н.И. Олифирович); • групповая психотерапия (И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова) и др. Работа по анализу деятельности социально-психологических служб вузов основана на ряде законов, нормативных актов, разработок, связанных с проблемами современной молодежи и необходимостью специально организованной социально-психологической работы в учреждениях образования, направленной на социализацию студентов, их интеграцию в общество в качестве профессионала, гражданина, семьянина. Правовую основу составляют Закон Республики Беларусь «Об образовании» и другие нормативные правовые документы Министерства образования Республики Беларусь. Утвержденное 27.04.2006 постановлением № 42 Министерства образования Республики Беларусь Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования является основой для разработки научно-методического обеспечения деятельности подобных структурных подразделений в вузах. Сложность работы, направленной на повышение эффективности социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе, обусловлена необходимостью творческой разработки новых форм и методов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, соответствующих времени и новым потребностям студентов, сотрудников вуза. Осуществление психолого-педагогического инновационного поиска возможно лишь при сотрудничестве всех специалистов в области образования и воспитания студенческой молодежи. Анализ научной литературы и существующей практики деятельности психологических и социально-психологических служб России и Беларуси позволил сделать вывод о том, что большинство отечественных исследований, посвященных проблемам социально-психологических служб вуза, связаны с традиционной системой вузовского образования, в то время как недостаточно разработанными остаются вопросы ее деятельности в условиях реформы высшего образования в Республике Беларусь. В качестве основной цели функционирования психологической (социально-психологической) службы в образовании мы рассматриваем психолого-педагогическое сопровождение личности обучаемого в процессе общего и профессионального образования, формирование у студента психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное развитие. Приоритетными задачами психологической службы в высшем учебном заведении являются: 1) создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности студента, его профессионального становления; 2) внедрение личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений; 3) развитие познавательной, мотивационной, коммуникативной, профессиональной и других видов готовности студентов в процессе жизнедеятельности; 4) получение психологической информации о студенте или учебной группе, систематическое отслеживание социально-психологического и профессионального статуса обучаемых с целью создания условий, стимулирующих их развитие в процессе общего и профессионального образования и индивидуального развития; 5) осуществление психолого-педагогического анализа, прогнозирования и коррекции учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности студентов, а также трудностей, связанных с личностным, социальным и профессиональным самоопределением студентов; 6) проведение консультативно-просветительской работы среди студентов, педагогических работников, общественности; 7) оказание помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) студентов и педагогических работников в развитии самосознания будущих специалистов.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития личности студента в системе высшего образования включает: • психологическое просвещение как первоначальный этап приобщения педагогического коллектива, студентов, родителей к психолого-педагогическим знаниям; • психологическую профилактику и предупреждение возможного неблагополучия в психическом, личностном и профессиональном развитии студентов; • психологическое консультирование по проблемам, с которыми к психологу обращаются студенты и сотрудники вуза; • психодиагностику как углубленное проникновение педагога-психолога во внутренний мир студентов; • психокоррекцию как устранение отклонений в психическом, личностном и профессиональном развитии студентов; • профориентационную работу педагога-психолога. Психологическое просвещение
Организацией психолого-просветительской работы в вузе занимается непосредственно педагог-психолог. Эта работа организуется и проводится как в заранее запланированное время, так и в процессе текущего обращения студентов. В ходе психологического просвещения педагог-психолог исполняет следующие функции: • знакомит участников с основами общей, педагогической, социальной психологии, психологии развития и психологии труда; • популяризирует и разъясняет результаты новейших отечественных и зарубежных психологических исследований, в том числе в области педагогической, социальной психологии, психологии труда; • формирует у сотрудников вуза и студентов потребность в психологических знаниях, умение и желание использовать их в жизни и профессиональной деятельности; • обосновывает важность овладения навыками психологической саморегуляции в деятельности и общении. При проведении психолого-просветительской работы могут быть использованы лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, психологический анализ поведения людей и другие формы работы.
Психологическая профилактика
Содержание ее предполагает использование психологических знаний в работе со студентами для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта студентов, особенно тех, кто входит в группы психологического риска, то есть требует особого внимания. Психопрофилактика в учебном заведении ориентирована на: • работу по созданию благоприятного психологического климата в учебном заведении (оптимизация форм общения в студенческой учебной группе, работа по оптимизации взаимодействия сотрудников вуза со студентами, консультация преподавателей, других участников педагогического процесса по широкому кругу личностных и профессиональных проблем); • работу по развитию коммуникативных навыков педагогов, осуществление мер по предупреждению и снятию психологической перегрузки; • анализ планов воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия интересам и потребностям студентов, актуальным задачам их развития.
Психологическое консультирование
Специфика психологического консультирования в учебных заведениях заключается в том, что в процессе консультации внимание акцентируется на тех аспектах проблемы, которая имеет отношение к решению основной задачи психологической службы вуза, то есть способствует максимальному психическому и личностному развитию каждого студента, а также их социальному и профессиональному развитию и становлению. Однако использование холистического подхода приводит к пониманию взаимосвязи всех аспектов личности и невозможности анализировать профессиональные проблемы студента в сепарации от его Я. При осуществлении консультативной работы педагог-психолог решает следующие задачи: • консультирует руководителей, преподавателей, родителей по проблемам обучения и воспитания студентов; • проводит индивидуальное и групповое консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, личностного и профессионального роста, взаимоотношений, самовоспитания и т. п.; • способствует повышению психологической культуры преподавателей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в заседаниях кафедры, советах факультета и университета, посещения факультетских и общеуниверситетских мероприятий и т. п.; • консультирует руководителей учебного заведения по проблемам психологии управления педагогическим коллективом; • проводит консультационную работу по запросам следственных органов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних и т. п.
Психодиагностическая работа
В психодиагностических процедурах, проводимых педагогом-психологом, каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован, практически значим, адекватен изучаемой деятельности. Педагог-психолог высшего учебного заведения, проводя диагностическое обследование студентов, должен использовать определенный алгоритм в своей работе: 1) определение цели диагностики; 2) выбор наиболее эффективного диагностического инструментария; 3) проведение исследования; 4) анализ полученных данных; 5) интерпретация данных; 6) формулирование психологического заключения; 7) прогноз развития ситуации; 8) определение содержания психокоррекционных и развивающих мероприятий со студентами.
Проведение психодиагностической работы осуществляется на основе соблюдения следующих этических норм: • защита интересов студента – соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей диагностики; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; • ознакомление обследуемых с результатами исследования и предоставление им возможности некоторой корректировки этих результатов; • профессиональная компетентность педагога-психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик (методики не должны попадать в руки непрофессионалов); сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования. Осуществляя психодиагностическую работу, педагог-психолог должен обеспечить: • психологическую ориентацию студентов на собственные цели, индивидуальные возможности и особенности, а также возможность получить максимальное число моделей поведения и действий на основе полученных знаний о себе; • полиреактивность на широкий спектр воспринимаемых ситуаций и проблем, избегание оценочных суждений по поводу различных действий; • конфиденциальность в работе, четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, обследуемому, пользователю; • реалистичность оценки возможностей и уровня собственной квалификации, а также ограничений в своей деятельности; • осознание и учет факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей и коррекционной работы; • самоценность обратившегося за помощью человека и адекватный для него словарь психологической информации; • постоянную верификацию (проверку на истинность) положений психологической теории, технологий и использование как своего опыта, так и опыта коллег. Существующий в психологической практике диагностический инструментарий позволяет изучить различные проявления психической активности студента. Задачей психологов может стать диагностика направленности личности, структуры самосознания, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, познавательной и интеллектуальной активности, темперамента, характера, способностей, диагностика групп и коллективов.
Психологическая коррекция
Психокоррекция направлена на «исправление» особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятым нормам. Вопрос об адекватной форме психологической коррекции тесно связан с понятием «психическая норма». Это понятие является достаточно условным, так как не существует общепринятого понятия о психически нормальном человеке. Норма – это средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; это социальное, общепризнанное правило, образец поведение или действие. Представления о «психической норме» различны для представителей разных эпох, культур и субкультур, а также для разных направлений психотерапии. Для проведения психологической коррекции психолог должен обладать рядом знаний, умений и навыков: • владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, создания психокоррекционных программ; • осторожно и осмотрительно выбирать психокоррекционные методы; • давать конкретные и ясные рекомендации; • поддерживать постоянный контакт с кураторами, педагогами и другими педагогическими работниками в процессе разработки психокоррекционных программ. Психокоррекция проводится тогда, когда в ходе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении и деятельности студента. Здесь особенно надо подчеркнуть значимость для психологов теоретических знаний по основам общей, возрастной и педагогической психологии. Отклонения в психическом развитии человека можно констатировать лишь тогда, когда психолог имеет четкое представление и глубокие знания об общих закономерностях протекания психических процессов, их особенностях и развитии на определенных возрастных этапах, о сензитивных и кризисных периодах, новообразованиях и ведущем виде деятельности в каждом возрастном периоде, а также возрастной динамике межличностных отношений. Программы психокоррекции и развития должны включать психологическую и педагогическуючасти. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая составляется на основе психологических рекомендаций педагогом-психологом совместно с куратором, другими педагогическими работниками в зависимости от того, кто будет работать со студентами. Выполняются программы под постоянным наблюдением/суперви-зией педагога-психолога. В психокоррекционной работе педагога-психолога можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, эмоциональной устойчивости в условиях обучения и профессиональной деятельности. Второе – нормативно-ценностная коррекция – заключается во внесении определенных коррективов в индивидуально-личностную систему норм и эталонов, в соответствии с которыми студент вносит изменения в исполнение своих жизненных и деятельностных (профессиональных) планов. В работе психологической службы могут быть использованы методы групповой психокоррекции, направленные на развитие коммуникативных способностей студентов, их рефлексивных навыков, умений адекватно воспринимать себя и окружающих, взаимодействия в учебной группе, трудовом коллективе, на производстве. В качестве основных методов групповой психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. Планы и программы психокоррекционной деятельности носят строго индивидуальный, конкретный характер, ориентированный на специфику развития будущей профессиональной деятельности. Таким образом, деятельность психолога в вузе в рамках каждого из направлений его работы заключается в создании необходимых условий для социально-психологического развития личности студента в тесной взаимосвязи с его профессиональным становлением.
Источник: Олифирович Н.И. Психологическая служба образования: консультативная работа психо- лога в вузе : учеб.-метод. пособие / Н.И. Олифирович, С.И. Коптева, Т.В. Уласевич. – Минск : БГПУ, 2010. – 132 с. |