На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Дети с особыми образовательными потребностями: как реализовать программу работы
Дети с особыми образовательными потребностями: как реализовать программу работы
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

В школе учаться дети с разными образовательными потребностями. Предлагаем образец программы для одаренных детей и детей со сниженным уровнем интеллектуальных возможностей. Какую особенность она имеет, какие мероприятия провести в течение года с данным контингентом учащихся 1-го и 2-го класса и многое другое узнайте из статьи.

Ольга Пронина,

методист информационно-методического # отдела МБУ ДО ЦДТ № 1, г. Ульяновск


Программа работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности; разработана в соответствии с областной целевой программой (направление «Поддержка талантливых детей и молодежи»), «Программой развития образования Ульяновской области на 2014-2018 годы» для обеспечения условий выявления и поддержки одаренных детей, а также детей со сниженным уровнем интеллектуальных возможностей  1-м и 2-м классах.

Цель программы: обеспечить максимальное удовлетворение образовательных потребностей каждого учащегося класса с учетом уровня познавательных возможностей.

Задачи программы: реализовать индивидуальный подход в образовании учащихся с разным ypos

реализовать педагогическую поддержку одаренных детей;
повысить уровень интеллектуального развития учащихся, имеющих труд- и ности в освоении образовательной программы.
Программа рассчитана на два года, ориентирована на учащихся 1-х и 2-х классов.
Особенность программы: модульный подход к реализации ее содержания.
Содержит три модуля:
1-й модуль «Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся»;
2-й модуль «Индивидуализация образовательного процесса для учащихся разных типологических групп»;
3-й модуль «Применение развивающих методов и ТРИЗ-технологий а образовательном процессе».
Каждый из трех модулей циклично повторяется в 1-м и 2-м классе. На втором году обучения уточняются данные диагностики, полученные в 1-м классе, а также корректируется содержание индивидуального образовательного маршрута.
Как реализовать программу
План работы по реализации программы для 1-го класса
Программу работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности, реализуйте в соответствии с годовыми планами мероприятий для 1-го класса и для 2-го класса (табл. 1, 2),


Таблица 1

 

Деятельность

Срок реализации

1

2

3

1-й модуль «Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся»

1.Т

Проведите диагностику по методике «Измерение уровня познавательного развития детей». Автор С.А, Леднева

Сентябрь

1.2

Проведите диагностику по методике «Диагностика умственного развития учащихся». Автор Э.Ф. Замбацявичене

Октябрь

1.3

Проведите диагностику по методике «Экспертная оценка по определению одаренных детей». Автор А.А. Лосева

 

2-й модуль «Индивидуализация образовательного процесса для учащихся разных типологических групп»

2.1

Составьте индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с результатами диагностики и предметного содержания учебных дисциплин, изучаемых в 1-м классе (приложение 1 —> 13)

Ноябрь

2.2

Разрабатывайте индивидуальные дифференцированные задания для учащихся с учетом уровня интеллектуального развития в рамках каждого раздела изучаемой программы 1-го класса

В течение года

 

 

 

2.3

Разработайте индивидуальные рекомендации для родителей по развитию психических процессов учащихся в зависимости от выявленной типологической группы в виде памяток (приложение 2 —>15)

Декабрь

2.4

Проводите мониторинг уровня интеллектуальных достижений (приложение 3 —»16)

В течение года

3-й модуль «Применение развивающих методов и ТРИЗ-технологий в образовательном процессе»

3.1

Реализуйте метод «Морфологический анализ»

Сентябрь - ноябрь

3.2

Применяйте метод фокальных объектов

Декабрь - февраль

3,3

Используйте метод Робинзона

Март - май

Таблица 2

Деятельность

Срок реализации

1-й модуль «Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся»

1.1

Проведите диагностику по методике «Диагностики умственного развития учащихся». Автор Э.Ф, Замбацявичене

Сентябрь

1.2

Проведите тест «Креативность»

Октябрь


2-й модуль «Индивидуализация образовательного процесса для учащихся разных типологических грулп»
План работы по реализации программы для 2-го класса

Деятельность

Срок реализации

1-й модуль «Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся»

2.1

Внесите изменения в индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с результатами диагностики в начале второго года обучения и предметного содержания учебных дисциплин, изучаемых во 2-м классе (приложение 1)
2.2 Составляйте индивидуальные дифференцированные задания для учащихся с учетом уровня интеллектуального развития
в рамках каждого раздела изучаемой программы 2-го класса

Ноябрь

 

 

В течение года

2.3

Разработайте индивидуальные рекомендации для родителей по развитию психических процессов учащихся в зависимости от выявленной типологической группы в виде памяток (приложение 2)

2.4 Проводите мониторинг уровня интеллектуальных достижений (приложение 3 —> 16)

В течение года

 

 

Декабрь



3-й модуль «Применение развивающих методов и ТРИЗ-технологий в образовательном процессе»

3,1

Используйте типовые приемы фантазирования

Ноябрь

3.2

Применяйте метод «Системный оператор»

Декабрь

3,3

Применяйте мозговой штурм

Январь

3.4

Проводите синектику - метод аналогий - в паре с мозговым

Февраль

 

штурмом

 



Ожидаемые результаты:
максимально реализован образовательный потенциал учащихся разных типологических групп;
повысился уровень интеллектуального развития учащихся, отнесенных по результатам стартовой диагностики к группе детей с низким уровнем интеллектуального развития;
• удовлетворены специальные образовательные потребности учащихся.


Что содержат модули программы
1-й модуль «Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся»
На данном этапе проводится комплекс измерений, направленный на изучение спектра интеллектуальных возможностей учащихся.
Диагностический инструментарий программы специально адаптирован для учащихся 1-го и 2-го классов. Специфика
используемых диагностик позволяет не только определить уровень интеллектуального развития обучающихся, но и сформулировать рекомендации учителям, родителям учащихся по развитию познавательных способностей. По завершении реализации данного этапа учащихся класса распределите по типологическим группам с низким, средним и высоким уровнем интеллектуального развития.
Такое деление позволяет в дальнейшем разработать для каждого учащегося индивидуальный образовательный маршрут, реа- лизовывать технологии дифференцированного обучения.
Для работы в 1-м классе используйте диагностики: «Измерение уровня познавательного развития детей», автор С.А. Леднева; «Диагностика умственного развития учащихся», автор Э.Ф. Замбацявичене; «Экспертная оценка по определению одаренных детей», автор А.А. Лосева.
Для работы во 2-м классе: «Диагностики умственного развития учащихся», автор Э.Ф. Замбацявичене; тест «Креативность».


ПРОВОДИТЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА ЧТОБЫ ОТСЛЕДИТЬ ДИНАМИКУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

 


Проводите диагностические исследования в начале и в конце учебного года с целью отследить динамику уровня интеллектуального развития учащихся.

2- й модуль «Индивидуализация образовательного процесса для учащихся разных типологических групп»
На данном этапе для учащихся, имеющих особые образовательные потребности (проявляющих высокий уровень развития интеллектуальных способностей, имеющих низкий уровень интеллектуального развития), учитель разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, в соответствии с которым в дальнейшем организует целенаправленные образовательные воздействия.
Используйте формы этих маршрутов для каждого в соответствии с результатами диагностики и предметного содержания учебных дисциплин (приложение 1 —» 13).
3- й модуль «Применение развивающих методов и ТРИЗ-технологий в образовательном процессе»

ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ: ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОЗНИКАЮТ И РАЗВИВАЮТСЯ НЕ «КАК ПОПАЛО», А ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЗАКОНАМ. ЭТИ ЗАКОНЫ МОЖНО ПОЗНАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО БЕЗ МНОЖЕСТВА ПУСТЫХ ПРОБ - РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Данный модуль включает методы и технологии развития мышления, творческого воображения, применяемые в отношении учащихся 1-го и 2-го классов, которые логично встраиваются в образовательный процесс. Технологии могут быть адаптированы для учащихся с разным уровнем интеллектуального развития и реализованы в разработанных для них индивидуальных образовательных маршрутах. Рассмотрите суть каждого.
1-й класс
Метод «Морфологический анализ». Метод появился в середине 30-х годов XX века благодаря швейцарскому астрофизику
Ф. Цвикки, 8 работе с младшими школьниками этот метод эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть метода: комбинировать разные варианты характеристик определенного объекта, создавая новый образ этого объекта. Цель метода - выявить все возможные способы решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, # на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан. Затем выбирают различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.). Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.).
Метод фокальных объектов (МФО). Предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определенному объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Это усовершенствованный метод морфологического анализа. Цель МФО - установить ассоциативные связи с различными случайными объектами. Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будете работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предложите назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Далее учащиеся называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.
После предложите два-три слова, чтобы первоклассники быстро выделили свойства каждого из названных предметов
или явлений. Например: стол - метеорит; круглый - искрящийся; кухонный - горячий; пластмассовый - стремительный.

Далее дайте новое слово, к которому применяются уже на- о званные свойства. Например, машина: стремительная - быстро
едет; горячая - везет горячий хлеб; искрящаяся - летающая тарелка; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.
Придуманные идеи дети отражают в рисовании, лепке, аппликации. Метод фокальных объектов развивает у детей творческое воображение, фантазию, учит находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
Метод Робинзона. Данный метод формирует умение применять, казалось бы, совсем ненужные предметы. Можно проводить в воде игру «Аукцион». Предложите детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и попросите придумать ему как можно больше применений. Предмет «продается» тому, кто сделал последнее предложение.
Следующий вариант использования этого метода: учитель предлагает детям представить себя на пустынном, острове, где есть только скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д. Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет: «Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища». Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т. д.


2-й класс
Типовые приемы фантазирования. Этот метод хорошо использовать при обучении учащихся творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а используя конкретные приемы:
а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая- премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей- старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка * или какой была твоя мама в детстве);
д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т. д.). Учащиеся сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
Системный оператор. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть понятие «системный оператор». Работая с этим методом, учащиеся учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.
Каждый объект материального мира имеет свое прошлое, настоящее и будущее, свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира как систему определенных составляющих, имеющих свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щетка и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовой техники.
Рассматривая объект, учащиеся определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее учащиеся представляют, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.
Мозговой штурм. Метод предлагает поставить изобретательскую задачу и найти способы ее решения с помощью перебора ресурсов, выбрать идеальное решение.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие: «Как не намокнуть под дождем», «Как потушить пожар, если в доме нет воды», «Как оставить кусочек лета в зиму» и т, д.

Правила мозгового штурма:
• исключение всякой критики;
• поощрение самых невероятных идей;
• большое количество ответов, предложений;
• чужие идеи можно улучшать,
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть отражены в продуктивной деятельности. Предложите детям свои оригинальные варианты решения задачи, что даст стимул их воображению и вызовет интерес и желание к творческой деятельности. Мозговой штурм у учащихся;
• развивает коммуникативные способности: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п.; развивает способность к анализу;
• стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы;
• дает осознать, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Синектика. Это так называемый метод аналогий. Описание метода:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложите учащемуся представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Примерные варианты заданий: «Изобрази будильник, который забыли выключить»; «Покажи походку человека, которому жмут ботинки»; «Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню»;
б) прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях знаний, например: вертолет - аналогия стрекозы; подводная лодка - аналогия рыбы и т. д. Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия, Проблемы, задачи решаются, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются существующие законы. «Нарисуй свою радость» - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение и т. д.

СИНЕКТИКА ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, СТИМУЛИРУЕТ ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ В ПОИСКЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Проводите синектику в паре с мозговым штурмом.

Приложение 1
Индивидуальные образовательные маршруты учащихся с учетом их интеллектуального развития


Маршрут для учащегося с высоким уровнем интеллектуального развития


Фамилия, имя учащегося Александров Виктор
Предмет
Класс 2-й класс
Литературное чтение, русский язык

Тема

Расширение содержания темы в формате «за страницами учебника»

Индивидуальное задание на уроке (содержание задания или ссылка на него в любом информационном источнике)

Дополнительные домашние задания (содержание задания или ссылка на него а любом информационном источнике)

«Осень пришла». К.Г. Паустовский «Прощание слетом»

Приведи примеры из других литературных произведений, где герои от встречи с осенней природой испытали чувства, описанные К.Г. Паустовским

Выполни самостоятельную работу продвинутого уровня из сборника «Литературное чтение: тесты и самостоятельные работы. 2 класс», с. 12. (Каи, Э.Э., Миронова Н.А. Литературное чтение: тесты и самостоятельные работы. 2 класс: К учебнику Кац Э.Э. Литературное чтение. М'.: ACT: Астрель, 2015. (Планета знаний))

Выполни второй вариант теста продвинутого уровня из сборника «Литературное чтение: тесты и самостоятельные работы. 2 класс», с. 12. (Кац 33., Миронова Н.А. Литературное чтение: тесты и самостоятельные работы. 2 класс: К учебнику Кац Э.Э. Литературное чтение. М.: ACT; Астрель, 2015. (Планета знаний))

Фонетика

Задание на умение характеризовать звуки русского языка. Отметь слова, в которых больше звуков, чем букв:

□ Артем;
□ класс;
□ юла;
□ вьюга;
□ маяк

Определи, чему равно количество слогов в слове:
• гласным звукам;
• согласным звукам

Составь как можно больше слов, используя буквы слова «фонетика»

Маршрут для учащегося с низким уровнем интеллектуального развития


Кириллов Иван
2-й класс
Фамилия, имя учащегося Класс

Предмет

Окружающий мир

Тема

Перечень дидактических элементов темы (узловых понятий) для обязательного освоения учащимся

Специальные приемы педагогической поддержки (коррекционная работа над проблемными областями)

Индивидуальное задание на уроке (содержание задания или ссылка на него в любом информационном источнике)

Цветковые и хвойные растения»

Лиственные и хвойные растения, отличие деревьев, кустарников и травянистых растений, отличительные признаки хвойных и цветковых растений

Совместное с учителем сравнение и выделение существенных признаков растений разных групп. Выбор правильного варианта из предложенных вариантов ответа

Определи и напиши, какой органу растения отсутствует. Дорисуй его (К заданию готовят карточку с изображением одного цветкового растения без какого-либо органа. )

«Водные богатства»

Искусственные и естественные водоемы нашей планеты, образование водоема. Устье, исток, приток, русло

Схематизация частей реки для лучшего запоминания

Внимательно прочитай текст и впиши пропущенные слова: «Место, где река берет начало, называется... Таким истоком может быть ... или .,бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается,, называется... Устье - место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Углубление в земле, по которому течет река, называется ... реки. У реки есть два... Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый,.., а слева -левый...

Приложение 2
Рекомендации родителям по развитию психических процессов детей в зависимости от типологической группы


ПАМЯТКА «ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
1. Одаренность - не показатель сиюминутного успеха.
2. Одаренные дети очень ранимые.
3. Способные дети нуждаются в интеллектуальной нагрузке.
4. Лучше всего одаренный ребенок делает то, что ему нравится.
5. Повышенные способности часто сопровождаются привычкой «учиться на лету».
6. Одаренный ребенок очень критичен к себе.
7. Большой разрыв между идеальным «Я» и реальным «Я» влияет на самоуважение.


ПАМЯТКА
«КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ»
1. Будьте терпимы к странным идеям ребенка.
2. Воспитывающий и обучающий взрослый сам должен быть воспитан и обучен по специальной программе.
3. Уважайте любознательность.
4. Воспринимайте все вопросы ребенка, даже если они кажутся вам дикими или «за гранью».
5. Научите его решать жизненные проблемы.
6. Давайте одаренному ребенку дополнительные задания дома,
7. Научите социальным навыкам.
8. Проявляйте особое, бережное отношение к ребенку.
9. Научите ребенка справляться с неудачами.


ПАМЯТКА
«ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ, ИСПЫТЫВАЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ»
1. Применяйте специальные приемы для поддержания внимания (вопросы, напоминания, закладки).
2. Четко формулируйте цели и задачи предстоящей деятельности учащегося, добивайтесь понимания ваших просьб, заданий.
3. Помогайте ребенку выполнять домашнее задание самостоятельно, а не делайте за него.
4. Выделяйте объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание ребенка, устраняйте все посторонние раздражители.
5. Предупреждайте утомление детей.
6. Организуйте самостоятельную работу ребенка дома: задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций; поощрять первые самостоятельные шаги, чтобы ребенок почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.
7. Организуйте рабочее место ребенка дома, сделайте его комфортным, удобным и эстетически привлекательным.


Приложение 3
Форма мониторинга уровня интеллектуальных достижений


Фамилия, имя учащегося.
Романов Владимир
Предмет
Окружающий мир

Учебная неделя

Показатель успеваемости

Динамика4

Показатель качества знаний

Динамика

Описание ситуации успеха (втом числе созданных педагогам)

Динамика

Реальные достижения учащегося**

4

3
(удовлетворительно)

 

С трудом осваивает базовые элементы темы урока

 

Оказывает помощь в объяснении материала другому учащемуся

 

Научился точно и полно отвечать на поставленный вопрос

5

4
(хорошо)

 

Осваивает базовые элементы урока успешноI, работа- ет в общем темпе

 

Помогает учителю на уроке

 

Научился самостоятельно формулировать выводы, проверять свою работу по образцу



* Варианты фиксирования динамики:
• повышение показателя - стрелка вверх
• стабильно —>
• понижение показателя - стрелка вниз


**Достижения учащегося за неделю описываются с использованием качественных характеристик: добился..., научился. ., принял участие..., стал победителем... и т. д.

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №2,2017

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.