На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Образец заключения по результатам нейропсихологического обследования младшего школьника
Образец заключения по результатам нейропсихологического обследования младшего школьника
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Образец заключения по результатам нейропсихологического
обследования младшего школьника (описание результатов по ВПФ)

ФИ учащегося Марианна, 2 Г класс.

Дата рождения 11.09.2010 г.

Цель обследования: обследование проводится по запросу учителя начальных классов и мамы ребенка с целью определения нейропсихологических механизмов учебных трудностей ребенка и составления заключения, предоставляемое в ПМПК. Учебный материал по АООП НОО, вариант 7.2, не усваивает (работает медленно, инструкцию не усваивает, заметный дефицит графомоторных навыков, нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны учителя).

Анамнестические сведения: заключение ПМПК от 14.02.2018г. ЗПР, является обучающейся с ОВЗ; обучение по АООП НОО, вариант 7.2. Воспитывается в неполной семье, является младшим ребенком. Со слов девочки проживает с мамой, старшим братом 15 лет, бабушкой, дедушкой и дядей.

Объективно: ведущая рука - правая. Выглядит на свой возраст, внешний вид неопрятный. В ситуацию обследования вступает охотно, держится доброжелательно, улыбчива, границы в общении соблюдает, готова выполнять предъявляемые к ней требования. Эмоциональный фон ровный, эмоциональные реакции несколько стертые, не очень выразительные (улыбка и удивление чаще всего). Мотив обследования у ребенка сформирован, но носит скорее обязательный характер. При позитивном подкреплении и поддержки ребенка со стороны взрослого, отмечается некоторый рост продуктивности в деятельности. Ориентирована в месте и пространстве, не ориентируется в текущей дате и месяце. Времена года перечисляет, месяца года перечисляет частично с пропуском, дни недели не помнит. На вопрос о дате своего рождения, дает ответ: «11 сентября 10 июля». Основные жалобы ребенка: «не успеваю на уроке за детьми», «задания дома по математике с мамой решаем по интернету», «устаю после 1 урока».
В тетрадях ребенка заметны выраженные проблемы попадания в клеточку, трудности ориентировки на листе, регуляторные ошибки по типу пропусков букв и их. элементов, пропуск первых букв в словах, замены глухих и звонких согласных, ошибочного согласования слов в предложении, написание слов (идущих подряд) слитно, многочисленные добавления в слова лишних букв, тенденция к макрографии. В мыслительной деятельности выраженная инертность психических процессов: трудности вхождения в задание, с трудом может изменять способ своей работы (неоднократный перенос в методике Ивановой способа классификации - по цвету), выраженная инертность. Автоматизированный счет от 1 до 10 (и обратно) доступен. Счет десятками до 100 и обратно - недоступен. Речь вязкая, отрывистая, фразы односложные (глагол и существительное). Задания, связанные с интеллектуальной деятельностью, вызывают напряжение и утомляемость, требуют длительных временных затрат. Чтение слоговое.
Обследование проводилось в 2 этапа.

Зрительно-предметное восприятие: при узнавании перечеркнутых изображений все предметы названы верно. При узнавании зашумленных изображений не доступен к узнаванию зонт. Буквенный гнозис без затруднений, отмечены трудности в узнавании букв, наложенных друг на друга (выделяет только одну букву). Сюжетные картины описаны верны.

Слухоречевая память исследовалась при помощи методик «10 слов», воспроизведение рассказа. Кривая запоминания носит характер увеличения объёма при многократном повторении: 2, 4, 6, 8, 8. Отмечены персеверации, конфабуля- ции (инертное вплетение слов из прошлых заданий, новых слов). Пересказ и смысл рассказа при восприятии его на слух (при прочтении исследователем) - неполное (с пропуском смысловых звеньев) изложение событий без исправления после наводящих вопросов. Смысл рассказа не передан, тенденция к фрагментарности. При самостоятельном прочтении рассказа воспроизводит только его вторую часть, смысл текста не передан. Словесно-логическое мышление не сформировано.

При исследовании мыслительных процессов: при пересказе отмечаются трудности в запоминании осмысленного текста и выделении морали (смысла) рассказа. Функция обобщения снижена. Решение математических задач для 1 класса недоступно. Трудности: в понимании условий задачи, вопроса задачи, в удержании условий и вопроса задачи, в создании основного плана решения задачи и выполнении правильных операций. Методика Ивановой: время выполнения основного задания - 11 минут, получено 9 «уроков-подсказок», проявление инертности - 3 балла; аналогичное задание - 4 минуты, осуществлен частичный наглядно-действенный перенос 2-х признаков (3-й признак не переносит) - 3 балла. Общий числовой показатель обучаемости - 15 баллов (количественный показатель обучаемости здоровых детей - 3-/+2). В целом отмечается слабая восприимчивость к помощи (выражается в большом количестве «уроков- подсказок»), трудности в освоении материала, недостаточность обобщающей функции речи (выражается в слабости завершающих словесных формулировок), неумение вычленить основной признак проводимой классификации фигур, в одной классификации попытка «уместить» несколько признаков в одну группу - снижение функций обобщения.
Полученные показатели по методике Ивановой интерпретируются в пользу интеллектуальной недостаточности ребенка.

Двигательная сфера: серийная организация движений и действий (плавность переключения от одного компонента программы к другой) протекает с выраженными трудностями в моторном и графомоторном звене. Проба «Кулак, ребро, ладонь» выполняется поэлементно, с повторяющимися сбоями и с тенденцией к изменению (расширению) программы, гипотонус кисти. Темп увеличить не может. При выполнении двумя руками, программа распадается. Проба на «реципрокную координацию» движений выполняется со сбоями, с компенсаторным перемещением рук, в замедленном темпе, программа не усваивается. Графомоторная проба выполняется недостаточно плавно, с отрывами и многочисленными «площадками» между элементами для облегчения переключения, а также с тенденцией к расширению программы (появление лишнего компонента внутри серии). Темп в пробе снижен (см. Приложение).

В рассказе по серии сюжетных картинок отмечается путание последовательности серии из 6 картинок (помощь психолога не приводит к правильному раскладыванию картинок. Правильный порядок выстраивает исследователь, рассказ ребенка остается прежним (ошибочным, как в первоначальной неправильной серии). Серия из 3-х картинок доступна к правильной раскладке и составлению рассказа (рассказ отличается односложностью предложений).
Таким образом, на первый план выступают выраженные трудности серийной организации и программирования и контроля на фоне умеренной слабости переработки информации (в первую очередь слухоречевой), выраженная инертность психических процессов.


Заключение: отмечается выраженная слабость функции программирования и контроля действий (трудности вхождения в задание, трудности ориентировки в условиях задачи, построения программы, инертность, легкая отвлекае- мость, трудности контроля за выполнением задания, ошибки на письме - пропуск букв, слогов, антиципации, контаминация двух слов в одно); признаки слабости переработки слуховой информации (замена звуков близких по звучанию в письменной речи, снижение слухоречевой памяти); признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации (трудности ориентировки на листе бумаги, трудности удержания строки, пропуск и замена гласных, нарушение порядка букв в словах, слитное написание двух и более слов). Указанные нейропсихологические особенности можно с осторожностью интерпретировать как свидетельство функциональной несформированности лобных отделов, возможном дефиците межполушарного взаимодействия, функциональной несформированности левой височной области. Качественные и количественные показатели выполнения заданий могут свидетельствовать в пользу интеллектуальной недостаточности.


Рекомендации:
1. Прохождение ПМПК по месту жительства с целью уточнения основных особенностей ребенка, определяющих необходимость создания специальных условий получения образования в образовательной организации.
2. Посещение невролога.
3. Соблюдение индивидуального режима дня.
4. Коррекционные занятия с нейропсихологом, психологом и дефектологом.
5. Консультация мамы школьным психологом.
После прохождения ПМПК переведена на обучение по программе в соответствии с Пр. № 1599, вар. 1 (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Источник: Филатова, О. А. Нейропсихология детского возраста: теория и практика : учебно-методическое пособие / О. А. Филатова ; научный редактор А. А. Бехтер ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2022. - 227, [1] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.