Страница 1 из 3 Профилактика — есть комплекс мероприятий, предпринимаемых педагогическим коллективом с учетом мультидисциплинарного подхода для нейтрализации факторов риска, способных привести к формированию нежелательных форм поведения и усилению защитных факторов. Профилактика как системная деятельность регулируется исследованиями, направлена на нейтрализацию как факторов риска и усиление защитных факторов. Практические программы профилактики составляются, строятся и управляются на основе исследований. Факторы риска появления какого либо типа отклоняющегося от норм и представлений общества поведения или социального явления могут быть: Индивидуальные: генетика, темперамент (агрессивность, избежание вреда, самоконтроль). Семейные: конфликтность, жестокое обращение, пренебрежение, плохой контроль.
Школьные: плохая успеваемость, нацеленность на успех, нарушение способности к обучению, рассогласованный рабочий график, слабые навыки общения. Факторы среды сверстников: «за компанию», неразвитая или слабо развитая резилиентность. Социальные факторы: низкий уровень жизни, жизненная недостаточность и необеспеченность элементарных жизнеобеспечивающих элементов, контакт с асоциальными элементами, СМИ, общественная терпимость и др. Другая типология предлагает более конкретные явления социального и индивидуального развития, как факторы риска: Отсутствие упорядоченного быта, опекуны — асоциальные и криминальные элементы Присмотр и контроль не эффективны. Нарушение привязанности. Застенчивость и агрессивность. Неудачи в учебе. Плохие навыки социализации. Общение с девиантными сверстниками. Осознание одобрения или принятия такого поведения со стороны сверстников и общественности. Наряду с нейтрализацией факторов риска профилактическая деятельность предполагает обращать большое внимание на усиление защитных факторов, таких, как: Сильные семейные связи. Опыт родительского контроля: четкие правила; вовлечение родителей в жизнь ребенка. Успехи в учебе. Тесные связи с социальными институтами. Признание установленных норм относительно девиантного поведения. Основными принципами программ профилактики могут и должны стать следующие: Разработка для усиления защитных факторов и изменения факторов риска. Отработка навыков сопротивления / резилиентности: о Усиление положительной мотивации, о Улучшение социальной компетентности (общение, самооценка, самостоятельность, усиление негативного отношения к девиантному поведению) Должны включать интерактивные методы. Должны включать родителей / опекунов для подкрепления того, чему обучаются дети (факты негативного поведения, семейное обсуждение, семейные конференции). Нацеленность на семью. Продолжительность на весь период развития (учет возрастных особенностей и культурных особенностей) Должны предусматривать медиапрограммы / образовательный компонент, законодательные изменения, социальные контакты (школа+семья), укреплять нормы отрицания Важным составляющим профилактической деятельности является формирование навыков конструктивного взаимодействия, к которым в первую очередь относятся такие как: Умение просить о помощи Умение просить внимания Умение понимать чувства и переживания других людей, а также взрослых и сочувствовать им Умение предлагать помощь взрослым Навыки достойного поведения Умение выражать свои чувства и мысли
Работа с семьей в области профилактики. Семья, как воспитательный и воспитывающий компонент может быть оценена по следующим критериям: Степень заботы: моральная, материальная, интимно-личностная Структура. Дисциплина. Восприятие ребенка родителями и другими членами семьи. Соответственно эти же показатели являются основным содержанием для профилактической работы в русле семьи. Итак, работа с семьей может быть ориентирована на следующее: Обучение родителей техникам управления обстоятельствами. Позитивное усиление поведения, несовместимого с девиантным поведением. Контроль и дисциплина. Профилактика в семье имеет целью усиление родительских навыков, таких как: контроль; позитивное подкрепление (представления, умения и навыки); установка границ и их периодическая коррекция с ребенком согласно возраста; решение проблем; навыки общения; умение распознавать отклонения и нарушения; структура отношений в семье.
В профилактической работе с детьми в контексте семьи следует обращать внимание на: улучшение навыков общения у детей; дисциплину, контроль; «Твои правила» - осознание и принятие ребенком правил поведения; структуру семьи; разговоры об отклонениях поведения и их последствиях; модели поведения — неприятия и модели ценностей; знание друзей ребенка родителями; понимание проблем и забот семьи и родителей.
Принцип семейной работы: любой рассказ ребенка — поощрение рассказа — разрешение проблемы.
Программы учебных заведений по профилактике должны соответствовать следующим принципам: Охватить все группы детей (высокого и низкого риска). Долгосрочность. Интерактивность. Поощрение норм. Наказание и порицание нарушений. Поощрение детской активности. Частота: 10 — 15 сессий в год и 10-15 закрепляющих занятий. Школьные программы должны обязательно предполагать деятельность, направленную на сверстников, которая должна отвечать следующим требованиям: Фокус на развитии. Общение. Усиление позитивных отношений со сверстниками и позитивных моделей поведения. Резистентность.
Профилактическая работа в сообществе (социальном окружении) Учебным заведением должна проводится профилактическая работа в сообществе (социальном окружении), которая должна быть ориентирована на следующие его сферы: Учебное заведение — Семья — Лидеры общества (кумиры, герои) — СМИ. Профилактическая деятельность в учебном заведении должная строиться с учетом трех уровней. Информационный уровень представляет собой комплекс определенной информации, форм, методов, технологий по ее презентации и усвоению. Имитационно-эпизодический уровень — нацелен на активное усвоение информации и стратегий поведения на более высоком уровне восприятия через игровое или имитационное упражнение в интерактивной форме. Имитационно-деятельностный уровень — создание обучающего жизненного пространства, заставляющего детей проектировать и усваивать многовариантные стратегии гражданской ответственности.
|