На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Основные подходы к составлению профилактических программ трудновоспитуемости - Опыт внедрения модели профилактики преступлений и безнадзорности несовершеннолетних, основанной на восстановительных подходах.
Основные подходы к составлению профилактических программ трудновоспитуемости - Опыт внедрения модели профилактики преступлений и безнадзорности несовершеннолетних, основанной на восстановительных подходах.
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Основные подходы к составлению профилактических программ трудновоспитуемости
Опыт внедрения модели профилактики преступлений и безнадзорности несовершеннолетних, основанной на восстановительных подходах.
Альтернативная программа для детей, находящихся в конфликте с законом.
Все страницы

Опыт внедрения модели профилактики преступлений и безнадзорности несовершеннолетних, основанной на восстановительных подходах.
А.А.Ананенко.

Любое негативное явление, как и болезнь, легче предупредить и предотвратить, чем бороться с уже происшедшим и переживать его печальные результаты, отразившиеся как на пострадавших от преступного действия, так и на совершивших их. Особенно актуально это утверждение еще и в связи с тем, что мы имеем дело с несовершеннолетним преступником, личность которого находится в состоянии формирования, а его внутреннее «Я» в состоянии постоянного экспериментирования с жизнью, чтобы в результате выработать какие-то социальные роли и позиции.
Процесс воспитания на сегодняшний день это уже не только или может быть даже не столько передача опосредованного человеческого опыта, как скорее создание для молодого человека и подростка условий, в которых он мог бы сделать определенный адекватный выбор в каждой конкретной жизненной ситуации, и в конечном итоге научился делать такой выбор в дальнейшем, живя в условиях нашего изменяющегося мира. Если раньше было возможно и целесообразно дать такое решение в жизненной ситуации, которое в принципе носило верный характер, то сейчас мы иногда даже не можем предположить ту ситуацию, которая может возникнуть в жизни, не говоря уже о ее конкретном разрешении.
Кроме того мы знаем, что степень усвоения информации тем выше, чем ближе она находится к человеку. И только тогда, когда информация испытана и отрефлексирована на личном опыте, она переходит в практику подростка и человека с тем подкреплением, положительным или отрицательным, которое было пережито. Извлекается из сознания для привлечения повторно, если подросток сталкивается в различных жизненных ситуациях с символами, под которыми сохранилась данная информация. А из всех вариантов решения в данной ситуации выбирает ту, которая действительно наиболее эффективна для достижения позитивного результата и будет адекватно положительно воспринята окружающим социумом.
Говоря о профилактике правонарушений целесообразно говорить не только о работе с теми, кто уже совершил какие-либо проступки, но и с теми, кто внешне и не должен этого сделать. В отечественной же практике при обсуждении проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетними сталкиваешься в первую очередь "со стремлением полнее раскрыть условия перевоспитания социально- педагогически запущенных школьников. «Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников становится основным направлением профилактики правонарушений подростков (Баженов В.Г. Теория и методика профилактики правонарушений школьников. - АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания, автореф. докт. дис. М., 1990, с 16).
Однако, работая только и главным образом по факту, мы скорее догоняем убежавшее, чем стараемся реально помогать конкретному ребенку и вести его развитие в нормальном русле.
На сегодняшний день у нас широкое распространение получило обучение детей, начиная с младшего возраста, своим правам. Проведенные исследования показали, что данная работа достигла неплохих результатов. Я не хочу сказать, что ее построение и система на сегодняшний день носят высоко эффективный характер. Но вместе с тем, информационный уровень данного типа деятельности выведен на достаточный уровень в современных учебных заведениях. Периодически проводятся специальные занятия по репродуцированию информации о правах ребенка. Но права невозможно рассматривать без ответственности за принятие, обладание и исполнение конкретных прав. Человек только тогда может состояться как социальная личность, когда вместе со своими правами он берет на себя ответственность и за исполнение и соблюдение прав других людей. Эта проблема носит дуалистичный характер и поэтому она чрезвычайно важна в решении вопросов предупреждения нарушения как прав самих детей, так и в предупреждении нарушения детьми прав других граждан. Поэтому мы считаем целесообразным на сегодняшний день говорить о комплексном подходе в разработке программ принятия, именно принятия, а не обучения своих прав, наряду с формированием ответственности за их соблюдение в реальной жизни. Причем соблюдение не только своих прав, но и прав других людей в целом. Такое комплексное представление и исполнение своих прав и обязанностей можно назвать гражданской ответственностью. Иными словами, гражданская ответственность — есть комплексное принятие и исполнение личностью своих прав и обязанностей. Только та личность, которая освоила весь комплекс составляющих гражданской ответственности в виде знаний, умений, навыков в их исторической перспективе, может считаться социально зрелой личностью.
Подростки и молодые люди согласно психологическим законам стремятся реализовать себя в реальной общественной жизни. Ювентизация — это мера включенности подростка в социальные отношения изменяющегося мира и возможность его влияния на развитие этих отношений. Существующая действительность не только не предполагает включенность подростка в систему социальных отношений как самостоятельного субъекта, но даже не имеет должным образом организованной имитации для реализации данной потребности подростка. Создание модели профилактической системы, предполагающей включенность в нее подростка, как правомочного субъекта, стало одной из основных задач, стоящих перед нами в осуществляемом проекте. Иными словами, такая система должна каким-то образом имитировать реальные общественные отношения ответственности за совершенные антиобщественные поступки.
Вместе с тем, эта модель должна не только носить игровой имитационный характер, но и предусматривать особенности возраста. Кроме того, она должна, учитывая ее направленность на позитивную социализацию, быть более идеализированной. Если официальная система правосудия носит карательный характер, и ориентирована на наказание, то наша задача создать такую имитацию, которая будет нацелена в первую очередь на познание и усвоение подростками, совершившими противоправные деяния, социальных норм и стандартов поведения, ориентированных на осознание и принятие своего места и роли в реальном сообществе.
Чтобы создать такую модель необходимо определиться с ее принципами, т.е. основополагающими моментами ее построения. Итак, основными понятиями, естественно, являются правонарушение, ответственность и правосудие. Правонарушение как поступок человека, в результате совершения которого были ущемлены права, либо причинен вред другим членам общества. Но, в то же время, необходимо осознавать, что от правонарушения в любом случае вред испытывают: непосредственная жертва, межличностные отношения, сам правонарушитель и общество в целом. В каждом обществе существуют какие-то осознаваемые и неосознаваемые ограничения во взаимодействии. Правонарушение нарушает это табу, чем вносит противоречие в систему взаимоотношений не только жертвы и самого нарушителя, но и людей, непосредственно столкнувшихся с этим фактом.
В понимании правонарушения или нарушения каких-либо норм вообще в создаваемой нами модели мы руководствовались тем принципом, что это есть не только нарушение закона, а действие, принесшее вред конкретным людям и отношениям. Поэтому в практике работы всегда становится чрезвычайно важным выявление, усвоение и принятие подростком — нарушителем конкретных лиц, пострадавших от данного деяния, и вместе с тем осознание им негативных последствий в отношениях в группе, учебном заведении, которые могут стать результатом данных действий.
Исходя из сказанного, этот вред должен определяться достаточно конкретно и осязаемо, а не абстрактно. Кроме того, необходимо руководствоваться принципом, что выявленное правонарушение или нарушение не отличается от других конфликтов и действий, приносящих вред. И нарушение всегда есть нарушение, а человек не в силах определять абсолютно адекватно, какое нарушение можно допустить из-за его незначительности, а какое уже совершать недопустимо. Сам опыт совершения правонарушающих поступков может стать для человека, их практикующего скорее нормой, чем отклонением, что приведет в свою очередь к деградации его ценностных ориентаций.
Часто в нашей жизни приходится сталкиваться с суждениями о том, что вред, нанесенный государству, не так существен, как вред, причиненный конкретным людям. Но в своей практике мы должны руководствоваться принципом, что нанести вред государству просто невозможно, любой вред буде нанесен конкретным людям и отношениям между людьми.
В действующей в нашей стране системе правосудия существует такая трактовка «Государство против...». В реальной практике, как мы уже сказали, от правонарушения страдают не государство, а конкретные люди, и в первую очередь, это конкретная жертва, и, безусловно, сам нарушитель. Таким образом, именно на них и должны быть ориентированы действия, связанные с восстановлением утраченных прав жертвы и преступника и возвращение их к нормальным человеческим отношениям.
Таким образом, мы изначально переводим нарушителя в разряд потерпевших, но это не говорит о том, что он требует нашего сострадания, а о том, что он требует нашей помощи.
Кроме того, важно не только обозначить в работе с конкретными нарушителями потерпевших или пострадавших от данного нарушения, но и постоянно иметь в виду их права и нужды, т.к. именно восстановление этих прав и есть цель правосудия. И не столько правосудия чинимого людьми, сколько достижения справедливости, которую и должен в первую очередь восстановить сам нарушитель.
А в этом процессе главное место занимает межличностный аспект. Мы признали конфликт, который произошел между конкретными людьми, и, соответственно, должны восстановить их нормальные отношения. Результатом нашей деятельности должно стать не действие по принципу «око за око, зуб за зуб», в результате которого мы человека ущемившего кого-то в правах должны также ущемить в правах, а предпринять меры, после которых все субъекты конфликта будут не только удовлетворены, но и смогут вернуться к нормальной жизни.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мы должны рассматривать нарушение, во-первых, комплексно, и во- вторых, исходя из потребностей конкретных субъектов данного действия.
Следующим моментом, на котором хотелось бы остановиться, является понимание ответственности. Как показали наши исследования, большинство подростков, отбывающих наказание за совершенные правонарушения, не предполагали, что за их деяния, возможно было наступление таких последствий и, в частности, наказания. Наши подростки на сегодняшний день практически не понимают содержания ответственности и не готовы к ней. Вместе с тем, в отличие от юридической системы, для воспитывающей и формирующей (развивающей) необходимы другие положения, определяющие ответственность. В нашем обществе стабильно циркулирует мнение о том, что многие наши беды в области преступности несовершеннолетних от незнания детьми законов. Это в принципе доказывают и наши исследования. Но попытаемся посмотреть на данную проблему под другим углом зрения, не юридическим, а именно нравственным. Ведь, понятно всем, что наши подростки не смогут выучить всех законов, и, очевидно, что не только, и даже может быть не столько, знание законов помогает человеку совершать правильный выбор при обдумывании поступков. А скорее комплекс неких нравственных качеств и убеждений.
Итак, в своей деятельности в отношении определения ответственности мы должны руководствоваться следующими принципами. Ответственность — это не есть виновность, как трактуется в юридических нормах, а скорее это принятие и исполнение дополнительных обязанностей и обязательств. Совершив любое действие, ты не становишься виновным по определению, а берешь на себя некие дополнительные обязательства и обязанности по исправлению сложившейся ситуации. А тяжесть этих обязательств зависит от содержания и последствий поступка. И в отличие от виновности, которая либо есть, либо ее нет, ответственность бывает различной, но она всегда должна быть. Она не есть что-то абстрактное, она должна быть конкретна, и наша задача добиться осознания и принятия подростком этой конкретности.
Вина не неизгладима, ее можно искупить возмещением ущерба, прощением и раскаянием. Нарушитель в долгу в первую очередь не перед обществом, а непосредственно перед конкретным пострадавшими.
И, наконец, правосудие, что это такое? Как, по каким принципам должна осуществляться справедливость в рамках предлагаемой нами модели профилактики.
В центре внимания, на наш взгляд, должно стоять решение проблемы, исходя из всех вышеизложенных принципов, и в то же время все мероприятия, предпринимаемые для этого, должны быть ориентированы в будущее, а не в прошлое, или, иными словами, важно не разбираться кто прав, а кто виноват, а стремиться к восстановлению в своих правах всех сторон конфликта. В центре внимания должны быть потребности всех субъектов факта нарушения, кроме того, они должны быть и главными действующими лицами процесса осуществления правосудия, т.е. достижения справедливости. У нарушителя должно быть право выбора формы ответственности, но вместе с тем, таким образом, чтобы и пострадавшая сторона принимала и была согласна с такой компенсацией своего ущерба. Утерянное равновесие должно быть восстановлено не за счет унижения нарушителя, а за счет признания прав его личности. Результат оценивается не по намерениям и процедуре, а по «плодам», достигнутым в итоге. Важно достигнуть активности нарушителя в разрешении возникшей проблемы. В то время как в большинстве случаев мы имеем практику его отчуждения от процедуры свершения правосудия.
В 2002-2003 гг началась реализация экспериментального проекта «Разработка и апробация в Октябрьском районе г. Минска модели профилактики правонарушений и безнадзорности детей на основе внедрения восстановительных подходов», построенного на вышеперечисленных принципах.
Целью проекта стало создание модели реабилитационного пространства для детей, находящихся в конфликте с законом.
В начале была проделана следующая работа:
Проведена профессиональная психодиагностика и на ее основе составлены психологические характеристики детей и подростков (113 человек), состоящих на учете в ИДН.
На основе этих материалов составлены индивидуальные психокоррекционные и реабилитационные программы на каждого конкретного подростка (24 человека). Обозначена проблема: предложенные рекомендации не всегда выполнялись на местах педагогами, психологами учебных заведений родителями по причине невнимания, непонимания а иногда отсутствия специальных профессиональных навыков.
Были проведены образовательные мероприятия для комплексного ознакомления сотрудников КДН, ИДН, социальных педагогов, психологов школ с принципами и стандартами ювенальной юстиции и восстановительного правосудия.
Положительные результаты работы проекта в 2002 году: из 100 подростков, принявших участие в летних мероприятиях проекта 90 не попадали в поле зрения органов внутренних дел, преступность в летний период снизилась с 31 в 2001 до 23 в 2002, а количество несовершеннолетних участников преступлений снизилось с 15 в 2001 до 8 в 2002. За год количество несовершеннолетних участников преступлений в районе снизилось с 80 (2001г.) до 69 (2002г.) Из 24 подростков, для которых составлена индивидуальная реабилитационная программа, на путь исправления встали 21 человек.
Ведущую и координирующую роль в реализации цели проекта в 2003 году мы отводим Комиссии по делам несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних призвана работать в области защиты прав детей. Но она не имеет должным образом организованной структуры и механизмов деятельности по защите детей. Деятельность комиссии свелась в последние годы к репрессивно-фиксирующей функции.
В 4 квартале 2002 года на рассмотрение дел в КДН одного из районов г. Минска поступило 990 заявок, рассмотрен 891 случай. Были приняты меры административного характера, оформлена постановка на учет в ИДН, контроль КДН, вынесены выговоры и предупреждения. Опыт многолетнего наблюдения и изучения практики работы КДН показывает, что данные меры не эффективны. Как показали наши исследования, большинство детей (90%), прошедших через комиссии, не осознали собственную вину за совершенные правонарушения, не признали ответственности. А те дети, к которым были применены меры административного воздействия, считают, что с ними поступили несправедливо и мера ответственности не соответствует степени виновности. Высок процент рецидива среди детей, прошедших через КДН.
В связи с этим мы считаем, что назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу.
Проведенные предварительные исследования среди детей, находящихся в группе риска, показали, что на сегодняшний день дети видят в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних как позитивные, так и негативные моменты. К позитивным составляющим работы КДН дети относят (сохранена детская стилистика):
КДН наставляет на правильный путь; она есть; там могут оказать содействие в трудоустройстве; она иногда частично помогает ребенку; изменяют характер (в лучшем случае); помогают осознать вину; развивают самовнушение у ребенка; дают подростку второй шанс.
Вместе с тем, с точки зрения детей, деятельность КДН на сегодняшний день имеет очень много негативных моментов (по высказываниям подростков):
• Не доделывают все до конца
• Много обещают, мало делают
• «Берут на понты»
• Слишком давят на психику
• Унижают
• Не помогает реально
• Если подросток сделал один раз, сделает второй
• Не дают выбора подростку
• Или наказание или ничего
• Она ничего не может сделать, кроме штрафа для родителей
• Когда родителям дают штраф, родители избивают своих детей. Значит КДН способствует избиению детей (насилию)
• КДН — это просто слова. Поговорили и все.
• Когда тебя вызывают на комиссию, то требуют у родителей, чтобы они с тобой «разобрались». А что родители сами не могут этого без комиссии? А если не могут, то им не как не помогут.
Наш выбор работать с комиссией по делам несовершеннолетних был обусловлен еще тем фактором, что согласно нормативно-правовой базе на сегодняшний день КДН должна не только выполнять функцию защиты детей и обладает широким спектром толкований общественного влияния на ребенка, но и является единственной надведомственной структурой, которая сегодня должна и может осуществлять межведомственные подходы в решении судьбы каждого конкретного ребенка. Иными словами, КДН в соответствии с действующим сегодня статусом может управлять объединенной инфраструктурой реабилитационного пространства, хотя и нуждается в усилении организационного, методического и общественного потенциала.
Инфраструктура реабилитационного пространства и предупреждения безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних на сегодняшний день, по нашему мнению, в идеале должна включать:
1. Институты общего социального предупреждения: отделы образования, по делам молодежи, социальной защиты; службы занятости, государственные образовательные учреждения, НГО, негосударственные образовательные учреждения, центры воспитательной и внешкольной работы; центры досуга, подростковые клубы, спортивные секции, клубы; специальные воспитательные учреждения; центры профориентации и профессионального обучения; органы опеки и попечительства. Обобщая востребованные в данном контексте аспекты деятельности, можно сказать, что их универсальная функция должна заключаться в раннем выявлении проявлений девиантного поведения и факторов риска его проявления в процессе деятельности, информирование, разработка и реализация общих и индивидуальных превентивных программ.
2. Институты первичного специального предупреждения: центры социальной помощи семье и детям; специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы; социально-реабилитационные центры (ДРЦ); социальные приюты, благотворительные учреждения; интернатные учреждения / учреждения для сирот; медицинские и наркологические детские службы; службы скорой психолого- педагогической помощи; объединения родителей по месту жительства («соседский контроль»); центры обучения; органы опеки и попечительства; детская адвокатура.
3. Институты вторичного специального предупреждения: специальные заведения закрытого типа, специальные заведения открытого типа; ПРН; ИДН; КДН; приюты; пансионы, общины (православные, и др.).
4. Институты уголовно-правового и исполнительного предупреждения: (СИЗО, ИВС, ВК, попечительские советы при ВК*, родительские комитеты при ВК*, объединения родителей осужденных детей, общественные юридические консультации (в т.ч. для осужденных детей), арестные дома , суды по делам н/л, Детская адвокатура.
Множество из вышеперечисленных институтов в нашем государстве есть, некоторые существуют в зачаточном состоянии, некоторых организационных образований нет вообще. Но главная проблема, стоящая перед нами — это обеспечение межсекторного взаимодействия и социального партнерства не в рамках гипотетических судеб детей вообще, а в решении проблем одного (и каждого) ребенка, попавшего в конкретную трудную жизненную ситуацию.
И решить эту проблему с нашей точки зрения может и должна Комиссия по делам несовершеннолетних, как надведомственная структура, объединяющая руководителей учреждений и структур, работающих с детьми и для детей.
Для реализации этой функции нами была разработана и предложена схема действий в ситуации работы с несовершеннолетним, совершившим правонарушение или неблаговидный поступок, или попавшим в сложную жизненную ситуацию на уровне КДН.
Эта схема выглядит следующим образом:
Ребенок, совершивший правонарушение/ неблаговидный поступок, или попавший в сложную жизненную ситуацию приглашается на встречу с медиатором (посредником, человеком, прошедшим специальную подготовку и компетентным решать конфликтные вопросы между двумя и более сторонами конфликта, который предлагает ему принять участие в работе специальной программы и попытаться решить свои проблемы, воспользовавшись помощью специалистов.
В случае позитивного ответа ребенок проходит диагностику у психолога
(в районе определяется перечень психологов (3-4 человека), сотрудничающих с КДН в этой области).
затем проходит беседа ребенка с социальным педагогом (медиатором), на которой определяется степень осознания ребенком вины и готовности его к ответственности и свершению процедуры примирения.
Заседание комиссии по делам несовершеннолетних
Определение степени общинной ответственности
Определение процедуры примирения
назначение индивидуальной реабилитационной программы
учебная трудовая
исполнение принятых обязательств
контроль = самоконтроль
ответственность предполагает самоконтроль ребенка, а не переложение бремени ответственности по надзору на взрослого.
Учебная ответственность предполагает посещение определенного количества часов психолого-педагогических тренингов, клуба, спортивных секций, дополнительных учебных занятий. В районе определяется перечень данных видов нагрузки и специалистов и учреждений, где она реализуется. Например, определяются психологи, которые будут вести специальные тренинги для детей группы риска по решению КДН.
Трудовая ответственность. Постоянно определяется и корректируется фронт работ по микрорайону, которые соответствуют допустимой нагрузке с точки зрения соблюдения законных прав и интересов подростка. Например, оказание помощи пенсионерам (по специально подготовленным спискам), инвалидам, ветеранам и прочее.
Важным вопросом, стоявшим перед нами в начале реализации проекта было: «А захочет ли сам подросток участвовать в работе по данной схеме?»
Проведенные предварительные исследования среди подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и рассматривавшиеся на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, дали следующие результаты.
Мотивация подростка на участие в работе КДН в рамках пилотного проекта.
Положительная мотивация, выдвигаемая подростками:
Родители ни в чем не виноваты
• Я должен самостоятельно расплачиваться за свои поступки
•Я понимаю, что ошибку совершил лично я и именно я должен за них отвечать
•Я выбираю этот путь не из-за того, что мои родители не могут заплатить штраф, а потому, что я хочу сам отвечать за свои поступки.
• Я не хочу, чтобы родители меня попрекали.
• Я хочу быть и буду самостоятельным.
• Независимость
• Наказание будет мягче
• Меня не будут бить
• Если я виноват, я должен отвечать
• На меня никто не будет давить (морально, материально, психически). Я сам приму решение, сделаю выбор.
• У нас будет нормальный договор. Со мной нормально будут договариваться и разговаривать, а не орать и т.д.
• Не будут давить на психику.
• На меня не будут давить, так как разговаривать со специалистом (психологом, социальным педагогом) легче и приятнее, чем с комиссией.
• Специалисту я могу рассказать о своих причинах совершенного, чего я не скажу ни милиционеру, ни комиссии.
• Если со мной будут разговаривать по-взрослому, то и я могу изменить свое поведение. (Или захотеть этого)
• Родителей жалко
• Это мне поможет
• Это лучше
• Я — самостоятелен.
• Я — взрослый и сам могу отвечать за свои поступки.
• Я не хочу обижать (напрягать, привлекать) своих родителей.
• Если это сделал я, то зачем сюда привлекать (примешивать) других людей.
• Я разберусь в себе.
• Денег жалко
• Не хочу унижений.
• Боюсь побоев и ругани родителей
• Боюсь потерять уважение родителей
• На улицу перестанут пускать, не пустят в компьютерный клуб, запретят встречаться с друзьями, не купят вещь.
• Я не хочу, чтобы все об этом знали и показывали на меня пальцем
Однако существует и негативная мотивация, которая с точки зрения подростков может мешать принятию позитивного решения об участии в работе по предложенной схеме:
• Я еще ребенок.
• Родители знали, на что шли, когда «меня делали», вот пусть и отвечают за меня
• Родители должны за меня отвечать
• Родители должны меня обеспечить во всем
• Государство должно дать мне возможности
• Все мы совершаем ошибки
• Все взрослые в детстве поступали также
Что хочу, то и делаю
• А мне все равно
• Все равно отлупят
• Не хочу учиться.
• Все уроды, все против меня.
Все знают, что я такой. По-другому я не могу.
• Кто-то родился, чтобы стать учителем, я родился, чтобы стать вором. У меня семья такая, я сам уже такой. Я не могу по-другому искать средства к существованию.

 

В процессе реализации проекта были проведены групповые обсуждения на данную тему с взрослой группой, состоящей из педагогов, результатом которых стали следующие результаты по теме мотивации участия в экспериментальной программе.
Что поможет мне сказать «да» на предложение об участии в такой программе:

  • Мягче наказание
  • Проще родителям
  • Осознание своей вины
  • Есть возможность нести ответственность за свою жизнь и свои поступки
  • Я тренируюсь сам отвечать за свои поступки
  • Это разговор на равных
  • Не будет давления
  • Повышается самооценка
  • Будет оказано меньше вреда, особенно морального (как мне, так и родителям)
  • Можно познать себя

Почему я скажу «нет» на предложение поучаствовать в такой программе:

  • То, что я делаю, меня устраивает.
  • Я не нуждаюсь в помощи. Как хочу, так живу.
  • Почему это мне кто-то хочет помочь разобраться в себе. Я — не дурак, сам разберусь.
  • Я самостоятельный
  • Чем читать нотации, раз дали по шее — и нечего канитель разводить.
  • Что хочу, то делаю.
  • Родители знали, на что шли, когда меня рожали.
  • Родители должны нести за меня ответственность.
  • Я могу делать то, что хочу.
  • Я никому плохого ничего не сделал, а мне сделали.

Начиная с апреля 2003 года в Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации Октябрьского района г. Минска по предложенной схеме было рассмотрено 51 дело несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления до достижения возраста уголовной ответственности.
Предварительная оценка результатов данного эксперимента проводилась на основе анализа статистических материалов, наблюдения и экспертного опроса. Нами получены следующие результаты:
• Среди детей, прошедших через предлагаемую модель не зафиксирована рецидивность;
• Отмечены улучшение учебы (12%), отношений со сверстниками (80%) и детско- родительских отношений в семье (26%)
• Не отмечено ухудшений в учебе, отношений со сверстниками и детско-родительских отношений в семье — 100%
Для закрепления полученных результатов были проведены вспомогательные мероприятия: реабилитационный лагерь для детей, находящихся в конфликте с законом, и клуб для подростков, участвовавших в нашем эксперименте. Данные действия также привели к своим позитивным результатам: повышено доверие к программе и ее организаторам и сотрудникам среди детей района; появилась группа подростков, активно участвующих в продвижении идей проекта среди своих сверстников, что в свою очередь облегчило привлечение детей к участию в работе по схеме проекта. Например, если ранее мы приглашали детей посредством телефонных переговоров, затем — через социальных педагогов, работающих в соответствующих школах, то на сегодняшний день из школ, в которых есть дети, активно участвующие в нашем проекте, претенденты для рассмотрения дела на комиссии к нам приходят более активно, чем из других учебных заведений. Кроме того, динамика роста преступности по району за летние месяцы, когда проводился наш лагерь, резко пошла на снижение. Если раньше детьми, участвовавшими в лагере, в среднем совершалось 1,18 правонарушений в год на человека и соответственно 0,11 в месяц, то на данный момент эти цифры снизились до 0,24 и 0,02. В цифровом эквиваленте детьми совершено только 3 правонарушения и по остальным фактам были рассмотрены дела об административной ответственности в отношении родителей по статье 162 КоАП РБ.
Приведенные выше данные и результаты свидетельствуют о необходимости развития в стране ювенальной юстиции не только на основе анализа и внедрения позитивного международного опыта, но и опираясь на методологию восстановительного правосудия. Создаваемая система должна иметь следующую структуру:
• Ювенальный суд и социальную службу при нем, как ведущий механизм защиты прав детей (при чем не только вступивших в конфликт с законом)
• Надведомственная структура по защите прав детей, которая бы выполняла функции обеспечения межсекторного взаимодействия в решении судьбы каждого конкретного ребенка. Мы считаем, что, пройдя незначительные функциональные реорганизации, с этой миссией вполне может справиться Комиссия по делам несовершеннолетних. Важным на этом этапе мы считаем дополнение существующей инфраструктуры реабилитационного пространства недостающими элементами, и реорганизацию некоторых из существующих подразделений.
• Система дополнительной подготовки специалистов, занятых в реабилитационной и превентивной деятельности; организация подготовки специалистов в рамках получения высшего образования по ювенальному праву и реабилитационной деятельности.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.