На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Сущность и методика психолого-педагогической диагностики
Сущность и методика психолого-педагогической диагностики
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Повышение эффективности воспитательного процесса невозможно без совершенствования управления процессом воспитания, которое предполагает единство изучения и педагогического взаимодействия, информационную обеспеченность педагогической деятельности.
Диагностика – специфический вид познания, психолого-педагогическая диагностика – это деятельность, направленная на изучение и распознавание субъектов воспитания в целях совершенствования воспитательного процесса. Объектами такой диагностики являются воспитательный процесс, личность учащегося, ученический коллектив. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В отличие от психодиагностики психолого-педагогическая диагностика органически сплетается с самой педагогической деятельностью, подразумевает использование результатов диагностирования в целях корректировки процессов обучения и воспитания. Необходимость психолого-педагогической диагностики диктуется еще и тем, что у учащихся есть возможность выбора специализации обучения. Здесь педагог обязан помочь школьнику определиться в выборе профессии с учётом его склонностей.

Задачи психолого – педагогической диагностики:

• оценить характер и особенности протекания воспитательного процесса;
• определить зону ближайшего развития личности ученика;
• определить пути достижения воспитательных целей.
Психолого-педагогическая диагностика позволяет:
• обнаружить изменения существенных признаков изучаемых объектов;
• выявить причины, вызывающие эти изменения;
• проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их в конкретных условиях педагогической деятельности.

Принципы психолого-педагогической диагностики

1. Принцип целостного изучения учащихся (школа, дом, общественность);
2. Принцип сравнения успехов и недостатков (личный опыт);
3. Учёт возрастных особенностей учащихся.

Методика психолого-педагогической диагностики ориентирована на получение информации об уровне развития отдельных психических функций (мышление, эмоции, память, темперамент) учащихся, об уровне развития личностных характеристик (черты характера); о взаимоотношениях и уровне развития классного коллектива, его сплочённости, зрелости, эмоциональных симпатиях.

диагностика

К основным психолого-педагогическим методам изучения учащихся и ученического коллектива относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение результатов деятельности учащихся, и школьной документации, метод взаимных оценок и самооценок, метод взаимного выбора, педагогический эксперимент, педагогический консилиум, ранжирование, социометрическая методика.
Требования к организации изучения учащихся:
• методы изучения учащихся и ученического коллектива должны содействовать воспитанию и быть взаимосвязаны с методами воспитания; диагностирование является частью воспитательного процесса;
• изучение учащихся в естественных условиях жизни и деятельности;
• изучение личности в целом, а не отдельных черт;
• целенаправленность, планомерность и систематичность изучения;
• применение разнообразных психолого-педагогических методов в комплексе.
Так, исследуя особенности процесса внимания у ученика (переключаемость, устойчивость, концентрированность), педагог использует наблюдение за учеником в ходе урока, обобщение независимых характеристик (опрашивает других учителей, работающих в классе), экспериментальные методики (тест корректурной пробы и другие тестовые задания).
Информация об особенностях внимания данного ученика сопоставляется с возрастной нормой. Учитель выдвигает предположение о причине, например, недостаточного уровня развития устойчивости внимания, сообщает коллегам о данной особенности ученика Если перед учителем встаёт задача повлиять на уровень нравственной воспитанности ученика, то процедура диагностирования, в первую очередь, сводится к изучению характера мотивационно-потребностной сферы. С точки зрения Л.И.Божович, качества личности по своей психологической природе являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения. Выявляя при помощи тестовых опросных методик характер мотивации (альтруистическая, личная, деловая) и сопоставляя его с фактами поведения школьника в различных ситуациях, педагог делает выводы об уровне сформированности того или иного нравственного качества.
При возникновении конфликтных ситуаций между учеником и частью классного коллектива педагог может использовать в ходе диагностирования позиции ученика в классе, характера его отношений с другими школьниками, метод социометрии. Предлагая всему классу участвовать в какой-либо значимой для всех деятельности, педагог в письменном опросе просит назвать фамилии трёх учащихся своего класса, с которыми опрашиваемый хотел бы участвовать в предлагаемой деятельности. Кроме того, предлагается назвать фамилию того ученика, с которым опрашиваемый не хотел бы вместе участвовать в данной деятельности. Подсчёт позитивных и негативных выборов, полученных каждым членом класса, указывает на его место в системе межличностных отношений (благоприятных или неблагоприятных) и даёт учителю информацию к пониманию сущности конфликта, возникшего в классе.
В психолого-педагогической диагностике индивидуально-психологических особенностей ученика и классного коллектива, педагога подстерегает опасность сделать ошибку в изучении личности школьника и в результате этого дать неверные рекомендации, использовать неадекватный метод педагогического воздействия. Педагог, применяющий методы психолого-педагогической диагностики, должен строго руководствоваться врачебным принципом: не навреди! В связи с этим, методы, применяемые педагогом в изучении школьников, должны отвечать критериям объективности, надёжности, валидности (или достоверности).
Объективность педагогического измерения означает устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование. Для этого, в первую очередь, нужно добиваться, чтобы поведение учеников, их учебная деятельность изучались и регистрировались в максимально унифицированных условиях (объективность проведения измерений). Затем при обработке разными исследователями одного и того же материала наблюдений, экспериментов, тестирования и т.п. должны получаться тождественные результаты (объективность обработки данных). И, наконец, интерпретация исследования должна быть свободна от личных пристрастий, посторонних внешних воздействий (объективность интерпретации).

Надёжность метода исследования означает, что при повторении исследования повторное измерение этим же методом даёт те же самые результаты при условии, что промежуток времени между исследованиями явно не может сказаться на существенном изменении измеряемого качества, а метод используется в тех же условиях. Надёжность метода проверяется также путём использования в целях измерения какого-либо психологического феномена другой апробированной методики. При сопоставлении двух исследований о надёжности метода говорит достаточно высокий коэффициент корреляции между их результатами.
Валидность, или достоверность, метода исследования непосредственно связана с теоретическим пониманием исследователем того, что он изучает, а в связи с этим пригоден ли данный метод для изучения данного качества. Так, может ли быть изучено лидерство в классе при помощи социометрической методики. Ошибочно думать, что максимальное количество выборов, полученное учеником в ходе социометрического опроса, является достаточным и необходимым признаком его лидерской позиции в классе. Лидерство может быть обнаружено только при изучении поведения школьника в системе деловых отношений, в которые учащиеся включены на основе значимой для них деятельности, поскольку при изучении детей в таких ситуациях, при организации коллективной творческой деятельности лидер возьмёт, как правило, на себя инициативу по организации, распределению поручений, ответственности за начатое дело.

Источник: Александрова Е.А. Логинова В.С. Психолого-педагогический практикум

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.