№1 Ученик первого класса, используя любые средства (высоко поднимая руку, вскакивая с места, выкрикивая свои просьбы и т. п.), ежедневно требует преимущественного внимания к себе, то задавая вопросы, то настаивая, чтобы его вызвали отвечать, не реагируя на замечания учителя. Оцените каждый из приведённых вариантов поведения учителя. Возможные оценки: от 1 до 5 баллов; 5 – очень хорошо,4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо,1 – очень плохо. 1. Учитель "не замечает" ученика, нарушающего требования. 2. Учитель строго отчитывает ученика в присутствии всех учащихся. 3. В процессе неформального общения учитель устанавливает доверительные отношения с учеником. 4. Учитель вызывает в школу родителей ученика и требует принять меры. 5. Учитель приглашает на урок родителей ученика и кого-то из членов родительского комитета с целью обсуждения совместной программы воспитания.
6. Учитель обращается за помощью к администрации школы. 7. Учитель даёт ученику поручение, переключающее его внимание, например, пронаблюдать, кто из ребят, сидящих в его ряду, сколько раз правильно отвечал на вопросы учителя. 8. Учитель высмеивает ученика за его нежелание сдерживать себя и считаться с интересами других. 9. Учитель обращается к классу и предлагает не обращать внимания на нарушителя и не общаться с ним до тех пор, пока он не будет вести себя нормально. Если сумма баллов, выставленных за 3, 5, 7 варианты, выше, чем сумма баллов за 1, 2, 9 и сумма баллов за 4, 6, 8 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 1, 2, 9 варианты, выше, чем сумма баллов за 3, 5, 7 и сумма баллов за 4, 6, 8 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов, выставленных за 4, 6, 8 варианты, выше, чем сумма баллов за 3, 5, 7 и сумма баллов за 1, 2, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности ниже среднего. № 2. Ученик первого класса говорит в перемену однокласснику: "Не играй с Димой. Он нищий". Оцените варианты поведения учительницы. Возможные оценки: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Делает вид, что не заметила. 2. Останавливает замечанием: "Как тебе не стыдно". 3. Беседует с родителями этого ученика о моральных ценностях семьи, предлагает извиниться перед Димой. 4. Учитель говорит: "Не играй с ним. Он жестокий". 5. Проводит родительское собрание: "Какими мы хотим видеть наших детей". 6. Учитель говорит: "Мне стыдно за тебя!" После уроков объясняет, почему. 7. Устраивает обсуждение случившегося в коллективе учителей с целью выработки общей позиции. 8. Обеспечивает постоянный выход на затронутую проблему во всей учебной и внеурочной работе с учащимися. 9. Делает замечание в резкой форме: "Чем ты хвалишься? Ты показал, что ты хуже всех в классе". Если сумма баллов, выставленных за 6, 7, 8 варианты, выше, чем сумма баллов за 2, 3, 5 и сумма баллов за 1, 4, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 2, 3, 5 варианты, выше, чем сумма баллов за 6, 7, 8 и сумма баллов за 1, 4, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов, выставленных за 1, 4, 9 варианты, выше, чем сумма баллов за 6, 7, 8, и сумма баллов за 2, 3, 5 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 3. Учительница первого класса обеспокоена замкнутостью, необщительностью, изолированностью одной из своих учениц – малоподвижной, вялой, пухленькой девочки. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из вариантов коррекционной деятельности учителя: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Учительница даёт девочке постоянное поручение, предполагающее большое количество контактов с учениками класса. 2. Учительница даёт одно поручение на двоих, объединяя для совместной деятельности беспокоящую её девочку с другой – спокойной, приветливой, общительной. 3. Учительница, используя беседу с родителями, детьми, самой девочкой, выясняет круг её интересов, любимые занятия, достоинства и ненавязчиво, как бы само собой обнаруживает их перед одноклассниками с целью повышения их интереса к ней. 4. Учительница предлагает учащимся класса почаще вовлекать девочку в общие дела, игры, развлечения. 5. Учительница обращается за помощью к школьному психологу. 6. Учительница сажает за одну парту с этой девочкой самого шустрого и непоседливого мальчика. Если сумма баллов, выставленных за 2 и 3 варианты, выше, чем сумма баллов за 4, 5 и сумма баллов за 1, 6 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 4 и 5 варианты, выше, чем сумма баллов за 2, 3 и сумма баллов за 1, 6 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов, выставленных за 1, 6 варианты, выше, чем сумма баллов за 2, 3 и сумма баллов за 4, 5 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 4. Учительница 2 класса говорит классной руководительнице 5 класса, что её ученики в столовой отбирают деньги у малышей. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из вариантов поведения классного руководителя: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Говорит, что этого не может быть. 2. Предлагает учительнице самой сопровождать второклассников в столовую и следить за тем, чтобы их не обижали. 3. Заявляет, что претензия не по адресу. Пусть администрация организует дежурство в столовой. 4. Спрашивает, кто именно виноват, и вызывает родителей тех, на кого указали. 5. Обещает принять меры. Беседуя по отдельности с каждым, выявляет виновных и строго наказывает их. 6. Оставив класс после уроков, говорит о чрезвычайном происшествии, о том, как низко обижать тех, кто слабее. Предупреждает, что пока не назовёт фамилии, предоставляя шанс смыть пятно. 7. Приглашает в класс работника милиции или юриста для острастки и профилактической беседы, виновные на первый раз не наказываются. 8. Организует в классе группу защитников малышей, девиз которых "Не дадим малышей в обиду", вовлекая в неё и тех, кто был виновен. 9. Проводит с теми, кого обвинили, индивидуальные беседы. Если сумма баллов, выставленных за 6, 7, 8 варианты, выше, чем сумма баллов за 4, 5, 9 и сумма баллов за 1, 2, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 4, 5, 9 варианты выше, чем сумма баллов за 6, 7, 8 и сумма баллов за 1, 2, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов, выставленных за 1, 2, 3 варианты, выше, чем сумма баллов за 6, 7, 8 и сумма баллов за 4, 5, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 5. Родительница просит учительницу 2 класса пересадить с парты, за которой сидит в классе её дочь, ученицу, по её мнению, мешающую её девочке. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из приведенных вариантов поведения учителя в этой ситуации: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Учительница обещает выполнить просьбу. 2. Говорит, что просьба задевает интересы другого ребёнка. 3. Обещает внимательно понаблюдать и при необходимости вмешаться. 4. Спрашивает девочку, мешает ли ей соседка и чем, затем проверяет справедливость сказанного. 5. Предлагает пересадить дочь просительницы. 6. Приглашает родительницу побывать на уроках. 7. Говорит, что тепличные условия не самые лучшие для воспитания ребёнка. 8. Строго говорит просительнице, что ей лучше знать, кого с кем сажать, что той не следует вмешиваться в область, где она не специалист. 9. Говорит матери о том, что к её дочери можно предъявить претензии и перечисляет некоторые. Если сумма баллов, выставленных за 3, 4, 6 варианты, выше, чем сумма баллов за 1, 2, 8 и сумма баллов за 5, 7, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 1, 2, 8 варианты, выше, чем сумма баллов за 3, 4, 6 и сумма баллов за 5, 7, 9 варианты; уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов за 5, 7, 9 варианты выше, чем сумма баллов за 3, 4, 6 и сумма баллов за 1, 2, 8 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 6. Ученик 2 класса второй раз подряд не выполнил домашнее задание. На вопрос о причинах не отвечает. Оцените каждый из вариантов поведения учителя. Варианты оценки: от 1 до 5. 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Учитель ставит двойку. 2. Учитель вызывает родителей. 3. Учитель делает запись в дневник, констатируя факт невыполнения задания. 4. Ученик оставляется после уроков для выполнения задания. 5. Учитель посещает ребёнка на дому с целью выяснения причин невыполнения домашнего задания. 6. Учитель спрашивает после урока одноклассников, не случилось ли чего-то неприятного с учеником или его близкими. 7. Учитель делает резкое замечание ученику и строго предупреждает его, что не потерпит подобного в дальнейшем. 8. Учитель, обращаясь к надёжному, хорошо успевающему ученику, поручает ему проконтролировать выполнение домашнего задания. 9. Учитель говорит ученику: "Ты меня очень огорчил. Я так надеюсь на тебя и доверяю тебе". Если сумма баллов, выставленных за 4, 8, 9 варианты, выше, чем сумма баллов за 5, 6, 7 и сумма баллов за 1, 2, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 5, 6, 7 варианты, выше, чем сумма баллов за 4, 8, 9 и сумма баллов за 1, 2, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов, выставленных за 1, 2, 3 варианты, выше, чем сумма баллов за 4, 8, 9 и сумма баллов за 5, 6, 7, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 7. Учительница 3 класса входит в класс и видит двух дерущихся учеников своего класса. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из приведённых ниже вариантов поведения учительницы: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Учительница разнимает ребят, возмущается и в наказание заставляет их целый урок простоять в разных углах у задней стены класса. 2. Учительница разнимает ребят, спрашивает, из-за чего драка, наказывает виноватого. 3. Учительница прекращает драку, делает запись в дневниках, приглашая родителей срочно явиться в школу. 4. Учительница оставляет класс после уроков и предлагает обсудить случившееся, побуждая учеников высказать осуждение драчунов. 5. Учительница проводит индивидуальные беседы с каждым из участников драки, убеждая в недопустимости физической расправы. 6. Учительница вывешивает на всеобщее обозрение в классе листок с изображением дерущихся и подписью: "Они позорят наш класс". 7. Не ограничиваясь разговором с драчунами, учительница посещает родителей драчунов на дому, выясняя степень благополучия домашней обстановки и возможность обсуждения с ними плана совместных действий по предупреждению подобного в дальнейшем. 8. Учительница входит в класс и говорит, обращаясь к дежурным: "Почему вы допустили такое безобразие? Вы отвечаете за порядок в классе. Объявляю вам выговор". 9. Учительница, не ограничиваясь беседой с драчунами, готовит и организует проведение с мальчиками класса так называемого "мужского разговора" о различных путях выяснения отношений, пригласив авторитетных для ребят мужчин из числа родителей, спортсменов, участников войны, работников прокуратуры, милиции и т. п. Если сумма баллов, выставленных за 5, 7, 9 варианты, выше, чем сумма баллов, выставленных за 2, 3, 8 и сумма баллов за 1, 4, 6 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 2, 3, 8 варианты, выше, чем сумма баллов за 5, 7, 9 и сумма баллов за 1, 4, 6 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов, выставленных за 1, 4, 6 варианты, выше, чем сумма баллов за 5, 7, 9 и сумма баллов за 2, 3, 8 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 8. Ученики 3 класса принесли на урок котёнка. Он неожиданно замяукал. Оцените в баллах от 1 до 5 все приведённые варианты поведения учительницы: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Выясняет, кто принёс. Вызываются родители виноватого. 2. Учитель обнаруживает жалость к беспомощному существу и, вместе с тем, удивление, как могли её "серьёзные" и "взрослые" третьеклассники забыть о важности деловой атмосферы урока. 3. Виновный и котёнок выпроваживаются из класса. Принёсшему на урок котенка снижается оценка за поведение. 4. Классу предлагается самостоятельно обсудить случившееся и доложить учителю результаты. 5. Индивидуальная беседа с принёсшим котёнка после урока. 6. Учащимся класса предложено тут же обсудить случившееся. Учитель не высказывает прямо своё мнение. Он задаёт вопросы и направляет таким образом обсуждение. Если сумма баллов, выставленных за 2 и 5 варианты, выше, чем сумма баллов за 4, 6 и сумма баллов за 1, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов за 4, 6 варианты выше, чем сумма баллов за 2, 5 и сумма баллов за 1, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов за 1, 3 варианты выше, чем сумма баллов за 2, 5 и сумма баллов за 4, 6 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 9. Дежурный по столовой учитель говорит классному руководителю 4 класса, что её ученики плохо вели себя за обедом. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из приведённых вариантов поведения учителя: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Просит извинения за своих учеников и обещает, что в дальнейшем это не повторится. 2. Говорит, что проверит обоснованность претензий. 3. Заявляет, что дежурная учительница должна была принять необходимые меры и навести порядок, а не жаловаться. 4. Переходит в наступление, говоря, что ещё неизвестно, чей класс ведёт себя хуже. 5. Предлагает свою помощь дежурной. 6. Обсуждает недопустимость такого поведения с учениками класса и убеждает их извиниться перед дежурной учительницей. 7. Выявляет виновных и в наказание заставляет их два дня дежурить в столовой. 8. Проводит дежурную в класс с тем, чтобы она при всех предъявила свои обвинения, говорит, что ей очень стыдно слышать такое, что дети подвели её и ей ничего не остаётся, как принять вину на себя и извиниться. 9. Обращается к представителям внутриклассного самоуправления, предлагает им разобраться в случившемся и принять необходимые меры. Если сумма баллов, выставленных за 6,8,9 варианты выше, чем сумма баллов за 1, 5, 7 и сумма баллов за 2, 3, 4 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки, предложенной ситуации высокий; если сумма баллов за 1, 5, 7 варианты выше суммы баллов за 6, 8, 9 и сумма баллов за 2, 3, 4 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов за 2, 3, 4 варианты выше суммы баллов за 6, 8, 9 и суммы баллов за 1, 5, 7 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 10. Подростки курят на перемене. Оцените в баллах от 1 до 5 следующие варианты поведения учителя: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Учитель отбирает папиросы и сигареты. 2. Учитель вызывает родителей. 3. Приглашается врач с рассказом о последствиях курения. 4. Рекомендуется литература о вреде курения. 5. В школьной газете помещается карикатурное изображение курильщиков. 6. Учитель выставляет курильщикам неудовлетворительную оценку за поведение. 7. На видном месте вывешиваются статистические данные, характеризующие последствия курения. 8. В классе организуется обсуждение случившегося и связанных с этим проблем, предлагаются основательно подготовленные аргументы. 9. Учитель просит членов родительского комитета побеседовать с курильщиками. Если сумма баллов, выставленных за 3, 7, 8 варианты, выше, чем сумма баллов за 4, 6, 9 и сумма баллов за 1, 2, 5 варианты, уровень профессиональной оценки предложенной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 4, 6, 9 варианты, выше суммы баллов за 3, 7, 8 и суммы баллов за 1, 2, 5 варианты, уровень профессиональной оценки средний; если сумма баллов, выставленных за 1, 2, 5 варианты, выше суммы баллов за 3, 7, 8 и суммы баллов за 4, 6, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 11. В 5 классе периодически пропадают деньги. После перемены Серёжа говорит классной руководительнице, что у него из сумки пропали деньги. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из вариантов поведения учителя: 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Учитель выясняет, кто не выходил из класса в перемену, а затем, индивидуально беседуя с каждым, выясняет, кто подходил к парте Серёжи. Самостоятельно ведёт расследование. 2. Учитель строго наказывает дежурных и предупреждает, что и в дальнейшем дежурные будут нести ответственность за всё происходящее в классе. 3. Учитель, индивидуально беседуя с каждым, предлагает вести слежку за одноклассниками и докладывать ей обо всём увиденном. 4. Учитель собирает родительское собрание и обсуждает с родителями случившееся. Просит их совета и участия. 5. Случившееся обсуждается на педагогическом консилиуме учителей, работающих в данном классе. 6. Учитель планирует и проводит серию разговоров с учащимися о чести и достоинстве человека под девизом "Береги честь смолоду". 7. Учитель обращается в милицию. 8. Учитель обращается к администрации школы. 9. Учитель приглашает юриста для проведения беседы о юридической ответственности и наказании за воровство. Если сумма баллов, выставленных за 2, 5, 6 варианты, выше суммы баллов за 1, 4, 9 и суммы баллов за 3, 7, 8 варианты, уровень профессиональной грамотности рассмотренной ситуации высокий; если сумма баллов, выставленных за 1, 4, 9 варианты, выше суммы баллов за 2, 5, 6 и суммы баллов за 3, 7, 8 варианты, уровень профессиональной оценки средний; если сумма баллов за 3, 7, 8 варианты выше суммы баллов за 2, 5, 6 и суммы баллов за 1, 4, 9 варианты, уровень профессиональной оценки ниже среднего. № 12. Учитель в перемену, проходя по коридору, слышит разговор двух старшеклассников, использующих нецензурные выражения. Оцените все приведённые варианты поведения учителя в баллах от 1 до 5. 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Окрик: "Как вы смеете! Да вам место…" (слова литературные, но тон, характеризующий эмоции, похож на то, что вызвало возмущение). 2. Учитель проходит мимо, делая вид, что ничего особенного не слышал. 3. Учитель делает критическое замечание: "Даже в избранном вам стиле вы столь же ограниченны: словарный запас бедноват и грамматические конструкции однообразны". 4. Учитель "испепеляет" взглядом. 5. Учитель молча останавливается рядом, давая возможность извиниться и как-то объяснить или, по крайней мере, пережить неудобство случившегося. 6. Проводятся индивидуальные беседы о достоинстве человека. 7. Обсуждение темы: "Честь и достоинство человека" в классе (случай рассматривается, фамилии не называются). 8. Снижается оценка за поведение. 9. Лекция "Матерщина как социальное явление. Её вред и последствия". Если сумма баллов за 6, 7, 9 варианты выше суммы баллов за 4, 5, 8 и суммы баллов за 1, 2, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ситуации высокий; если сумма баллов за 4, 5, 8 варианты выше суммы баллов за 6, 7, 9 и сумма баллов за 1, 2, 3 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов за 1, 2, 3 варианты выше суммы баллов за 6, 7, 9 и суммы баллов за 4, 5, 8 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 13. Учитель пришёл в 9 класс на последний урок. В классе никого нет. Все учащиеся самовольно ушли с урока. Оцените все приведённые варианты поведения учителя в баллах от 1 до 5. 5 – очень хорошо. 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Учитель докладывает директору о случившимся и просит принять меры. 2. На следующий урок не приходит учитель. Он не идёт до тех пор, пока представители класса не приходят к нему, и просят извинить их, обещая быть серьёзнее. 3. Учитель вызывает авторитетного ученика класса, выясняет, в чём дело, через него влияет на класс. 4. Учитель, проведя "расследование", допекает "заводилу" до тех пор, пока тот не один раз пожалеет о случившемся и не загладит вину. 5. Проводит родительское собрание. 6. Учитель делает вид, что ничего не случилось, и с лёгкой душой уходит на час раньше домой. 7. На следующем уроке учитель благодарит класс за предоставленную возможность передохнуть. 8. Следующий урок учитель посвящает выяснению обстоятельств, поискам виновных, нравоучениям. 9. На следующем уроке учитель говорит ученикам сдержанно: "Вы меня очень обидели и огорчили. Вы уже взрослые. Если что не так, порядочнее было бы сказать мне". Если сумма баллов за 2, 3, 9 варианты выше суммы баллов за 1, 5, 8 и суммы баллов за 4, 6, 7 варианты, уровень профессиональной оценки ситуации высокий; если сумма баллов за 1, 5, 8 варианты, выше суммы баллов за 2, 3, 9 и сумма баллов за 4, 6, 7 варианты, уровень профессиональной оценки средний, если сумма баллов за 4, 6, 7 варианты, выше суммы баллов за 1, 5, 8 и сумма баллов за 2, 3, 9 варианты, уровень профессиональной оценки ниже среднего. № 14. Десятиклассник в разговоре с учителем в присутствии одноклассников допустил бестактность. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый вариант поведения учителя. 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Ответная реплика: "Тебе уже 17, а ты всё ещё не умеешь себя вести". 2. Обращение к одноклассникам: "Объясните, пожалуйста, ему, как следует себя вести в подобной ситуации". 3. Обиженный взгляд и замечание: "Благодарю". 4. Не обратить внимания, сделав вид: "Чего от тебя ждать". 5. Фраза: "Ты забываешься". 6. Прекратить разговор, сказав: "Продолжим его в другое время. Я вижу, вы сейчас не в форме". 7. Ничего не сказав, корректно прекратить общение. 8. Попросить остаться для продолжения разговора после уроков. 9. Использовать шутку вроде: "1:0 не в нашу пользу". Если сумма баллов за 7, 8, 9 варианты выше суммы баллов за 2, 5, 6 и суммы баллов за 1, 3, 4 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ситуации высокий; если сумма баллов за 2, 5, 6 варианты выше суммы баллов за 7, 8, 9 и суммы баллов за 1, 3, 4 варианты, уровень профессиональной оценки средний; если сумма баллов за 1, 3, 4 варианты выше суммы баллов за 7, 8, 9 и суммы баллов за 2, 5, 6 варианты, уровень профессиональной оценки ниже среднего. № 15. Некоторые старшеклассники и старшеклассницы приходят в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману многим их одноклассникам. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из приведённых вариантов поведения классного руководителя. 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. На родительском собрании обсуждает эту проблему и просит родителей оказать влияние на своих детей и не позволять им ходить на уроки в дорогой одежде. 2. Ведёт индивидуальную работу с каждым из учеников в отдельности. 3. Обсуждает в классе некоторые из правил этикета, касающиеся этой проблемы. 4. Стыдит и высмеивает тех, кто думает только о себе и своих желаниях. 5. Организует письменный анонимный опрос, как бы они чувствовали себя на месте тех, кто хочет, но не может иметь дорогую красивую одежду. 6. Решает эту проблему через привлечение на свою сторону лидеров и звёзд класса, которые реализуют нужную норму поведения. 7. Проводит факультативные занятия по теме "Секреты успеха в общении". 8. Предлагает нечто вроде формы и жёстко следит за её соблюдением. 9. Отправляет домой переодеться тех, кто ведёт себя наиболее вызывающе. Если сумма баллов за 2, 6, 7 варианты выше суммы баллов за 1, 3, 5 и суммы баллов за 4, 8, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ситуации высокий; если сумма баллов за 1, 3, 5 варианты выше суммы баллов за 2, 6, 7 и суммы баллов за 4, 8, 9 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов за 4, 8, 9 варианты выше суммы баллов за 2, 6, 7 и суммы баллов за 1, 3, 5 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ниже среднего. № 16. К классному руководителю 9 класса обратилась за помощью мать одной из учениц, жалуясь, что та не признаёт её требования вовремя возвращаться домой вечером. Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из вариантов поведения учительницы. 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Советует матери не вмешиваться. 2. Обещает поговорить с девушкой и призвать её к порядку. 3. Предлагает матери отказаться от категорических требований и обращаться с дочерью как с взрослым человеком, в том числе и по волнующей её проблеме. 4. Пытается повлиять на девушку через её подруг. 5. Рекомендует матери рассказать дочери о своей юности, своей матери, попытаться вывести дочь на размышление о том, что делала бы она на её месте. 6. Предлагает матери поинтересоваться кругом общения дочери и, если он не устраивает, корректно предложить свой вариант организации досуга, общения, не менее интересный, но более достойный. 7. Вызывает с урока девушку, приглашает её и мать в учительскую и там обсуждает сложившуюся ситуацию, предлагая немедленно изменить поведение. 8. Советует удовлетворять те или иные просьбы дочери в прямой зависимости от того, как та выполняет просьбы матери. 9. Советует матери наказать дочь. Если сумма баллов за 3, 5, 6 варианты, выше суммы баллов за 2, 4, 8 и суммы баллов за 1, 7, 9 варианты, уровень профессиональной оценки ситуации высокий; если сумма баллов за 2, 4, 8 варианты, выше суммы баллов за 3, 5, 6 и суммы баллов за 1, 7, 9 варианты, уровень профессиональной оценки средний; если сумма баллов за 1, 7, 9 варианты выше суммы баллов за 3, 5, 6 и суммы баллов за 2, 4, 8 варианты, уровень профессиональной оценки ниже среднего.
№ 17. Учитель оказался невольным свидетелем возмутившей его сцены: один из его коллег в резкой форме читал нравоучение вызванной в учительскую родительнице. Оцените в баллах от 1 до 5 приведённые ниже варианты его поведения. 5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо. 1. Тут же вышел из учительской. 2. Продолжал молча проверять тетрадки. 3. Извинившись за то, что прерывает разговор, попросил на минутку выйти с ним из учительской и там в корректной форме дал ему разумный совет. 4. Остановил коллегу фразой: "Ну нельзя же так!" 5. Вмешался в разговор и изменил его характер и тональность, переключив с осуждения на обсуждение, поиск выхода. 6. Подносит коллеге стакан с водой и предлагает выпить. Если сумма баллов за 3, 5 варианты выше суммы баллов за 1, 6 и суммы баллов за 2, 4 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки ситуации высокий; если сумма баллов за 1, 6 варианты выше суммы баллов за 3, 5 и суммы баллов за 2, 4 варианты, уровень профессиональной грамотности оценки средний; если сумма баллов за 2, 4 варианты выше суммы баллов за 3, 5и суммы баллов за 1, 6 варианты, уровень профессиональной грамотности ниже среднего. Источник: Александрова Е.А. Логинова В.С. Психолого-педагогический практикум |