На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Предмет, задачи и методы исследования общей психологии
Предмет, задачи и методы исследования общей психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Лекция

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики, которая является предметом ее изучения.
Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от субъекта картины мира и в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Кардинальные признаки психики состоят в следующем:
- Психика, являясь функцией мозга, отражает опосредованно внешний мир, благодаря чему в сознании воссоздается картина (образ), модель окружающего мира. Мозговые процессы — это аппарат, а не объект отражения.
- Картина внешнего мира предстает в сознании человека как нечто объективное, независимое от его чувств, воли, нечто отдельное от субъекта.
- На уровне психики свойство противопоставления себя внешней среде обеспечивает индивидуальность психической сферы человека, неповторимость его как личности.
Объектом психологии является человек, а также общность психики животных и человека. Основной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Психология изучает все сознательное у человека, его субъективный внутренний мир, а также такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.


Основные методологические принципы:
- Детерминизма, то есть психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.
- Единства психики и деятельности, то есть психика не просто зарождается в собственной деятельности конкретного человека, но психика сама есть эта предметная деятельность, перенесенная вовнутрь и преобразованная.
- Системности, который предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.
- Целостности, предполагающий понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
- Развития, рассматривающий психику человека, как динамический феномен. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
Рассмотрим методы исследования общей психологии.
Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Различают следующие методы исследования в общей психологии: наблюдений (полевое и лабораторное, внешнее и включенное, сплошное и выборочное, длительное и кратковременное); опрос (устный [беседа, диалог, дискуссия, интервьюирование], письменный [анкетирование, тестирование]); эксперимент (естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий); теоретические методы исследования (анализ [индуктивный и дедуктивный, структурно-системный], синтез, методы математической обработки результатов исследования [нахождение среднего арифметического значения, моды, медианы, размаха корреляции, дисперсии, стандартного отклонения, ранжирование, шкалирование и др.]).
Условия научного исследования в общей психологии: надежность (устойчивость результатов), репрезентативность (соответствие частного общему), валидность (обоснованность, достоверность), объективность и др.


Структура психологии как науки. Психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей: общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология труда, психолингвистика, медицинская психология, специальная психология, дифференциальная психология и др.


Связь психологии с другими науками:
- Психология и философия. Современная психология основывается на философских принципах, методах и теориях. Теории таких известных психологов, как З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм именуются философскими. Но несмотря на отделение психологии, и философия не может существовать обособленно. Так и переплетаются эти науки, исследуя проблему социального и биологического фактора в человеке, особенности познания окружающего мира, феноменов типа веры и смерти, поиска смысла жизни и усвоения ценностей.
- Психология и история. Ценности, стереотипы, модели поведения, требования, нормы общества меняются от столетия к столетию, от года к году. Но влияние истории как условий проживания человека — одна сторона. Другая сторона — учет исторического опыта и исторической наследственности, которая влияет на личность с рождения (что давно подтверждено в психологии).
Кроме того, интересно и другое: с одной стороны, исторические события и перипетии влияют на психику человека; но с другой стороны, сам человек влияет на историю.
Любой психологический феномен невозможно всесторонне изучить, не углубляясь в историю. И психика тому подтверждение. Откуда стало известно, что человек развивается, что наша психика так похожа на психику животных, но все-таки отличается? Из истории. Как можно определить начало какого-то феномена? Проанализировав историю. И условия развития чего-либо, благоприятные и неблагоприятные факторы подскажет история.
Человек не может жить без общества, а история позволяет проследить развитие общественного сознания. Существует даже специальное научное направление — историческая психология, которая изучает особенности развития психики и усвоения социального опыта в разные эпохи. Психология и история еще и некоторыми методами исследований обменялись. Например, методами периодизации, типологии, сравнения.


- Психология и социология. Еще одна тесная связь. Достаточно сказать базисное утверждение психологии: человек — это социально-биологическое существо. До сих пор не поставлена точка в спорах о том, что в человеке первично: влияние генов или влияние социума. Но с тем, что оба фактора влияют очень сильно, уже давно согласны все исследователи. Что бы ни заложила в нас природа, без общества мы не научимся жизни именно в этом конкретном социуме.
И опять же в психологии есть специальное направление — социальная психология, которая изучает функционирование социума как единого организма и особенности поведения человека в рамках каких-либо групп. И так же, как и с историей, психология и социология обменялись методами исследований. Например, опросы и анкеты пришли из социологии. Сама теория социального научения пришла из социологии. А вот теория личности и группы пришла в социологию из психологии.


- Психология и педагогика. Все, что касается развития детей, обучения и воспитания, тесно связано с педагогикой. Воспитание детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Программы развития, обучения и воспитания нужно подбирать с учетом способностей, индивидуально-личностных особенностей ребенка и его возможностей (зона развития).


И, конечно, существует особое направление — педагогическая психология. Как помочь ребенку адаптироваться к обучению? Как создать условия, соответствующие его особенностям? Как соотнести сензитивные периоды развития и программу обучения? Как привить ценности и нормы общества? На все ответит педагогическая психология.
Этапы становления психологии как науки. Первый этап (античность): предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа — это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное). Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея — душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе. Понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.
Второй этап (XVII-XIX вв.): предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса.

Основным методом изучения сознания была интраспекция. Разработал этот метод Дж. Локк.
Подход Вильгельма Вундта (XIX век) назвали структуролизмом, т.к. основной задачей психологии он считал изучение структуры сознания. Он считается родоначальником экспериментальной психологии. В. Вундт и сотрудники выделили 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.
Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания — функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.
Третий этап (1910-1920 годы, США): возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S — внешние стимулы, R — ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А. Бандура). В этом направлении психологии важная роль отводилась изучению когнитивных структур, в частности процессам восприятия, памяти и мышления.
Четвертый этап (1910-1920 годы, Европа): предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.
Психоанализ (основоположник З. Фрейд). Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание, сознание, бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходит в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде, это содержание может проявляться (например, в сновидениях или оговорках).
В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — исторически первое сформировавшееся направление в психологии XX в., основной задачей которого было накопление наблюдений над поведением человека для прогнозирования его реакции на соответствующую ситуацию (стимул). Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон (18781958).
Гештальтпсихология — следующее направление психологии XX в. Оно возникло в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Глубинная психология как одно из направлений психологии XX в. возникло в 1896 г. Ее основоположником был австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1856-1939).
Когнитивная психология (от лат. cognito — знание) возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода в XX в. Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.
Гуманистическая (экзистенциальная) психология XX в. Ее основными представителями были Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу. Они считали, что в качестве предмета психологических исследований должна выступать здоровая творческая личность человека, цель существования которой была связана с самоосуществлением, самоактуализацией, ростом конструктивного начала человеческого «Я».
Трансперсональная психология — относительно новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», то есть формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.
Отечественная психологическая мысль была представлена в XX веке трудами таких ученых, как Л.С. Выготский (1896-1934), А Н. Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902-1988). В настоящее время, отвечая потребностям практики, отечественная психология уделяет особое внимание современным проблемам: деловому общения, менеджменту, профессиональной деятельности, консультированию, различным тренингам и т.д.


Вопросы для самопроверки:


1. Дайте определение психологии как науки.
2. Дайте определение психики как предмета изучения психологии.
3. Определите кардинальные признаки психики.
4. Сформулируйте основные методологические принципы психологии.
5. Какие методы психологических исследований вы знаете?
6. Расскажите о структуре психологии как науки.
7. Расскажите о взаимосвязи между психологией и другими современными науками.
8. Что относится к фундаментальным отраслям современной психологии?
9. В чем состоят различия между научной и житейской психологией?
10. Охарактеризуйте этапы становления психологии как науки.

Практикум

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.