1. Общие сведения об обучающемся: • фамилия, имя, отчество, возраст; • место обучения, осваиваемая профессия, специальность; • состояние здоровья; • состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников. Методы: изучение документов; беседа с педагогами, родителями, учащимися; наблюдение.
2. Направленность личности обучающегося Направленность личности - это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя несколько иерархически связанных форм: • интересы учащегося вне учебного заведения (посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.); • ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь); • независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля); • профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности; • самооценка, уровень притязаний. Методы: беседа, тестирование (методика диагностики направленности личности, степени удовлетворенности основных потребностей, исследования самооценки личности, уровня притязаний, мотивации профессиональной деятельности и др.).
3. Индивидуальный опыт обучающегося Индивидуальный опыт - это совокупность знаний, умений, навыков учащегося, накопленных в процессе обучения. Могут быть представлены следующие сведения: • уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков; • успеваемость по различным предметам; • отношение к учебе (дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий). Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Характеристика психических процессов обучающегося Психические процессы - это совокупность процессов внимания, памяти, мышления, воображения, участвующих в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений, других личностных качеств. Могут быть представлены сведения о развитости следующих познавательных процессов: • внимание (свойства: объем, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация)); • память (преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость); • мышление (особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словеснологическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность); • воля (выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость); • эмоции (преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.); • воображение (яркость представлений, пространственные представления). Методы: эксперимент, наблюдение, тестирование (методики исследования свойств внимания, свойств и видов памяти, особенностей мышления, волевых качеств личности и др.).
5. Характеристика индивидуально-психологических особенностей обучающегося Индивидуально-психологические особенности - это личностные свойства, отличающие одного индивида от других. Индивидуально-психологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях обучающегося: • темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов); • характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера; • способности (интеллектуальные, творческие). Методы: наблюдение, тестирование (методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма, типов темперамента, диагностики темпераманта Я. Стреляу, определение психологической характеристики темперамента, акцентуаций характера, ситуативной и личностной тревожности и др.).
6. Обучающийся в структуре межличностных отношений Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В данном пункте следует рассмотреть следующие составляющие: • особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический тип направленности); • ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя; • особенности поведения в конфликтных ситуациях; • положение обучающегося в группе, его социометрический статус; • способность к эмпатии; • уровень агрессивности; • коммуникативные и организаторские склонности; • характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями; • участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность обучающегося в коллективной деятельности. Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностики межличностных отношений Т. Лири, уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, исследование агрессивности личности, методика Рене Жиля и др.).
7. Общие выводы и рекомендации по работе с обучающимся В данном пункте студентам необходимо отразить следующие вопросы: • какие особенности личности обучающегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия; • насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности; • какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких свойств личности следует воспрепятствовать; • на какие сильные стороны личности обучающегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие стороны его личности затрудняют процесс обучения; • какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.
Источник: Психолого-педагогический практикум: [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / сост. С.И. Матафонова, Т.Ф. Ушева. - Электрон. текст. дан. (2,5 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 148 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц 512 Мб RAM, 2,5 Мб свобод. диск. пространства; CD- привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана. |