На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики обучающегося
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики обучающегося
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

1. Общие сведения об обучающемся:
• фамилия, имя, отчество, возраст;
• место обучения, осваиваемая профессия, специальность;
• состояние здоровья;
• состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.
Методы: изучение документов; беседа с педагогами, родителями, учащимися; наблюдение.

2. Направленность личности обучающегося
Направленность личности - это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.
Она включает в себя несколько иерархически связанных форм:
• интересы учащегося вне учебного заведения (посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.);
• ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);
• независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);
• профессиональная направленность: уровень сформированности
профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;
• самооценка, уровень притязаний.
Методы: беседа, тестирование (методика диагностики направленности личности, степени удовлетворенности основных потребностей, исследования самооценки личности, уровня притязаний, мотивации профессиональной деятельности и др.).


3. Индивидуальный опыт обучающегося
Индивидуальный опыт - это совокупность знаний, умений, навыков учащегося, накопленных в процессе обучения.
Могут быть представлены следующие сведения:
• уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;
• успеваемость по различным предметам;
• отношение к учебе (дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий).
Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.


4. Характеристика психических процессов обучающегося
Психические процессы - это совокупность процессов внимания, памяти, мышления, воображения, участвующих в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений, других личностных качеств.
Могут быть представлены сведения о развитости следующих познавательных процессов:
• внимание (свойства: объем, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация));
• память (преобладающий вид: образная, словесно-логическая,
эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объем, точность, скорость
запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость);
• мышление (особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное,
наглядно-образное, словеснологическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность,
критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность);
• воля (выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремленность, инициативность,
самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость);
• эмоции (преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.);
• воображение (яркость представлений, пространственные представления).
Методы: эксперимент, наблюдение, тестирование (методики
исследования свойств внимания, свойств и видов памяти, особенностей мышления, волевых качеств личности и др.).


5. Характеристика индивидуально-психологических особенностей обучающегося
Индивидуально-психологические особенности - это личностные свойства, отличающие одного индивида от других.
Индивидуально-психологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях обучающегося:
• темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная
возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов);
• характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера;
• способности (интеллектуальные, творческие).
Методы: наблюдение, тестирование (методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма, типов темперамента, диагностики темпераманта Я. Стреляу, определение психологической характеристики темперамента, акцентуаций характера, ситуативной и личностной тревожности и др.).


6. Обучающийся в структуре межличностных отношений
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В данном пункте следует рассмотреть следующие составляющие:
• особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический тип направленности);
• ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;
• особенности поведения в конфликтных ситуациях;
• положение обучающегося в группе, его социометрический статус;
• способность к эмпатии;
• уровень агрессивности;
• коммуникативные и организаторские склонности;
• характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;
• участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность обучающегося в коллективной деятельности.
Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностики межличностных отношений Т. Лири, уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, исследование агрессивности личности, методика Рене Жиля и др.).


7. Общие выводы и рекомендации по работе с обучающимся
В данном пункте студентам необходимо отразить следующие вопросы:
• какие особенности личности обучающегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;
• насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;
• какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких свойств личности следует воспрепятствовать;
• на какие сильные стороны личности обучающегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие стороны его личности затрудняют процесс обучения;
• какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.

Источник: Психолого-педагогический практикум: [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / сост. С.И. Матафонова, Т.Ф. Ушева. - Электрон. текст. дан. (2,5 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 148 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц 512 Мб RAM, 2,5 Мб свобод. диск. пространства; CD- привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.