На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Психологическое просвещение педагогов и родителей
Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Психологическое просвещение педагогов и родителей
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Коррекционная деятельность специального психолога в дошкольной образовательной организации
Психологическое просвещение педагогов и родителей
Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с трудностями развития
Все страницы

 

 

3. Психологическое просвещение педагогов и родителей


Психологическое просвещение — важное направление работы специального психолога, в процессе реализации которого решаются следующие задачи:
1. Повышение психологической культуры педагогов и родителей.
2. Формирование запроса на психологические услуги.
3. Обеспечение информацией по конкретным психологическим проблемам.
4. Консультирование, которое тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами.
Просветительская работа охватывает в основном групповые формы взаимодействия, к которым относят лекции, дискуссии, семинары, тренинги, стендовая информация.
Лекция (от лат. lectio — чтение) представляет собой устное, систематическое, планомерное изложение материала по какому-либо вопросу, проблеме, методу. Является вербальным методом, проводится в классно-урочной форме. В сокращенном варианте может быть частью семинара или тренинга.

 

Преимущества

Недостатки

Один психолог может транслировать информацию на любое, сколько угодно большое число слушателей

Отсутствие обратной связи, отсутствие индивидуального подхода к слушателям, в результате возможно неравномерное усвоение информации

Рекомендации к проведению лекций
1. Подбирая лекционный материал, важно соблюдать следующие пропорции: 1/3 — теория, 2/3 — примеры, иллюстрирующие эту информацию.
2. Важно, чтобы лекция не была затянутой. Оптимальная продолжительность — 40-60 минут. 
3. В соответствие с современными тенденциям желательно снабдить лекцию презентациями, слайдами. Презентация не должна дублировать текст лекции. На слайдах рационально разместить схемы, рисунки, возможно фотографии специалистов, которые работают с проблемой, термины, запланированные для освоения.
4. Психолог всегда несет ответственность за интерес к теме лекции, поэтому необходимо использовать коммуникативные технологии, поддерживающие этот интерес: обращение к аудитории с провокационным вопросом, голосовые модуляции, периодическое изменение громкости голоса, исключение статичности, визуальный контакт со слушателями, использование юмора, исключение назидательного тона голоса и шаблонных речевых оборотов.
Примерные темы лекций:
1. Современные тенденции развития дефектологии.
2. Механизмы и происхождение детской агрессии.
3. Полоролевое развитие детей в условиях дошкольной организации.
4. Как наладить рабочие отношения с родителями (лекция для воспитателей).
5. Профессиональная коммуникация педагога дошкольной организации.
6. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться.
7. Как правильно выбрать образовательный маршрут.
8. Что такое эмоциональный интеллект.
9. Современный взгляд на взаимодействие педагога с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра.
10. Влияние жестовой речи на психическое развитие неслышащего дошкольника.
11. Классические и современные взгляды на пользу игры для детей и взрослых.
12. Использование сказок для патриотического и нравственного развития.
13. Техники конгруэнтной коммуникации при работе с детьми.


Дискуссия (лат. discussio — рассмотрение, исследование) — является формой активного обучения, представляет собой публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формированне социально ценных убеждений.

 

Преимущества

Недостатки

Включены мотивационные, эмоциональные механизмы усвоения новой информации, участники дискуссии проговаривают идеи, аргументируют свои позиции в споре, что способствует более глубокому пониманию обсуждаемой темы. Также дискуссия является методом активного социально-психологического обучения, позволяющая закрепить коммуникативные навыки

Информацию в дискуссии участники получают в минимальном объеме. Основное время тратиться на обсуждение и аргументацию. Есть вероятность, что дискуссия перерастет в спор


Рекомендации по организации и проведению дискуссий
!. Результативность дискуссии будет выше, если предусмотреть этап предварительной подготовки. Для этого можно разместить на информационном стенде тему дискуссии, предложить будущим участникам познакомиться с литературой и документами по теме дискуссии.
2. Необходимо создать мотивацию к обсуждению. Подчеркнуть значимость проблемы, указать на ее противоречивость и нерешенность.
3. При организации дискуссии необходимо обратить особое внимание на размещение участников дискуссионного общения, которое зависит от типа и вида дискуссии. Для организации дискуссии-диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходи т расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии, более продуктивно будет расположение участников друг против друга.
4. В самом начале дискуссии важно установить регламент и выработать совместные правила.
5. В процессе дискуссии эффективно использовать дополнительные информационные стимулы: демонстрация видеосюжета, знакомство с дополнительными материалами.
6. Психолог во время дискуссии должен использовать технологи и, регулирующие эмоциональный фон.
7. Не рекомендуется проводить дискуссии в коллективах с затяжными межличностными конфликтами.
Темы дискуссий:
1. Инклюзивные формы обучения (за и против).
2. Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.
3. Аутизм: болезнь или своеобразный вариант развития.
4. Нетрадиционные формы обучения детей с ОВЗ.
5. Дисциплина или свобода творчества.
6. Школа Монтессори — история или реальность.
7. Зарубежные и отечественные школы специальной педагогики и спецназ ьн ой п си хол о гп и.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятии, при которой участники обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам исследований. Содержание докладов может касаться обобщенного он ыта работы воспитателей, дефектолога. Важной особенностью семинара является то, что источником новой информации является не один ведущий, а все участники. Семинар может дополняться элементами дискуссии. Психолог в этом случае является координатором обсуждений темы семинара.

 

Преимущества

Недостатки

Возможность получения большого объема информации за непродолжительное время. Возможность демонстрации собственных наработок педагогов, повышение уверенности, укрепление статуса внутри коллектива.
Четкая организация, возможность регламентации, управляемость процессом

Качество информации с которой знакомятся участники семинара порой не зависит от психолога и может быть не всегда адекватной поставленной задаче. Требует длительной подготовки от участников. Поиск и чтение дополнительной литературы это затраты времени и сил. Не всегда воспитатели располагают этими ресурсами.
Чрезмерная теоретизпроваиность, возможен избыток сухой информации, которую участники не в состоянии полностью усвоить, особенно если они имеют разный уровень базовой профессиональной подготовки

Рекомендации к организации проведению семинара
1. Результативность семинара за висит от уровня подготовки его участников, поэтому необходимо подбирать тему с учетом их интересов. Для определения интересов рационально за полгода или год до начала семинара проводить анкетирование воспитателей и других участников образовательной деятельности.
2. С тематикой, содержанием и вопросами семинара участников необходимо познакомить заранее, так чтобы они имели возможность подготовки в течение 2-3 месяцев. План семинара можно разместить на информационном стенде.
3. Перед началом семинара необходимо распределить роли и установить четкий регламент выступающих.
4. Оптимальная продолжительность семинара — 3-4 часа, важно, чтобы она не выходила за рамки рабочего времени.
Темы семинара:
1. Педагогическое общение.
2. Нетрадиционные способы формирования культурных навыков у детей с ОВЗ.
3. Межличностные отношения детей в группе дошкольной образовательной организации.
4. Арт-методы в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
5. Универсальные коммуникативные действия детей с ОВЗ.
6. Агрессивность детей и методы ее предупреждения.
7. Оформление группы как фактор воспитательного воздействия.


Тренинг (англ, training — обучать, воспитывать) — интенсивная форма обучения, сочетающая различные методы активного социально-психологического обучения: ролевые игры, арт-методы, обсуждение и т. д. Последнее время тренинг становится особенно популярным в связи с акцентом на компетентностном подходе к обучению. Именно тренинг создает возможность для формирования новых умений и навыков.

 

Преимущества

Недостатки

Представляют собой эмоционально- насыщенную, интересную для всех деятельность. Может включать в себя разнообразные формы активного социально-психологического научения: дискуссии. элементы лекции, ролевые игры, невербальные методы, арт-методы и др. Является интенсивным методом, позволяющим за короткий срок сформировать полезные навыки и знания

Является трудноуправляемой формой активности, требующими от психолога высокого мастерства и опыта практической деятельности. В женских коллективах тренинги могут провоцировать пли актуализировать скрытые конфликты. Тренинги не дают 100 %-го положительного результата. Возможны негативные последствия в виде обострении невротических проявлений. депрессии, снижении самооценки, потери способности самоконтроля

Рекомендации к проведению тренингов
1. Тренинг может вести только психолог с опытом пребывания в тренинге в качестве участника (не менее 200 часов).
2. Для успешности и высокой результативности важно соблюдать общие требования к композиции группы:
— количество участников не должно превышать 12-15 человек;
— включать в группу необходимо участников только с одним статусом. Нежелательны совместные занятия воспитателей и администрации.
— важно избегать совместных занятий в тренинге лиц, находящихся в близких дружеских отношениях или лиц с незакрытыми конфликтами.
— занятия в тренингах противопоказаны лицам, имеющим актуальное стрессовое состояние или личностный кризис.
3. Средняя продолжительность одного занятия тренинга — 1,5 часа. Наиболее\' эффективны тренинги-марафоны, которые проводятся в течение всего дня (около 12 часов).
4. Для проведения тренинга необходим план и Заготовки конспектов занятий, однако в процессе проведения мероприятия могут возникать различные побочные явления, которые следует учитывать психологу. Например, тренинг, посвященный коммуникативным технологиям, может привести к проблеме сопротивления стрессу, которая для участников более актуальна. Поэтому у психолога могут быть в плане различные дополнительные упражнения, которые помогут либо вернуться к первоначальной цели, либо удовлетворить интересы участников здесь и сейчас.
Примерные темы тренинга:
1. Тренинг конгруэнтной коммуникации.
2. Я в педагогическом мире.
3. Невербальные средства общения в педагогической практике.
4. Сопротивляемся стрессу.
5. Коммуникативные технологии при общении с гиперактивными детьми.
6. Коммуникативные технологии при общении с агрессивными детьми.
7. Коммуникативные технологии при общении с родителями.
Стендовая информация (от англ, stand — место, щиг) — форма просвещения, при которой отсутствует личный контакт психолога с клиентами. Информация представлена в визуальной форме, размещается на специальном щите в виде картинок и напечатанного текста. В дошкольной образовательной организации стенд может быть компонентом оформительского дизайна стен. Последнее время все большую популярность приобретают компьютерные интернет-варианты стендов.

 

Преимущества

Недостатки

Позволяет поддержать длительный контакт с информацией педагоги и родители могут Ознакомиться с содержанием стенда много раз в то время, когда им это будет удобно. Рассчитана на визуалов, которых, как известно, 70 %, поэтому позволяет заинтересовать большое количество клиентов из числа сотрудников ДОО и родителей.
Не требует большой подготовки от психолога. Информацию на стенде рационально менять одни раз в 3-4 месяца. Можно это делать поэтапно, что существенно разгружает психолога

Психолог не может контролировать процесс усвоения информации. Отсутствует личное взамодействие между психологом и клиентами. Ограничено количество информации, которую с помощью стенда можно донести до клиентов.

Рекомендации к оформлению стендовой информации
1. Щит, на который крепится информация, можно заказать централизованно в специальных учреждениях, которые занимаются этой проблемой.
2. Важно разместить стенд там, где возможен контакт с максимальным количеством клиентов.
3. Необходимо соблюдать общие правила оформления визуальной информации, например:
— самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу;
— для структуризации текста необходимо делать якоря-зацепки, по которым движется взгляд;
— материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст;
— рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов;
— приветствуется использование различных иллюстраций, элементов оформления, а также фотографий детей детского сада, подобранных согласно содержанию материала (все фото показываются с разрешения родителей);
— нужно обращать внимание на поля, на пустое место. Поля рекомендуется делать достаточно большими и не бояться этого;
— обращать внимание на правила выделения. Часто совершается такая ошибка, когда выделяется очень много информации, в то время как смысл выделений - создание контраста. Если выделяется 50 % информации, то выделение не имеет смысла и т. д.
Примерные рубрики для стенда:
1. Уголок краткой информации.
2. Библиотека.
3. Новости из области коррекционной педагогики и специальной психологии.
4. Уголок саморазвития.
5. Развивающие игры.

 

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.