На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Коррекционная деятельность специального психолога в дошкольной образовательной организации
Психологическое просвещение педагогов и родителей
Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с трудностями развития
Все страницы

1. Диагностическая деятельность специального психолога в дошкольной образовательной организации

Психологическая диагностика определяется как комплексный процесс исследования объекта с целью выявления, распознавания и изучен ия причинно- следственных связей и отношении, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Психологическая диагностика — это вид деятельности, позволяющий психологу получить информацию, на основании которой разрабатываются дальнейшие мероприятия коррекции, проекты по сопровождению детей и предупреждению отклонений в развитии.
С учетом специфики развития детей с ОВЗ. которое определяется как клиническими, так и психологическими факторами, наиболее адекватным подходом к организации диагностической работы специального психолога является интегративный, сформулированный М. М. Семаго [ М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, 2005).

 

В основе этого подхода лежат следующие положения:
— построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке с привлечением знаний специалистов разнообразных отраслей) психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной) педагогики;
— использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных (правило Байеса);
— построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде «взрослый — ребенок»;
— проведен не обследования и анализ полученных результатов с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка: обучаемости, адекватности, критичности;
— использование методического аппарата» адекватного целям и гипотезе обследования с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию за счет технологии предъявления;
— анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющего выявить комплекс и иерархию причин, приводящих к данному варианту развития;
— психолого-педагогическая квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на тип: и структуру развития, постановка психологического диагноза [Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2003J.
Эти положения являются методологическими принципами организации и проведения любого вида диагностики.

 

По целевой направленности выделяют следующие виды диагностики:

1. Дифференциальная психологическая диагностика с целью выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии корригирующего воздействия.
2. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода.
3. Диагностика сохранных аспектов психики ребенка и терапевтического потенциала микро- и макросреды.
4. Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного реабилитационного процесса.


Каждый вид диагностики, по мнению Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, предполагает несколько ее этапов, которые определяются планом диагностической работы специального психолога:
1. Скрининговая диагностика.
2. Углубленная диагностика.
3. Динамическое обследование.
4. Итоговая диагностика [Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2003].


1. Скрининговая диагностика, которая обычно проводится с подгруппой детей или даже с целой группой ДОС) и направлена на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами (группой характеристик), оценивающая постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей. Этот вариант диагностики является своеобразным «просеиванием», используется на первых этапах реализации коррекционной программы для определения «болезненных» точек и фокусировки на них усилий психолога. Например, выявляется группа детей, имеющих одинаковые проявления дезадаптации. Для получения предварительных данных, можно использовать анкеты и опросники для родителей и специалистов, представленные в Приложении 4.
2. Углубленная психологическая диагностика (некоторые авторы разделяют углубленную психологическую диагностику и дифференциальную психологическую диагностику). Проводится для уточнения механизмов и закономерностей проблемного поведения и (или) негативных психических симптомов, что позволяет в дальнейшем подобрать адекватные методы коррекции. Например, после выделения подгруппы детей с одинаковыми проявлениями дезадаптации исследуются причины патологических явлений. Дифференцируются социальные факторы (например, психологический климат в семье) и психологические факторы (например, развитие эмоционального интеллекта).
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность развивающих и (или) коррекционных мероприятий. Этот вид диагностики позволяет уточнить механизмы и закономерности патологических явлений и изменить коррекционную тактику, если это необходимо.
4. Итоговая диагностика. Цель последнем — оценить состояние ребенка «на выходе», в конце определенного цикла коррекционной работы.
При организации диагностической работы необходимо опираться на правила, которые обеспечивают ее эффективность. В детской практической психологии правила диагностики сформулированы Т. Д. Марцинковской:
1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества — какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых можно было бы сразу понять все о ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.
2. Необходимо обязательно обращать внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Следует помнить, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный психолого м результат.
3. Не следует забывать о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы возраст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.
4. Результаты, полученные психологом, также не могут быть одинаковы для детей разного возраста. Поэтому необходимо быть внимательнее при интерпретации результатов, обязательно сверять их с нормативными, то есть с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Следует помнить о том, что только поданным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «особенностях» или отсталости, также как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше возрастной нормы.
5. Многие методики требуют специального «стимульного материала», то есть карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не следует забывать, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала можно получить совершенно иной результат.
6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные да иные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо прояви ять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.
7. Никогда не нужно давить на ребенка, то есть работать е ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может
нарушить вес ь процесс диагнос тики и приведет к получению неверных результатов. Нужно стараться не подчеркивать, что ребенка проверяют , как бы экзаменуют. поскольку это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можно включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на пол пути, если оно ему покажется скучным или трудным (Марцинковская). Таким образом, необходимо заинтересовать ребенка данной деятельностью и добиться внимания к ней.

 

Алгоритм проведения диагностического обследования:

1. Шаг — изучение запроса, который может быть сформулирован на основании проблемной ситуации, попавшей в фокус внимания психолога (например агрессивное поведение ребенка) или на основе требований администрации образовательной организации (родителей, воспитат елей). Прояснение запроса в беседе касается сути претензий к поведению ребенка, выяснение обстоятельств возникновения проблемы, ожиданий связанных с изменением поведения ребенка.
2. Шаг — формулировка цели исследования и подбор диагностического инструментария в соответствии с этой целью.
3. Шаг — изучение анамнеза, что является обязательным при организации психологического сопровождения детей с ОВЗ. Выделяют следующие разделы психологического анамнеза:
— условия и особенности протекания беременности и родов;
— раннее моторное и психоэмоциональное развитие;
— история развития ребенка до момента диагностического обследования.
Примерный вариант анкеты для сбора такого рода данных представлен в Приложении 5.
4. Шаг — оценка речи ребенка. Задача, которую решает психолог, отличается от работы логопеда тем, что основной акцент ставится на анализе готовности ребенка к вербальной коммуникации с психологом и подборе, в случае необходимости, альтернативных средств коммунникации.
5. Шаг — оценка различных видов деятельности, доступных для ребенка. Учитывая высокую вероятность инфантилизации детей с ОВЗ, важно ориентироваться не только на ведущую для данного возраста деятельность, но и другие, характерные для детей более младшего возраста.
6. Шаг — изучение тех психических функций и процессов, которые соответствуют цели диагностического обследования. Независимо от основной цели, психолог должен фиксировать следующие проявления:
— эмоциональные реакции на неудачу и успех;
— общую активность;
— способность удержать инструкцию до конца обследования;
— способность воспринимать помощь психолога при выполнении заданий;
— изменение темпа и продуктивности работы на протяжении всего времени обследования.
7. Шаг — составление психологического заключения (Приложение 6).
Инструментом диагностики являются методики, которые должны подбираться адекватно поставленной исследовательской задачи. Ниже представлен перечень классического диагностического инструментария, которым может воспользоваться и специальный психолог, работающий в дошкольной образовательной организации (табл. 6).

Таблица 6

Перечень классического диагностического инструментария

 

Название
методики

Описание

Возраст

Цветные Прогрессивные матрицы Дж. Равена (ЦПМ)

Включают 3(1 заданий, составляющих три серин: А, АВ, В (по 12 матриц в каждой серии). Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. Часто тест используют для оценки невербального интеллекта

Дети в возрасте от 4 до 11 лет

Методика
Выготского
Сахарова

Предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высот

Деревянные цветные фигурки начиная с 2.5 3-летнего возраста.
Наглядно-образный вариант методики — начиная с 3.5-4 лет

«Предметная
классификация»

Основной целью использования методики является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их уровня сформирован пости, актуального уровня развития понятийного мышления в целом. Предметная классификация состоит из грех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста

1-я серия: для детей 3-5 лет;
2- я серия: для детей 5-8 лет;
3- я серия: для детей начиная с 8,5-9-летнего

Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)

Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности

Для детей
от 4,5 до 8-летнего
возраста

Методика В. М. Когана

Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, распределения по одному, двум или трем признакам одновременно.

Для детей в возрасте от 4,5 до 8,5 9 лет

 

переключения внимания. Позволяет выявить особенности работоспособности. При качественном анализе возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В диагностическом комплекте используется вариант 5 * 5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов. 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали 5 соответствующих форм

Исключение предметов (4-й лишний)

Основной целью методики является исследование уровня сформированное™ обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок

Для детей с 3- 3,5 до 13- 14-летнего возраста

Кубики Коса

Основной целью методики является определения уровня сформированное™ конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Методика является своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности

3,5 10-летний возраст

«Установление последовательности событии»

Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей

Для детей в возрасте от 3,5- 4 до 7, 8-лет

Тест «Рука»

Является проективной методика исследования личности. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное

Для детей от 4-4.5 до 11-12-летнего возраста

 

положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире). Трудности в обработке обусловлены обязательным наличием опыта в использовании проективных тестов

Контурный
С.А.Т.-Н.

Целью использования методики является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Методика может быть полезна для определения динамических факторов, обусловливающих реакции ребенка в группе, в детском саду, дома. Подобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем. Сложности использования обусловлены обязательным наличием опыта, участие в оценке профессиональной интуиции психолога

Для детей от 3-3,5 до 11 12-летнего возраста

«Эмоциональные лица»

Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность п качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки). возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

Для детей с 3 до 11 12-летнего возраста

Методика «СО МОР»

Является модификацией Н. Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить

Для детей от 4 до 10 11 лет

 

субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из восьми схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно-зеленого цвета и примерного перечня вопросов

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, таки частично неосознаваемый уровни этих отношений

Для детей с 4,5 5-летнего возраста. Верхняя граница не определена

Адекватным вариантом набора диагностических средств Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка, которым может воспользоваться психолог при организации сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, является материал, предложенный С. Д. Забрамной и О. В. Боровик в 2008 году [Забрамная, Боровик]. Пособие состоит из двух частей и приложения. В первой части даются общие указания к проведению психолого-педагогического обследования. Во второй части и приложении представлен практический материал и методика его использования в процессе психолого-педагогического обследования. Приложение включает 115 таблиц, которые помогут выявить особенности основных психических процессов и личности в целом. Кроме того, они дают возможность определить и состояние знаний, полученных в детском саду.
Ниже представлен список диагностических методик для оценки различных психических особенностей у детей (табл. 7).

Таблица 7

Список диагностических методик

 

Название методики (теста)

Основная направленность методики (теста)

Автор(ы)
методики

Источник

Познавательные процессы, координация, общая осведомленность

Почтовый ящик (коробка форм)

Уровень развития восприятия и степень его интериоризации

Л. А. Венгер

Венгер Л. Л. Психолог в дошкольном учреждении : метод, рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьева. М. : Изд-во «ГНОМ иД», 2004. 144 с.

Бирюльки

Координация, мелкая моторика рук

Л. А. Венгер

Мисочки

Повторяй за мной

Игра в мяч

Дорисовывание
фигур

Творческое воображение

С. Розенцвейг

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2000. 322 с.

Рисунок несуществующего животного

Пиктограммы

Опосредованная
память

Л. С. Выготский

Корректурная
проба

Произвольное внимание

Л. С. Выготский

 

Психологическая готовность к школе

Выявление мотивационной готовности, развития познавательных процессов

Н. И. Гуткина

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. : Академ, проспект, 2000. 3-е изд., перс раб. и доп. 184 с.

Опросник Мотивационная готовность

Готовность к обучению в школе (сформированность учебных мотивов)

Л. А. Венгер

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2000. 322 с.

Методика экспресс- диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС 6 7 лет)

Оценка развития интеллекта

Е. И. Щебланова,
И. С. Аверина, Е. 11. Задорина

Журнал «Вопросы психологии». 1904. № 4. С. 143 147

 

Комплексная методика диагностики психического развитая детей 6-7 .лет SCHOOL

Сформированность познавательной деятельности, произвольности, учебной мотивации

Е. С. Бахурина

Бюллетень научно- методических разработок профориентации и психологической поддержки населения. Вып. 2. М„ 2002. С. 30.

Психологические особенности личности

 

Диагностические методы, выявляющие личностные нарушения у детей

Определение механизмов негативных воздействий на развитие дошкольника

М. А. Панфилова

Панфилова М.А.
Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 200S. 160 с.

Лесенка

Эмоциональный компонент самооценки

В. Г. Шур

Несуществующее животное

Личностные особенности ребенка

С. Розеицвейг

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2000. 322 с.

Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга

Дом - Дерево — Человек

Исследование детских характерологических особен ногтей

Л. А. Венгер

Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. М.: Владос, 2008. 160 с.

Тест «Сказка» (незаконченные метафорические истории)

Личностные особенности ребенка

Л. Дюсс

Тэйлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М.: Ин-т психотерапии, 2008.224 с.

Тест детской тревожности

Уровень личностной тревожности

Р. Тэммл, М. Доркн, В. Амен

Панфилова М. А.
Игротерапия общения: Тесты и коррекиионные игры : практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008. 160 с.

Методика «Кактус»

Исследованне уровня тревожности и агрессивности

М. А. Панфилова

 

Исследование общения

 

Два домика

Социометрическое исследование отношений в группе (и внутрисемейных отношений)

Марцинковскан Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики. 2000. 322 с.

Социометрическая проба «День рождения»

Панфилова М. А.
Игротерапия общей пс: Тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «ГНОМ и Д». 2008. 100 с.

Изучение семьи

 

Рисунок семьи

Bнутрисемейные отношения

Г. Т. Хомеитаускас

Венгер JI. А. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. М.: Владос, 2003. 160 с.

Тест-опросник родительского отношения

Изучение родительских установок

взрослых

А. Я. Варга,

Психологические

В. В. Столин

тесты : в 2 т. / ред.

А. А. Карелии. М.:
Изд-во «Владос-пресс», 2001. Т. 2. С. 114-159.

Опросник АСВ

Анализ семейного

воспитания

Э.Г. Эндемиялер

Эйдемиллер Э. Г.

Методы семейной диагностики и психотерапии : метод, пособие / под общ. ред. д. м . н. проф. Л. И. Вассермана. Вып. 1. СПб.: «Фолпум». 1996.48 с. Серия «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу»

Диагностический инструментарий для обследования детей,
предложенные Т. Д. Марцинковской

Таблица 8

 

Выполнение

.№

Показатели

Задание

задания

(характеристики)

3-4

4-5

года

лет

1

Наглядно-действенное

Разборка и складывание матрешки:

мышление.

— четырехместной:

+

+

Ориентировочная

— пятиместной

+

2

деятельность, способы предметной ориентировки

Разборка и складывание пирамидки:
— из четырех колец;

+

+

из шести колец

3

сформированность

Доски Сегена № 1 и 6

+

+

4

сенсорных эталонов (эталоны формы)

Коробочка форм (почтовый ящик): из четырех форм:

+

из пяти форм

+

5

Целостность, предметность

Разрезная картинка:

восприятия, способы

из трех частей;

+

ориентировки

из четырех частей

+

6

Сформированность

Цветные кружки:

сенсорных эталонов

- пяти цветов;

+

(эталоны цвета)

- семи цвет ов

+

7

Наглядно-действен ное

«Достань ключик»:

и наглядно-образное

практическая задача

+

мышление

на картинке

+

8

Наглядно-действенное мышление

Конструирование:

- из четырех элементов;

+

— из пяти элементов

+

10

Графические навыки, наглядно-образное мышление

Рисование (дом. дерево, человек)

+

+

Диагностический инструментарий для обследования детей 6-7 лет

Таблица 9

 

Показатели
(характеристики)

Задание

Выполнение
задания

I

Наглядно-образное обобщениене, классификация

Включение в ряд

+

2

Классификация картинок по функциональному назначению

+

3

Группировка картинок по способу действия

+

4

Невербальное мышление

Матрица Равенна (серии А, А В)

+

5

Наглядно-схематическое мышление

Дорожки (полянки) (тест Венгера)

+

6

Социальный статус

Рисунок человека

+

7

Рисунок семьи

+

8

Социометрия (выбор в действии)

+

9

Коммуникативные умения

Наблюдение

+

10

Классификация чувств (по Н. Л. Кряжевой)

+

11

Личностная сфера

«Лесенка»

+

12

«Эмоциональное лото»

+

13

«Рисунок человека»

+

14

Эмоциональная севера

Цветопись

+

15

«Раскраски»

+

Диагностический инструментарий для оценки готовности к школе

Таблица 10

 

Показатели (характеристики)

Задания (методики)

1

Определение уровня эмоциональноволевой регуляции

Лабиринты Озерецкого

2

Уровень развития волевых действий и произвольности внимания

Субтест Векслера «Шифровка»

3

Развитие свойств внимания

Корректурная проба

4

Сформированность перцептивных действий

Методика Л. А. Венгер и С. Каур Зрительное конструирование

 

5

Наглядно-схематического мышление

Дорожки (полянки) (тест Венгера)

6

Мыслительиые операции

«Четвертый лишний»

7

Мотивационная готовность

Тематическое рисование

8

Наблюдение

9

Речевая готовность

Наблюдение

I0

Коммуникативная готовность

Наблюдение

При использовании методик в процессе обследования детей с ОВЗ важно опираться на следующие правила:
1. Подбирать методики необходимо с учетом сенсорных и моторных ограничений. Специальный психолог не измеряет первичный дефект, а исследует психические функции, которые могут быть нарушены или не сформированы в результате него. Поэтому при работе с детьми, имеющими грубые нарушения зрения, преимущественно используются инструменты, которые опираются на слуховое и кинестетическое восприятие. При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо минимизировать вербальный контакт. Методики для этой категории детей должны опираться на зрительный анализатор, образное мышление и шкалу действия.
2. На первых этапах обследования используются методики, рассчитанные на паспортный возраст детей. Затем, если дети не справляются, необходимо предложить задания, рассчитанные на более младший возраст.
3. Для полной оценки исследуемого психического параметра необходимо использовать не менее двух методик, нацеленных на него.
4. При подборе методик необходимо опираться на основные цели специального педагога
— ориентация не на статистическую, а на функциональную норму;
— выявление не только недостатков, но и сильных сторон развития ребенка, которые могут быть опорой для успешной компенсации.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.