На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с трудностями развития
Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с трудностями развития
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Направления деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Коррекционная деятельность специального психолога в дошкольной образовательной организации
Психологическое просвещение педагогов и родителей
Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с трудностями развития
Все страницы

 

4. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с трудностями развития


При организации психологического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ семья выполняет особую роль. Только за счет высокой степени заинтересованности родителей, их способности к партнерскому взаимодействию с психологом, воспитателями, дефектологом можно надеяться на результативную коррекцию и компенсацию недостатков развития.
Появление в семье больного ребенка всегда сопровождается сильным стрессом, испытывающим семейную систему на прочность. Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка. Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями дня создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, что рассматривалось в работах С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Э. ТТ. Леонгард, Н. В. Мазуровой, Г. А. Мишиной, Е. М. Маслюковой, В. В. Ткачевой и др. [Забрамная, 1981; Забрамная, 1995; Забрамная, 1998: Забрамная, 2001; Левченко, Приходько; Леонгард, Самсонова; Мазурова; Мишина; Ипполитова, Бабенкова, Мастюкова; Ткачева и др. .
Очевидным является факт, что родители имеют самые разные позиции по отношению к образовательному учреждению и роли психолога в нем. Порой эти позиции неконструктивны и весьма трудно поддаются изменениям, однако именно психологу принадлежит основная доля ответственности за формирование правильного отношения к сотрудничеству, так как он имеет специальные знания и навыки воспитания и обучения детей. Он является профессионалом. Один из элементов профессии — знание законов и приемов оказания помощи не только детям, но и взрослым.


Работа с родителями определяется общими правилами:
1. Верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи.
2. Воспринимать ошибки воспитания как создание новых возможностей для развития.
3. Учитывать интересы родителей.
4. Опираться на жизненный опыт родителей.
5. Обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках.
6. Верить, что любая семья имеет сильные стороны.
Наиболее важные предпосылки работы психолога с родителями:
1. Поддержка со стороны руководства образовательной организации (предполагает правильную аргументацию необходимости).
2. Сотрудничество с воспитателями (позволяет снять возможную напряженность).
3. Мотивация родителей (необходимые аргументы для соответствующих действий).
4. Умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей (через организацию обсуждения и планирование).
5. Хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями (через создание доверительной рабочей обстановки, устраняющей неопределенность и неуверенность в отношениях).
6. Инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий (в определенных пределах), инициативу, свободное высказывание идей, возможность экспериментирования и творчества.


Семьи, где воспитывается ребенок с ОВЗ имеют специфические особенности. Рождение аномального ребенка деформирует семейную систему. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут родители. Многие в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. С другой стороны, в многочисленных работах известных психологов обнаруживается четкая связь между восприятием семьей ребенка и возможностью семьи адаптироваться к стрессовым условиям существования. Воздействие хронического пресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матери. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины, утраты, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Они обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; на них ложатся материальные тяготы, связанные с воспитанием «особого» ребенка, которые ощущаю тся еще острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, практически пожизненными. Качественные изменения, имеющие место в семьях этой категории, проявляются на нескольких уровнях: психологическом ; социальном; соматическом.
Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как утрата, сильный стресс. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой па длительный период. Это обусловливается многими причинами:
— психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка);
— комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития;
— воздействием социума при кон тактах с семьей.
Вследствие того, что рождение ребенка, а затем его воспитание, и в целом общение с ним является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, фрустрирующим психику матери, предполагается, что она может быть предрасположена к развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Семья посвящает себя больному ребенку, родители склонны отрицать собственные проблемы, делая акцент на проблемы ребенка.
Социальный уровень. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей, например чувство стыда.
Вследствие тех же причин матери больных детей оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, или переходят чаще всего на надомную работу. Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и па взаимоотношения между родителями. В 32 % случаев, по исследованиям В. В. Ткачевой, такие браки распадаются. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью [Ткачева|. Когда ребенок достигает дошкольного возраста, требует решения вопрос обучения, подготовки к школе и выбора образовательного маршрута.
Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.
Психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье больного ребенка, рассматривается Р. Ф. Майрамяном как затрагивающая «значимые для матери ценности» и фрустрирующая ее личность. Клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у матерей характеризуется преобладанием аффективных расстройств [Майрамян].
Проявление у 60 % матерей, воспитывающих детей с ДЦП, депрессивной симптоматики в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности) освещается в работах В. А. Вишневского [Вишневский].
Рождение ребенка с патологиями и принятие родителями этой информации в психологии рассматривается аналогия но фазам горевания и имеет практически идентичное содержание.
По данным исследований О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна, рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
1. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Нео тступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?» Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм. Первоначально испытанный глубокий шок требует значительного времени для выстраивания определенной психологической защиты и достижения родителями хотя бы некоторой эмоциональной стабильности. Стадия шока может длиться от недели до конца жизни: все зависит от способностей родителей справляться с психологическими травмами.
2. После испытанного шока от известия о столь страшном диагнозе естественная реакция родителей — отрицание. Период такого негативизма и отрицания рассматривается как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена па то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Отвергнуть саму возможность случившегося - первый путь достижения эмоционального равновесия: «этого не может быть», «это ошибка врача», «с кем угодно, но не с моим ребенком».
Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печать.
3. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу, получившую название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоцна- лизируемостн» его психического и физического дефекта, не утихающей боли от сознания неполноценности родного человека.
Психологу необходимо учитывать то, что если реакция горя, печали, депрессии не осознается родителями, не проговаривается ими между собой или с другими людьми, то она становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка. Запрет на переживание определенных чувств не решает проблемы. Неразрешенное эмоциональное напряжение рано или поздно дает о себе знать. Тогда его действие может стать сокрушительным.
4. Четвертая фаза — фаза зрелой адаптации характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию. На этом этапе важны усилия родители\'! в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Очень важно, чтобы члены семьи не стремились целиком и полностью подчинить свою жизнь жизни и развитию ребенка. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка [О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян].
Если в семье есть другие здоровые дети, они не должны ощущать полную заброшенность и недостаток родительского тепла и любви. Им приходится раньше взрослеть, выполнять больше обязанностей по дому, по уходу за больным братом или сестрой. Родителям следует учитывать, что у здоровых детей есть право на собственную личную жизнь и собственные интересы и контакты. У них должна быть возможность реализовать себя внежестокой привязки к «особому» члену семьи.
Итак, члены семьи, в которой воспитывается ребенок, имеют личностные нарушения. Такая семья нуждается в специальной работе, направленной не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом.

Основные задачи работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Помощь в формировании активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.
2. Помощь в формировании адекватной самооценки и принятия ребенка, имеющего нарушения в развитии.
3. Формирование у родителей мотивации, определен ной доли ответственности за результативность коррекции.
4. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.
5. Вооружение родителей необходимыми знаниями в области психологии и педагогики.
6. Помощь при выборе адекватного образовательного маршрута для ребенка при подготовке его к школьному обучению.
7. Формирование у родителей навыков психогигиены, позволяющие им преодолеть стресс и сохранить свое психическое здоровье.
Ниже представлены различные типы родителей, имеющих детей с ОВЗ, через призму имеющихся проблем и путей их профилактики (табл. 14).
Типы родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями
здоровья, и основные тактики взаимодействия с ними

Таблица 14

 

Тип родителей

Проблемы

Пути преодоления

Первая группа. Импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, высоким уровнем притязаний. Родители данной группы отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую.

Могут оказаться в числе тех, кто ищет нешаблонные пути в преодолении проблем их ребенка. Массу энергии тратит на поиск самых лучших врачей, экстрасенсов, различных травников и народных целителей. А затем на поиски лучших педагогов учителей-логопедов.

Чаще всего родители идут на контакт с психологом, но требуют повышенной активности от него и повышенного внимания. Приемлемой тактикой поведения с такими родителями является информирование их о особенностях ребенка, снабжение их полезной

 

В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях ярко и эмоционально звучит активный протест против неразрешимости самой ситуации

Их могут раздражать недостатки ребенка (внешние, отсутствие опрятности, не владение навыками самообслуживания, наличие навязчивых слов, движений и т. д.), в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).
Проблемами общения являются также неумение сдерживать свой гнев и раздражение. склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта: неравномерный характер применимых воспитательных мер: частое использование жестких форм наказания (окрик, подавление личности, избиение)

литературой, насыщение информацией о разных имеющихся научных подходах к решению проблем ребенка. В случае агрессивного взаимодействия с ребенком объяснять причины неаккуратность и т. д.
Вооружить родителей различными способами коммуникации. полезен психотренинг саморегуляции

Вторая группа. Объединяет пессимистических лиц. У родителей этой категории выявляется в качестве ведущего переживание, связанное с осознанием неразрешимости как собственных проблем, так и проблем, связанных с детьми. Любая ситуация в их сознании интерпретируется как безвыходная. Депрессивные настроения могут быть длительными и практически («прекращающимися

Повышенное чувство вины перед своим ребенком парализует активность матерей п лишает их возможности переструктуированных деформированных взаимоотношений. Возникает коммуникативный барьер между микросоциумом (семьей) и социумом

Работа с родителями включает элементы терапии. С целью купирования депрессивных чувств необходимо раскрыть творческие возможности родителей.
Изменить взгляд на свою проблему - воспринимать ее не как крест, а как особое предназначение

Третья группа.
Родители, входящие в эту группу, подвержены сверхконтролю.

Отсутствует возможность для кометруктивного решения проблем, так как родители

Вооружить родителей различными способами коммуникации.

 

Тип родителей

Проблемы

Пути преодоления

Их отличительной чертой характера является высокий контроль та собственным поведением, а также умение подчиняться установленным требованиям и правилам. Состояние своего здоровья рассматривают как результат перенесенных переживаний из-за болезни ребенка. К данной группе относятся и те родители, гиперрсоциальность- личностных установок которых заставляет их соединять свою не только судьбой своего малыша, но и с другими больными

слишком сосредоточены на себе, пытаются находить те причины болезни ребенка, на которые никак нельзя повлиять и оптимизировать развитие

Научить помогать и поддерживать друг друга. Формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества.
11омочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи

Четвертая группа. В группе тревожных семей ведущий тип переживаний — тревожность как константное качество личности. Одновременно этим матерям свойственна высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям. повышенная чуткость к опасности. Ведущей фрустрированной потребностью является потребность в теплой душевной гармонии с близкими людьми. Матери из этой подгруппы отличаются особенно тесными. эмоциональными отношениями со своими больными детьми

  1. пассивная личностная позиция. оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того. что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери;
  2. стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех. которые он может решить собственными силами
  3. проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели:
  4. постоянно тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера

Помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе. Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей.
Снятие тревоги и страха отвержения

 

Родителей с преобладающими ригидными тенденциями отличает устойчивость позиций, интересов н личностных установок. Для них характерно выраженное чувство соперничества в межличностных отношениях, они стремятся к доминирующей позиции, в высокой эмоциональной захваченности доминирующей идеей, а также в застревании в некоторых случаях на негативных эмоциях и переживаниях, связанных с трудностью реализации этой доминирующей идеи

Стремясь осуществлять свою цель, у них проявляется потребность в правдоискательстве, в установлении истинных виновников происшедшего.
Восприятие временных планов у родителей имеет негативный эмоциональный знак. Наиболее негативно воспринимается прошлое, так как именно тогда получили известие об аномалии малыша и в тот период наиболее остро испытали эмоциональный шок. По и настоящее воспринимается также негативно. А это еще раз подтверждает, что родители находятся в состоянии хронической депрессии. На будущее смотрят более оптимистично.

Необходимо выяснить, на какой стадии принятия проблемы ребенка находится семья. Возможно, есть застревание на этапе отрицания (1-й стадии). В этом случае психолог дает медицинскую информацию, которая поможет изменить свой взгляд на необходимо раскрыть творческие возможности родителей

Трудности работы психолога с родителями могут быть обусловлены общими закономерностями социального взаимодействия, которые важно осознавать и учитывать во время коммуникативного контакта (табл. 15).

Таблица 15

 

Барьеры родителей

Пути их преодоления

Барьер компетентности. «Я и так все
знаю» предполагает отрицание возможности приобретения нового опыта

Лабилизация провести мероприятие, снижающее самооценку, обратиться к практике общения ребенком

Барьер авторитета. «Я вас старше, чему вы меня можете научить»

Работать над внешним оформлением, использовать тактику пристройки снизу. Работать над авторитетом. Исследования показывают, что родители в первую очередь обращают внимание на следующее: как обращаются к их ребенку, интересны ли для психолога их проблемы, способен ли

 


психолог терпеливо выслушивать, самоотверженная работа в интересах коллектива, отсутствие формализма, профессиональные качества, организаторские качества, оптимистическое и уважительное отношение к себе

Гендерный барьер (при попытке подключения отцов): «воспитание не мужское дело»

Заготовить материал, способный изменить стереотипы мышления (исторические материалы, примеры из жизни, обращение к собственному опыту)

Барьер ответственности. «Вы психолог, вы и занимайтесь»

Продемонстрировать родителям наглядно, какой процент времени с ребенком проводит психолог и какой процент времени родители. Повысит!) значимость родителей в их глазах в процессе реабилитации ребенка

Уровневый барьер. Могут появиться трудности, связанные с предоставлением родителям теоретического материала. Родители приходят с разным уровнем профессиональной подготовки, с разной степенью заинтересованности в работе. Иногда не хватает времени, чтобы найти для изложения общую платформу

Формирование гибкости, умение распознавать разный уровень культуры у родителей

Барьер неопределенности. Таинственность и двусмысленность порождаю т неизвестность и беспокойство

Постоянно прояснять отношения, планы, говорить о перспективах работы и развития ребенка

Барьер пассивности. Родители не принимали участие ь планировании работы. Родителям свойственно поддерживать любые изменения, но если они принимали участие в их подготовке. Срабатывает принцип «мы все готовы следовать собственным рекомендациям».

Подключать родителей к планированию работы

Проводимая работа требует дополнительных энергетических ресурсов, грозит увеличением затраченного времени.

Проводить переоценку жизненных целей, повышать культуру общения с детьми правильное общение дает энергетическую подпитку. Проводить семинары, посвященные синдрому хронической усталости

Формы взаимодействия с родителями разнообразны:
— консультирование;
— лекция, семинар (например, выступление на родительском собрании);
— психологический тренинг, включающий разнообразные активные формы обучения.
Основной формой работы с родителями является консультирование, которое может одновременно решать несколько профессиональных задач:
1. Информирование родителей об особенностях ребенка, его проблемах и сильных сторонах.
2. Построение с родителями конструктивных отношений, которые в дальнейшем являются опорой для сотрудничества.
3. Решение некоторых внутриличностных проблем, оказание поддержки, помощь родителям при выходе из личностного кризиса.
Психологическое консультирование, по мненипю Ю. Е. Алешиной, как направление психологической помощи — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с- трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная среда [Алешина]. Суть психологического консультирования, как считает Г. С. Абрамова, состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными Знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач [Абрамова].

 

Преимущества

Недостатки

  1. Возможность решения проблем одновременно в нескольких плоскостях.
  2. Личный контакт позволяет психологу максимально приспосабливаться к информационному полю клиента
  1. Консультирование может оказаться затянутым.
  2. Не всегда у психолога есть эмоциональные, профессиональные и временные ресурсы для его проведения

 

Рекомендации к проведению консультирования
1. Вначале необходимо определить, какой вид консультирования в данном случае будет уместен.
2. Перед начатом консультирования клиента необходимо познакомить с временным регламентом.
3. Во время консультирования возможно проведение тестов, которые должны быть не громоздкими, легкими в исполнении.
4. Консультирование предполагает использование техник активного, рефлексивного и эмпатического слушания.
5. Необходимо помнить, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут иметь хронический стресс, поэтому психолог должен быть готов к катарсическим процессам, владеть техниками катарсической психотерапии.
6. На консультирование при планировании работы психолога предоставляется от 15 до 25 минут, однако иногда консультирование может быть продолжено до 60 минут.


Вопросы и задания

1. Назовите основные принципы организации диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
2. Составьте план комплексной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (вариант нарушения — на выбор студента).
3. Обоснуйте необходимость работы с ближайшим окружением ребенка при организации его психологического сопровождения.

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М. : Международ. нед. академия, 1995. 260 с.
Агавепян О. К.,Агавелян Р. О. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики :монография. Новосибирск: НИПКнПРО, 2004.413 с.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное и психологическое консультирование. М.: «Тене», 1994. 170 с.
Ахутина Т. В., Пылаева Л. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Изд-во «Нигер», 2008. 320 с.
Вишневский В. А. Динамика депрессивного невроза : дне.... канд. мед. наук. М„ 1987. 159 с.
Забрамная С.Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: «Владос», 2008, 115 с,
Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1981.45 е.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учебник для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. 2-е изд„ перераб. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 112 с.
Забрамная С.Д., Кошенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми : материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». М.: Центр гум. лит. «РОИ» В. Секачёв, 2001.80 е.
Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материалы для пспх.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. М.: Новая школа. 1998. 144 с.
Ипполитова М. В.. Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 1993. 52 с.
Левченко И. 10., Приходько О. В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. 192 с.
Леошард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.319 с.
ЛурияА. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 384 с.
Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка // Дефектология : науч.-метод, жури. 2005. № 1. С. 42-47.
Мапрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок : дне.... канд. мед. наук. М.. 1976.215 с.
Майрсшяп Р. Ф. Соматические проявления эмоционального стресса у матерей, обусловленные рождением в семье умственно отсталого ребенка // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических и соматических заболеваний / под ред. А. М. Вей на. М.: Медицина, 1977.
Марципковская Т.Д. Детская практическая психология : учебник. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста нарушениями психофизического развития //Дефектология. 2001. № 1. С. (30 64.
Отарова Р. В. Технологии практического образования. М., 2000 [Электронный ресурс|.
Осипова Д. А. Общая психокоррекция. M.. 2000 |Электронный ресурс].
Основы специальной психологии : учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переедено, Л. И. Солнцева и др.; под. ред. Л. В. Кузнецовой. М.: «Академия», 2002. 480 с.
Семенович Л. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». М.: Генезис, 2007. 474 с.
Психолого-медико-педагогнческое обследование ребенка : комплект рабочих материалов / М. М. Семаго и др.; под общ. ред. М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. 136 с.
Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования : методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 27 -43.
Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод, пособие. М.: АРКТИ, 20051
Семаго //. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога : метод, пособие. М.: АРКТИ, 2003. 208 с.
Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М.: ACT, 2007. 318 с.
Чистякова М. И. Психогимнастнка : метод, пособие. М. : Просвещение, 1990. 128 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Методы нейропенхологаческого обследования детей 5-6 лет / Т. В. Ахутпиа, М. Ю. Максименко, И. И. Полонская, И. М. Пылаева, Л. В. Яблокова//Весгн. МГУ. 1996. Сер. 14. №2. С. 51 58.
Вурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. М. : МГУ, I990 [Электронный ресурс].
Выготский./]. С. Основы дефектологии/Л. С. Выготский. СПб.: Лань, 2003.656 с.
Источник: Хлыстова, Е. В. Специальная психология : Работа психолога в дошкольной образовательной организации : учеб, пособие / Е. В. Хлыстова, Л. В. Токарская ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2018. — 140 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.