Страница 1 из 4 Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста
Учебно-методическое пособие. Часть 1.
ВВЕДЕНИЕ. В современном обществе сложился целый ряд неблагоприятных условий, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Составляющими этого положения является комплекс социально-психологических и биологических факторов. К ним следует отнести органические предпосылки психического недоразвития детей, последствия родовых травм, недостатки медицинского контроля и помощи. К наиболее значимым социально-психологическим факторам относятся: усложнение материально-экономического положения в обществе, социальная напряженность.
Этап приспособления к школе является специфическим для младшего школьного возраста и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие. При поступлении в школу к ребенку предъявляется система внешне нормированных требований, как к социальному индивиду, т.е. от него ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в учебной деятельности, общении с одноклассниками и учителем. Эти требования безлики, так как обращены ко всем детям и имеют специфические характеристики в каждый конкретный исторический период. Ребенок чувствует себя на уровне занимаемого положения тогда, когда для выполнения всех внешних требований у него имеются адекватные возможности. Только в этом случае он будет испытывать эмоциональное удовлетворение от пребывания в школе. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребенка в дошкольном возрасте, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом. Чрезвычайно важной становится проблема выбора образовательного маршрута для детей, чья позиция в обществе уязвима, организация профилактической и коррекционной помощи им. Актуальность этих задач и поиск путей их практического решения приводит к выводу о том, что современная школа нуждается в тесном сотрудничестве специалистов различного профиля: педагогов, врачей, психологов, объединенных в рамках существующей организационной структуры, которой и является психолого-медико-социальный Центр. Целью нашей работы является создание технологии практического осуществления процесса сопровождения детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности адаптации к школе. Она представляет собой определенную логику действий и операций, где наряду с диагностико-коррекционной большое значение приобретает проектировочная функция, т.е. предоставление программ развития для ребенка, семьи и школы. Ее апробация проводилась в течение трех лет сотрудниками московского ПМС- центра "Юго- Запад" на базе нескольких школ. Программа имеет два направления: 1. Диагностика развития детей, имеющих трудности адаптации, цель которого определение существа возникшей проблемы и анализ причин, лежащих в ее основе. 2. Первичная помощь в решении проблемы - проведение коррекционно-развивающих занятий, стимулирующих развитие детей, а также разработка индивидуальных рекомендаций, адресованных родителям и родителям. Реализация технологии включает 5 этапов; 1) предварительный, 2) диагностический, 3) коррекционно-развивающий, 4) повторная диагностическая работа, 5) консультативно-методический.
|