На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологические особенности преодоления внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями обучения
Психологические особенности преодоления внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями обучения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Трудности, которые могут возникнуть у ребёнка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, способных стать причинами школьной неуспеваемости:

  1. Соматическая ослабленность ребёнка.
  2. Недостаточная подготовка ребёнка к школе.
  3. Влияние социального окружения.
  4. Психологические особенности учащихся.
  5. Недостатки преподавания.

Появляющиеся трудности взаимосвязаны с внутренними переживаниями, сопровождаемыми чувством страха, неуверенности, тревожности, агрессивности.
Среди причин возникновения тревоги, неуверенности, страха, агрессивности некоторые авторы выделяют внутриличностный конфликт ребёнка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой (В.Я.Титаренко, 1987, 1989; Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, 1988; И.Ю.Кулагина, 1999).
В многообразии сведений о психических процессах и свойствах практически отсутствуют данные, касающиеся внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста, как субъективно переживаемых рассогласований тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т.д.) в самосознании личности при появляющихся трудностях в обучении. Слабая изученность внутриличностных противоречий, специфики, состава, структуры, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и свойствами, характерными для младших школьников, существенно уменьшают эффективность педагогических методов обучения и воспитания.
На основании вышесказанного, нами было сформулировано предположение: преодоление внутренних противоречий личности, гармонизация представлений о себе является важным условием коррекции трудностей в обучении. Дальнейшая разработка гипотезы требует проведения работы по следующим направлениям:

  • выявление типологии внутриличностных противоречий детей младшего школьного возраста;
  • изучение взаимосвязи внутриличностных противоречий с различными личностными характеристиками детей, особенностями межличностного взаимодействия, успешностью учебной деятельности;
  • выявление условий преодоления внутриличностных противоречий.

Многочисленные существующие методы психокоррекции, как классические (психоанализ, самоанализ, психодрама, терапия неврозов, трансфер, разговорная терапия, телесная терапия), так и новые (теория переоценочного консультирования, групповая психотерапия, онтопсихологическая музыкотерапия, гештальттерапия, трансакционный анализ, психологическое дзю-до, гуманистическая психотерапия, практическая психотехника, нейролингвистическое программирование) в конечном счёте создавались как рабочие модели, инструментально необходимые для ориентации во внутренних субъективных пространствах в процессе коррекции.
Преодоление внутриличностных противоречий у детей с трудностями в обучении возможно с помощью приемов интеграции конфликтных частей личности, расширения системы проблемы, создания образа достижения, передачи ответственности за результат ребенку.
Результатом преодоления внутренних противоречий личности младшего школьника является повышение успеваемости в учебной деятельности, избавление от симптомокомплексов неуверенности, тревожности, агрессивности и других, позитивное отношение к себе и другим, возникновение тенденции к личностному росту.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.