На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя (из опыта работы)
Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя (из опыта работы)
Просвещение школьников - Духовно-нравственное воспитание
Индекс материала
Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя (из опыта работы)
Информационный час «Преподобный Сергий Радонежский»
Классный час «Традиции слова»
Технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания
Все страницы

Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя Елисеевой Владимиры Николаевны

Сохранить внутренний духовный мир, развивать способность воспринимать мир чувственных образов – педагогическое кредо Владимиры Николаевны Елисеевой. Средствами духовно-нравственного воспитания в её системе являются:
деятельность, общение и отношения.
Деятельность как фундамент преобразований внутреннего и внешнего мира стала основным условием формирования общения и отношений, базирующихся на моральных принципах и духовных ценностях.
Общение как основной компонент образа жизни детского коллектива обрело новое звучание, способствующее духовному единению при реализации воспитательных задач.
Отношение – ядро морально-нравственного климата в классном коллективе, фундамент духовности, фактор, объединяющий всех участников воспитательного процесса. В профессиональной деятельности педагога рассматриваемые средства реализуются комплексно, последовательно, с целью привития учащимся мировоззрения хранителя духовной жизни, ведь душа – это дыхание жизни.
Интересен опыт педагога В.Н.Елисеевой с позиции методического и технологического обеспечения проводимых в классе творческих дел. Рассмотрим некоторые из них.

Нравственное воспитание малоэффективно, если в нем не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд.
Схимитрополит Ювеналий

Классный час «Ложь как темная сторона жизни»

Классный час проводится по технологии «свободный разговор» с элементами технологии «диалог с веком».
Цель: – обеспечить негативное восприятие лжи как социального фактора жизни в современных условиях;
– развивать чувство честности, искренности и откровенности;
– развивать совесть как критериально-оценочный аппарат деятельности себя и других людей.
Оформление: песни: В.Высоцкого, А.Пугачёвой; выставка книг "Дорога к храму". Музыка А.Н.Скрябина, И.Баха.

Ход мероприятия
Звучит музыка (И.С.Бах. Токката и фуга ре минор. Фрагмент). Стихотворение А.Дементьева "Я ненавижу в людях ложь" (читается двумя чтецами).

Я ненавижу в людях ложь.
Она порой бывает разной:
Весьма искусной или праздной
И неожиданной, как нож.

Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжешь.

Я ненавижу в людях ложь,
Я негодую и страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберёшь.

Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда-то все решала шпага.
А нынче старый стиль негож.

Я ненавижу в людях ложь.
И не приемлю объяснений.
Ведь человек как дождь весенний.
А как он чист, апрельский дождь!

Я ненавижу в людях ложь.
Ведущий: О криводушии, о лжи наша сегодняшняя проповедь.
Почему именно ложь – тема нашего сегодняшнего разговора? Мы провели среди 9-х классов анкетирование и на вопрос «Твои ценностные предпочтения?» — многие поставили «честность» на одно из последних мест. Это нас взволновало. И мы пригласили вас на этот разговор.
Что же такое ложь? Давайте с вами попробуем построить ряд близких по значению нравственных понятий к слову «ложь».
Фальшь, вранье, клевета, обман, неправда, криводушие, фальсификация, враки, сочинительство, брехня, кривда, фальшивка, утка… (на доску вывешивается рядом со словом «ложь»).
Вот сколько слов придумали люди для обозначения этого явления. А теперь назовите противоположные по значению слова (правда, истина). Вот так: коротко и ясно.
А как же появилась ложь на земле? Вот что об этом говорится в Библии: "Вкусив по наущению змия запретного плода, Адам и Ева не бросились к стопам Создателя, а пытались обмануть Его. И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая". Это была первая ложь.
Послушайте ещё сюжет из Библии (читает подготовленный ученик):
Исаак и Ревекка очень любили друг друга. Они жили вместе уже 20 лет, но у них не было детей. Они часто просили Бога о том, чтобы Он им послал детей. Наконец Ревекка родила сразу двух сыновей. Ещё до рождения детей Бог сказал Ревекке, что старший сын будет подчиняться и служить младшему. Она очень удивилась этому. Того, кто родился первым, считали старшим сыном и дали ему имя Исав. Второго считали младшим, его назвали Иаковом. Прошло много времени, сыновья повзрослели. Старший сын, Исав, был очень смелым, сильным, ловким; он очень любил охотиться. За это его больше полюбил отец. Младший Иаков был непохож на брата. Он сидел дома и занимался хозяйством. За это его любила мать.
К этому времени отец стал старым, больным и слепым — он даже не мог различать своих родственников и очень боялся умереть. Он позвал своего старшего сына Исава и сказал ему: «Пойди, налови диких зверей и приготовь еду, и ты станешь главой семьи».
Исав сразу отправился на охоту. Ревекка подслушала этот разговор. Ей очень не хотелось, чтобы Исав был главой семьи. Она позвала Иакова и сказала ему: «Пойди и принеси двух козлят из нашего стада. Я приготовлю из них пищу, ты отнесёшь её отцу и получишь его благословение».
Иаков сделал так, как сказала ему мать. Руки и шею Иакова мать обмотала шкурами козлят, так как тело Исава было покрыто волосами, и набросила на его плащ старшего брата. Иаков взял пищу, приготовленную Ревеккой, подошёл к отцу.
— Кто ты? – спросил отец.
— Я твой старший сын Исав, - обманул Иаков.
Так обманным путём Иаков получил благословение отца. И пошла гулять ложь по земле.
Библиотекарь делает обзор книжной выставки «Дорога к храму» и раздаёт карточки с заповедями.
– На свете существует множество книг научных, исторических, художественных, учебных, но есть одна, которая находится на особом положении. Это – Библия.
В чём её необычность? Начнём с того, что для различных читателей она может выступать как историческая, и как учебная, и как художественная книга.
На протяжении нескольких столетий Библия была положена в основу воспитания и образования многих людей в мире. Поэты и писатели использовали сюжеты Библии, создавая прекрасные произведения (М.В.Ломоносов, Г.Д.Державин, А.С.Пушкин). Но у Библии есть ещё одна важная особенность и ещё одно важное предназначение. Это Божии заповеди, которые необходимо постигнуть каждому человеку.
– Какая заповедь направлена против лжи? Религиозные произведения в Древней Руси несли высокий заряд духовности, отражали всю жизнь человека и читались для нравственного воспитания. Также создавались Поучения, которые содержали в себе осмысление какого-нибудь известного жизненного опыта («Поучения Мономаха»)
— Один из самых распространённых жанров духовной литературы – Жития. Они посвящались людям, которых церковь после их смерти призна-вала святыми. Святых почитали за их прекрасные качества, поэтому эти книги учили людей жить по-христиански.
Ведущий: Анна Ахматова в своё время сказала:
И всюду клевета сопутствовала мне.
Её ползучий шаг я слышала во сне
И в мёртвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом,
И отблески её горят во всех глазах,
То как предательство, то, как невинный страх.
Что лежит в основе лжи? Невинный страх?! Давайте поговорим об этом. Как вы думаете, почему ребенок начинает лгать?.. А скажите — молчание это ложь? Например, вы знаете о какой-то нехорошей ситуаций и молчите. Это ложь? Вы же не говорите правды…. (обсудить 2 – 3 высказывания).
Ложь подобна снежному кому:
чем дольше его катить,
тем больше он становится.
М. Лютер
Кто раз соврал, тот неизбежно будет врать.
Одну ведь ложь семью другими нужно поддержать.
Ф.Рюккерт
– Хорошо. А если все можно было бы измерить деньгами, то какую сумму вы заплатили бы обиженному, чтобы избавиться от чувства за нарушенное вами обещание, обман, клевету.
– А в какую сумму вы оценили бы свой моральный ущерб от обмана, клеветы? Но это, конечно, шутка. К счастью, не всё в жизни можно измерить деньгами. Но ложь, ребята, может опуститься и до предательства, и до преступления.
Ведущий: Передо мной заметка из молодёжной газеты. Правду говорят: от криводушия до беды – один шаг.
… Родители уехали на дачу. Таня осталась одна с бабушкой. Бабушка старенькая, ноги парализованы, больное сердце. Родители наказали дочке никуда из дома не отлучаться. Ни под каким видом! Ни на минуту! Из дома – ни ногой! А как же не отлучаться? Ведь её пригласили на день рождения. А там будет он… Принц её снов.
Таня заботливо постелила постель бабушке, поставила телефон подле её кровати. Скороговоркой выпалила, что уходит готовиться к экзамену на всю ночь к Оксане.
– Только звони, слышишь, девочка. А лучше я сама Оксанке позвоню.
Таня обмерла: «Зачем соврала, что буду у Оксаны... Лучше бы – у Наташки, там телефона нет». Но отступать было поздно. И, уходя, Таня ловко выдернула вилку из телефонной розетки.
Внучка сбежала на всю ночь, и бабушка осталась одна. Таня не звонила весь вечер, но Антонина Фёдоровна не очень беспокоилась, помнила, что по девичьим понятиям это вполне естественно, забыть среди занятости о бабушке. Но вдруг среди ночи её пронзило, словно током. Сердце сковала острая боль. «Без паники, - успокаивала себя старушка. – Сейчас позвоню в скорую». Дотянулась до телефона, подняла трубку – телефон молчал. Антонина Фёдоровна постучала по нему и плотнее прижала трубку к уху, встряхнула её, но в аппарате было тихо, ничего не гудело и не трещало. С трудом изогнувшись, старушка руками попыталась сбросить мёртвые ноги с кровати, чтобы, уцепившись за кресло-коляску, как-нибудь вскарабкаться на него, подъехать к окну, разбить стекло, крикнуть, позвать на помощь.
Ведущий: Но есть в жизни такое понятие – «святая ложь».
Звучит песня А.Б.Пугачёвой «Святая ложь».
Ведущий: В жизни бывают такие моменты, когда она может спасти человека. Вы, вероятно помните рассказ О'Генри «Последний лист».
Звучит тихая музыка: А.Н.Скрябин. Соната № 3, часть 1. Фрагмент.
Поздняя осень…. В крошечной квартирке, в одном из беднейших районов города умирает от пневмонии молодая художница Джонси… В окно она видит только серую кирпичную стену, увитую плющом. Посетивший её доктор предупредил подругу больной, что Джонси нужна вера.
– Фармакопея бессильна, если больной считает кареты в похоронной процессии.
«Джонси лежала, повернувшись лицом к окну, едва заметная под одеялами.
Подруга Джонси Сью услышала тихий шёпот, повторившийся несколько раз. Она торопливо подошла к кровати. Глаза Джонси были широко открыты. Она смотрела в окно и считала – считала в обратном порядке.
– Двенадцать, – произнесла она, и немного погодя: – одиннадцать, – а потом: «десять», и «девять», а потом: «восемь» и «семь» – почти одновременно.
Сью посмотрела в окно. Что там было считать? Был виден только пустой, унылый двор и глухая стена кирпичного дома в двадцати шагах. Старый – старый плющ…
– Что там такое, милая? – спросила Сью.
– Шесть, – едва слышно ответила Джонси.
– Теперь они облетают быстрее. Три дня назад их было почти сто.
Голова кружилась считать. А теперь это легко. Вот и ещё один полетел. Теперь осталось только пять.
– Чего пять, милая? Скажи своей Сьюди.
– Листьев. На плюще. Когда упадёт последний лист, я умру. Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе? Мне хочется видеть, как упадёт последний лист. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит, – лететь, лететь всё ниже и ниже, как один из этих бедных, усталых листьев». С последним листом, упавшим с плюща, она умрёт. Так ей кажется. И вот остался последний. Ветер бил в окна, а лист всё висел и висел…. И дело пошло на поправку…. Через два дня, этажом ниже, умер старый художник. Когда его нашли, он был насквозь промокший, рядом с ним лежала палитра с зелёной и жёлтой красками и кисти…. Это был его последний шедевр.
Вопросы: – Вы поняли, почему он умер?
– Так ложь ли это?
– Может это нечто другое? То, что помогает человеку остаться человеком…
О такой лжи говорят, что «она святая».

Притча Ф.Кривина "Полуправда" (её обсуждение).
(читает подготовленный ученик):
Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил, и пошёл.
Но легко сказать – пошёл! С Правдой-то ходить не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжёлая. Поехать на ней – не поедешь, а на себе везти — далеко ли унесёшь?
Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за неё заплачено.
Добрался домой еле живой.
— Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.
Объяснил ей Дурак всё как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.
Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как её приспособить в хозяйстве.
Крутил и так, и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду и то негде. Что будешь делать — некуда Правду деть!
— Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Всё равно толку от неё никакого.
Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:
— Правда! Правда! Кому Правду — налетай!
Но никто на него не налетает.
— Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дешёво отдам!
— Да нет, — отвечает народ. — Нам твоя, Правда, ни к чему. У нас своя, Правда, не купленная.
Но вот к Дураку один Умник подошёл. Покрутился возле Правды, спрашивает:
— Что, парень, Правду продаёшь? А много ли просишь?
— Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.
— За спасибо? — стал прикидывать Умник. — Нет, это для меня дороговато.
Но тут подошёл ещё один Умник и тоже стал прицениваться.
Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.
Разрезали Правду на две части. Получились две полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.
Идут Умники по базару, и все им завидуют. А потом и другие Умники, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.
Режут Умники Правду, полуправдой запасаются.
Теперь им куда легче разговаривать между собой.
Там, где надо было сказать: « Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер!» Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазёром.
И даже нашего Дурака теперь никто дураком не называет.
О Дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий!»
Вот как режут Правду!
Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю».
Ведущий: Вы, несомненно, узнали, кому принадлежат эти строки. Это Владимир Семёнович Высоцкий. Он написал много песен, много стихов. Все они разные, но они едины в одном: в стремлении к постижению истины, к открытию людей, и, значит, – к открытию самого себя. Его можно назвать человеком, не приемлющим лжи. Она в нём отсутствовала напрочь.
– А сейчас давайте с вами попробуем дать слову «ложь» определение. Назовите, пожалуйста, прилагательные, связанные, по вашему мнению, со словом «ложь». Какая бывает ложь? (явная, бессовестная, бесстыдная, возмутительная, наглая, постыдная, провокационная, сфабрикованная, спасительная, святая). Да, она такая.
Наша встреча подходит к концу. Спасибо за ваш откровенный разговор. И в заключение хочется сказать: человек может предать, близкий – обмануть, любимый – разлюбить. Бывают минуты, когда в душе ни сил, ни музыки, ни слов. И всё же, пока на земле правда, добро, пока на земле есть честные люди, пусть не опускаются ваши руки, пока горит свеча.

Звучит песня «Пока горит свеча»

 


 

Информационный час «Преподобный Сергий Радонежский»

Цель:

  • воспитывать духовно-нравственные качества, прилежание к учёбе, любовь к родной земле, послушание, смирение;
  • учить бережному отношению к художественному слову, проникновению в его смысловые глубины;
  • ввести в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского, и сопоставить ее с жанром жития;
  • создать на уроке условия для активной творческой деятельности каждого ребенка;
  • стимулировать самостоятельный поиск нужной информации и ее использовании для саморазвития и духовного самосовершенствования.

Оформление: икона Преподобного Сергия Радонежского, иллюстрации к житию святого

Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру «в свое будущее»...
В. О. Ключевский
Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет.
Б. Зайцев

Ход мероприятия

1. Индуктор. Работа над осмыслением темы урока
Почему Б. Зайцев говорит о Сергии Радонежском как о «немеркнущей звезде»? Что значит преподобный? Почему мы называем его Сергием, когда его настоящее имя Варфоломей? Почему Сергий Радонежский?
Затем выстраиваю звуковые ассоциации со словом Радонежский. В итоге этой работы получается примерно следующий опорный конспект.

«Немеркнущая звезда» преподобного Сергия Радонежского

идеал благообразной подобный Богу имя, данное из села
жизни при постриге Радонежское

РАДОНЕЖСКИЙ:
дар, радость, душа, дух, Бог, жизнь, житие, святость, скромность, нежность, инок, деятель, крепость духа, труд.
2. Образ преподобного Сергия в литературе. Слово учителя
Сергий Радонежский – русский святой, живший в XIV веке и благословивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Его «спокойная, чистая и святая жизнь» отразилась в «Житии Сергия Радонежского», написанном Епифанием Премудрым в XV веке (в 1418 году), учеником Преподобного.
Житие - жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни святого. «Житие - повествование о людях, преодолевших смерть, а значит, победивших грех. Житие, как икона, показывает нам образ святости, не лицо, а лик, не портрет с натуры, а небесное видение». Как в иконописи, так и в жанре жития существовал свой строгий канон. Житие должно было иметь три части: вступление (самоуничижение автора, восхваление Бога), основную часть (повествование о жизни святого, чудесах и его смерти), похвалу святому.
Читаю отрывок «Жития Сергия Радонежского», после чего предлагаю определить, к какой композиционной части данный отрывок принадлежит, вспомнить особенности житийной литературы.

«Слава Богу за все и за всяческие дела, за которые всегда прославляется Великое и Трисвятое Имя, Которое и вечно прославляемо! Слава Богу Вышнему, в Троице славимому, Который упование, свет и жизнь наша, в Которого мы веруем, ради Которого мы крестилися, Им мы живем, и движемся, и существуем! Слава показавшему нам жизнь мужа святого и старца духовного! Ведь Господь знает, как прославлять славящих Его и благословлять благословляющих Его, и Он всегда прославляет своих угодников, славящих Его жизнью чистой, и богоугодной, и добродетельной.
Благодарим Бога за великую Его благость, сошедшую на нас, как сказал апостол: «Благодарность Богу за неизреченный Его дар!» Ныне же мы должны особенно благодарить Бога за то, что даровал Он нам такого старца святого, - говорю о господине преподобном Сергии - в земле нашей Русской, в стране нашей полунощной, в дни наши, в последние времена и годы. Гроб его находится у нас и перед нами, и, приходя к нему с верой всегда, великое утешение душам нашим мы получаем и большую пользу; воистину великий это нам от Бога дар дарован.
Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем, – ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Воздохнув к Богу и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: «Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы».

В начале XX века (в 1924 году) Борис Зайцев пишет жизнеописание Сергия, назвав свое произведение «Преподобный Сергий Радонежский». Почему Б. Зайцев через пять веков вновь обращается к образу Сергия Радонежского? Ответить на этот вопрос ребятам помогут высказывания писателей и критиков о Б. Зайцеве, а также предисловие автора к своему произведению. Необходимо обратить особое внимание на место и дату написания этого предисловия (запись на доске).
«Борис Зайцев открывает все те же пленительные страны своего лирического сознания: тихие и прозрачные». (А. Блок)
«Чистый, насквозь пронизанный солнцем, верный сын его, Зайцев и сам пронизывает жизнь светом тихим, светом славы; он чувствует святость природы и человека, и это именно составляет его охрану, его палладиум в жизненных скитаниях, сквозь гущу грубой обыденности».
«Легкий ветер времени, сметая все, неприкосновенными оставляет некоторые слова. Пролетая над Россией, он, несомненно, среди других, более мощных и жгучих слов пощадит и прекрасные в своей тихости печальные, хрустальные, лирические слова Бориса Зайцева».
«На горизонте русской литературы тихо горит чистая звезда Бориса Зайцева. У нее есть свой особый, с другими не сливающийся свет, и от него идет много благородных утешений». (Ю. Айхенвальд)
«Зайцев сострадателен к миру, пассивно-печален при виде его жестоких и кровавых неурядиц, но и грусть, и сострадание обращены у него к миру, а не самому себе. Большей частью обращены к России». (Г. Адамович)
Поиски ответа на этот вопрос учеников привели к серьезным размышлениям и анализу. Были примерно высказаны несколько точек зрения.

  • Судя по месту и дате написания предисловия, Зайцев находился в эмиграции во Франции. Он тосковал по России, по укладу русской жизни, по святыням Руси. Именно поэтому он обращается к образу русского святого Сергия Радонежского.
  • Возможно, писатель ощущал духовное родство с людьми такого типа, как Сергий, и таким образом хотел выразить свой идеал человека.
  • Подвиг Сергия мог стать идеалом для читателей, примером, который укажет им путь, ведущий к духовному возрождению русского народа.
  • Исходя из цитат, можно сказать, что сам Зайцев был близок образу русского святого по духу, по миросозерцанию: сострадателен, печален, тих, «прозрачен», «пронизан солнцем». Зайцев был истинно православным русским человеком.
  • На примере жития Сергия писатель показывает, какой должна быть жизнь человека -«спокойная, чистая», подвижническая.

- Может быть, Зайцев почувствовал схожесть исторических эпох: эпохи татаро-монгольского наъиествия и революционного периода русской истории.

3. Духовный путь Сергия Радонежского
Что вы вкладываете в понятие «духовный путь»? Если бы вам предложили графически изобразить духовный путь Сергия, то как бы вы его нарисовали?
1314 I-------------- -I 1391 ---------------------------------- ------------------------>•
Правильный выбор, который делают ученики, отдавая предпочтение последнему варианту, подтверждается цитатой из текста: «Жизнь Сергия дает нам образ постепенного, ясного движения. Это непрерывное, недраматическое восхождение. Святость растет в нем органично».
4. Групповая работа с текстом произведения. Социализация
Класс делится на семь групп, каждая из которых получает свое задание по тем или иным главам «Жития преподобного Сергия Радонежского». Цель данной работы - выявить и разграничить внешние события жизни Сергия и его внутренний, духовный путь. Задача групп – подготовить устный ответ по вопросам, касающимся жизненного пути Сергия и найти детали, создающие его духовный облик.
1 группа (глава «Весна»)
В какой семье родился Варфоломей?
Какие черты характера, душевные и духовные качества отличали его в
детстве? Как он относился к учению?
Какая встреча стала судьбоносной для Варфоломея?
2 группа (глава «Выступение»)
Каким было начало монашеского служения Сергия? Какие душевные качества отличают его? Что такое смирение, послушание?
Почему Сергий говорит о себе: «Аз есмь Сергие Маковскый»? Как и почему была названа основанная Сергием церковь?
3 группа (глава «Отшельник»)
В чем заключается суть пустынножительства?
Какие душевные качества формируют облик Сергия?
Как вы понимаете слова «созерцатель» и «деятель» в цитате:
«Так из уединенного пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал в Сергии и деятель»?
4 группа (глава «Игумен»)
Почему Сергий сначала не хотел быть игуменом?
В чем особенность «тихого делания» Сергия?
Перечислите основные качества, детали, создающие образ Сергия.
5 группа (глава «Св. Сергий - чудотворец и наставник»)
Что такое чудо в понимании Б. Зайцева?
Какие чудеса свершались Сергием? Каким рисует Сергия автор?
6 группа (глава «Общежитие и тернии»)
Какие две удивительные метафоры находит Б. Зайцев для передачи духовного облика Сергия? Объясните их. В чем заключается смысл видения Сергия?
7 группа (глава «Сергий и государство») Нарушил ли Сергий христианскую заповедь, благословив русских князей на кровь?
Свидетелем каких исторических событий был Сергий? При помощи каких деталей рисует писатель образ Сергия Радонежского?

V. Афиширование
После работы в группах, поиска ответов на вопросы заслушиваются выступления групп, в процессе которых учащимися заполняется опорный конспект.
После завершения этой работы в качестве итога урока звучит вопрос: Какие духовные качества в облике Сергия вы считаете наиболее важными? Выделите эти качества в опорном конспекте. Перечитайте еще раз предисловие к «Житию преподобного Сергия Радонежского».
Вновь возвращаюсь к теме урока. Почему же Б. Зайцев вводит образ «немеркнущей звезды» Сергия Радонежского? Подберите и запишите вывод к опорному конспекту. Были предложены следующие варианты:

  • «Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем».
  • Сергий Радонежский - «образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости».
  • «Бедность, старость, простота и равнодушие к успехам, вечное стоянье "пред лицом Бога", труд, молитва, созерцание делали его... свободным».
  • «Как святой Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен».
  • «...Образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все - возведенное к предельной легкости, чистоте».

VI Разрыв. Итог урока
Ребятам предлагаю письменно поразмышлять над вопросами: С каким внутренним призывом обращается Б. Зайцев к читателям XX века? Какие из духовных черт Сергия Радонежского вы считаете общечеловеческими, необходимыми для наших современников? Выслушиваю мнения ребят.

  • Сергий Радонежский призывает нас быть подвижниками, хранить духовный огонь своего Отечества, православия.
  • Он обращается к нам с призывом творить добро, сохранять чистоту и прозрачность духа,
  • Призыв Сергия слышен через столетия. Он заключается в любви, простоте и благообразии.
  • На мой взгляд, нам сейчас не хватает терпения, трудолюбия, внутренней простоты, которыми обладал Сергий, совести, милосердия.
  • С моей точки зрения, очень важно иметь такое качество, как упорство. Именно благодаря ему человек может добиться многого в своей жизни.
  • Я считаю, что черты Сергия Радонежского - это вечные черты, он вобрал в себя все лучшее, что было накоплено человечеством. Нам не следует забывать об упорстве, душевной дисциплине, спокойствии.
  • Я думаю, что при желании люди нашего века могли бы обладать такими качествами как скромность, спокойствие, душевная глубина -качествами, достойными настоящего человека.

VII. Рефлексия
В конце урока каждый его участник продолжает фразу: «Сегодня на уроке я понял, что...».
VIII. Домашнее задание

  • Найти репродукцию картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и приготовить ответ на вопрос.
  • Какое религиозное предание легло в основу сюжета картины?
  • Оформить до конца опорный конспект
  • Начать самостоятельно знакомство с одной из книг о Радонежском: Г.Юдин «Чудотворец» или Н.Борисов «И свеча бы не угасла

Словарь
Благочестивый – набожный, чтящий бога, благовейный, благой и честной жизнью исповедующий Господа.
Целомудрие – благоразумие, чистота телестная и помыслов; непорочность.
Канонизировать – огласить святым или внести в святцы, чтобы все почитали святым.

 


 

Классный час «Традиции слова»

Проводится по технологии «Диалог с веком» и элементами технологии
«Презентация мира»

Цель: ознакомить с понятиями:
– что называют заповедями Божиими, а что – заветами предков;
– как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках;
– почему жить с родительским благословением спокойнее и надёжнее;
– когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подаёт;
– почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком.

Оборудование:

  • карточки, записи музыкальных произведений, фонограммы с изречениями святых отцов, великих людей.

План проведения:

Ведущий: СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА
Заповеди и заветы
К священным словам, прежде всего, относятся заповеди Божии. Заповедями издавна принято называть основные правила христианской жизни. Все они перечислены в Библии. Наши предки их выучивали наизусть. Знают их и миллионы твоих современников.
Вспомним:
Главнейшие законы нравственности (заповеди) указаны в Библии — книге, написанной много тысяч лет тому назад.
Вот некоторые из библейских правил (запись на доске):
«Почитай отца твоего и мать», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства», «Будьте милосердны», «Мир имейте между собою».
А какие ещё заповеди знаешь ты? Можно напомнить и другие заповеди — не завидуй; не сотвори себе кумира; не осуждай другого; всякому, просящему у тебя, давай.
Но важно заповеди не только знать. Куда важнее им следовать в жизни. Вот почему нам полезно узнать о тех обычаях и порядках нашего народа, в которых живут библейские заповеди.
Из века в век старые люди говорили молодым, начинающим свой жизненный путь: скажешь один раз неправду — всю жизнь тебе доверять не будут, возьмёшь что-либо без спросу — скажут, что совесть потерял. Одним словом, держись правила: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Великий князь киевский Владимир Мономах завещал восемьсот лет тому назад своим детям: «Вы, юноши, будьте душою чисты, непорочны, в беседе кротки, за столом скромны, при старых людях молчите, умных людей слушайте, старшим повинуйтесь, с равными себе и с младшими обходитесь с любовью. Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдовицу».
Многие заповеди разъяснялись в пословицах и поговорках. Вспомни некоторые из них (карточки):
Сам потерпи, а другого не обидь.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Бедного обижать — себе добра не желать.
Согласному стаду и волк не страшен.
Согласие да лад — для общего дела клад.
Доброе братство сильнее богатства.
Не так живи, как хочется, а так, как Бог велит.
Сила — хорошо, ум — лучше, а доброе сердце всё покрывает.
Трудовой грош прочнее краденого рубля.
Как видишь, заповеди Божии разъяснялись в поучениях, пословицах и поговорках, в родительских наставлениях и жизненных советах. Все вместе они составили заветы предков.
Заповеди и заветы лежат в основе жизни, помогают сохранять связь между поколениями. Благодаря им, мы осознаём своё единство с тысячелетним духовным и нравственным наследием нашего народа.

Второй ведущий
ІІ. МОЛИТВЫ.
К слову священному относится и молитва. Молитвой называют обращение к Богу, ангелам, Богородице и святым. Верующий человек творит её тогда, когда возникает духовная потребность ясно понять волю Божью. Он просит Бога вразумить его и наставить. Произносит молитву и в минуты благородия и в знак хвалы Божьей за Его милости.
Для верующего человека молитва является основой, сердцевиной христианской жизни. Её не принято произносить между делом, мимоходом, несерьёзно. К ней он обращается в самые важные минуты жизни, от души и серьёзно.
Это полезно знать:
«Нередко молитву называют дыханием жизни…. Молитва ничего общего не имеет с мечтательностью и фантазией. Молитва не является и разговором с самим собой. Молитвой, наконец, нельзя назвать мысль о Боге, ибо одно дело – размышление, а совсем другое – молитва. Молитва – это мысль, обращённая к Богу. Но не только мысль, а ещё и сердце и воля».
Священник о. Артемий Владимиров
В православной традиции принято различать молитвы общественные и молитвы частные. Общественные молитвы звучат на богослужениях в храмах, а также во время торжественных событий: при освящении пашни и урожая, при спуске на воду корабля или освящении дома, перед смертной битвой или при поминовении павших за Отечество. Частные молитвы человек произносит наедине. В них звучат прошения за себя и других, о даровании благ — духовных и земных (здоровья, благополучия). Особенно важны для верующего человека молитвы о прощении грехов и о помощи в борьбе с соблазнами и всяческим злом.
Радость молитвы не всегда понятна людям неверующим. Однако они с пониманием относятся к тому, что её возносят люди верующие. Нужно уметь уважать искренние, чистые чувства и устремление ближних. Удивительно, но бывает так, что даже неверующий человек, порой сам от себя не ожидая, в трудные или радостные минуты жизни произносит слова молитвы — неумело, но также искренне.
Молитвенное слово требует от человека глубокой сосредоточенности, постоянства, отказа от раздражительности, суеты и уныния. Русский поэт Пётр Вяземский написал о молитвенном слове удивительные, чистые и трогательные слова:
Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи:
Уст Твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слёз ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полёт мне в высоту,
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Молитва помогает сберегать чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчает сердце.
Вопросы и задания:
1. Поясни, как ты понимаешь заповеди Божьи. Обязательно сверь своё понимание с мнением взрослых, а если это возможно – с пояснениями свя-щенника.
2. Найди к заповедям Божьим соответствующие заветы предков.
3. Почему заповеди и заветы важно не только знать, но и стараться следовать им?
4. Как понять слова о том, что молитва — это мысль, сердце и воля, обращённые к Богу?

  • Чем объяснить, что и неверующий человек должен уважительно относительно к молитве?

Третий ведущий
ІІІ. СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА.
Родительское благословение.
Бережное отношение друг к другу, завещанное нам предками, породило множество добрых слов. Они способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Традиции доброго слова начинаются с родительского благословения.
По древней традиции, родительское благословение требовалось на всякое дело — дальнюю дорогу, учёбу, начало полевых работ, женитьбу или замужество, даже при прощании на ночь перед сном.
Благословить — значит произнести благое слово, то есть слово доброе, полезное, служащее счастью. Не трудно понять, что благословение означает пожелание добра, покоя, счастья, успехов, жизни в любви и согласии.
В устах родителей такие пожелания по-особому сильны и искренни, идут от самого сердца. И это не удивительно — только родители любят тебя так сильно и так искренне. По обычаю, при благословении родители осеняли своих детей крёстным знамением и иконой. Родительское благословение выражало их волю и наставление, а крёстное знамение и икона призывала ещё, как все верили, помощь Божью. Было твёрдое убеждение, что без родительского благословения не будет ни удачи, ни счастья.
Благословенные иконы, особенно свадебные, берегли всю жизнь. Их ставили в красный угол, с ними не расставались при переездах, берегли при пожарах или иных бедствиях. В них видели живую память о родительском благословении.
Могло быть и письменное родительское благословление, особенно среди состоятельных и знатных людей. Чаще всего оно было в виде духовной грамоты, которая составлялась, когда старые родители чувствовали приближение своей кончины. В ней не только распределялось имущество. В духовной грамоте родители просили поминальных молитв и давали наставления «жить между собою в добром состоянии и любви, безо лжи и ненависти».
Жизнь в согласии с родительским благословением придаёт человеку уверенность, успокаивает совесть.

Сердце сердцу весть подаёт.
От сердца человеческого исходит множество добрых слов. Начинаются они с приветствия друг другу. Утром после сна, при встрече с друзьями и знакомыми, заходя в школу и класс, ты говоришь: «Здравствуйте!». Это приветствие можно разделить на два слова – «здравствуй – те (то есть – ты, все)». Здравствовать – значит быть здоровым. Тем самым ты продолжаешь древнюю традицию здравиц – пожелания здоровья ближнему. Кроме «здравствуйте», были и другие здравицы: «Здорово!», «Здорово живете!», «Дай Бог тебе здравствовать!».
Прежде было принято здороваться с каждым человеком, даже с незнакомым. Считалось, что пожелание здоровья каждому есть проявление любви к ближнему. Ныне, к сожалению, этот обычай утрачен, но традиция здороваться с людьми знакомыми продолжает жить. Его не стоит заменять каким-нибудь модным кличем или возгласом.
Совсем другие сердечные слова произносят, когда впервые переступают порог чьего-либо дома. В таком случае говорили: «Мир дому сему», желая любви, согласия и взаимопонимания всем его обитателям. В этих словах высказывалась и уверенность в том, что входящий пришёл в этот дом с добрыми намерениями и чувствами (с миром) и надеется, что его встретят тем же.
Большое значение имеют слова, сказанные при расставании. Если люди расстаются ненадолго, то принято говорить: «До свидания». В этих словах живёт уверенность в том, что новая встреча (свидание) произойдёт очень скоро, а само свидание будет желанным. Если же расставались на большой срок или были не уверены, что придётся когда-нибудь свидеться вновь, то говорили: «Простите и прощайте!». В этих словах живёт православная традиция примириться при расставании, испросить прощения за обиды и простить самому.
Одним словом, добрые слова сопровождали каждый начальный и конечный момент общения человека с человеком.
Традиционным являются и слова праздничного поздравления. Поздравления высказывают лично или высылают письменно. Это делают в связи с днём рождения и с Днём Ангела, с Новым годом и Днём Победы, с другими праздниками и важными событиями. Поздравляя с Пасхой, говорят: «Со светлым Христовым Воскресением вас! Христос воскресе!». После этих слов троекратно целуются.
Поздравления сопровождаются пожеланиями. Принято желать друг другу здоровья и счастья, благополучия и успехов, долгих лет жизни. Люди верующие высказывают пожелания помощи Божьей, крепости телесных и духовных сил. Поздравляя от всего сердца, мы стараемся вложить в свои слова ещё и те пожелания, которые особенно важны человеку. Одному, например, желаем успешного завершения школы, другому – достроить новый дом, третьему – добиться рекорда, четвертому – терпения в борьбе с болезнью и т.д.
Нередко вместе с поздравлениями и пожеланиями дарят подарки. При этом цена подарка не имеет значения. Важно, чтобы он был от чистого сердца и с добрыми мыслями. Наиболее ценится подарок, сделанный своими руками. Богаты у нас и традиции благодарного слова. За любое доброе дело, сделанное ради тебя, твоих близких, ради Веры и Отечества, принято благодарить – благо (добро) дарить. Другими словами – на добро принято отвечать добром.
Благодарное слово, прежде всего, выражается в том, что мы признаем заслуги другого. Мы благодарим всех, кто заботится о нас, трудится для нас, молится о нас, учит нас, защищает нас, подаёт пример праведного слова и дела.
Благодарным становится и памятное слово. В нём мы отдаём долг памяти тем, кого уже нет в живых. Памятное слово произносят в особых случаях: в дни памяти наших выдающихся соотечественников, в особые дни поминовения (Димитриевская суббота, родительская суббота и др.). Оно нанесено на специальные памятные (мемориальные) доски на зданиях, на памятниках защитникам Отечества, на надгробиях достойных людей.
Удивительно трогательны слова любви. Любовь во все времена является самым светлым чувством человека. Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается, – говорили в народе. Вот почему любовь также рождает в человеке сердечные слова удивительной силы. О любящих друг друга было принято говорить: «У них сердце сердце чует, сердце сердцу весть подаёт. Любимый, родная, ненаглядная, сердечко моё, заботушка моя, суженый мой», – такие слова говорят наедине, искренне, трепетно и с умилением.
От сердца произрастает и негромкое, но сильное слово совести. Раскаяние, покаяние и прощение – вот ступеньки, на которых взращивается слово совести. Совесть рождает слово раскаяния, на исповеди звучит слово покаяния, любовь Божья и человеческая дарует прощение. В ответ на просьбу простить кающемуся человеку отвечали: «Бог простит и я с ним», «Бог простит, и меня прости». Всегда помнили – грязь природную очищает вода, а грязь духовную – покаяние.
Так сердечное слово готово соединять и примирять людей, очищать их душу, радовать любовью и чистотой чувств.
Вопросы и задания:
1. Что означает родительское благословение?
2. Какие обычаи были связаны с родительским благословением?
3. Почему жить с родительским благословением спокойнее и надёжнее?
4. Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает?
5. Какие обычаи поздравления тебе известны?

  • Можно ли говорить, что сердечное слово примиряет людей?

Четвертый ведущий:
ІV. ЧЕСТНЫЕ СЛОВА.
Правила честного слова (плакат).
В честном слове раскрывается внутреннее благородство человека. Оно всегда правдиво, искренне, без лукавства. Идёт честное слово от чистого сердца и добрых помыслов.
Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.
Правило первое: думай, что говоришь. Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.
Правило второе: не говори того, чего не думаешь. Не лукавь, не криви душой. Лучше помолчать, чем сказать неправду.
Правило третье: не всё, что думаешь, говори. Это правило советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? Не выдашь ли ты чужую тайну своим неосторожным словом? Словом, не всё, что думаешь, говори.

Договор и уговор.
Особую ценность приобретает честное слово, когда люди заключают договор между собой. Это может быть, например, договор между купцами о поставке товара, или, скажем, договор между артелью плотников и крестьянским миром о строительстве деревянного храма. Договор оформляют письменно, его подписывают договорившиеся, скрепляют подписями свидетелей и печатями. Договор принято исполнять точно в срок. Нарушители договора наказываются по закону и на всю жизнь теряют доверие в глазах честных людей.
Нередко люди договариваются устно, даже в очень важных делах. Тогда говорят, что они с общего согласия вступили в уговор. Например, родители жениха и невесты с их согласия намечали сроки венчания и свадьбы. Договорившись, отцы жениха и невесты били по рукам, то есть ударяли друг друга в ладони. Это означало, что уговор состоялся и отступать от него уже нельзя. Иногда уговор заключают и деловые люди, соседи, родственники, друзья. Устный уговор ценится выше, чем договор, видимо, потому, что строится на полном доверии друг к другу. Не случайно говорят: уговор дороже денег, уговор – дело святое.
К сожалению, бывает, что люди лихие договариваются на дело недоброе – на кражу или, скажем, на обман. Про такие договорённости говорят: на доброе дело уговор, на злое – сговор.
Договоры и уговоры укрепляют доверие между людьми.

Присяга.
Воины торжественно принимают присягу, которой остаются верны всю жизнь. Вспомним: воин, впервые принимая боевое оружие, приносит присягу. Перед лицом своих товарищей по оружию, перед боевыми знамёнами он торжественно произносит её слова. Молодой воин обещает быть верным Родине, служить ей честно, выполнять приказы командиров.
Слова присяги священны. Наши предки были убеждены, что присяга выше молитвы, и в свидетели её призывали самого Бога, целуя Святой Крест и Евангелие. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов, называвший своих воинов чудо-богатырями, говорил: «Когда чудо-богатырь поцелует крест, то доколь дышит – своему долгу не изменит».
(индивидуальное задание).

Подвиг есть и в сраженьи С верой бодрой и смелой
Подвиг есть и в борьбе, Ты за подвиг берись.
Высший подвиг в терпеньи Есть у подвига крылья,
Любви и мольбе. И взлетишь ты на них
Если сердце заныло Без труда, без усилья
Перед злобой людской, Выше мраков земных,
Иль насилье схватило Выше крыши темницы
Тебя цепью стальной Выше злобы слепой,
Если скорби земные Выше воплей и криков
Жалом в душу впились, Гордой черни людской.
А.С.Хомяков

Обет.
В традиции честного слова есть обычай давать обет (зарок) – добровольное обязательство перед Богом или святыми. Дают обет люди верующие. Они убеждены, что все в этом мире совершается по Божьей воле. Исцелился от тяжёлой болезни, уцелел в какой-нибудь катастрофе прошел войну целым и невредимым – во всем этом человек верующий видит милость Божью, знак божественной любви. Если же, наоборот, следует беда за бедой (пошатнулось здоровье, случился неурожай, в душе тревожно за кого-то из близких), то он видит в этом предупреждение, призыв к тому, чтобы сделать свою жизнь чище, очистить ее от греха. Вот в таких-то случаях и берет человек обет, который становится знаком его благодарности Богу или обещанием совершить какой-либо духовный подвиг во славу Божью. Обеты были и до сих пор остаются повсеместным обычаем, еще одной из традиций честного слова.
Обет выражается в обещании сотворить праведное дело: пожертвовать что-то для храма (приобрести колокол, киот к иконе, книгу), совершить паломничество к святым местам, поработать год-два в монастыре. Иногда обет заключается в том, что человек берет на себя обязательство дополнительного поста, усиленной молитвы. Так в нашем Отечестве возводились обетные храмы, украшались святыни, творились дела милосердия и благодарности, а самое главное – трудилась и очищалась душа.
Честное слово в повседневной жизни сберегает искренность и не дает лукавить друг перед другом. Деловым отношениям оно придает надежность и уверенность. Воину помогает верно служить Отечеству, а человеку верующему – помнить о Боге и совести. Традиции честного слова напоминали: дал слово – держи его. И помни: лучше ногами споткнуться, чем языком.

Вопросы и задания:

1. Как слово помогает человеку?
2. Опишите правила договора и уговора. В чем их знание?
3. Присяга и обет: в чём их сходство и отличие?
4. Почему обет свят?
5. Прокомментируй правила честного слова.

 


 

Технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание основывается на моральных ценностях и духовном самосовершенствовании. Одной из форм повышения качества и эффективности духовно-нравственного воспитания является его технологическое обеспечение. Рассмотрим наиболее продуктивные воспитательные технологии.

Технологии духовно-нравственного воспитания
В целях повышения эффективности воспитательной работы определите механизм внедрения в педагогическую практику технологий гуманистического воспитания, разработанных и апробированных Академией последипломного образования под руководством доктора педагогических наук В.Т.Кабуша.
Использование педагогических технологий предполагает опору на единый подход к понятийному аппарату, грамотное применение тех или иных смыслов.

Словарь основных понятий
Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Гуманность – человечность, благожелательные отношения к людям, их достоинству.
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой устойчивых моральных качеств личности.
Духовность – духовная сущность человека, противоположная физической, телесной сущности. Внутренний нравственный мир человека.
Идеал – совершенство, совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.
Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в стремлении к счастливой и достойной жизни.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм.
Ценность – специфическое социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее его положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекс чести), принятых в данном кругу.

Гуманистическая воспитательная технология – это цепочка педагогических действий или актов взаимодействия педагога с учащимися, выстроенных в закономерной последовательности, в таком сочетании и соответствии, реализация которых обеспечивает достижение поставленной цели.
Идея технологии заключается в том, чтобы настроиться на внутренний мир личности, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенке, поверить в его силы, его возможности. Следует смотреть на недостатки ребенка как на его возможности и достоинства, при этом тонко использовать психолого-терапевтическое и социально-педагогическое влияние.
При использовании технологий гуманистического воспитания педагог должен основываться на следующих позициях:

  • верить в ребенка, его силы, в его благоприятные шансы; учащихся надо не контролировать, а стимулировать, не руководить ими, а вместе с ними участвовать в делах, доверять их самостоятельности, способствовать их нравственному выбору;
  • уважать личность ребенка, его позиции, достоинство, свободу, права;
  • любить себя, ребенка, людей, Родину;
  • заботиться, помогать, прощать, сопереживать, поддерживать, эмоционально одобрять;
  • слышать ребенка, понимать его, защищать, т. е. взаимодоверять;
  • искать взаимосогласия, пути к сотрудничеству, взаимодействию, сотворчеству, соразделению ответственности;
  • гуманно оценивать: оценивать не личность, а поступки, оценивать меру труда, т. е. производить этический анализ ситуации.

Гуманистические воспитательные технологии, реализуемые по методикам интерактивного образования, гарантируют:

  • развитие мышления – групповые виды интеллектуальной деятельности;
  • развитие внимания – при групповых видах деятельности развивается произвольное и непроизвольное;
  • развитие памяти – при интеракции задействуются все каналы восприятия, что увеличивает качество отпечатка событий в памяти и воспроизведение событий;
  • развитие воображения – самостоятельные познавательные процессы продуцируют синхронную деятельность двух полушарий, расставляя акценты на наглядно-образном мышлении и синтезе всех знаний, направленных на решение проблемы;
  • развитие восприятия – при интеракции создается система расширенного восприятия, т. е. задействуется максимальное количество различных рецепторов.

К гуманистическим воспитательным технологиям относят, как правило, следующие: эвристическая беседа, конкурсы, викторины, блиц-турниры, экспресс-опросы, тренинги.
При использовании интерактивных образовательных методик следует руководствоваться следующими понятиями.
Интеракция – это создание условий и обстановки абстрагирования от стандартных решений, мотивация и стимулирование нахождения решения проблемы в соответствии с внутренним миром (ощущениями, эмоциями, совестью и т. д.) и дальнейшее обсуждение в микрогруппе.
Коллективообразование – приобретение навыка принимать общее решение при различных личностных позициях.
Погружение в проблему – актуализация проблемы, осмысление проблемного поля, индивидуализация проблемы.
Работа в проблемном поле – поиск индивидуального решения, структурирование.

Рассмотрим некоторые технологии, обеспечивающие наиболее качественное включение ребёнка в воспитательный процесс.

Микротехнология «Паратеатр»
Технология паратеатра предусматривает исполнение ведущими трех ролей: сценарист, режиссер, менеджер.
Сцена – задается сценаристом.
Режиссер – инструментирует актеров, распределяя роли;
моделирует порядок разрешения игровой ситуации.
Менеджер – четко показывает все промахи, делая их очевидными для всех;
демонстрирует все возможные отрицательные последствия;
дает возможность обучаемым апробировать решения, на которые они бы никогда не решились в жизни;
делает понятными и принятыми удачные решения, чтобы развить потенциальный успех в реальный, действительный.
При проведении творческих дел по технологии «паратеатр» разрешается сценаристу, режиссеру и менеджеру одобрительными репликами подсказывать правильность хода.

Микротехнология «Театр»
При использовании технологии понятие «театр» заменяется другим необходимым понятием, действия и действующие лица – соответствующими по смыслу словами.
Театр – это особый мир: а) покажите свое понимание слова «театр» при помощи глаз;
б) при помощи рук и пальцев рук;
в) при помощи движений головы;
г) при помощи движения ног.

Актер театра: объясните одним жестом, кто это;
Какие театральные специальности вам знакомы?
Кто, по Вашему мнению, ходит в театр?
а) покажите этих людей при помощи походки;
б) объясните их желание прийти в театр при помощи жестов.

  • Как следует одеваться в театр?
  • Какая одежда предпочтительна в театральном мире?
  • За какое время до начала спектакля необходимо приходить в театр?
  • Как следует передвигаться по холлу театра?
  • Ваше передвижение по залу на свое место?
  • Поведение во время представления: посадка, движение рук, хлопки, свист, улюлюканье, смех, крики.
  • Передайте атмосферу театральной жизни: песней, танцем, стихами, визитной карточкой, гербом.

Алгоритм проведения:

  • целенаправленное предъявление окружающего мира с расширением кругозора и проблем видения объектов действительности;
  • перевод социальной ситуации развития в воспитательную: расставление акцентов на ценностях (интонирование мира);
  • перевод рассматриваемой ситуационной проблемы в плоскость самостоятельного выбора(мобилизация внутренних сил).

Философская основа
Воспитательным началом служат ценности, определенные человеческой культурой и культивируемые на протяжении многих веков.
Воспитательным средством является окружающий мир, представленный материальной и духовной культурой

Театр-экспромт

Экспромт – освобождение от страха перед неудачей, экспромт позволяет не быть актером, предполагает сиюминутное создание, а следовательно, интерактивное.
Неудачи импровизированной сцены оправданы: никто не знал, какая у него роль; никто не готовился к игре и т. д.
Театр – экспромт имеет психологическую задачу: психологическая компенсаторика, развитие сензитивности, перцептивности, эмпатии и креативности.

Технологический алгоритм театра-экспромта

  • Составление текста для «голоса за кадром» (проблемная ситуация, поведение в ситуации, целевые позиции, культурные ценности и их влияние). Тематика: фантастика, детектив, сказка и т.д.
  • Фиксирование персонажей на карточках.
  • Распределение карточек: свободный выбор, раздача, лотерея, знакомство с карточками и определение своей роли.
  • Выход на сцену и действия, которые, по мнению «актеров», соответствуют голосу за кадром.
  • Заключительная часть: создание ситуации успеха для каждого «актера».
  • Рефлексия: для зрителей; для участников.

Условия проведения: сюжет не должен быть известен, сюжетная линия должна иметь неожиданные повороты, тематика должна быть разнообразна. В роли актера должен побывать каждый ученик.

Краткое изложение технологий даст Вам толчок к творчеству, самостоятельному поиску более эффективных технологий и методик.

Заключение
Надеемся, что прочтение предлагаемого сборника позволит педагогам воспитать у подрастающего поколения моральную необходимость жить по нравственным принципам, строго придерживаясь духовных начал человеческой сущности. Ведение духовно-нравственного воспитания предполагает знание педагогами элементарных религиозно-философских представлений, выработанных на протяжении многих веков.
I – материя является «причиной» духа, порождает его и генерирует;
сознание – это тоже движение материальных атомов.
II – дух является причиной материи, определяет и детерминирует её развитие.
III – дух и материя существуют параллельно друг другу.
Г.Гегель рассматривал человека как духовную индивидуальность и описывал стадии становления свободной индивидуальности как стадии «одухотворённой индивидуальности» В процессе становления он развивает ступени движения духа к субъекту.
На первый взгляд, данные философские мысли не имеют отношения к нашему изданию, но с другой стороны, без учёта этих философских воззрений воспитание теряет некоторую смысловую нагрузку и не даёт полной результативности.
Надеемся, что наше описание опыта работы педагогических коллективов г.Полоцка поможет Вам решить проблемы духовно-нравственного воспитания.

Литература

  • Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса, учебное пособие в 3-х частях, часть 1 / С.С.Кашлев –Минск, ЧУП "Зорны верасень", 2005.
  • Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы.
  • Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в учреждениях образования».
  • Концепция кампании БРСМ «Нет курению!»
  • Концепция акции БРСМ «СТОП – СПИД!».
  • Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке / В.А.Сухомлинский. – М., 1978, с. 67.
  • Маюров, А. Антиалкогольное воспитание школьников / А.Маюров. – М., 1997.
  • Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006–2010 годы.
  • Государственная программа по борьбе с преступностью на 2006–2010 годы.
  • Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи / Л.Н.Анисимов. – М.: Юридическая литература. 1998. – 176с.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
  • Лесгафт, П. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Лесгафт. – СПб, 1912.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. 2.
  • Ларман, К. Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование / К.Ларман. – М.: Наука, 2000.

Источник: Духовно-нравственное воспитание в системе реализации целей и задач Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: из опыта работы УО «Полоцкая государственная общеобразовательная школа-интернат-гимназия для способных и талантливых детей Витебской области». – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 29 с.

Составители: Э.М.Колдунов, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;
Л.В.Зенькова, начальник отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;
Д.Н.Карась, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензенты:
Д.Н.Слепцов, заведующий отделом пионерских и детских движений УО «Витебское областное государственное объединение внешкольной работы»;
Т.А.Дробыш, заместитель генерального директора УО «Витебское областное государственное объединение внешкольной работы»

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.