На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя (из опыта работы) - Технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя (из опыта работы) - Технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания
Просвещение школьников - Духовно-нравственное воспитание
Индекс материала
Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя (из опыта работы)
Информационный час «Преподобный Сергий Радонежский»
Классный час «Традиции слова»
Технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания
Все страницы

 

Технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание основывается на моральных ценностях и духовном самосовершенствовании. Одной из форм повышения качества и эффективности духовно-нравственного воспитания является его технологическое обеспечение. Рассмотрим наиболее продуктивные воспитательные технологии.

Технологии духовно-нравственного воспитания
В целях повышения эффективности воспитательной работы определите механизм внедрения в педагогическую практику технологий гуманистического воспитания, разработанных и апробированных Академией последипломного образования под руководством доктора педагогических наук В.Т.Кабуша.
Использование педагогических технологий предполагает опору на единый подход к понятийному аппарату, грамотное применение тех или иных смыслов.

Словарь основных понятий
Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Гуманность – человечность, благожелательные отношения к людям, их достоинству.
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой устойчивых моральных качеств личности.
Духовность – духовная сущность человека, противоположная физической, телесной сущности. Внутренний нравственный мир человека.
Идеал – совершенство, совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.
Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в стремлении к счастливой и достойной жизни.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм.
Ценность – специфическое социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее его положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекс чести), принятых в данном кругу.

Гуманистическая воспитательная технология – это цепочка педагогических действий или актов взаимодействия педагога с учащимися, выстроенных в закономерной последовательности, в таком сочетании и соответствии, реализация которых обеспечивает достижение поставленной цели.
Идея технологии заключается в том, чтобы настроиться на внутренний мир личности, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенке, поверить в его силы, его возможности. Следует смотреть на недостатки ребенка как на его возможности и достоинства, при этом тонко использовать психолого-терапевтическое и социально-педагогическое влияние.
При использовании технологий гуманистического воспитания педагог должен основываться на следующих позициях:

  • верить в ребенка, его силы, в его благоприятные шансы; учащихся надо не контролировать, а стимулировать, не руководить ими, а вместе с ними участвовать в делах, доверять их самостоятельности, способствовать их нравственному выбору;
  • уважать личность ребенка, его позиции, достоинство, свободу, права;
  • любить себя, ребенка, людей, Родину;
  • заботиться, помогать, прощать, сопереживать, поддерживать, эмоционально одобрять;
  • слышать ребенка, понимать его, защищать, т. е. взаимодоверять;
  • искать взаимосогласия, пути к сотрудничеству, взаимодействию, сотворчеству, соразделению ответственности;
  • гуманно оценивать: оценивать не личность, а поступки, оценивать меру труда, т. е. производить этический анализ ситуации.

Гуманистические воспитательные технологии, реализуемые по методикам интерактивного образования, гарантируют:

  • развитие мышления – групповые виды интеллектуальной деятельности;
  • развитие внимания – при групповых видах деятельности развивается произвольное и непроизвольное;
  • развитие памяти – при интеракции задействуются все каналы восприятия, что увеличивает качество отпечатка событий в памяти и воспроизведение событий;
  • развитие воображения – самостоятельные познавательные процессы продуцируют синхронную деятельность двух полушарий, расставляя акценты на наглядно-образном мышлении и синтезе всех знаний, направленных на решение проблемы;
  • развитие восприятия – при интеракции создается система расширенного восприятия, т. е. задействуется максимальное количество различных рецепторов.

К гуманистическим воспитательным технологиям относят, как правило, следующие: эвристическая беседа, конкурсы, викторины, блиц-турниры, экспресс-опросы, тренинги.
При использовании интерактивных образовательных методик следует руководствоваться следующими понятиями.
Интеракция – это создание условий и обстановки абстрагирования от стандартных решений, мотивация и стимулирование нахождения решения проблемы в соответствии с внутренним миром (ощущениями, эмоциями, совестью и т. д.) и дальнейшее обсуждение в микрогруппе.
Коллективообразование – приобретение навыка принимать общее решение при различных личностных позициях.
Погружение в проблему – актуализация проблемы, осмысление проблемного поля, индивидуализация проблемы.
Работа в проблемном поле – поиск индивидуального решения, структурирование.

Рассмотрим некоторые технологии, обеспечивающие наиболее качественное включение ребёнка в воспитательный процесс.

Микротехнология «Паратеатр»
Технология паратеатра предусматривает исполнение ведущими трех ролей: сценарист, режиссер, менеджер.
Сцена – задается сценаристом.
Режиссер – инструментирует актеров, распределяя роли;
моделирует порядок разрешения игровой ситуации.
Менеджер – четко показывает все промахи, делая их очевидными для всех;
демонстрирует все возможные отрицательные последствия;
дает возможность обучаемым апробировать решения, на которые они бы никогда не решились в жизни;
делает понятными и принятыми удачные решения, чтобы развить потенциальный успех в реальный, действительный.
При проведении творческих дел по технологии «паратеатр» разрешается сценаристу, режиссеру и менеджеру одобрительными репликами подсказывать правильность хода.

Микротехнология «Театр»
При использовании технологии понятие «театр» заменяется другим необходимым понятием, действия и действующие лица – соответствующими по смыслу словами.
Театр – это особый мир: а) покажите свое понимание слова «театр» при помощи глаз;
б) при помощи рук и пальцев рук;
в) при помощи движений головы;
г) при помощи движения ног.

Актер театра: объясните одним жестом, кто это;
Какие театральные специальности вам знакомы?
Кто, по Вашему мнению, ходит в театр?
а) покажите этих людей при помощи походки;
б) объясните их желание прийти в театр при помощи жестов.

  • Как следует одеваться в театр?
  • Какая одежда предпочтительна в театральном мире?
  • За какое время до начала спектакля необходимо приходить в театр?
  • Как следует передвигаться по холлу театра?
  • Ваше передвижение по залу на свое место?
  • Поведение во время представления: посадка, движение рук, хлопки, свист, улюлюканье, смех, крики.
  • Передайте атмосферу театральной жизни: песней, танцем, стихами, визитной карточкой, гербом.

Алгоритм проведения:

  • целенаправленное предъявление окружающего мира с расширением кругозора и проблем видения объектов действительности;
  • перевод социальной ситуации развития в воспитательную: расставление акцентов на ценностях (интонирование мира);
  • перевод рассматриваемой ситуационной проблемы в плоскость самостоятельного выбора(мобилизация внутренних сил).

Философская основа
Воспитательным началом служат ценности, определенные человеческой культурой и культивируемые на протяжении многих веков.
Воспитательным средством является окружающий мир, представленный материальной и духовной культурой

Театр-экспромт

Экспромт – освобождение от страха перед неудачей, экспромт позволяет не быть актером, предполагает сиюминутное создание, а следовательно, интерактивное.
Неудачи импровизированной сцены оправданы: никто не знал, какая у него роль; никто не готовился к игре и т. д.
Театр – экспромт имеет психологическую задачу: психологическая компенсаторика, развитие сензитивности, перцептивности, эмпатии и креативности.

Технологический алгоритм театра-экспромта

  • Составление текста для «голоса за кадром» (проблемная ситуация, поведение в ситуации, целевые позиции, культурные ценности и их влияние). Тематика: фантастика, детектив, сказка и т.д.
  • Фиксирование персонажей на карточках.
  • Распределение карточек: свободный выбор, раздача, лотерея, знакомство с карточками и определение своей роли.
  • Выход на сцену и действия, которые, по мнению «актеров», соответствуют голосу за кадром.
  • Заключительная часть: создание ситуации успеха для каждого «актера».
  • Рефлексия: для зрителей; для участников.

Условия проведения: сюжет не должен быть известен, сюжетная линия должна иметь неожиданные повороты, тематика должна быть разнообразна. В роли актера должен побывать каждый ученик.

Краткое изложение технологий даст Вам толчок к творчеству, самостоятельному поиску более эффективных технологий и методик.

Заключение
Надеемся, что прочтение предлагаемого сборника позволит педагогам воспитать у подрастающего поколения моральную необходимость жить по нравственным принципам, строго придерживаясь духовных начал человеческой сущности. Ведение духовно-нравственного воспитания предполагает знание педагогами элементарных религиозно-философских представлений, выработанных на протяжении многих веков.
I – материя является «причиной» духа, порождает его и генерирует;
сознание – это тоже движение материальных атомов.
II – дух является причиной материи, определяет и детерминирует её развитие.
III – дух и материя существуют параллельно друг другу.
Г.Гегель рассматривал человека как духовную индивидуальность и описывал стадии становления свободной индивидуальности как стадии «одухотворённой индивидуальности» В процессе становления он развивает ступени движения духа к субъекту.
На первый взгляд, данные философские мысли не имеют отношения к нашему изданию, но с другой стороны, без учёта этих философских воззрений воспитание теряет некоторую смысловую нагрузку и не даёт полной результативности.
Надеемся, что наше описание опыта работы педагогических коллективов г.Полоцка поможет Вам решить проблемы духовно-нравственного воспитания.

Литература

  • Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса, учебное пособие в 3-х частях, часть 1 / С.С.Кашлев –Минск, ЧУП "Зорны верасень", 2005.
  • Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы.
  • Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в учреждениях образования».
  • Концепция кампании БРСМ «Нет курению!»
  • Концепция акции БРСМ «СТОП – СПИД!».
  • Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке / В.А.Сухомлинский. – М., 1978, с. 67.
  • Маюров, А. Антиалкогольное воспитание школьников / А.Маюров. – М., 1997.
  • Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006–2010 годы.
  • Государственная программа по борьбе с преступностью на 2006–2010 годы.
  • Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи / Л.Н.Анисимов. – М.: Юридическая литература. 1998. – 176с.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
  • Лесгафт, П. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Лесгафт. – СПб, 1912.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. 2.
  • Ларман, К. Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование / К.Ларман. – М.: Наука, 2000.

Источник: Духовно-нравственное воспитание в системе реализации целей и задач Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: из опыта работы УО «Полоцкая государственная общеобразовательная школа-интернат-гимназия для способных и талантливых детей Витебской области». – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 29 с.

Составители: Э.М.Колдунов, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;
Л.В.Зенькова, начальник отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;
Д.Н.Карась, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензенты:
Д.Н.Слепцов, заведующий отделом пионерских и детских движений УО «Витебское областное государственное объединение внешкольной работы»;
Т.А.Дробыш, заместитель генерального директора УО «Витебское областное государственное объединение внешкольной работы»



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.