Страница 4 из 4
Технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание основывается на моральных ценностях и духовном самосовершенствовании. Одной из форм повышения качества и эффективности духовно-нравственного воспитания является его технологическое обеспечение. Рассмотрим наиболее продуктивные воспитательные технологии.
Технологии духовно-нравственного воспитания В целях повышения эффективности воспитательной работы определите механизм внедрения в педагогическую практику технологий гуманистического воспитания, разработанных и апробированных Академией последипломного образования под руководством доктора педагогических наук В.Т.Кабуша. Использование педагогических технологий предполагает опору на единый подход к понятийному аппарату, грамотное применение тех или иных смыслов.
Словарь основных понятий Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманность – человечность, благожелательные отношения к людям, их достоинству. Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой устойчивых моральных качеств личности. Духовность – духовная сущность человека, противоположная физической, телесной сущности. Внутренний нравственный мир человека. Идеал – совершенство, совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности. Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в стремлении к счастливой и достойной жизни. Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. Ценность – специфическое социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее его положительное или отрицательное значение для человека и общества. Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекс чести), принятых в данном кругу.
Гуманистическая воспитательная технология – это цепочка педагогических действий или актов взаимодействия педагога с учащимися, выстроенных в закономерной последовательности, в таком сочетании и соответствии, реализация которых обеспечивает достижение поставленной цели. Идея технологии заключается в том, чтобы настроиться на внутренний мир личности, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенке, поверить в его силы, его возможности. Следует смотреть на недостатки ребенка как на его возможности и достоинства, при этом тонко использовать психолого-терапевтическое и социально-педагогическое влияние. При использовании технологий гуманистического воспитания педагог должен основываться на следующих позициях:
- верить в ребенка, его силы, в его благоприятные шансы; учащихся надо не контролировать, а стимулировать, не руководить ими, а вместе с ними участвовать в делах, доверять их самостоятельности, способствовать их нравственному выбору;
- уважать личность ребенка, его позиции, достоинство, свободу, права;
- любить себя, ребенка, людей, Родину;
- заботиться, помогать, прощать, сопереживать, поддерживать, эмоционально одобрять;
- слышать ребенка, понимать его, защищать, т. е. взаимодоверять;
- искать взаимосогласия, пути к сотрудничеству, взаимодействию, сотворчеству, соразделению ответственности;
- гуманно оценивать: оценивать не личность, а поступки, оценивать меру труда, т. е. производить этический анализ ситуации.
Гуманистические воспитательные технологии, реализуемые по методикам интерактивного образования, гарантируют:
- развитие мышления – групповые виды интеллектуальной деятельности;
- развитие внимания – при групповых видах деятельности развивается произвольное и непроизвольное;
- развитие памяти – при интеракции задействуются все каналы восприятия, что увеличивает качество отпечатка событий в памяти и воспроизведение событий;
- развитие воображения – самостоятельные познавательные процессы продуцируют синхронную деятельность двух полушарий, расставляя акценты на наглядно-образном мышлении и синтезе всех знаний, направленных на решение проблемы;
- развитие восприятия – при интеракции создается система расширенного восприятия, т. е. задействуется максимальное количество различных рецепторов.
К гуманистическим воспитательным технологиям относят, как правило, следующие: эвристическая беседа, конкурсы, викторины, блиц-турниры, экспресс-опросы, тренинги. При использовании интерактивных образовательных методик следует руководствоваться следующими понятиями. Интеракция – это создание условий и обстановки абстрагирования от стандартных решений, мотивация и стимулирование нахождения решения проблемы в соответствии с внутренним миром (ощущениями, эмоциями, совестью и т. д.) и дальнейшее обсуждение в микрогруппе. Коллективообразование – приобретение навыка принимать общее решение при различных личностных позициях. Погружение в проблему – актуализация проблемы, осмысление проблемного поля, индивидуализация проблемы. Работа в проблемном поле – поиск индивидуального решения, структурирование.
Рассмотрим некоторые технологии, обеспечивающие наиболее качественное включение ребёнка в воспитательный процесс.
Микротехнология «Паратеатр» Технология паратеатра предусматривает исполнение ведущими трех ролей: сценарист, режиссер, менеджер. Сцена – задается сценаристом. Режиссер – инструментирует актеров, распределяя роли; моделирует порядок разрешения игровой ситуации. Менеджер – четко показывает все промахи, делая их очевидными для всех; демонстрирует все возможные отрицательные последствия; дает возможность обучаемым апробировать решения, на которые они бы никогда не решились в жизни; делает понятными и принятыми удачные решения, чтобы развить потенциальный успех в реальный, действительный. При проведении творческих дел по технологии «паратеатр» разрешается сценаристу, режиссеру и менеджеру одобрительными репликами подсказывать правильность хода.
Микротехнология «Театр» При использовании технологии понятие «театр» заменяется другим необходимым понятием, действия и действующие лица – соответствующими по смыслу словами. Театр – это особый мир: а) покажите свое понимание слова «театр» при помощи глаз; б) при помощи рук и пальцев рук; в) при помощи движений головы; г) при помощи движения ног.
Актер театра: объясните одним жестом, кто это; Какие театральные специальности вам знакомы? Кто, по Вашему мнению, ходит в театр? а) покажите этих людей при помощи походки; б) объясните их желание прийти в театр при помощи жестов.
- Как следует одеваться в театр?
- Какая одежда предпочтительна в театральном мире?
- За какое время до начала спектакля необходимо приходить в театр?
- Как следует передвигаться по холлу театра?
- Ваше передвижение по залу на свое место?
- Поведение во время представления: посадка, движение рук, хлопки, свист, улюлюканье, смех, крики.
- Передайте атмосферу театральной жизни: песней, танцем, стихами, визитной карточкой, гербом.
Алгоритм проведения:
- целенаправленное предъявление окружающего мира с расширением кругозора и проблем видения объектов действительности;
- перевод социальной ситуации развития в воспитательную: расставление акцентов на ценностях (интонирование мира);
- перевод рассматриваемой ситуационной проблемы в плоскость самостоятельного выбора(мобилизация внутренних сил).
Философская основа Воспитательным началом служат ценности, определенные человеческой культурой и культивируемые на протяжении многих веков. Воспитательным средством является окружающий мир, представленный материальной и духовной культурой
Театр-экспромт
Экспромт – освобождение от страха перед неудачей, экспромт позволяет не быть актером, предполагает сиюминутное создание, а следовательно, интерактивное. Неудачи импровизированной сцены оправданы: никто не знал, какая у него роль; никто не готовился к игре и т. д. Театр – экспромт имеет психологическую задачу: психологическая компенсаторика, развитие сензитивности, перцептивности, эмпатии и креативности.
Технологический алгоритм театра-экспромта
- Составление текста для «голоса за кадром» (проблемная ситуация, поведение в ситуации, целевые позиции, культурные ценности и их влияние). Тематика: фантастика, детектив, сказка и т.д.
- Фиксирование персонажей на карточках.
- Распределение карточек: свободный выбор, раздача, лотерея, знакомство с карточками и определение своей роли.
- Выход на сцену и действия, которые, по мнению «актеров», соответствуют голосу за кадром.
- Заключительная часть: создание ситуации успеха для каждого «актера».
- Рефлексия: для зрителей; для участников.
Условия проведения: сюжет не должен быть известен, сюжетная линия должна иметь неожиданные повороты, тематика должна быть разнообразна. В роли актера должен побывать каждый ученик.
Краткое изложение технологий даст Вам толчок к творчеству, самостоятельному поиску более эффективных технологий и методик.
Заключение Надеемся, что прочтение предлагаемого сборника позволит педагогам воспитать у подрастающего поколения моральную необходимость жить по нравственным принципам, строго придерживаясь духовных начал человеческой сущности. Ведение духовно-нравственного воспитания предполагает знание педагогами элементарных религиозно-философских представлений, выработанных на протяжении многих веков. I – материя является «причиной» духа, порождает его и генерирует; сознание – это тоже движение материальных атомов. II – дух является причиной материи, определяет и детерминирует её развитие. III – дух и материя существуют параллельно друг другу. Г.Гегель рассматривал человека как духовную индивидуальность и описывал стадии становления свободной индивидуальности как стадии «одухотворённой индивидуальности» В процессе становления он развивает ступени движения духа к субъекту. На первый взгляд, данные философские мысли не имеют отношения к нашему изданию, но с другой стороны, без учёта этих философских воззрений воспитание теряет некоторую смысловую нагрузку и не даёт полной результативности. Надеемся, что наше описание опыта работы педагогических коллективов г.Полоцка поможет Вам решить проблемы духовно-нравственного воспитания.
Литература
- Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса, учебное пособие в 3-х частях, часть 1 / С.С.Кашлев –Минск, ЧУП "Зорны верасень", 2005.
- Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы.
- Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в учреждениях образования».
- Концепция кампании БРСМ «Нет курению!»
- Концепция акции БРСМ «СТОП – СПИД!».
- Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке / В.А.Сухомлинский. – М., 1978, с. 67.
- Маюров, А. Антиалкогольное воспитание школьников / А.Маюров. – М., 1997.
- Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006–2010 годы.
- Государственная программа по борьбе с преступностью на 2006–2010 годы.
- Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи / Л.Н.Анисимов. – М.: Юридическая литература. 1998. – 176с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
- Лесгафт, П. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Лесгафт. – СПб, 1912.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. 2.
- Ларман, К. Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование / К.Ларман. – М.: Наука, 2000.
Источник: Духовно-нравственное воспитание в системе реализации целей и задач Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: из опыта работы УО «Полоцкая государственная общеобразовательная школа-интернат-гимназия для способных и талантливых детей Витебской области». – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 29 с.
Составители: Э.М.Колдунов, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»; Л.В.Зенькова, начальник отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»; Д.Н.Карась, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» Рецензенты: Д.Н.Слепцов, заведующий отделом пионерских и детских движений УО «Витебское областное государственное объединение внешкольной работы»; Т.А.Дробыш, заместитель генерального директора УО «Витебское областное государственное объединение внешкольной работы»
|