Страница 2 из 4
Информационный час «Преподобный Сергий Радонежский»
Цель:
- воспитывать духовно-нравственные качества, прилежание к учёбе, любовь к родной земле, послушание, смирение;
- учить бережному отношению к художественному слову, проникновению в его смысловые глубины;
- ввести в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского, и сопоставить ее с жанром жития;
- создать на уроке условия для активной творческой деятельности каждого ребенка;
- стимулировать самостоятельный поиск нужной информации и ее использовании для саморазвития и духовного самосовершенствования.
Оформление: икона Преподобного Сергия Радонежского, иллюстрации к житию святого
Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру «в свое будущее»... В. О. Ключевский Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет. Б. Зайцев
Ход мероприятия
1. Индуктор. Работа над осмыслением темы урока Почему Б. Зайцев говорит о Сергии Радонежском как о «немеркнущей звезде»? Что значит преподобный? Почему мы называем его Сергием, когда его настоящее имя Варфоломей? Почему Сергий Радонежский? Затем выстраиваю звуковые ассоциации со словом Радонежский. В итоге этой работы получается примерно следующий опорный конспект.
«Немеркнущая звезда» преподобного Сергия Радонежского
идеал благообразной подобный Богу имя, данное из села жизни при постриге Радонежское
РАДОНЕЖСКИЙ: дар, радость, душа, дух, Бог, жизнь, житие, святость, скромность, нежность, инок, деятель, крепость духа, труд. 2. Образ преподобного Сергия в литературе. Слово учителя Сергий Радонежский – русский святой, живший в XIV веке и благословивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Его «спокойная, чистая и святая жизнь» отразилась в «Житии Сергия Радонежского», написанном Епифанием Премудрым в XV веке (в 1418 году), учеником Преподобного. Житие - жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни святого. «Житие - повествование о людях, преодолевших смерть, а значит, победивших грех. Житие, как икона, показывает нам образ святости, не лицо, а лик, не портрет с натуры, а небесное видение». Как в иконописи, так и в жанре жития существовал свой строгий канон. Житие должно было иметь три части: вступление (самоуничижение автора, восхваление Бога), основную часть (повествование о жизни святого, чудесах и его смерти), похвалу святому. Читаю отрывок «Жития Сергия Радонежского», после чего предлагаю определить, к какой композиционной части данный отрывок принадлежит, вспомнить особенности житийной литературы.
«Слава Богу за все и за всяческие дела, за которые всегда прославляется Великое и Трисвятое Имя, Которое и вечно прославляемо! Слава Богу Вышнему, в Троице славимому, Который упование, свет и жизнь наша, в Которого мы веруем, ради Которого мы крестилися, Им мы живем, и движемся, и существуем! Слава показавшему нам жизнь мужа святого и старца духовного! Ведь Господь знает, как прославлять славящих Его и благословлять благословляющих Его, и Он всегда прославляет своих угодников, славящих Его жизнью чистой, и богоугодной, и добродетельной. Благодарим Бога за великую Его благость, сошедшую на нас, как сказал апостол: «Благодарность Богу за неизреченный Его дар!» Ныне же мы должны особенно благодарить Бога за то, что даровал Он нам такого старца святого, - говорю о господине преподобном Сергии - в земле нашей Русской, в стране нашей полунощной, в дни наши, в последние времена и годы. Гроб его находится у нас и перед нами, и, приходя к нему с верой всегда, великое утешение душам нашим мы получаем и большую пользу; воистину великий это нам от Бога дар дарован. Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем, – ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Воздохнув к Богу и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: «Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы».
В начале XX века (в 1924 году) Борис Зайцев пишет жизнеописание Сергия, назвав свое произведение «Преподобный Сергий Радонежский». Почему Б. Зайцев через пять веков вновь обращается к образу Сергия Радонежского? Ответить на этот вопрос ребятам помогут высказывания писателей и критиков о Б. Зайцеве, а также предисловие автора к своему произведению. Необходимо обратить особое внимание на место и дату написания этого предисловия (запись на доске). «Борис Зайцев открывает все те же пленительные страны своего лирического сознания: тихие и прозрачные». (А. Блок) «Чистый, насквозь пронизанный солнцем, верный сын его, Зайцев и сам пронизывает жизнь светом тихим, светом славы; он чувствует святость природы и человека, и это именно составляет его охрану, его палладиум в жизненных скитаниях, сквозь гущу грубой обыденности». «Легкий ветер времени, сметая все, неприкосновенными оставляет некоторые слова. Пролетая над Россией, он, несомненно, среди других, более мощных и жгучих слов пощадит и прекрасные в своей тихости печальные, хрустальные, лирические слова Бориса Зайцева». «На горизонте русской литературы тихо горит чистая звезда Бориса Зайцева. У нее есть свой особый, с другими не сливающийся свет, и от него идет много благородных утешений». (Ю. Айхенвальд) «Зайцев сострадателен к миру, пассивно-печален при виде его жестоких и кровавых неурядиц, но и грусть, и сострадание обращены у него к миру, а не самому себе. Большей частью обращены к России». (Г. Адамович) Поиски ответа на этот вопрос учеников привели к серьезным размышлениям и анализу. Были примерно высказаны несколько точек зрения.
- Судя по месту и дате написания предисловия, Зайцев находился в эмиграции во Франции. Он тосковал по России, по укладу русской жизни, по святыням Руси. Именно поэтому он обращается к образу русского святого Сергия Радонежского.
- Возможно, писатель ощущал духовное родство с людьми такого типа, как Сергий, и таким образом хотел выразить свой идеал человека.
- Подвиг Сергия мог стать идеалом для читателей, примером, который укажет им путь, ведущий к духовному возрождению русского народа.
- Исходя из цитат, можно сказать, что сам Зайцев был близок образу русского святого по духу, по миросозерцанию: сострадателен, печален, тих, «прозрачен», «пронизан солнцем». Зайцев был истинно православным русским человеком.
- На примере жития Сергия писатель показывает, какой должна быть жизнь человека -«спокойная, чистая», подвижническая.
- Может быть, Зайцев почувствовал схожесть исторических эпох: эпохи татаро-монгольского наъиествия и революционного периода русской истории. 3. Духовный путь Сергия Радонежского Что вы вкладываете в понятие «духовный путь»? Если бы вам предложили графически изобразить духовный путь Сергия, то как бы вы его нарисовали? 1314 I-------------- -I 1391 ---------------------------------- ------------------------>• Правильный выбор, который делают ученики, отдавая предпочтение последнему варианту, подтверждается цитатой из текста: «Жизнь Сергия дает нам образ постепенного, ясного движения. Это непрерывное, недраматическое восхождение. Святость растет в нем органично». 4. Групповая работа с текстом произведения. Социализация Класс делится на семь групп, каждая из которых получает свое задание по тем или иным главам «Жития преподобного Сергия Радонежского». Цель данной работы - выявить и разграничить внешние события жизни Сергия и его внутренний, духовный путь. Задача групп – подготовить устный ответ по вопросам, касающимся жизненного пути Сергия и найти детали, создающие его духовный облик. 1 группа (глава «Весна») В какой семье родился Варфоломей? Какие черты характера, душевные и духовные качества отличали его в детстве? Как он относился к учению? Какая встреча стала судьбоносной для Варфоломея? 2 группа (глава «Выступение») Каким было начало монашеского служения Сергия? Какие душевные качества отличают его? Что такое смирение, послушание? Почему Сергий говорит о себе: «Аз есмь Сергие Маковскый»? Как и почему была названа основанная Сергием церковь? 3 группа (глава «Отшельник») В чем заключается суть пустынножительства? Какие душевные качества формируют облик Сергия? Как вы понимаете слова «созерцатель» и «деятель» в цитате: «Так из уединенного пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал в Сергии и деятель»? 4 группа (глава «Игумен») Почему Сергий сначала не хотел быть игуменом? В чем особенность «тихого делания» Сергия? Перечислите основные качества, детали, создающие образ Сергия. 5 группа (глава «Св. Сергий - чудотворец и наставник») Что такое чудо в понимании Б. Зайцева? Какие чудеса свершались Сергием? Каким рисует Сергия автор? 6 группа (глава «Общежитие и тернии») Какие две удивительные метафоры находит Б. Зайцев для передачи духовного облика Сергия? Объясните их. В чем заключается смысл видения Сергия? 7 группа (глава «Сергий и государство») Нарушил ли Сергий христианскую заповедь, благословив русских князей на кровь? Свидетелем каких исторических событий был Сергий? При помощи каких деталей рисует писатель образ Сергия Радонежского?
V. Афиширование После работы в группах, поиска ответов на вопросы заслушиваются выступления групп, в процессе которых учащимися заполняется опорный конспект. После завершения этой работы в качестве итога урока звучит вопрос: Какие духовные качества в облике Сергия вы считаете наиболее важными? Выделите эти качества в опорном конспекте. Перечитайте еще раз предисловие к «Житию преподобного Сергия Радонежского». Вновь возвращаюсь к теме урока. Почему же Б. Зайцев вводит образ «немеркнущей звезды» Сергия Радонежского? Подберите и запишите вывод к опорному конспекту. Были предложены следующие варианты:
- «Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем».
- Сергий Радонежский - «образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости».
- «Бедность, старость, простота и равнодушие к успехам, вечное стоянье "пред лицом Бога", труд, молитва, созерцание делали его... свободным».
- «Как святой Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен».
- «...Образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все - возведенное к предельной легкости, чистоте».
VI Разрыв. Итог урока Ребятам предлагаю письменно поразмышлять над вопросами: С каким внутренним призывом обращается Б. Зайцев к читателям XX века? Какие из духовных черт Сергия Радонежского вы считаете общечеловеческими, необходимыми для наших современников? Выслушиваю мнения ребят.
- Сергий Радонежский призывает нас быть подвижниками, хранить духовный огонь своего Отечества, православия.
- Он обращается к нам с призывом творить добро, сохранять чистоту и прозрачность духа,
- Призыв Сергия слышен через столетия. Он заключается в любви, простоте и благообразии.
- На мой взгляд, нам сейчас не хватает терпения, трудолюбия, внутренней простоты, которыми обладал Сергий, совести, милосердия.
- С моей точки зрения, очень важно иметь такое качество, как упорство. Именно благодаря ему человек может добиться многого в своей жизни.
- Я считаю, что черты Сергия Радонежского - это вечные черты, он вобрал в себя все лучшее, что было накоплено человечеством. Нам не следует забывать об упорстве, душевной дисциплине, спокойствии.
- Я думаю, что при желании люди нашего века могли бы обладать такими качествами как скромность, спокойствие, душевная глубина -качествами, достойными настоящего человека.
VII. Рефлексия В конце урока каждый его участник продолжает фразу: «Сегодня на уроке я понял, что...». VIII. Домашнее задание
- Найти репродукцию картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и приготовить ответ на вопрос.
- Какое религиозное предание легло в основу сюжета картины?
- Оформить до конца опорный конспект
- Начать самостоятельно знакомство с одной из книг о Радонежском: Г.Юдин «Чудотворец» или Н.Борисов «И свеча бы не угасла
Словарь Благочестивый – набожный, чтящий бога, благовейный, благой и честной жизнью исповедующий Господа. Целомудрие – благоразумие, чистота телестная и помыслов; непорочность. Канонизировать – огласить святым или внести в святцы, чтобы все почитали святым.
|