Страница 2 из 9
Курс «Я и мы»
(V класс 12-летней школы)
Задачи курса:
- Оказание психологической помощи учащимся в период адаптации к среднему звену школы.
- Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.
- Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков.
- Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
- Педагогическое побуждение к самопознанию, формирование мотива самопознания.
- Формирование адекватной самооценки, т.е. правильного, отношения к себе.
- Развитие навыков здорового образа жизни и предупреждения появления вредных привычек.
- Выявление интересов, склонностей и способностей подростка.
- Создание условий для осознания учащимися необходимости самосовершенствования.
Учебный план курса «Я и мы»
№ п/п урока
|
Название темы.
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение
|
1
|
2.
|
Создание группы, установление правил
|
1
|
3.
|
Сплоченность группы. Закрепление правил
|
1
|
4.
|
Здравствуй, пятый класс!
|
1
|
5.
|
Находим друзей
|
1
|
6.
|
Мы и наши близкие
|
1
|
7-8.
|
Мы и наше настроение
|
2
|
9-11.
|
Чего я боюсь?
|
3
|
12.
|
Как преодолеть неуверенность в себе
|
1
|
13-14.
|
У тебя все получится!
|
2
|
15-16.
|
Наша агрессивность
|
2
|
17.
|
Работа с негативными переживаниями
|
1
|
18.
|
Что поможет мне учиться?
|
1
|
19.
|
Легко ли быть учеником?
|
1
|
20.
|
Учимся планировать
|
1
|
21.
|
Готовим домашние задания
|
1
|
22.
|
Мы и наши привычки (режим дня)
|
1
|
23.
|
Мы и наши привычки (правила личной гигиены)
|
1
|
24.
|
Мы и наши привычки (здоровое питание)
|
1
|
25.
|
Я учусь отдыхать
|
1
|
26.
|
Наши недостатки и наши достоинства
|
1
|
27-29.
|
Конфликты или взаимодействие?
|
3
|
30-31.
|
Наши права и наши обязанности
|
2
|
32.
|
Мы и наш класс
|
1
|
33-34.
|
Все вместе
|
2
|
Итого
|
34
|
Содержание курса «Я и мы»
Введение. Диагностика особенностей протекания процесса адаптации учащихся пятых классов. Развитие внутригрупповых отношений; диагностика умения работать в группах, по заданию. Осознание особенностей обучения и общения в средней и старшей школе. Помощь в осознании собственных индивидуальных особенностей и особенностей одноклассников. Создание группы, установление правил. Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия на тренинговых занятиях. Выработка ритуала приветствия и прощания участников тренинга. Сплоченность группы. Закрепление правил. Закрепление правил регламентирования работы на тренинговых занятиях. Развитие сплоченности группы участников. Формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии. Создание доброжелательной обстановки и атмосфера поддержки в группе. Здравствуй, пятый класс! Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказать поддержку себе и другим. Формирование у детей позитивного отношения к своим возможностям. Помощь в осмыслении себя как члена группы, способной оказывать поддержку. Находим друзей.Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей. Мы и наши близкие. Развитие представления участников о роли близких в жизни человека. Формирование убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни. Помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям. Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции собственного настроения. Помощь в осмыслении приобретенного опыта. Чего я боюсь? Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении способов их преодоления. Снижение школьной тревожности. Как преодолеть неуверенность в себе. Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности. Знакомство с навыками уверенного поведения. У тебя все получится! Формирование правильного, адекватного отношения к себе. Отработка навыков уверенного поведения в условиях класса, школы. Наша агрессивность. Актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы. Обучение участников безопасным способам разрядки гнева, агрессивных эмоций. Развитие навыков саморегуляции. Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. Что поможет мне учиться? Помощь участникам группы в осознании правил работы на уроке. Способствование формированию учебных навыков и самораскрытию детей, развитию эмпатии. Легко ли быть учеником? Помощь детям в осознании качеств, необходимых хорошему ученику. Способствование развитию воображения и навыков совместной деятельности. Учимся планировать. Раскрытие значения рациональной организации времени для достижения результата (особенно в учебной деятельности). Помощь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе. Готовим домашние задания. Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков. Осознание учащимися важности правильной подготовки домашних заданий. Отработка навыков приготовления устных и письменных домашних заданий. Обучение учеников основным приемам подготовки к написанию сочинения. Мы и наши привычки (режим дня). Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей. Формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели. Мы и наши привычки (правила личной гигиены). Актуализация представления о гигиене и ее правилах. Формирование убеждения в необходимости соблюдать правила личной гигиены. Осмысление и коррекция участниками своих гигиенических привычек. Мы и наши привычки (здоровое питание). Актуализация представления об основных питательных веществах. Развитие убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов. Укрепление привычки соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков. Я учусь отдыхать. Осознание учащимися необходимости правильного и эффективного отдыха. Знакомство с особенностями состояния сна, с правилами продуктивного сна. Наши недостатки и наши достоинства. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ. Принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования. Конфликты или взаимодействие? Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. Наши права и наши обязанности. Актуализация представления о правах и обязанностях. Формирование убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права. Помощь учащимся в осмыслении полученного опыта. Мы и наш класс. Обобщение полученного опыта взаимодействия в группе. Развитие умения оказывать поддержку окружающим. Осмысление участниками себя как члена группы, способной оказывать поддержку. Все вместе. Итоговая игра. Осмысление опыта, полученного в ходе занятий, закрепление полученных навыков группового сплочения, умения оказывать и принимать помощь группы.
|