На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе - Курс "Я в общении" (9 класс)
Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе - Курс "Я в общении" (9 класс)
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе
Курс "Я и мы" (5 класс)
Курс "Я - это интересно" (6 класс)
Курс "Я управляю собой" (7 класс)
Курс "Я и они" (8 класс)
Курс "Я в общении" (9 класс)
Курс "Я выбираю профессию"
Курс "Я - личность" (10, 11 класс)
Курс Психология самоопределения (11, 12 класс)
Все страницы

 

Курс «Я в общении»

(IX класс 12-летней школы)

Задачи курса:

  • Развитие у подростка представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях.
  • Осознание своей личной позиции в обществе.
  • Развитие коммуникативной компетентности.
  • Раскрытие значения понятия «общение».
  • Освоение различных форм и стилей, структуры и средств общения.
  • Ознакомление с понятиями: невербальное и вербальное общение.
  • Обучение навыкам чтения приемов невербальной коммуникации.
  • Раскрытие значения интонации в общении.
  • Ознакомление учащихся с основами транзактного анализа.
  • Показать основные причины конфликта и пути его предотвращения.
  • Формировать мотивацию конструктивного общения.

Учебный план курса «Я в общении»

№ п/п
урока

Название темы

Кол-во
часов

1

Введение

1

2-6

Общение – обмен информацией

6

7-9

Невербальная коммуникация

3

10-11

Каналы получения и обработки информации

2

12-14

Общение как взаимодействие

3

15-17

Общение как восприятие людьми друг друга

3

18-20

Психология делового общения

2

21-30

Конфликт – неэффективное общение

10

31-33

Конструктивное общение

3

34

Итоговое занятие

1

Итого

34

Содержание программы курса «Я в общении»

Введение. Значение и роль психологических знаний в жизни человека. Важнейшая потребность человека – общение. Правила работы на уроках.
Общение как обмен информацией. Информация или коммуникация. Коммуникаторы и реципиенты. Вербальная коммуникация. Речь (внутренняя, внешняя, устная, письменная). Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Обратная связь (прямая и косвенная). Коммуникативные барьеры (барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения). Личные границы. Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). Функции общения.
Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные). Мимика лица. Визуальное общение. Нос, рот, голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи. Проксемика.
Каналы получения и обработки информации. Каналы получения информации. Ведущий канал восприятия. Самодиагностика ведущего канала восприятия. Тренировка навыков передачи информации в различных репрезентативных системах.
Общение как взаимодействие.Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие.
Общение как восприятие людьми друг друга. Сложность социальной перцепции. Законы общения: эффект ореола, эффект проекции, эффект бумеранга, эффект края, эффект средней ошибки, эффект первичности и новизны и др. Как мы понимаем других людей. Объяснение поведения окружающих. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. Взаимосвязь общения и отношения.
Психология делового общения. Деловая беседа. Функции деловой беседы. Фазы деловой беседы. Приемы аргументации. Конструктивная критика. Психологические особенности публичного выступления. Рефлексия. Экзамен. Психологические аспекты. Приемы самонастройки и аутотренинга.
Практическая работа. Методы исследования. Развитие навыков общения.
Конфликт – неэффективное общение. Определение конфликта. Причины конфликтов. Стили разрешения конфликтов: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Контроль эмоций.
Конструктивное общение. Правила подачи и восприятия обратной связи. Контроль эмоций. Транзактный анализ. Способы снижения эмоциональной напряженности. Конструктивное выражение негативных чувств. Активное и пассивное слушание. Правила эмпатийного слушания. Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Комплименты, похвала, лесть.
Итоговое занятие. Создание условий для оценки подростками достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации. (Игровое упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.