Страница 6 из 9
Курс «Я в общении»
(IX класс 12-летней школы)
Задачи курса:
- Развитие у подростка представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях.
- Осознание своей личной позиции в обществе.
- Развитие коммуникативной компетентности.
- Раскрытие значения понятия «общение».
- Освоение различных форм и стилей, структуры и средств общения.
- Ознакомление с понятиями: невербальное и вербальное общение.
- Обучение навыкам чтения приемов невербальной коммуникации.
- Раскрытие значения интонации в общении.
- Ознакомление учащихся с основами транзактного анализа.
- Показать основные причины конфликта и пути его предотвращения.
- Формировать мотивацию конструктивного общения.
Учебный план курса «Я в общении»
№ п/п урока
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2-6
|
Общение – обмен информацией
|
6
|
7-9
|
Невербальная коммуникация
|
3
|
10-11
|
Каналы получения и обработки информации
|
2
|
12-14
|
Общение как взаимодействие
|
3
|
15-17
|
Общение как восприятие людьми друг друга
|
3
|
18-20
|
Психология делового общения
|
2
|
21-30
|
Конфликт – неэффективное общение
|
10
|
31-33
|
Конструктивное общение
|
3
|
34
|
Итоговое занятие
|
1
|
Итого
|
34
|
Содержание программы курса «Я в общении»
Введение. Значение и роль психологических знаний в жизни человека. Важнейшая потребность человека – общение. Правила работы на уроках. Общение как обмен информацией. Информация или коммуникация. Коммуникаторы и реципиенты. Вербальная коммуникация. Речь (внутренняя, внешняя, устная, письменная). Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Обратная связь (прямая и косвенная). Коммуникативные барьеры (барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения). Личные границы. Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). Функции общения. Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные). Мимика лица. Визуальное общение. Нос, рот, голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи. Проксемика. Каналы получения и обработки информации. Каналы получения информации. Ведущий канал восприятия. Самодиагностика ведущего канала восприятия. Тренировка навыков передачи информации в различных репрезентативных системах. Общение как взаимодействие.Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Сложность социальной перцепции. Законы общения: эффект ореола, эффект проекции, эффект бумеранга, эффект края, эффект средней ошибки, эффект первичности и новизны и др. Как мы понимаем других людей. Объяснение поведения окружающих. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. Взаимосвязь общения и отношения. Психология делового общения. Деловая беседа. Функции деловой беседы. Фазы деловой беседы. Приемы аргументации. Конструктивная критика. Психологические особенности публичного выступления. Рефлексия. Экзамен. Психологические аспекты. Приемы самонастройки и аутотренинга. Практическая работа. Методы исследования. Развитие навыков общения. Конфликт – неэффективное общение. Определение конфликта. Причины конфликтов. Стили разрешения конфликтов: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Контроль эмоций. Конструктивное общение. Правила подачи и восприятия обратной связи. Контроль эмоций. Транзактный анализ. Способы снижения эмоциональной напряженности. Конструктивное выражение негативных чувств. Активное и пассивное слушание. Правила эмпатийного слушания. Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Комплименты, похвала, лесть. Итоговое занятие. Создание условий для оценки подростками достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации. (Игровое упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»).
|