На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе - Курс Психология самоопределения (11, 12 класс)
Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе - Курс Психология самоопределения (11, 12 класс)
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе
Курс "Я и мы" (5 класс)
Курс "Я - это интересно" (6 класс)
Курс "Я управляю собой" (7 класс)
Курс "Я и они" (8 класс)
Курс "Я в общении" (9 класс)
Курс "Я выбираю профессию"
Курс "Я - личность" (10, 11 класс)
Курс Психология самоопределения (11, 12 класс)
Все страницы

 

Курс «Психология самоопределения»
(XI класс 11-летней школы или XII класс 12-летней школы)

Задачи курса:

  • Формирование психологической установки на самопознание и самореализацию.
  • Ознакомление с многообразием жизненных обстоятельств, ожидающих выпускников.
  • Формирование положительных ценностных ориентаций и установок в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы.
  • Формирование у учащихся конкурентоспособности и умения защитить себя.
  • Ориентация на дальнейшее самосовершенствование.
  • Подготовка к встрече со стрессами, опасностями, трудностями.
  • Формирование умения учащихся предостеречь себя от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений.
  • Формирование у выпускников понимания смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном).

Учебный план курса «Психология самоопределения»

№ п/п
урока

Название темы

Кол-во
часов

1

Введение

1

 

Социальное самоопределение

10

2-3

Психология малых и больших групп

2

4

Коллектив и личность

1

5-6

Лидерство

2

7

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм

1

8-9

Развитие навыков уверенного отказа

2

10-11

Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде

2

 

Психология семейных отношений

11

12

Путь к счастью в личной жизни

1

13

Биологические и психологические различия мужчин и женщин

1

14

Влюбленность

1

15

Любовь

1

16

Психологические аспекты семейных отношений

1

17

Интимные отношения в семье

1

18

Семья

1

19-20

Воспитание детей в семье

2

21-22

Помехи семейному счастью

2

 

Профессиональное самоопределение

11

23

Жизненные пути и основные сферы самореализации

1

24

Подготовка себя к деловой карьере

1

25-26

Деловое общение

2

27

Психологические особенности публичного выступления

1

28

Подготовка к рыночным социальным отношениям

1

29

Мир профессий и твое место в нем

1

30

Профессиональная самопрезентация

1

31-32

Профориентационные игры и упражнения

2

33

Экзамен. Психологические аспекты

1

34

Итоговое занятие. Жизненные планы

1

Итого

34

 

Содержание программы курса «Психология самоопределения»

Введение. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Потребность человека в самоактуализации, самореализации. Самоопределение – это определение себя в дальнейшей жизни. Самоопределения человека: самоопределение профессиональное (кем быть?), самоопределение личностное (каким быть?), самоопределение социальное (с кем быть?). Типичные ошибки, совершаемые при выборе профессии.

Социальное самоопределение
Психология малых и больших групп. Понятие социальной общности, общества и социума. Толпа – неорганизованная общность. Социально организованные общности. Понятие социальной группы. Классификация малых групп. Группы формальные и неформальные. Референтная группа. Социально ориентированные группы: асоциальные и антисоциальные, примитивные группы.
Коллектив и личность. Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.
Лидерство. Кто может стать лидером. Руководитель и лидер. Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.
Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм. Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности.
Развитие навыков уверенного отказа. Почему не всегда удается сказать «нет»? Право на отказ. Приемы противостояния давлению.
Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. Подготовка себя к психологической самозащите. Основы безопасности жизнедеятельности. Оружие самообороны и правовые основы его применения. Манеры поведения против обмана, шантажа, рэкета. Поведение при взаимодействии с органами правопорядка. Экологическая безопасность.

Психология семейных отношений
Путь к счастью в личной жизни. Полоролевое поведение. Любовь от секса до платонических вершин. Выбор партнера: случайность или расчет. Дружба. Выбор друзей.
Биологические и психологические различия мужчин и женщин. Проблема одиночества. Слагаемые привлекательности. О дружбе вообще и между мальчиками и девочками.
Влюбленность. Признаки влюбленности. Любовь с первого взгляда. Можно ли влюбиться в себя.
Любовь. Определение понятия «любовь». Ухаживание. Подарки. Любовь и близость. Интимные отношения. Норма и патология.
Психологические аспекты семейных отношений. Различия между браком и периодом ухаживания. Факторы, влияющие на стабильность брака. Роль сексуальных отношений в стабильности семьи.
Интимные отношения в семье. Роль интимных отношений в жизни человека. Норма и патология. Искусственное прерывание беременности. Болезни, передающиеся половым путем.
Семья. Качества, необходимые для семейной жизни. Функции семьи. Виды семейных союзов: брак по расчету, духовный брак, романтический брак, брак-товарищество, открытый брак, брак для любви. Семейные роли.
Воспитание детей в семье. Детско-родительские отношения. Типы негармоничного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая протекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение родителей с детьми. Причины негармоничного воспитания.
Помехи семейному счастью. Размолвки. Преодоление конфликтности. Ревность. Измена. Развод.

 

Профессиональное самоопределение
Жизненные пути и основные сферы самореализации. Проблемы смысла жизни и счастья, составляющие счастья. Пять источников несчастий человеческого «Я»; как их избежать.
Подготовка себя к деловой карьере. От самоопределения к самореализации. Образование и специальность: выбор цели и пути ее достижения. Карьера. Хотеть, уметь, мочь. Свобода и ответственность. Закон. Честолюбие и тщеславие.
Деловое общение. Деловое общение. Функции деловой беседы. Фазы деловой беседы и их характеристика (подготовительная, контактная, ориентировочная, фаза аргументации и контраргументации, завершение, анализ). Конструктивная критика. Как воспринимать критику.
Психологические особенности публичного выступления. Неречевые компоненты публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций.
Подготовка к рыночным социальным отношениям. Частная собственность как фундамент свободы и рынка. Деньги и товар. Предпринимательство и бизнес. Доходы и налоги. Конкуренция и банкротство. Работа и безработица. Воспитание в себе честности, умений делового общения, предприимчивости, практицизма.
Мир профессий и твое место в нем. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Межличностное взаимодействие. Развитие умений по принятию решений. Эмоциональное отношение к выбору профессии. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей и личностные качества при выборе профессии. Роль жизненных ценностей при выборе профессии. Планирование профессионального пути.
Профессиональная самопрезентация. Значение умелой самопрезентации при устройстве на работу. Отработка навыков уверенной самопрезентации.
Профориентационные игры и упражнения. Создание условий для закрепления и реализации полученных знаний и навыков профессионального самоопределения.
Экзамен. Психологические аспекты. Стратегия построения ответа на экзамене. Актуализация знаний и умений психологической саморегуляции на экзамене. Приемы самонастройки и аутотренинга.
Жизненные планы. Человек и судьба. Ступени взросления. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе профессии. Рефлексия пройденных занятий.

Литература

 

  • Алиева, М.А., Я сам строю свою жизнь. / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова и др.: под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.
  • Белановская, О.В. Психология личности: Учебное пособие / О.В.Белановская; науч. ред. Ю.Н.Карандашев, Т.В.Сенько. – Мн.: БГПУ им. М.Танка. 2001.-226с.
  • Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174с.
  • Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие / И.В.Вачков. – М.: «Ось-89», 2002. – 224с.
  • Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У.Джонсон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. – 248с.
  • Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации / И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.: Издательство «Речь», 2001.40с.
  • Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И.Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 2000.-624с.
  • Как определить и развить способности ребенка. СПб.: «РЕСПЕКС», 1996., 432с.
  • Колбик, Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г.Колбик. – М.: Генезис, 2003, -122 с.).
  • Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов / Л.С.Колмогорова. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360с.
  • Коломинский, Я.Л. Человек: психология; кн. для учащихся ст. классов / Я.Л.Коломинский. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986. – 223с.
  • Крейз, Р. Релаксация / Р.Крейз. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 256с.
  • Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
  • Микляева, А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 110 с.
  • Микляева, А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 119 с.
  • Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди людей.. Программа уроков психологии (9 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 118 с.
  • Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С.Немов: – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. – 320 с.
  • Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М.Никольская, Р.М.Грановская. – СПб.: Речь, 2001.- 507 с.
  • Орлова, Л.В. Развитие психологической культуры школьника: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих психологию и практических психологов школ / Л.В.Орлова; под ред. Я.Л. Коломинского. – Мозырь: Издательство «Белый ветер», 2000. – 144 с.
  • Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство / В.Н.Панкратов. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 352 с.
  • Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии. 2-е изд., доп. и перераб. / А.В.Петровский. – М.: Педагогика, 1983. – 224с.
  • Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практичекое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников / Н.В.Подхватилин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
  • Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. пособие / М.В.Попова. – МС.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
  • Пономаренко, Л.П. Основа психологии для старшеклассников: пособие для педагога: В 2ч. / Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЫЛПДОС, 2001.
  • Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учебн. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991. – 144с.
  • Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. / А.С.Прутченков. – М:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  • Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие / Н.С.Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400с.
  • Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников. – М.: ВАКО, 2005. -288 с.
  • Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. – Мн.: Бел. Наука. 2000. – 222с.
  • Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Л.М.Митина, Л.В.Брендакова, И.В.Вачков и др.; Под ред. Л.М.Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184с.
  • Психология для всех и каждого / Сост. В.Б.Шапарь. – Харьков: Торсинг; Ростов н /Дону: изд-во «Феникс»,2002. –448с.
  • Борисов В.Н. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум; Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н.Борисов, О.Г.Ковалев, С.А.Лузгин, А.И.Ушатиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002ю-144с.
  • Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336с.
  • Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.–176с.
  • Рогов, Е.И. Психология человека / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.–320с.
  • Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  • Родионов, В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов / В.А.Родионов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 240 с.
  • Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2005. 240 с.
  • Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют …». Психологический практикум / Н.В.Самоукина. – г. Дубна, «Феникс +», 2002, - 128 с.
  • Самоукина, Н.В. Психология оптимизма / Н.В.Самоукина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  • Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ) / М.Е.Сандомирский. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 336 с.
  • Селевко, Г.К. Найди себя / Г.К.Селевко, Н.И.Бабурина, О.Г.Левина. М.: Народное образование, 2001.-144с. Серия «Самососершенствование личности».
  • Селевко, Г.К. Управляй собой / Г.К.Селевко, В.И.Болдина, О.Г.Левина. – М.: Народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности».
  • Селевко, Г.К. Реализуй себя / Г.К.Селевко, А.Г.Селевко, О.Г.Левина. М.: Народное образование, 2001.Серия «самосовершенствование личности».
  • Селевко, Г.К.Самосовершенствование личности: методическое пособие по преподаванию курса / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 2000. 128с.
  • Сомова, Н.П. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий / Н.П.Сомова. – Спб.: КАРО, 2001 – 308 с.
  • Сизанов, А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации / А.Н.Сизанов. – Мн.: Полымя, 2001. – 592 с.
  • Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л.Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 288с.
  • Солдатова, Г.У., Шайгерова А.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков; 2-е изд., стер./ Г.У.Солдатова, А.А.Шайгерова, О.Д.Шарова. –М.: Генезис, 2001. – 112 с.
  • Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П.Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. –96с.
  • Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах / К.Фопель. – М.: Генезис, 2000.

Источник: Программа курса «Психология» в общеобразовательной школе: методико-практические материалы. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.