Страница 4 из 9
Курс «Я управляю собой»
(VII класс 12-летней школы)
Задачи курса:
- Формирование навыков познания себя, своих сильных сторон.
- Развитие у учащихся чувства собственного достоинства и собственной ценности.
- Развитие способности преодолевать неуверенность и страх.
- Учить детей успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.
- Формирование у учащихся важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.
- Формирование навыков саморегуляции.
- Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Учебный план курса «Я управляю собой»
№ п/п урока
|
Название темы
|
К-во
часов
|
1-2
|
Я – подросток. Что это значит?
|
2
|
3
|
Характер и эмоции
|
1
|
4-6
|
Страна чувств. Чувства «полезные» и «вредные»
|
3
|
7-10
|
«Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем?
|
4
|
11
|
Нужно ли управлять своими эмоциями?
|
1
|
12-14
|
Страхи и страшилки
|
3
|
15
|
Побеждаем все тревоги
|
1
|
16-18
|
Мой гнев, злость и агрессия
|
3
|
19-20
|
Обида. Как простить обиду?
|
2
|
21
|
Я виноват?
|
1
|
22
|
Что такое «стресс»
|
1
|
23
|
Я умею бороться со стрессом
|
1
|
24
|
Всегда ли полезны медикаменты?
|
1
|
25
|
Риск – благородное дело?
|
1
|
26
|
Умения принимать решение
|
1
|
27-30
|
Развиваем эмпатию
|
4
|
31
|
Тренировка «Я-высказываний»
|
1
|
32
|
Комплименты
|
1
|
33
|
Какой я на самом деле?
|
1
|
34
|
Итоговое занятие. Моя линия жизни
|
1
|
Итого
|
34
|
Содержание программы курса «Я управляю собой»
Я – подросток. Что это значит? Актуализация имеющихся знаний у участников о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе и принятие (закрепление) правил совместной деятельности. Пробуждение заинтересованности учащихся в совместной работе для изучения курса. Характер и эмоции. Показать разницу между чувствами и чертами характера (последние отвечают на вопрос «какой?»). Один человек может сочетать в себе различные черты характера. Значение умения управлять своими чувствами. Проявление эмоционального состояния человека в позах, мимике, жестах. Развитие умения «читать» невербальную информацию. Страна чувств. Чувства «полезные» и «вредные». Анализ особенностей эмоционального мира. Создание «Словаря чувств». Показ участникам амбивалентности чувств. Анализ чувств и определение отрицательных и положительных сторон их проявления. «Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем? Создание условий для самоисследования своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме. Развитие навыков рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства. Нужно ли управлять своими эмоциями?Осознание подростками необходимости управления своими эмоциями. Психоанализ сказки В.Симонова «Емелино настроение». Страхи и страшилки. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха. Побеждаем все тревоги. Анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Мой гнев, злость, агрессия. Возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих. Опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя. Элементы самоконтроля внешнего проявления эмоций. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. (Диагностика агрессивности подростка). Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Обида. Как простить обиду? Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личностному опыту. Обучение способам разрядки обиды. Я виноват? Создание условий для понимания подростками психологического чувства вины и стыда. Способы проективной проработки и разрядки чувства вины. Что такое «стресс»? Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу. Я умею бороться со стрессом. Овладение способами борьбы со стрессом. Закрепление навыков конструктивного поведения в ситуации стресса. Всегда ли полезны медикаменты? Формирование у учащихся убеждения, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Представление о правилах обращения с лекарственными препаратами и опасности самолечения. Риск – благородное дело? Формирование позитивного отношения к человеку, избегающему неоправданного риска, как к разумному, а не трусливому, , и негативное отношение к неоправданному риску, стремление минимизировать неизбежный риск. Убеждение участников, что рискованное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности. Развитие способности при решении жизненных ситуаций избирать путь, связанный с минимальным риском. Умения принимать решения. Принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации. Особенности принятия индивидуального и коллективного решения. Формирование представления, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения. Развиваем эмпатию. Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. Тренировка «Я-высказываний». Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний». Комплименты. Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты. Какой я на самом деле? Одинаковыми качествами могут обладать различные люди. Формирование представления о том, что одни и те же качества человеческой личности воспринимаются разными людьми по-разному. Моя линия жизни. Раскрытие возможности принимать решения коллективно. Анализ ресурсов личностного роста учащихся. Развитие стремления реализовывать запланированное в своей повседневной жизни.
|