Просвещение школьников -
Курсы для школьников
|
Страница 8 из 9
Курс «Я – личность» (X класс 11-летней школы или XI класс 12-летней школы)
Задачи курса:
- Актуализация знаний учащихся о понятии «личность».
- Ознакомление учащихся с основными положениями различных направлений психологии о структуре личности.
- Развитие навыков самопознания.
- Расширение представления учащихся о разнообразных приемах самосовершенствования.
- Ознакомление с процессами саморегуляции.
- Формирование у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и психику человека.
- Показать возможность управления своими состояниями, мыслями, поступками.
- Обучение учащихся самостоятельному снятию психического напряжения.
- Обучение навыкам регулирования своего настроения.
- Формирование мотивации на самопознание, саморегуляцию и самосовершенствование.
Учебный план курса «Я – личность»
№ п/п урока |
Название темы
|
Кол-во
часов
|
1
|
Введение
|
1
|
|
Психология личности и деятельности
|
15
|
2-8
|
Личность
|
7
|
9-12
|
Психологические особенности развития личности
|
4
|
13-16
|
Возрастная психология
|
4
|
|
Саморегуляция
|
17
|
17-18
|
Стресс
|
2
|
19-21
|
Внешняя саморегуляция
|
3
|
22-24
|
Внутренняя саморегуляция
|
3
|
25-28
|
Эмоциональная саморегуляция
|
4
|
29-31
|
Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах
|
3
|
32
|
Профилактика аддиктивного поведения
|
1
|
33
|
Позитивное мышление
|
1
|
34
|
Итоговое занятие
|
1
|
Итого
|
34
|
Содержание программы курса «Я – личность»
Психология личности и деятельности Личность. Индивид и личность. Соотношение биологического и социального в личности. Теории личности. Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд). Индивидуальная теория личности (А.Адлер). Бихевиоризм. Гуманистическая теория личности (А.Маслоу). Отечественная теория личности. Самосознание. Самоотношение. «Я» - концепция. Потребности. Активность личности. Мотивы. Мотивация. Цели и ценности. Неосознанные побуждения. Направленность личности. Механизмы психологической защиты личности. Психологические особенности развития личности. Общие вопросы возрастной психологии. Развитие личности. Динамика взросления. Понятие возраста. Роль деятельности в развитии личности. Понятие ведущей деятельности. Виды ведущей деятельности. Поведение. Динамика развития – противоречия и их разрешения. Кризисы развития и их характеристика. Понятие сензитивности. Возрастная психология. Период младенчества. Ранний возраст. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Важность формирования позитивного самоотношения. Принципы позитивного воспитания. Особенности подросткового возраста. Трудности роста. Особенности развития личности подростка. Противоречия и задачи взросления. Взрослеть – значит умнеть. Юность. Развитие личности в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Построение жизненного плана. Моделирование будущего. Саморегуляция. Стресс. Понятие «стресс». Стресс и дистресс. Фазы развития стресса. Влияние стресса на организм человека. Способы реагирования на стресс. Понятие «саморегуляция». Правила саморегуляции. «Телесное» выражение чувств. Тест на самооценку стрессоустойчивости. Внешняя саморегуляция. Создание и управление своим внешним обликом и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета, овладение мимическими и пантомимическими умениями (управление телом). Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с окружающими. Внутренняя саморегуляция. Управление физическим состоянием, эмоциями, сознанием. Классические формы управления физическим состоянием: профилактика здоровья, гигиена тела, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма, физический труд, режим труда и отдыха, полноценное питание. Контроль за своими потребностями. Эмоциональная саморегуляция. Самоконтроль, самообладание. Способы погашения отрицательных эмоций. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Достижение согласия с самим собой. Психологическая самозащита. Классические формы воздействия на работу своего сознания. Взаимосвязь физической, эмоциональной и умственной саморегуляции. Тренинг релаксации. Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах. Йога как система саморегуляции физического состояния и сознания, дисциплина тела и ума. Йоговское понимание смысла жизни и места человека во Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки. Медитация как методика формирования доминанты на психическое и умственное самосовершенствование и саморегуляцию. Космическая (био-) энергетика человека. Биополе. Энергетические часы – чакры. Энергетические доноры и вампиры. Саморегуляция энергетического состояния. Профилактика аддиктивного поведения. Актуализация знаний учащихся о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Стадии формирования зависимого (аддиктивного поведения). Формирование установки на здоровый образ жизни (умение сказать «нет») Позитивное мышление. Значение позитивного мышления. Приемы развития и сохранения навыков позитивного мышления. Итоговое занятие. Рефлексия полученных знаний и умений.
|