Качественный анализ тестовых результатов как индивидуальных, так и групповых проводится по следующим направлениям: а) Групповой анализ результатов субтеста l должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к научно–культурной информационной сфере.
б) Качественный анализ субтеста l может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются более резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами, наиболее и наименее успешными учениками внутри групп. Таким образом, качественный анализ групповых результатов субтеста l позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания. По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития. в) Анализ качественной стороны субтеста 2 проводится по следующим направлениям: — выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (общественно–гуманитарной, математической); — выявление типа заданий (с конкретными или абстрактными понятиями), который провоцирует большое число ошибок. г) Анализ качественной стороны субтеста 3 проводится по направлениям: — выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (общественно–гуманитарной, естественно — научной); — выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типа логических связей из следующих, заложенных в тест: часть — целое; причина — следствие; порядок следования, противоположность, функциональные отношения; — выявление типичных ошибок при установлении логических связей, характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и сможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации. д) Анализ качественной стороны субтеста 4 проводится по направлениям: — определение характера типичных обобщений по конкретному видовому, категориальному признакам; — выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцирующих эти ошибки. Данный вид анализа может провести как заместитель директора, так и учитель, непосредственно работающий с классом. Для этого необходимо выделить и сгруппировать количество выполненных и невыполненных заданий по тем или иным разделам программы, например, природоведения:
№ п/п
|
Типы вопросов
|
Количество детей, выполнивших задание
|
Количество детей, не выполнивших задание
|
1
|
Задания, связанные с природными условиями
|
|
|
2
|
Задания на свойства вещества
|
|
|
3
|
Задания, связанные с местом обитанием животного
|
|
|
4
|
И так далее...
|
|
|
Если, например, из 25 учащихся 12 не выполнили задание на определение числа месяцев в году, это значит, что учитель должен проанализировать, как школьники усвоили материал, связанный с временами года. Результаты исследований можно и нужно соотнести с результатами успешности обучения, например:
Ф.И.О. учащегося
|
Средний балл успеваемости
|
Уровень развития словесно–логического мышления
|
А
|
3
|
1
|
Б
|
5
|
3
|
Это значит, что данный ученик имеет большие потенциальные возможности, которые не реализуются в учебно-воспитательном процессе и наоборот в отношении ученика Б. Таким образом, можно анализировать тетрадь каждого ученика. Необходимо отметить, что здесь приведены только образцы. Сам анализ может быть продолжен и по другим направлениям. Результаты исследований можно использовать: в работе заместителя директора для качественного анализа работы учителя с учащимися; учителю для самоанализа своей работы; для составления коррекционной программы работы с учащимися. Полученные результаты не определяют интеллектуальных возможностей ребенка и не дают возможности для конкретного определения его умственного развития.Они определяют прежде всего степень развитости общих способностей за период обучения в школе. Эта тенденция может быть видна только в процессе системной работы с тестом.
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |