Проект по педагогике и психологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Проект по педагогике и психологии
Структура и содержание дисциплины
Права и обязанности преподавателя и студентов
Алгоритмы выполнения проектов
Роли участников группы при выполнении проекта
График работы над проектом
Все страницы

Глоссарий

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед):
• реалистичный замысел, план о желаемом будущем;
• совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;
• метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении [8, c. 1076].

В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект». Речь идет о проекте как некой акции, деле, предприятии, имеющем определенные цели, например, «Атомный проект», «Проект Курчатова» и др. Здесь проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности.
Проектирование – словари современного русского языка [8, c. 1078] толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего. Таким образом, не смешивая и не путая два значения слова «проект»:
1) проект – как результат проектировочной деятельности;
2) проект – как форма организации совместной деятельности людей, в дальнейшем будем опираться на оба смысла.
Педагогическое проектирование предполагает определение целей, задач, этапов и содержания обучения, планирование дидактических процессов. Результатом проектной деятельности является информационная модель взаимодействия преподавателя и студентов, обусловленная определенным педагогическим замыслом. Проектная технология обучения – совместная деятельность студентов в группе с неформальным лидером, направленная на решение общей задачи с разделением внутригрупповых ролей и единой ответственность за результат [6].
Концепция – форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Концепция процесса включает в себя общие теоретические представления о процессах, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условии достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция включает в себя описание предполагаемой технологии и внеучебной деятельности обучаемых. Концепция педагогического процесса чаще всего существует в форме теорий и теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения и т.д.) [2]. План – это документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения. Планы в процессе педагогического проектирования используются широко: учебный план, план занятия, план конференц-недели и т.д.
Компетентность – интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [9].
Активная образовательная технология – способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности [5].
Учебная команда – группа обучающихся, взаимосвязанных единством цели, ресурсами и ответственностью за образовательный результат [6].

 

Введение

«Успех – приз, который нужно завоевать. Действие – это дорога к нему. Удача – это то, что может прятаться в тени у обочины»
О.Генри
Основными тенденциями существенных изменений в системе образования являются «повышение уровня готовности» человека к социальному выбору, развитие «коммуникабельности и толерантности», рост профессиональной мобильности. Всем известно, что знание, оторванное от понимания, порой не имеющее ничего общего с опытом обучающегося, практически не используется. Современное отечественное образование ведет все к большему отрыву образования от жизни, когда предельно формализованное содержание и методика практически не считаются с разнообразием способностей обучающихся, их потребностью в усвоении определенных видов деятельности [5]. Большая часть личностного развития студента, его психическая направленность на профессиональное становление откладывается «на потом», «на после вуза».
В этой ситуации метод проектов как одно из средств позволяет педагогу решать сложнейшую задачу «преобразования стандарта образования из безличной формы всеобщности в личную культуру учащегося» [1, c. 13], соразмерить единство знаний обучающегося с опытом, пониманием, возможностью реализовать их на практике в соответствии с личным интересом и интересом общества. Навыки проектировочной деятельности формируют у студентов опыт продуктивных действий в ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях.
Современный человек умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов [6].
Планируемые результаты обучения по курсу «Педагогика и психология» для студентов направления «Дизайн» (табл. 1) включают развитие как общекультурных так и профессионально-педагогических компетенций. Для достижения запланированных результатов выбрано проектно-групповое обучение.

Таблица 1 Планируемые результаты обучения
№ п/п Результат


РД1

Использовать современные тенденции развития образования в России и за рубежом, знание важнейших образовательных парадигм для совершенствования образовательного процесса

РД2

Применять педагогические и психологические основы обучения и воспитания для решения профессиональных педагогических задач

РД3

Активно осуществлять коммуникации в профессиональной среде, эффективно работать в команде, презентовать и защищать результаты работы по решению педагогических проблем образовательного процесса

РД4

Проводить исследования эффективности своей педагогической деятельности

На первом занятии обучающимся сообщаются условия и требования выполнения проекта, обсуждаются примерные варианты тем. Во время аудиторных занятий обсуждаются промежуточные результаты выполнения проекта (см. график выполнения проекта):

  1. тема и проблема проекта (2 неделя)
  2. введение и структура пояснительной записки (6 неделя)
  3. теоретический раздел: психологическое и педагогическое обосно-

вание способов решения проблемы (8 неделя).
Проект выполняется группой 3-4 студентов и посвящается решению реальной проблемы образовательного процесса Томского политехнического университета. Проект в обязательном порядке должен основываться на 2-4 темах курса. Раздел 5 рабочей программы дисциплины с перечнем тем и дидактических единиц приведен ниже.



Структура и содержание дисциплины

 

Тема 1. Методологические основы курса «Психология и педагогика».
Основные педагогические категории (образование, обучение, воспитание) и общепсихологические принципы, используемые в образовательном процессе. Принцип системного подхода.
Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). Основные элементы функциональной системы деятельности: индивидуальные мотивы деятельности; цели деятельности; программа деятельности и критерии оценки ее эффективности; информационная основа деятельности; принятие решений, подсистема деятельностно важных качеств.
Научно-методологические основы педагогических исследований: логика педагогического исследования, критерии качества, методы.

Тема 2. Современная система образования в России и за рубежом.
Основные тенденции развития современного образования. Информатизация, глобализация. Болонский процесс, его влияние на изменение высшего образования в России. Основные положения Болонской декларации Понятие парадигмы в образовании. Основные образовательные парадигмы образования, конфликт между ними. Андрагогическая парадигма как основная идея обучения взрослого человека, ее особенности.
Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования Компетентностная парадигма, ее основные понятия: компетенция, компетентность. Компетенции как новые цели системы образования. Понятие ключевых компетенций.
Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.
Направления совершенствования образовательного процесса в НИ ТПУ как ведущем университете России.

Тема 3. Теория обучения.
Основные дидактические понятия. Принципы обучения. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения. Выбор метода обучения.
Психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков, формирования компетенций студента. Педагогические технологии, психолого-педагогические основы выбора технологии. Классификация педагогических технологий. Технологии репродуктивного обучения. Технология полного усвоения знаний. Технологии развития творческих способностей. Технологии личностно-ориентированного обучения. Метод проектов. Дистанционное обучение. Требования к учебным курсам дистанционного обучения, организационные основы ДО. Технологии контроля образовательного процесса. Традиционные и нетрадиционные формы оценивания результатов обучения. Критерии оценивания.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного процесса в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия в высшей школе. Основные типы лекций, способы активизации студентов в ходе лекций. Особенности подготовки лекционных курсов. Специфика семинарских, лабораторных, практических занятий. Тренинг как форма учебного занятия. Нетрадиционные формы учебных занятий.
Организация самостоятельной познавательной деятельности и студентов и контроль результатов. Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов, как организационная форма обучения, как метод и средство обучения. Основные формы самостоятельной работы, виды самостоятельной работы. Основные цели самостоятельной работы. Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Тема 4. Профессиональная педагогическая деятельность
Психологический анализ деятельности преподавателя. Рефлексия преподавателя в образовательном процессе.
Функции преподавателя в реализации педагогического проекта. Требования к преподавателю как профессионалу и личности. Педагогические способности, их структура. Планирование педагогической деятельности. Трудности в работе начинающего преподавателя. Понятия: педагогический такт, педагогическое мастерство, педагогическая и психологическая культура преподавателя высшей школы.
Основы коммуникативной культуры преподавателя. Психологические установки преподавателя и конкретные техники при взаимодействии с обучающимися. Трудности педагогического общения. Невербальные средства общения. Активное слушание.

Тема 5. Воспитание как фактор социализации личности
Сущность, содержание, цели воспитания. Установки преподавателя. Модели и стили воспитания. Общие закономерности и принципы воспитания. Характеристика основных методов воспитания: метода убеждения, метода упражнения, метода примера, метода поощрения, метода принуждения. Воспитывающее обучение.

1. Дидактическая характеристика проекта
Цели проекта – развитие компетенций магистрантов в области профессиональной педагогической деятельности:

  1. Оформление и презентация содержания работы и результатов проекта: умения представлять письменный план действий; писать отчет по выполненной работе; представлять доклад по выполненной работе; делать профессиональные устные презентации, включая предварительные и критические замечания по проекту; понимание содержания устных презентаций по образовательным проблемам [7].
  2. Работа с информацией и знаниями в области профессиональной педагогической деятельности: приобретение и понимание информации, содержащейся в современной педагогической литературе; умение демонстрировать способность собирать, соотносить и умело использовать информацию из разных источников, объединять и использовать знания, полученные по другим дисциплинам.
  3. Разработка проблем, задач, содержания проектной деятельности: умения представлять критический анализ исследуемой проблемы; предлагать решения, рекомендации и предложения для дальнейшей работы; способность формулировать проблему, для разрешения которой необходима разработка проекта, формулировать четкое положение о существе проекта; способность генерировать альтернативные проекты, потенциально удовлетворяющие разрешению проблемной ситуации [7].
  4. Применение навыков и культуры проектирования в работе: демонстрировать навыки управления проектом, планировать, включая временные и организационные ограничения, понимание и применение основных методов исследования педагогики и психологии.
  5. Работа в команде: разработка предложений по проекту и получение одобрений в команде; понимание и умение работать в группах по взаимному оцениванию с коллегами; понимание преимуществ и потенциальных проблем работы в команде. Общие требования к выполнению проекта [3]:

1. Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными условиями образовательного процесса Томского политехнического университета, конкретного научно-образовательного подразделения ТПУ. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
10

  1. Необходимо доказать актуальность, значимость и практическую ценность. Способы и методы решения проблемы необходимо обосновать с точки зрения эффективности, лучше доказать экспериментально. Обязательно раскрыть смысл используемых методов исследования проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования. При выполнении проекта студенты не просто должны найти новую информацию. Основные действия – образовательные, связанные с приобретением профессиональных педагогических компетенций. Какие из них были развиты в ходе выполнения проекта, до какого уровня – ключевой критерий оценки за проект.
  3. Самостоятельная (групповая) деятельность студентов. Интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий.
  4. Конструирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), определение сроков начала и окончания проектной работы.
  5. Целевой характер деятельности студентов, требующий использования конкретных исследовательских процедур. Выдвижение гипотез и определение методов исследования (теоретических, эмпирических, статистических, экспериментальных). Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация. Выдвижение новых проблем исследования.

Рекомендуется выстраивать деятельность команды в соответствии с логикой выполнения проекта (табл. 2).
Таблица 2 Структурная логика учебного проекта [2]

№ п/п Этап

Задачи

Деятельность студента

Деятельность
руководителя
проекта

 

Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы.

Мотивирует студентов, объясняет цели, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.

 

 

Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации.

Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки.

 

Исследование студентов как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Выполняют исследование.
Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности.

Наблюдает, консультирует, контролирует. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом.

 

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Оформляют проект, изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов,

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.

 

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта.

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов.

«Проект» – это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.» [10, c. 26].


 

2. Права и обязанности преподавателя и студентов
Руководитель проекта:
обязан:

  1. назначать консультации не реже 1 раза в 2 недели в свободное от занятий студентов время;
  2. разбить студентов на группы, выдать задание и методические рекомендации;
  3. контролировать выполнение графика работы;
  4. организовать контроль работы студента в семестре и оценить результаты проекта при защите согласно «Руководящим материалам по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета».

имеет право:

  1. в период конференц-недель назначить мероприятия по проверке и оцениванию промежуточных результатов проекта;
  2. назначить тему проекта при отсутствии инициативы со стороны студента;
  3. выбора методов и средств обучения проектной деятельности, наиболее полно отвечающих его индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество проектного обучения.

Студенты
имеют право:

  1. ознакомится с примерным перечнем тем проектов;
  2. при наличии производственной возможности выбирать тему проекта из списка;
  3. предложить и обосновать для выполнения свою тему проекта, которая может быть принята или отклонена руководителем проекта;
  4. участвовать в распределении ролей и задач в команде при выполнении проекта.

обязаны:

  1. в течение 2 недель от начала семестра выбрать и получить тему и задание на выполнение проекта, согласовать с руководителем график выполнения работы;
  2. сформировать группу из 3-4 студентов своего курса и направления обучения;
  3. ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению, оформлению, защите и апелляции проекта и следовать им;
  4. соблюдать календарный график выполнения проекта и регулярно консультироваться с руководителем;
  1. доложить промежуточные результаты проекта/работы в период конференц-недель;
  2. в составе команды оценить вклад каждого члена команды.

3. Структура проекта
Логика работы над проектом требует выделения его внутренней и полной структуры. Внутренняя структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотезы, задачи, используемые методы, практическая значимость результата [2]. Представим внутреннюю структуру проекта на рис. 1, выделив отдельно актуальность проблемы, решаемой в проекте, и его результат, как практический, значимый материальный или культурный продукт. Это обязательные структурные составляющие любого типа проекта, в то время как остальные его компоненты могут варьировать в зависимости от типа проекта (доминирующего вида деятельности).

проект

В основе каждого проекта лежит проблема. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Выбор проблемы - самый сложный и важный момент. Следует понимать, что проблема всегда должна базироваться на противоречии. Например, проблема «Отношение к пожилым людям» основана на противоречии: все считают, что любят своих родителей, но пожилые люди остро ощущают свое одиночество. В дальнейшем, стоит уточнить предмет исследования, который отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка, например, в проекте «Выпуск школьной газеты, как условие социальной активности учащихся» предметом является социальная активность учащихся.
Целью проектной деятельности становится поиск решения проблемы. Важен момент осмысления значимости, объема и уровня нерешенных задач, который можно определить как сбор информации. Он включает в себя исследование состояния вопроса: анализ предметной литературы, изучение законодательной и нормативно-правовой базы, социологические опросы, анализ материалов СМИ, проведение встреч, интервьюирование компетентных лиц. Все это готовит базу к следующим этапам работы над проектом: разработка гипотезы, определение задач, создание собственного варианта решения проблемы, конструирование модели, формирование программы и т. д.
Затем следует этап разработки гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет подтверждать, иногда опровергать. Формулируя гипотезу, мы строим предположение, каким образом цель проекта будет достигнута. Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи проекта. Задачи формулируются как определенные этапы решения общей проблемы, как достижение цели в определенных условиях.
На этапе сбора и анализа информации следует обратить внимание на культуру научного поиска. Анализ материалов СМИ, Интернета, научной, справочной литературы требует умения классифицировать их, видеть в них научность и журналистский популизм. В работе с информацией следует вычленять главную мысль, идею автора публикации статьи, а затем уже решать, как использовать этот материал – как доказательство, как идею в развитии или материал для оппонирования?
Разработка собственного варианта решения проблемы. Здесь происходит систематизация полученного материала, на основе которого предлагается обоснование, модель, вариант, программа решения исследуемой проблемы. Важно, чтобы автор внес предложения для заинтересованных лиц, а также определил свое собственное участие. Получив результат проектирования, оформив его в виде продукта, мы еще не можем сказать, что проект завершен. Его необходимо документально оформить и представить к оценке специалистов, заинтересованных лиц, в идеале получить поддержку (финансирование, позитивное общественное мнение) и реализовать на практике (для социальных, практико-ориентированных, исследовательских проектов). Поэтому мы добавляем к внутренней структуре проекта еще три внешних компонента: портфолио, презентацию, реализацию проекта (рис. 2).

проект2

Портфолио (папка документов). Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотацию. Грамотно оформленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме проектов.


 


4. Алгоритмы выполнения проектов

Для рациональной организации выполнения проекта необходимо определить вид проекта. По предметно-содержательной области проект по данному курсу может охватывать как одну область научного знания (психология или педагогика), так и несколько (к названным основным можно добавить социологию, культурологию, философию). По числу участников – групповой проект (3-4 студента).
Для выбора методики осуществления проекта, охарактеризуем возможные для наших условий виды проектов по доминирующей деятельности. Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта [6]. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (табл. 3). Таблица 3 Алгоритм выполнения прикладного проекта [2]

Структура

Алгоритм действия проектировщика

Цель

Решение, как правило, социальных задач отражающих интересы участников проекта или внешних за-

Результат

Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в образовательном процессе вуза, института, кафедры, группы.

Структура

Требует   хорошо   продуманной   структуры,   даже сценария всей деятельности его участников с определенной функцией каждого из них. Здесь особенно важна координационная работа в виде:
•      предпроектного анализа ситуации;
•      формулировки совместно с руководителем те
мы, проблемы, гипотезы проекта;
•      мотивации   деятельности,  составления  развернутого плана работы;
•      поэтапных обсуждений и корректировки совместных и индивидуальных усилий в сборе информации, ее  структурировании, проведении
исследования;
•      изготовления и оформления учебного продукта;
•      подготовки и проведения презентации полученных результатов;
•      возможных способов их внедрения в практику;
•      запуска проекта;
•      самоанализа и самооценки.

Окончание табл.


Форма продукта проектной деятельности (примеры)

•     выставка;
•     газета, журнал;
•     действующая фирма;
•     законопроект/   нормативно-методический документ;
•     оформление кабинета,
холла и пр.

•     система студенческо-
го самоуправления
•     мультимедийный
продукт;
•     учебное пособие;
•     Web-сайт;
•     атлас, карта;
•     видеофильм и др.

Оценка

Организация систематической внешней оценки: отзыв заинтересованных лиц и структур.

Ценность

Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися

В качестве примера практико-ориентированного проекта приведем ученический проект «Деятельность детской организации как условие самореализации личности и путь предупреждения детской преступности» [1, с. 28].
«Выбор проблемы. Социальная значимость и актуальность проблемы
Пытаясь установить тему своего проекта, мы провели социологический опрос с целью определить наиболее актуальные проблемы города, в котором живем. Участниками опроса стали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, учителя, сверстники. Они называли следующие проблемы: отсутствие перспективных предприятий в городе; экономический спад; демографический кризис; рост преступности, в том числе и детской; социальная незащищенность пенсионеров и инвалидов; проблемы благоустройства города; проблема озера Чебаркуль; проблемы, связанные с трудоустройством молодежи и получением ею высшего образования. Среди названных проблем наиболее часто встречается проблема роста преступности. Это и определило наш выбор. Кроме того, мы решили проанализировать именно эту проблему, так как:
1. Курс «Граждановедение» для 7 класса, который мы изучаем, предполагает знакомство учащихся именно с уголовной отраслью права. Следовательно, мы уже имеем начальные представления, необходимые для изучения проблемы.

  • Мы и сами считаем эту проблему важной, так как сегодняшние дети – это взрослые завтра. И если их поведение сегодня направлено не на укрепление ценностей общества, то и завтра они будут, скорее всего, решать не проблемы общества, а только свои, причем за счет общества.
  • Эта проблема близка нам, так как именно наш возраст часто связывают с понятием «кризис», «трудный». Именно в этом возрасте человек сталкивается с множеством проблем, которые не понимает и не умеет правильно решать, но ,считая себя уже взрослым, делает это часто неправильно, нарушая моральные и правовые нормы.

Характеристика правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Характерными видами правонарушений несовершеннолетних являются: мелкое хулиганство, порча государственного имущества, нарушение правил дорожного движения, появление в общественных местах в нетрезвом виде. Среди преступлений ведущими являются хулиганство и кражи. По данным прокуратуры города, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляет 14 % от общего количества преступлений. Уже без всякого анализа видно, что состояние с подростковой преступностью если не подошло к некой критической отметке, то близко к ней. Следует помнить также и о том, что у нас есть возможность анализировать лишь данные зарегистрированных правонарушений и преступлений. Данные опроса свидетельствуют о том, что общий уровень нарушений подростками моральных и правовых норм очень волнует население города. Все это говорит о сохраняющейся актуальности социальной значимости проблемы.
Программа работы над проектом

  1. Проведение социологического опроса с целью изучения причин правонарушений несовершеннолетних.
  2. Анализ публикаций местной газеты «Южноуралец» за 2000 г. с целью изучения представленной молодежной темы.
  3. Сбор информации о детских объединениях, кружках, клубах, работающих в городе.
  4. Встречи с работниками правоохранительных органов с целью изучения проблемы «преступность несовершеннолетних» в городе.
  5. Анализ статистических данных о преступности несовершеннолетних.
  6. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Примерные темы прикладных проектов:

  1. Сценарий деловой игры
  2. Методические указания для виртуальных лабораторных работ
  3. Словарь терминов инженерной педагогики Исследовательские   проекты   –   требуют   хорошо   продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов (табл. 4).
    Таблица 4 Алгоритм выполнения исследовательского проекта [2]

Сбор информации о каком-то объекте или явлении. Ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Окончание табл. 4


Результат

Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.

Структура

Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры:
•     цель;
•     актуальность;
•     источники информации;
•     анализ, обобщение, сопоставление с известными
фактами;
•     аргументированные выводы;
•     обсуждение.

Форма продукта проектной деятельности

•     видеофильм;
•     газета, журнал;
•     экскурсия;
•     коллекция;

•   мультимедийный     продукт;
•   прогноз;
•   справочник;

Возможные формы презентации

•     деловая игра;
•     демонстрация   видеофильма   (продукта,   выполненного на основе информационных технологий);
•     иллюстративное   сопоставление   фактов,   документов, событий, эпох, цивилизаций;
•     научная конференция;
•     научный доклад;
•     реклама;

Оценка

Организация внешней оценки: отзыв специалиста.

Ценность

Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

Примерные темы исследовательских проектов:

  1. Причины неуспешности студентов-первокурсникок Института кибернетики
  2. Удовлетворенность студентов бакалавриата условиями обучения в ТПУ

•      Корреляция мотивации познавательной деятельности и цикла дисциплины Информационные проекты – требуют от участников изначальной
направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении;
ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и
обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории [6] (табл.
5).
Таблица 5 Алгоритм выполнения информационного проекта [2]

Цель

Сбор информации о каком-то объекте или явлении. Ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Результат

Четко  обозначен  с  самого  начала  результат  деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.

Структура

Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры:
•      цель;
•      актуальность;
•      источники информации;
•      анализ, обобщение, сопоставление с известными
фактами;
•      аргументированные выводы;
•      обсуждение.

Форма продукта проектной деятельности

•     видеофильм;
•     газета, журнал;
•     экскурсия;
•     коллекция;

•     мультимедийный
продукт;
•     прогноз;
•     справочник;
•     Web-сайт и др.

 


Возможные формы презентации

•       деловая игра;
•     демонстрация  видеофильма  (продукта,  выполненного  на  основе информационных технологий);
•     иллюстративное   сопоставление   фактов,   доку
ментов, событий, эпох, цивилизаций;
•       научная конференция;
•       научный доклад;
•       реклама;

Оценка

Организация внешней оценки: отзыв специалиста.

Ценность

Реальность   использования   продукта    на   практике, возможность   самостоятельного   решения   проблемы обучающимися.

Приведенный ниже пример сочетает в себе исследовательский и
информационный проекты.
«В проекте «Кислотные дожди», тоже ставшим уже классическим, предполагается участие нескольких групп школьников из различных областей региона. Учащиеся в один и тот же день и час выходят на улицу. В чистые пробирки делают забор воды из различных открытых водоемов, луж, канав. Тестируют кислотность воды нехитрым прибором – лакмусовой бумажкой. Данные измерений заносятся в дневники наблюдений и в то же время пересылаются партнерам по проекту. Для этого используется электронная почта. В свою очередь данные таких же измерений они получают из других школ, наносят средние значения на карту региона. В результате получается более или менее достоверная картина экологического загрязнения региона. Путем переписки с партнерами вырабатывается общий документ о проведенных исследованиях и выводах, которые направляются в государственные и общественные инстанции» [13, с. 45].
Примерные темы информационных проектов:
•      Использование активных образовательных технологий в учебном
процессе Института кибернетики
•      Опыт педагогической деятельности преподавателей кафедры
Творческие   проекты   –   предполагают   соответствующее   творческое
оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной
деятельности участников [6] (табл. 6).

Таблица 6 Алгоритм выполнения творческого проекта [2]

Цель

Развитие творческого потенциала личности.

Результат

Остается открытым до конца проекта.

Структура

Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необхо-

Форма продукта проектной деятельности

•     костюм;
•     модель;
•     музыкальное сочинение;
•     сборник сочинений, стихов,
рисунков;

•     видеофильм;
•     выставка;
•     праздник;
•     игра;
•     коллекция.

Возможные формы презентации

•      деловая игра;
•      инсценировка       реального
или  вымышленного  события;
•      соревнования;

•     спектакль;
•     театрализация;
•       телепередача;
•     экскурсия      и
др.

Оценка

В рамках презентации

Ценность

Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

 


 

5. Роли участников группы при выполнении проекта
За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек.

Что означает распределение ролей в команде/ группе? •      правильное выделение ролей, согласно выполняемым задачам проекта;

  1. установление правил взаимодействия между членами команды, согласно роли;
  2. расстановка активистов по ролям, которые им больше всего подходят.

Командные роли отражают способ, с помощью которого мы выполняем свою работу. Командная роль также определяется нашими врожденными и приобретенными личными качествами. Роль конкретного участника определяется его вкладом в работу команды и взаимоотношениями между участниками команды. Существуют два принципа, в соответствии с которыми происходит распределение ролей в команде: принцип компетентности и принцип предпочтения [4].
Принцип компетентности утверждает, что эффективным можно считать такое распределение ролей, при котором ответственность каждой роли не превышает умений члена команды, которому эта роль досталась. Члены команды будут отдавать большее предпочтение тем целевым ролям, которые больше соответствуют их индивидуальным потребностям. Хотя и с временными ролями они могут справляться эффективно.
Принцип предпочтения основывается на том, что эффективным может считаться такое распределение целевых ролей, при котором как можно большее число членов команды выполняют те роли, которые они сами предпочитают, т.е. член команды, который идеально подходит для целевой роли, сам может предпочитать другую роль. Такая ситуация потенциально грозит конфликтом, который может привести к снижению продуктивности члена команды, к нарушению взаимодействия между членами команды. Может начаться внутренняя конкуренция и часть продуктивной рабочей энергии будет потрачена впустую.
Поэтому, руководитель команды должен при распределении/выборе ролей стремиться к балансу между этими двумя принципами.
Научные исследования выявили девять типов личностей, которые должны быть включены в успешно работающую команду. Однако, нельзя утверждать, что это главное условие. Следует помнить, что состав группы должен соответствовать заданию, для выполнения которого она создана. Итак, какие же роли выделяют для обеспечения эффективности командной работы [3]?
«Генератор идей» изобретателен, обладает богатым воображением; умеет решать нестандартные проблемы. Отличительные черты характера: индивидуалист, часто серьезно мыслящий, открыт к восприятию новых идей. Развитое воображение, высокий уровень интеллекта.

С трудом акцентирует внимание на практических деталях, протоколе. Предпочитают работать в одиночку. Часто нелюдимы. Предпочитают относительную свободу.
«Исследователь ресурсов» энтузиаст, общителен. Исследует возможности, устанавливает контакты с нужными людьми, выявляет новые возможности, способен реагировать на возникающие трудные задачи. Экстравертирован, любопытен, коммуникабельный. Склонен терять интерес, как только первоначальное очарование проходит; может быть слишком оптимистичен и некритичен. Их стимулирует наличие людей, команды рядом. Нормально реагируют на кризис и оказываемое давление. Им доставляет удовольствие достижение трудных задач, их внимание по большей части сосредоточено на внешних по отношению к команде ресурсах и контактах.
Генераторы идей и исследователи ресурсов являются наиболее творческими членами команды, но их легко увести в сторону. Исследователи ресурсов склонны более детально и творчески перерабатывать идеи других людей (например, генератора идей).
«Координатор» – умеет четко формулировать цели, продвигать решения, делегировать полномочия. Часто является более зрелой личностью. Социальный лидер. Для него характерны: спокойствие, уверенность в своих силах, контроль и самообладание. Часто доброжелателен и приветствует вклад всех, кто потенциально способен улучшить работу команды. Не всегда наделен выдающимися интеллектуальными и творческими способностями. Предпочитают использовать имеющиеся ресурсы, направляя их на достижение командной задачи. Их внимание сосредоточено на команде.
«Организатор» изобретателен, обладает богатым воображением, человек с идеями. Динамичен, бывает неуживчив, но есть способности и стремления преодолевать инерцию и неэффективность, бывает самодоволен. Легко реагирует на провокации, раздражителен и нетерпелив, склонен травмировать чувства других людей. Как и координатор является сильным лидером, но для решения определенной задачи. Может конфликтовать с координатором из-за стилей руководства.
«Контролер» проницателен, обладает стратегическим мышлением. Видит все альтернативы, все взвешивает, по своей природе – инспектор. Рассудителен, неэмоционален, предусмотрителен. Обладает здравым смыслом и осмотрительностью. Не всегда умеет мотивировать людей, воодушевлять, но умеет анализировать мысли других людей, никогда не делают скоропалительных выводов.

«Игрок команды» дипломатичен, восприимчив. Умеет слушать, предотвращает трения между членами команды. Социально ориентирован, достаточно мягок, чувствителен. Не всегда способен принимать решения в моменты кризиса, но хорошо адаптируется к изменениям. Действует для достижения гармонии и поддержания духа команды. Умеет работать под руководством "трудных" людей (организаторов).
«Исполнитель» дисциплинированный, надежный, консервативный, эффективный. Умеет реализовывать идеи в практических действиях. Обязателен и предсказуем. Обладает хорошими организаторскими способностями, практическим здравым смыслом; трудолюбив. Акцентируют свое внимание на графиках, планах мероприятия. Выявляют лучший способ достижения результата.
«Доводчик» старателен и добросовестен. Ищет ошибки и упущения. Контролирует сроки выполнения поручений. Способен выполнять свои обещания, стремится все выполнить на высоком уровне. Иногда склонен волноваться без особых причин, не стремится делегировать полномочия и обязанности. Стремиться выполнить задание должным образом, концентрируясь на деталях. Больше обеспокоены результатом, нежели способом его достижения. Спокойно относятся к контролю и приемлют большинство типов руководителей.
«Специалист» профессионал в узкой области знаний. Самостоятельно мыслящий и организующий свою работу, приверженный своему направлению. Обладает редкими знаниями и навыками. Может не видеть общую картину. Приверженец высоких стандартов. Не любят пристального контроля, особенно со стороны тех, кто обладает меньшей по сравнению с ними компетенцией.
Важно также понимать, что эффективное достижение результатов возможно только при сочетании индивидуальной и коллективной работы (табл. 7).

Таблица 7 Варианты работы в командах

Предпочтительнее работа в одиночку или в группах:

Предпочтительнее работа в командах:

Для решения простых задач или «головоломок»

Для решения сложных задач или проблем

Когда кооперация удовлетворительна

Когда для решения необходим консенсус

Когда разнообразие мнений ограничено

Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения

Когда задачу необходимо решить срочно

Когда необходима высокая самоотдача

Когда достаточно узкого диапазона компетентности

Когда требуется широкий диапазон компетентности

При наличии неустранимого конфликта интересов участников

При возможности реализации целей членов команды

Когда организация предпочитает работу с частными лицами

Когда организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии

Когда необходим оптимальный результат

Когда необходим разносторонний подход

Существует шесть факторов, которые наиболее сильно влияют на успешность действия команды [3]:

  1. Руководитель команды должен занимать достаточно высокое положение в команде (в некоторых случаях он может не являться формальным руководителем, а быть председателем). Его характеристики схожи с ролью координатора.
  2. Успешно действующей команде необходим хороший генератор идей. Если таких людей больше одного, то вероятность успеха всей команды снижается, т.к. начнется конкуренция и критика.
  3. Хорошее распределение интеллектуальных способностей. В команде должно быть, по крайней мере, два умных человека, которые могут друг друга стимулировать. Некоторые из участников команды могут иметь средний (и выше) интеллектуальный уровень, – их неспособность конкурировать с более умными коллегами заставит их искать альтернативные роли, в которых они могут преуспеть. В целом, в команде сложится более полная гамма достоинств.
  4. Разнообразие личностных характеристик, позволяющее полно охватывать командные роли. Команда, которая может распределить между своими участниками большинство или все командные роли, будет лучше работать, чем другие. В такой ситуации будет не только меньше трений, но и больший шанс каждому получить ту роль, которая, возможно, необходима.
  5. Хорошее сочетание между отношениями и обязанностями участников команды. В большинстве успешно работающих команд функциональные обязанности участников вписываются в систему свойственных им межличностных отношений.
  6. Признание несбалансированности команды и способность корректировать. Команда, которая осознает свои проблемы и готова адаптироваться или изменять свои роли с целью использования наилучшим образом своих черт или компенсировать свои слабости, находится в преимущественном положении.

Наилучший состав команды может варьироваться в зависимости от поставленной задачи. Даже в небольшой команде необходимо иметь большинство командных ролей. Каждый может взять на себя, по крайней мере, одну вторичную роль.
На практике часто складывается ситуация, когда нет возможности выбирать команду. В этом случае следует использовать то, что есть. У менеджера есть несколько способов повышения эффективности деятельности группы:
Реструктурировать. Это может быть выходом для двух и более участников команды: обменяться ролями или основной частью работы. Если благодаря этому они получают роль, в которой они, вероятно, больше преуспеют, они, скорее всего, будут приветствовать изменения.
Перераспределить обязанности. Определить, какие задания нравятся каждому из участников команды. Затем рассмотреть возможность их перераспределения. Это отличается от полного обмена обязанностями.
Разделить конфликтующих участников команды. Разделить команду на несколько меньших групп, каждая из которых будет отвечать за различные проекты.
Ввести нового участника. Не всегда является возможным вариантом, но если появляется такая возможность, необходимо включить в команду хорошего представителя именно того типа, который вам необходим.
После распределения ролей рекомендуется определить перечень «должностных» обязанностей [2] (табл. 8).
Таблица 8
Распределение обязанностей в команде

Должность

Условия

Обязанности

1.

Что необходимо знать

 

 

 

 

 

 

 

 

Что необходимо уметь

 

 

 

 

 

 

 

 

Что должен делать

 

 

 

 

 

 

 

После распределения ролей и обязанностей необходимо договориться о правилах работы. В целом, правила командной работы в проекте могут быть сформулированы следующим образом:


1.
2.
3. 4. 5. 6.
7.
8.
9.

Каждый член команды полностью отдается командной работе и отвечает за то, что делает.
Каждый член команды выражает свое мнение открыто и честно.
Все члены команды имеют равные обязанности и права. Все члены команды оказывают взаимную поддержку. Научитесь слушать и слышать собеседника. Каждый член команды критикует только в команде, а не вне ее.
Еще не согласованные результаты не должны распространяться за пределы команды.
Согласованные результаты каждый член команды представляет только в положительном свете.
Допустима только критика действий, а не личности члена команды.

10. Свои желания, предложения формулируйте в ясной и положительной форме, а не в виде вопросов.



6. График работы над проектом

 

№ п/п

Задачи проектирования

Неделя/ Дата

Ответственные

Продукт

1

Знакомство с требованиями и этапами проектной деятельности

1

Руководитель

Формирование группы

2

Постановка   и   анализ проблемы, выбор вида проекта
Определение       списка заинтересованных  сторон

2

 

Формулировка темы

3

Распределение ролей в группе

2

 

Обязанности членов группы

4

Формулировка    основных идей и замыслов. Информационный    поиск по проблеме (разбить по частям). Защита темы и направлений решения проблемы

2-3

 

Анализ        отдельных    сторон проблемы

5

Обсуждение идей, определение        способов сбора   и   анализа   информации

3-4

 

Формулировка
актуальности
проекта

6

Выдвижение   гипотезы путей    решения    проблемы.
Обоснование результатов  проекта,  содержания деятельности по их достижению,     определение показателей эффективности проекта.

4

 

Основные   виды  работ при выполнении проекта

7

Формирование методологического    аппарата проекта

5

 

Введение в пояснительной записке

8

Защита введения пояснительной записки

5

 

Рейтинг

9

Планирование деятельности  по  достижению результатов проекта

6

 

График работы

10

Защита структуры пояснительной записки

6

 

Рейтинг

11

Выбор методов работы и формы продукта

6

 

 

12

Сбор информации

7

 

Папка с файлами

13

Структурирование      и систематизация     материалов

8

 

Схемы, рисунки, эскизы

14

Разработка   теоретического обоснования

8-9

 

Защита         на конференц-неделе   теоретической   части проекта

15

Проведение исследований

10-13

 

Результаты обработки

16

Изготовление продукта

14-16

 

Записи всех идей

Продукт   проекта

17

17

 

Пояснительная записка

 

 

 

Материалы презентации

 

Лист    взаимооценки

 

 

Оформление продукта

18

Оформление пояснительной записки

8-16

19

Выбор формы презентации

17

20

Подготовка презентации

17

21

Самоанализ и самооценка

18

22

Защита проекта

18

 

7. Требования к пояснительной записке проекта
Проект, оформленный командой студентов, должен иметь пояснительную записку со следующей структурой:

  1. титульный лист (Приложение);
  2. оглавление (перечень разделов пояснительной записки);
  3. краткая аннотация – краткая характеристика содержания (по возможности на иностранном языке);
  4. распределение работы между членами команды (в произвольной форме);
  5. эпиграф* (от греч. Epigraphe – надпись, поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица);
  6. глоссарий (педагогические понятия);
  7. введение;
  8. теоретическое обоснование деятельности при достижении целей проекта;
  9. практическая часть (методическая, экспериментальная);
  10. заключение;
  11. список используемых источников литературы;
  12. приложения (визуальный ряд)

Общие для всех пояснительных записок разделы могут дополняться специфическими, определяемые жанром проекта.
Введение – это формулирование проблемы проекта, на решение которой направлена деятельность учебной группы. Здесь излагаются необходимые данные о предмете и задачах исследования, авторской оценке возможных путей решения. На фоне старого знания формулируется новое, что определяет дальнейшее восприятие всей работы. Во введении необходимо [7]:

  1. обосновать актуальность темы (чем вызван интерес к данной проблеме, почему необходимо решить эту проблему, кто воспользуется результатами проекта, что было сделано в области теоретического изучения, какие аспекты еще не получили адекватного объяснения или не были учтены);
  2. показать степень изученности проблемы или представить обзор литературы (показать знание степени разработанности проблемы), определить ваше место в решении проблемы;
  1. сформулировать цель работы, которая вытекает из актуальности и степени её изученности и предполагает, чего хочет достичь автор работы;
  2. определить объект и предмет исследования;
  3. сформулировать задачи работы (основные этапы достижения цели, не менее трех);
  4. ожидаемые результаты проекта;
  5. содержание деятельности по достижению проекта;
  6. показатели эффективности проекта;
  7. список участников проекта;
  8. необходимые средства для реализации проекта.

Раздел, содержащий теоретическое обоснование решения проблемы проекта, должен быть представлен главами, где способы и методы решения проблемы обосновываются с точки зрения эффективности. Следует обязательно раскрыть смысл используемых методов исследования проблемы. Предложения по решению проблемы необходимо обосновывать описанием педагогических закономерностей и принципов, выбирая те, которые соответствуют современным тенденциям развития высшего профессионального образования. Желательно сформулировать правила решения проблемы, которые вытекают из выбранных принципов. В данном разделе можно более широко, чем во введении, привести обзор литературы.
В практическом разделе описывается методика решения проблемы, освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.
Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных результатов. Выводы не должны быть просто перечислением выполненных работ. В заключении можно [7]:

  1. перечислить все то, чему научились участники проекта в ходе его реализации (образовательные результаты);
  2. написать о том, чего пока еще не удалось реализовать, и обозначить направления дальнейших исследований. Требования к оформлению пояснительной записки: Текст должен

быть выполнен на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) с одной стороны листа, объем не менее 25 страниц. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер 12 пт, одинарный интервал. Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту – 12-15 мм. Каждая глава, введение, заключение и список литературы пишутся с новой страницы. Нумерация страниц сквозная, выполняется арабскими цифрами. Приложения имеют свою нумерацию.
Число литературных источников – не менее 10.
Пояснительная записка распечатывается и вместе с электронным вариантом представляется руководителю за 3 дня до защиты.


8. Презентация проекта
Презентация – устное сообщение – должна состоять из вступления, основной части и заключения [7]. Цели вступления:

  1. вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории;
  2. установить контакт с аудиторией;
  3. подготовить аудиторию к восприятию речи. Цели основной части выступления:
  4. сформулировать общие положения;
  5. сообщить слушателям новую информацию;
  6. последовательно разъяснить выдвинутые положения; доказать правильность выдвинутых положений;
  7. подвести слушателей к необходимым выводам. Цели заключения:
  8. суммировать сказанное, сделать выводы;
  9. усилить интерес к предмету речи;
  10. закрепить впечатление от речи. Важнейшим качеством эффективности публичного выступления

является ее логичность и доказательность. Главная задача оратора – продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений. Не следует перегружать слушателей информацией, аудитория нуждается только в той информации, которой будет достаточно для принятия решения.
Доклад (презентация) предполагает выступление на 10-12 минут. Обязательны – введение и выводы по проекту, они приводятся практически полностью. Кратко описываются методы решения проблемы, если они общеприняты, оригинальная методика приводится полностью. Основное внимание уделяется изложению полученных результатов. Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблиц и рисунков, которые могут выполняться на стандартных листах чертежной бумаги или в электронном варианте для мультимедийных проекторов.
Одной из самых типичных ошибок, которую допускают при создании презентации, является слишком большой объем информации на слайде. Будьте краткими и старайтесь на каждом слайде отражать только самые основные моменты. Используйте слова, которые точно отражают ваши идеи. Если необходимо использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе выступления впервые.
Существуют определенные требования, которые помогут оформить слайд [7]:

  1. заголовок для каждого слайда;
  2. параллелизм грамматических форм и частей речи;
  3. контрастность в цветовом решении;
  4. единство цветовой схемы всей презентации;
  5. размер шрифтов: заголовок – 32-48 пт, текст – 24-28 (не менее 18);
  6. нумерация слайдов. Рекомендуемая размерность слайдов:
  7. один слайд должен содержать одну идею;
  8. одна мысль-высказывание должна составлять одну строку;дин слайд должен содержать 5-6 строк (на слайде следует размещать не более 10 строк);
  9. одна строка должна состоять из 5-6 слов;
  10. один слайд демонстрируется не менее одной минуты.

Особое внимание уделите  проверке ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических.
При работе над проектом студентам, на первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление какого-либо продукта и именно его необходимо представить. Но интересующий результат на презентации – это ход самой деятельности. Результатом является найденный способ решения проблемы проекта. О нем надо доказательно рассказать, поясняя: как была поставлена проблема; какими были вытекающие из нее цель, задачи и гипотеза проекта; кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые побочные способы ее решения; показать преимущество выбранного способа; рассказать/показать (если возможно), как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения.
Учебный проект тем и отличается от коллективно подготовленного мероприятия с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат над проектом – анализ деятельности, предъявление способа решения проблемы проекта, предъявление роста своей компетентности участниками проекта.

9. Оценивание результатов проекта по итогам его защиты и выполнения

При подсчете рейтингового балла (табл. 10) учитывается систематическая работа групп над проектом, пояснительная записка (оформление и содержание) и презентация проекта (табл. 9).
Таблица 9 Оценочная схема презентации

Критерий

Баллы

2                                    1                                    0

1. Решение коммуникативной задачи

Доклад  структурирован,     логически связан, убедителен

Есть     вступление, заключение. В основной  части слабая логика

Трудно понять, тихая   речь,   нет   последовательности информации

2.    Использование визуальных опор

Раздаточный материал,   презентация полностью отражает проект, разнообразие структур

Раздаточный материал,    презентация перенасыщена теоретической         информацией

Нет     раздаточных материалов, оформление     презентации  не  соответствует   требованиям

3.  Взаимодействие с аудиторией

Полный и краткий ответ на вопросы, умеет   вести   дискуссию

Ответы           очень длинные,    подробные или не по существу

Разбирается в содержании, но не может ответить на вопросы

4.         Лексическое оформление речи

Демонстрирует словарный      запас адекватный  проекту

Некоторые затруднения при подборе лексики

Словарный запас ограничен

ИТОГО

Оценочный лист выполнения и защиты проекта

Таблица 10

№ п/п

Критерий оценивания

Максимальный рейтинговый балл

1

Планомерность выполнения всех этапов

2

2

Качество методологического аппарата (научность,   значимость,   логичность, актуальность и т.д.)

5

3

Объем разработок и количество предлагаемых решений

3

Окончание табл. 10


4

Степень и характер теоретического обоснования решения проблемы (обзор состояния проблемы, корректность поставленных задач)

6

5

Учет современных парадигм в развитии образования, инновационность предлагаемых решений

3

6

Использование адекватных методов исследования

2

7

Использование современных информационных технологий

3

8

Практическая ценность (наличие отзывов)

5

9

Презентация результатов проекта

8

10

Оформление пояснительной записки

3

 

ВСЕГО

40

 

Дополнительные баллы: сотрудничество с преподавателями ТПУ, оригинальность идей, креативность презентации и пр.

5

Заполненный руководителем проекта лист оценки выдается после защиты проекта группе. Рейтинговый балл умножается на число участников проектной группы. Полученные баллы они делят между собой с учетом участия каждого в достижении результата проекта.

Список используемой литературы
1. Акция школьников «Я – Гражданин России» // Учитель. 2003. № 6. 125 с.
2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 112 с.
4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – № 1.
5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.. Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
6. Проектное обучение в структуре образовательных программ нового поколения: учебное пособие / Л.В. Веснина, И.Ю. Малкова, А.В. Коваленко, Е.В. Вехтер, А.А. Дульзон. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2011. – 120 с.
7. Проектно-организованное обучение в высшей профессиональной школе: учебное пособие / Э.Н. Беломестнова, М.Г. Минин, Е.В. Вехтер, Т.Л. Владимирова, В.А. Стародубцев; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2011. – 132 с.
8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1630 с.
9. Современные технологии обучения в высшем профессиональном образовании / сост. Э.Н. Беломестнова, А.Н. Древаль, Г.Ф. Иванов и др. – Томск: Томский политехнический университет, 2011. – 129 с.
10. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении// Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с.
Список рекомендуемых журналов
1. Высшее образование в России. – http://www.vovr. ru 2. Alma Mater (Вестник высшей школы) – http://almavest .ru/ru 3. Инновации – http://www.mag.innov. ru
4. Психологический журнал – http://www.ipras. ru/cntnt/rus/top_menu_rus/psihc
5. Psychology in Russia: State of the Art – http://psychologyinrussia. com

Источник: Проект по педагогике и психологии: методические указания по выполнению проекта для магистров направления «Дизайн». / сост. : Н.С. Михайлова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд – во Томского политехнического университета, 2014. – 41 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.