Страница 4 из 6
4. Алгоритмы выполнения проектов
Для рациональной организации выполнения проекта необходимо определить вид проекта. По предметно-содержательной области проект по данному курсу может охватывать как одну область научного знания (психология или педагогика), так и несколько (к названным основным можно добавить социологию, культурологию, философию). По числу участников – групповой проект (3-4 студента). Для выбора методики осуществления проекта, охарактеризуем возможные для наших условий виды проектов по доминирующей деятельности. Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта [6]. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (табл. 3). Таблица 3 Алгоритм выполнения прикладного проекта [2]
Структура
|
Алгоритм действия проектировщика
|
Цель
|
Решение, как правило, социальных задач отражающих интересы участников проекта или внешних за-
|
Результат
|
Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в образовательном процессе вуза, института, кафедры, группы.
|
Структура
|
Требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определенной функцией каждого из них. Здесь особенно важна координационная работа в виде: • предпроектного анализа ситуации; • формулировки совместно с руководителем те мы, проблемы, гипотезы проекта; • мотивации деятельности, составления развернутого плана работы; • поэтапных обсуждений и корректировки совместных и индивидуальных усилий в сборе информации, ее структурировании, проведении исследования; • изготовления и оформления учебного продукта; • подготовки и проведения презентации полученных результатов; • возможных способов их внедрения в практику; • запуска проекта; • самоанализа и самооценки.
|
Окончание табл.
Форма продукта проектной деятельности (примеры) |
• выставка; • газета, журнал; • действующая фирма; • законопроект/ нормативно-методический документ; • оформление кабинета, холла и пр.
|
• система студенческо- го самоуправления • мультимедийный продукт; • учебное пособие; • Web-сайт; • атлас, карта; • видеофильм и др.
|
Оценка
|
Организация систематической внешней оценки: отзыв заинтересованных лиц и структур.
|
Ценность
|
Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися
|
В качестве примера практико-ориентированного проекта приведем ученический проект «Деятельность детской организации как условие самореализации личности и путь предупреждения детской преступности» [1, с. 28]. «Выбор проблемы. Социальная значимость и актуальность проблемы Пытаясь установить тему своего проекта, мы провели социологический опрос с целью определить наиболее актуальные проблемы города, в котором живем. Участниками опроса стали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, учителя, сверстники. Они называли следующие проблемы: отсутствие перспективных предприятий в городе; экономический спад; демографический кризис; рост преступности, в том числе и детской; социальная незащищенность пенсионеров и инвалидов; проблемы благоустройства города; проблема озера Чебаркуль; проблемы, связанные с трудоустройством молодежи и получением ею высшего образования. Среди названных проблем наиболее часто встречается проблема роста преступности. Это и определило наш выбор. Кроме того, мы решили проанализировать именно эту проблему, так как: 1. Курс «Граждановедение» для 7 класса, который мы изучаем, предполагает знакомство учащихся именно с уголовной отраслью права. Следовательно, мы уже имеем начальные представления, необходимые для изучения проблемы.
- Мы и сами считаем эту проблему важной, так как сегодняшние дети – это взрослые завтра. И если их поведение сегодня направлено не на укрепление ценностей общества, то и завтра они будут, скорее всего, решать не проблемы общества, а только свои, причем за счет общества.
- Эта проблема близка нам, так как именно наш возраст часто связывают с понятием «кризис», «трудный». Именно в этом возрасте человек сталкивается с множеством проблем, которые не понимает и не умеет правильно решать, но ,считая себя уже взрослым, делает это часто неправильно, нарушая моральные и правовые нормы.
Характеристика правонарушений и преступлений несовершеннолетних Характерными видами правонарушений несовершеннолетних являются: мелкое хулиганство, порча государственного имущества, нарушение правил дорожного движения, появление в общественных местах в нетрезвом виде. Среди преступлений ведущими являются хулиганство и кражи. По данным прокуратуры города, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляет 14 % от общего количества преступлений. Уже без всякого анализа видно, что состояние с подростковой преступностью если не подошло к некой критической отметке, то близко к ней. Следует помнить также и о том, что у нас есть возможность анализировать лишь данные зарегистрированных правонарушений и преступлений. Данные опроса свидетельствуют о том, что общий уровень нарушений подростками моральных и правовых норм очень волнует население города. Все это говорит о сохраняющейся актуальности социальной значимости проблемы. Программа работы над проектом
- Проведение социологического опроса с целью изучения причин правонарушений несовершеннолетних.
- Анализ публикаций местной газеты «Южноуралец» за 2000 г. с целью изучения представленной молодежной темы.
- Сбор информации о детских объединениях, кружках, клубах, работающих в городе.
- Встречи с работниками правоохранительных органов с целью изучения проблемы «преступность несовершеннолетних» в городе.
- Анализ статистических данных о преступности несовершеннолетних.
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
Примерные темы прикладных проектов:
- Сценарий деловой игры
- Методические указания для виртуальных лабораторных работ
- Словарь терминов инженерной педагогики Исследовательские проекты – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов (табл. 4).
Таблица 4 Алгоритм выполнения исследовательского проекта [2]
Сбор информации о каком-то объекте или явлении. Ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Окончание табл. 4
Результат |
Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.
|
Структура
|
Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры: • цель; • актуальность; • источники информации; • анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами; • аргументированные выводы; • обсуждение.
|
Форма продукта проектной деятельности
|
• видеофильм; • газета, журнал; • экскурсия; • коллекция;
|
• мультимедийный продукт; • прогноз; • справочник;
|
Возможные формы презентации
|
• деловая игра; • демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий); • иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; • научная конференция; • научный доклад; • реклама;
|
Оценка
|
Организация внешней оценки: отзыв специалиста.
|
Ценность
|
Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.
|
Примерные темы исследовательских проектов:
- Причины неуспешности студентов-первокурсникок Института кибернетики
- Удовлетворенность студентов бакалавриата условиями обучения в ТПУ
• Корреляция мотивации познавательной деятельности и цикла дисциплины Информационные проекты – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории [6] (табл. 5). Таблица 5 Алгоритм выполнения информационного проекта [2]
Цель
|
Сбор информации о каком-то объекте или явлении. Ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
|
Результат
|
Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.
|
Структура
|
Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры: • цель; • актуальность; • источники информации; • анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами; • аргументированные выводы; • обсуждение.
|
Форма продукта проектной деятельности
|
• видеофильм; • газета, журнал; • экскурсия; • коллекция;
|
• мультимедийный продукт; • прогноз; • справочник; • Web-сайт и др.
|
Возможные формы презентации |
• деловая игра; • демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий); • иллюстративное сопоставление фактов, доку ментов, событий, эпох, цивилизаций; • научная конференция; • научный доклад; • реклама;
|
Оценка
|
Организация внешней оценки: отзыв специалиста.
|
Ценность
|
Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.
|
Приведенный ниже пример сочетает в себе исследовательский и информационный проекты. «В проекте «Кислотные дожди», тоже ставшим уже классическим, предполагается участие нескольких групп школьников из различных областей региона. Учащиеся в один и тот же день и час выходят на улицу. В чистые пробирки делают забор воды из различных открытых водоемов, луж, канав. Тестируют кислотность воды нехитрым прибором – лакмусовой бумажкой. Данные измерений заносятся в дневники наблюдений и в то же время пересылаются партнерам по проекту. Для этого используется электронная почта. В свою очередь данные таких же измерений они получают из других школ, наносят средние значения на карту региона. В результате получается более или менее достоверная картина экологического загрязнения региона. Путем переписки с партнерами вырабатывается общий документ о проведенных исследованиях и выводах, которые направляются в государственные и общественные инстанции» [13, с. 45]. Примерные темы информационных проектов: • Использование активных образовательных технологий в учебном процессе Института кибернетики • Опыт педагогической деятельности преподавателей кафедры Творческие проекты – предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников [6] (табл. 6).
Таблица 6 Алгоритм выполнения творческого проекта [2]
Цель
|
Развитие творческого потенциала личности.
|
Результат
|
Остается открытым до конца проекта.
|
Структура
|
Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необхо-
|
Форма продукта проектной деятельности
|
• костюм; • модель; • музыкальное сочинение; • сборник сочинений, стихов, рисунков;
|
• видеофильм; • выставка; • праздник; • игра; • коллекция.
|
Возможные формы презентации
|
• деловая игра; • инсценировка реального или вымышленного события; • соревнования;
|
• спектакль; • театрализация; • телепередача; • экскурсия и др.
|
Оценка
|
В рамках презентации
|
Ценность
|
Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.
|
|