На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Проект по педагогике и психологии - Алгоритмы выполнения проектов
Проект по педагогике и психологии - Алгоритмы выполнения проектов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Проект по педагогике и психологии
Структура и содержание дисциплины
Права и обязанности преподавателя и студентов
Алгоритмы выполнения проектов
Роли участников группы при выполнении проекта
График работы над проектом
Все страницы

 


4. Алгоритмы выполнения проектов

Для рациональной организации выполнения проекта необходимо определить вид проекта. По предметно-содержательной области проект по данному курсу может охватывать как одну область научного знания (психология или педагогика), так и несколько (к названным основным можно добавить социологию, культурологию, философию). По числу участников – групповой проект (3-4 студента).
Для выбора методики осуществления проекта, охарактеризуем возможные для наших условий виды проектов по доминирующей деятельности. Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта [6]. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (табл. 3). Таблица 3 Алгоритм выполнения прикладного проекта [2]

Структура

Алгоритм действия проектировщика

Цель

Решение, как правило, социальных задач отражающих интересы участников проекта или внешних за-

Результат

Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в образовательном процессе вуза, института, кафедры, группы.

Структура

Требует   хорошо   продуманной   структуры,   даже сценария всей деятельности его участников с определенной функцией каждого из них. Здесь особенно важна координационная работа в виде:
•      предпроектного анализа ситуации;
•      формулировки совместно с руководителем те
мы, проблемы, гипотезы проекта;
•      мотивации   деятельности,  составления  развернутого плана работы;
•      поэтапных обсуждений и корректировки совместных и индивидуальных усилий в сборе информации, ее  структурировании, проведении
исследования;
•      изготовления и оформления учебного продукта;
•      подготовки и проведения презентации полученных результатов;
•      возможных способов их внедрения в практику;
•      запуска проекта;
•      самоанализа и самооценки.

Окончание табл.


Форма продукта проектной деятельности (примеры)

•     выставка;
•     газета, журнал;
•     действующая фирма;
•     законопроект/   нормативно-методический документ;
•     оформление кабинета,
холла и пр.

•     система студенческо-
го самоуправления
•     мультимедийный
продукт;
•     учебное пособие;
•     Web-сайт;
•     атлас, карта;
•     видеофильм и др.

Оценка

Организация систематической внешней оценки: отзыв заинтересованных лиц и структур.

Ценность

Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися

В качестве примера практико-ориентированного проекта приведем ученический проект «Деятельность детской организации как условие самореализации личности и путь предупреждения детской преступности» [1, с. 28].
«Выбор проблемы. Социальная значимость и актуальность проблемы
Пытаясь установить тему своего проекта, мы провели социологический опрос с целью определить наиболее актуальные проблемы города, в котором живем. Участниками опроса стали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, учителя, сверстники. Они называли следующие проблемы: отсутствие перспективных предприятий в городе; экономический спад; демографический кризис; рост преступности, в том числе и детской; социальная незащищенность пенсионеров и инвалидов; проблемы благоустройства города; проблема озера Чебаркуль; проблемы, связанные с трудоустройством молодежи и получением ею высшего образования. Среди названных проблем наиболее часто встречается проблема роста преступности. Это и определило наш выбор. Кроме того, мы решили проанализировать именно эту проблему, так как:
1. Курс «Граждановедение» для 7 класса, который мы изучаем, предполагает знакомство учащихся именно с уголовной отраслью права. Следовательно, мы уже имеем начальные представления, необходимые для изучения проблемы.

  • Мы и сами считаем эту проблему важной, так как сегодняшние дети – это взрослые завтра. И если их поведение сегодня направлено не на укрепление ценностей общества, то и завтра они будут, скорее всего, решать не проблемы общества, а только свои, причем за счет общества.
  • Эта проблема близка нам, так как именно наш возраст часто связывают с понятием «кризис», «трудный». Именно в этом возрасте человек сталкивается с множеством проблем, которые не понимает и не умеет правильно решать, но ,считая себя уже взрослым, делает это часто неправильно, нарушая моральные и правовые нормы.

Характеристика правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Характерными видами правонарушений несовершеннолетних являются: мелкое хулиганство, порча государственного имущества, нарушение правил дорожного движения, появление в общественных местах в нетрезвом виде. Среди преступлений ведущими являются хулиганство и кражи. По данным прокуратуры города, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляет 14 % от общего количества преступлений. Уже без всякого анализа видно, что состояние с подростковой преступностью если не подошло к некой критической отметке, то близко к ней. Следует помнить также и о том, что у нас есть возможность анализировать лишь данные зарегистрированных правонарушений и преступлений. Данные опроса свидетельствуют о том, что общий уровень нарушений подростками моральных и правовых норм очень волнует население города. Все это говорит о сохраняющейся актуальности социальной значимости проблемы.
Программа работы над проектом

  1. Проведение социологического опроса с целью изучения причин правонарушений несовершеннолетних.
  2. Анализ публикаций местной газеты «Южноуралец» за 2000 г. с целью изучения представленной молодежной темы.
  3. Сбор информации о детских объединениях, кружках, клубах, работающих в городе.
  4. Встречи с работниками правоохранительных органов с целью изучения проблемы «преступность несовершеннолетних» в городе.
  5. Анализ статистических данных о преступности несовершеннолетних.
  6. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Примерные темы прикладных проектов:

  1. Сценарий деловой игры
  2. Методические указания для виртуальных лабораторных работ
  3. Словарь терминов инженерной педагогики Исследовательские   проекты   –   требуют   хорошо   продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов (табл. 4).
    Таблица 4 Алгоритм выполнения исследовательского проекта [2]

Сбор информации о каком-то объекте или явлении. Ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Окончание табл. 4


Результат

Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.

Структура

Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры:
•     цель;
•     актуальность;
•     источники информации;
•     анализ, обобщение, сопоставление с известными
фактами;
•     аргументированные выводы;
•     обсуждение.

Форма продукта проектной деятельности

•     видеофильм;
•     газета, журнал;
•     экскурсия;
•     коллекция;

•   мультимедийный     продукт;
•   прогноз;
•   справочник;

Возможные формы презентации

•     деловая игра;
•     демонстрация   видеофильма   (продукта,   выполненного на основе информационных технологий);
•     иллюстративное   сопоставление   фактов,   документов, событий, эпох, цивилизаций;
•     научная конференция;
•     научный доклад;
•     реклама;

Оценка

Организация внешней оценки: отзыв специалиста.

Ценность

Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

Примерные темы исследовательских проектов:

  1. Причины неуспешности студентов-первокурсникок Института кибернетики
  2. Удовлетворенность студентов бакалавриата условиями обучения в ТПУ

•      Корреляция мотивации познавательной деятельности и цикла дисциплины Информационные проекты – требуют от участников изначальной
направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении;
ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и
обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории [6] (табл.
5).
Таблица 5 Алгоритм выполнения информационного проекта [2]

Цель

Сбор информации о каком-то объекте или явлении. Ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Результат

Четко  обозначен  с  самого  начала  результат  деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.

Структура

Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры:
•      цель;
•      актуальность;
•      источники информации;
•      анализ, обобщение, сопоставление с известными
фактами;
•      аргументированные выводы;
•      обсуждение.

Форма продукта проектной деятельности

•     видеофильм;
•     газета, журнал;
•     экскурсия;
•     коллекция;

•     мультимедийный
продукт;
•     прогноз;
•     справочник;
•     Web-сайт и др.

 


Возможные формы презентации

•       деловая игра;
•     демонстрация  видеофильма  (продукта,  выполненного  на  основе информационных технологий);
•     иллюстративное   сопоставление   фактов,   доку
ментов, событий, эпох, цивилизаций;
•       научная конференция;
•       научный доклад;
•       реклама;

Оценка

Организация внешней оценки: отзыв специалиста.

Ценность

Реальность   использования   продукта    на   практике, возможность   самостоятельного   решения   проблемы обучающимися.

Приведенный ниже пример сочетает в себе исследовательский и
информационный проекты.
«В проекте «Кислотные дожди», тоже ставшим уже классическим, предполагается участие нескольких групп школьников из различных областей региона. Учащиеся в один и тот же день и час выходят на улицу. В чистые пробирки делают забор воды из различных открытых водоемов, луж, канав. Тестируют кислотность воды нехитрым прибором – лакмусовой бумажкой. Данные измерений заносятся в дневники наблюдений и в то же время пересылаются партнерам по проекту. Для этого используется электронная почта. В свою очередь данные таких же измерений они получают из других школ, наносят средние значения на карту региона. В результате получается более или менее достоверная картина экологического загрязнения региона. Путем переписки с партнерами вырабатывается общий документ о проведенных исследованиях и выводах, которые направляются в государственные и общественные инстанции» [13, с. 45].
Примерные темы информационных проектов:
•      Использование активных образовательных технологий в учебном
процессе Института кибернетики
•      Опыт педагогической деятельности преподавателей кафедры
Творческие   проекты   –   предполагают   соответствующее   творческое
оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной
деятельности участников [6] (табл. 6).

Таблица 6 Алгоритм выполнения творческого проекта [2]

Цель

Развитие творческого потенциала личности.

Результат

Остается открытым до конца проекта.

Структура

Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необхо-

Форма продукта проектной деятельности

•     костюм;
•     модель;
•     музыкальное сочинение;
•     сборник сочинений, стихов,
рисунков;

•     видеофильм;
•     выставка;
•     праздник;
•     игра;
•     коллекция.

Возможные формы презентации

•      деловая игра;
•      инсценировка       реального
или  вымышленного  события;
•      соревнования;

•     спектакль;
•     театрализация;
•       телепередача;
•     экскурсия      и
др.

Оценка

В рамках презентации

Ценность

Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.