На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Проект по педагогике и психологии - Структура и содержание дисциплины
Проект по педагогике и психологии - Структура и содержание дисциплины
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Проект по педагогике и психологии
Структура и содержание дисциплины
Права и обязанности преподавателя и студентов
Алгоритмы выполнения проектов
Роли участников группы при выполнении проекта
График работы над проектом
Все страницы


Структура и содержание дисциплины

 

Тема 1. Методологические основы курса «Психология и педагогика».
Основные педагогические категории (образование, обучение, воспитание) и общепсихологические принципы, используемые в образовательном процессе. Принцип системного подхода.
Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). Основные элементы функциональной системы деятельности: индивидуальные мотивы деятельности; цели деятельности; программа деятельности и критерии оценки ее эффективности; информационная основа деятельности; принятие решений, подсистема деятельностно важных качеств.
Научно-методологические основы педагогических исследований: логика педагогического исследования, критерии качества, методы.

Тема 2. Современная система образования в России и за рубежом.
Основные тенденции развития современного образования. Информатизация, глобализация. Болонский процесс, его влияние на изменение высшего образования в России. Основные положения Болонской декларации Понятие парадигмы в образовании. Основные образовательные парадигмы образования, конфликт между ними. Андрагогическая парадигма как основная идея обучения взрослого человека, ее особенности.
Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования Компетентностная парадигма, ее основные понятия: компетенция, компетентность. Компетенции как новые цели системы образования. Понятие ключевых компетенций.
Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.
Направления совершенствования образовательного процесса в НИ ТПУ как ведущем университете России.

Тема 3. Теория обучения.
Основные дидактические понятия. Принципы обучения. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения. Выбор метода обучения.
Психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков, формирования компетенций студента. Педагогические технологии, психолого-педагогические основы выбора технологии. Классификация педагогических технологий. Технологии репродуктивного обучения. Технология полного усвоения знаний. Технологии развития творческих способностей. Технологии личностно-ориентированного обучения. Метод проектов. Дистанционное обучение. Требования к учебным курсам дистанционного обучения, организационные основы ДО. Технологии контроля образовательного процесса. Традиционные и нетрадиционные формы оценивания результатов обучения. Критерии оценивания.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного процесса в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия в высшей школе. Основные типы лекций, способы активизации студентов в ходе лекций. Особенности подготовки лекционных курсов. Специфика семинарских, лабораторных, практических занятий. Тренинг как форма учебного занятия. Нетрадиционные формы учебных занятий.
Организация самостоятельной познавательной деятельности и студентов и контроль результатов. Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов, как организационная форма обучения, как метод и средство обучения. Основные формы самостоятельной работы, виды самостоятельной работы. Основные цели самостоятельной работы. Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Тема 4. Профессиональная педагогическая деятельность
Психологический анализ деятельности преподавателя. Рефлексия преподавателя в образовательном процессе.
Функции преподавателя в реализации педагогического проекта. Требования к преподавателю как профессионалу и личности. Педагогические способности, их структура. Планирование педагогической деятельности. Трудности в работе начинающего преподавателя. Понятия: педагогический такт, педагогическое мастерство, педагогическая и психологическая культура преподавателя высшей школы.
Основы коммуникативной культуры преподавателя. Психологические установки преподавателя и конкретные техники при взаимодействии с обучающимися. Трудности педагогического общения. Невербальные средства общения. Активное слушание.

Тема 5. Воспитание как фактор социализации личности
Сущность, содержание, цели воспитания. Установки преподавателя. Модели и стили воспитания. Общие закономерности и принципы воспитания. Характеристика основных методов воспитания: метода убеждения, метода упражнения, метода примера, метода поощрения, метода принуждения. Воспитывающее обучение.

1. Дидактическая характеристика проекта
Цели проекта – развитие компетенций магистрантов в области профессиональной педагогической деятельности:

  1. Оформление и презентация содержания работы и результатов проекта: умения представлять письменный план действий; писать отчет по выполненной работе; представлять доклад по выполненной работе; делать профессиональные устные презентации, включая предварительные и критические замечания по проекту; понимание содержания устных презентаций по образовательным проблемам [7].
  2. Работа с информацией и знаниями в области профессиональной педагогической деятельности: приобретение и понимание информации, содержащейся в современной педагогической литературе; умение демонстрировать способность собирать, соотносить и умело использовать информацию из разных источников, объединять и использовать знания, полученные по другим дисциплинам.
  3. Разработка проблем, задач, содержания проектной деятельности: умения представлять критический анализ исследуемой проблемы; предлагать решения, рекомендации и предложения для дальнейшей работы; способность формулировать проблему, для разрешения которой необходима разработка проекта, формулировать четкое положение о существе проекта; способность генерировать альтернативные проекты, потенциально удовлетворяющие разрешению проблемной ситуации [7].
  4. Применение навыков и культуры проектирования в работе: демонстрировать навыки управления проектом, планировать, включая временные и организационные ограничения, понимание и применение основных методов исследования педагогики и психологии.
  5. Работа в команде: разработка предложений по проекту и получение одобрений в команде; понимание и умение работать в группах по взаимному оцениванию с коллегами; понимание преимуществ и потенциальных проблем работы в команде. Общие требования к выполнению проекта [3]:

1. Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными условиями образовательного процесса Томского политехнического университета, конкретного научно-образовательного подразделения ТПУ. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
10

  1. Необходимо доказать актуальность, значимость и практическую ценность. Способы и методы решения проблемы необходимо обосновать с точки зрения эффективности, лучше доказать экспериментально. Обязательно раскрыть смысл используемых методов исследования проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования. При выполнении проекта студенты не просто должны найти новую информацию. Основные действия – образовательные, связанные с приобретением профессиональных педагогических компетенций. Какие из них были развиты в ходе выполнения проекта, до какого уровня – ключевой критерий оценки за проект.
  3. Самостоятельная (групповая) деятельность студентов. Интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий.
  4. Конструирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), определение сроков начала и окончания проектной работы.
  5. Целевой характер деятельности студентов, требующий использования конкретных исследовательских процедур. Выдвижение гипотез и определение методов исследования (теоретических, эмпирических, статистических, экспериментальных). Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация. Выдвижение новых проблем исследования.

Рекомендуется выстраивать деятельность команды в соответствии с логикой выполнения проекта (табл. 2).
Таблица 2 Структурная логика учебного проекта [2]

№ п/п Этап

Задачи

Деятельность студента

Деятельность
руководителя
проекта

 

Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы.

Мотивирует студентов, объясняет цели, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.

 

 

Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации.

Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки.

 

Исследование студентов как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Выполняют исследование.
Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности.

Наблюдает, консультирует, контролирует. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом.

 

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Оформляют проект, изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов,

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.

 

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта.

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов.

«Проект» – это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.» [10, c. 26].



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.