Страница 6 из 6
6. График работы над проектом
№ п/п
|
Задачи проектирования
|
Неделя/ Дата
|
Ответственные
|
Продукт
|
1
|
Знакомство с требованиями и этапами проектной деятельности
|
1
|
Руководитель
|
Формирование группы
|
2
|
Постановка и анализ проблемы, выбор вида проекта Определение списка заинтересованных сторон
|
2
|
|
Формулировка темы
|
3
|
Распределение ролей в группе
|
2
|
|
Обязанности членов группы
|
4
|
Формулировка основных идей и замыслов. Информационный поиск по проблеме (разбить по частям). Защита темы и направлений решения проблемы
|
2-3
|
|
Анализ отдельных сторон проблемы
|
5
|
Обсуждение идей, определение способов сбора и анализа информации
|
3-4
|
|
Формулировка актуальности проекта
|
6
|
Выдвижение гипотезы путей решения проблемы. Обоснование результатов проекта, содержания деятельности по их достижению, определение показателей эффективности проекта.
|
4
|
|
Основные виды работ при выполнении проекта
|
7
|
Формирование методологического аппарата проекта
|
5
|
|
Введение в пояснительной записке
|
8
|
Защита введения пояснительной записки
|
5
|
|
Рейтинг
|
9
|
Планирование деятельности по достижению результатов проекта
|
6
|
|
График работы
|
10
|
Защита структуры пояснительной записки
|
6
|
|
Рейтинг
|
11
|
Выбор методов работы и формы продукта
|
6
|
|
|
12
|
Сбор информации
|
7
|
|
Папка с файлами
|
13
|
Структурирование и систематизация материалов
|
8
|
|
Схемы, рисунки, эскизы
|
14
|
Разработка теоретического обоснования
|
8-9
|
|
Защита на конференц-неделе теоретической части проекта
|
15
|
Проведение исследований
|
10-13
|
|
Результаты обработки
|
16
|
Изготовление продукта
|
14-16
|
|
Записи всех идей
|
|
Пояснительная записка
|
|
|
|
Материалы презентации
|
|
Лист взаимооценки
|
|
|
Оформление продукта
18
|
Оформление пояснительной записки
|
8-16
|
19
|
Выбор формы презентации
|
17
|
20
|
Подготовка презентации
|
17
|
21
|
Самоанализ и самооценка
|
18
|
22
|
Защита проекта
|
18
|
7. Требования к пояснительной записке проекта Проект, оформленный командой студентов, должен иметь пояснительную записку со следующей структурой:
- титульный лист (Приложение);
- оглавление (перечень разделов пояснительной записки);
- краткая аннотация – краткая характеристика содержания (по возможности на иностранном языке);
- распределение работы между членами команды (в произвольной форме);
- эпиграф* (от греч. Epigraphe – надпись, поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица);
- глоссарий (педагогические понятия);
- введение;
- теоретическое обоснование деятельности при достижении целей проекта;
- практическая часть (методическая, экспериментальная);
- заключение;
- список используемых источников литературы;
- приложения (визуальный ряд)
Общие для всех пояснительных записок разделы могут дополняться специфическими, определяемые жанром проекта. Введение – это формулирование проблемы проекта, на решение которой направлена деятельность учебной группы. Здесь излагаются необходимые данные о предмете и задачах исследования, авторской оценке возможных путей решения. На фоне старого знания формулируется новое, что определяет дальнейшее восприятие всей работы. Во введении необходимо [7]:
- обосновать актуальность темы (чем вызван интерес к данной проблеме, почему необходимо решить эту проблему, кто воспользуется результатами проекта, что было сделано в области теоретического изучения, какие аспекты еще не получили адекватного объяснения или не были учтены);
- показать степень изученности проблемы или представить обзор литературы (показать знание степени разработанности проблемы), определить ваше место в решении проблемы;
- сформулировать цель работы, которая вытекает из актуальности и степени её изученности и предполагает, чего хочет достичь автор работы;
- определить объект и предмет исследования;
- сформулировать задачи работы (основные этапы достижения цели, не менее трех);
- ожидаемые результаты проекта;
- содержание деятельности по достижению проекта;
- показатели эффективности проекта;
- список участников проекта;
- необходимые средства для реализации проекта.
Раздел, содержащий теоретическое обоснование решения проблемы проекта, должен быть представлен главами, где способы и методы решения проблемы обосновываются с точки зрения эффективности. Следует обязательно раскрыть смысл используемых методов исследования проблемы. Предложения по решению проблемы необходимо обосновывать описанием педагогических закономерностей и принципов, выбирая те, которые соответствуют современным тенденциям развития высшего профессионального образования. Желательно сформулировать правила решения проблемы, которые вытекают из выбранных принципов. В данном разделе можно более широко, чем во введении, привести обзор литературы. В практическом разделе описывается методика решения проблемы, освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение. Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных результатов. Выводы не должны быть просто перечислением выполненных работ. В заключении можно [7]:
- перечислить все то, чему научились участники проекта в ходе его реализации (образовательные результаты);
- написать о том, чего пока еще не удалось реализовать, и обозначить направления дальнейших исследований. Требования к оформлению пояснительной записки: Текст должен
быть выполнен на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) с одной стороны листа, объем не менее 25 страниц. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер 12 пт, одинарный интервал. Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту – 12-15 мм. Каждая глава, введение, заключение и список литературы пишутся с новой страницы. Нумерация страниц сквозная, выполняется арабскими цифрами. Приложения имеют свою нумерацию. Число литературных источников – не менее 10. Пояснительная записка распечатывается и вместе с электронным вариантом представляется руководителю за 3 дня до защиты.
8. Презентация проекта Презентация – устное сообщение – должна состоять из вступления, основной части и заключения [7]. Цели вступления:
- вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории;
- установить контакт с аудиторией;
- подготовить аудиторию к восприятию речи. Цели основной части выступления:
- сформулировать общие положения;
- сообщить слушателям новую информацию;
- последовательно разъяснить выдвинутые положения; доказать правильность выдвинутых положений;
- подвести слушателей к необходимым выводам. Цели заключения:
- суммировать сказанное, сделать выводы;
- усилить интерес к предмету речи;
- закрепить впечатление от речи. Важнейшим качеством эффективности публичного выступления
является ее логичность и доказательность. Главная задача оратора – продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений. Не следует перегружать слушателей информацией, аудитория нуждается только в той информации, которой будет достаточно для принятия решения. Доклад (презентация) предполагает выступление на 10-12 минут. Обязательны – введение и выводы по проекту, они приводятся практически полностью. Кратко описываются методы решения проблемы, если они общеприняты, оригинальная методика приводится полностью. Основное внимание уделяется изложению полученных результатов. Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблиц и рисунков, которые могут выполняться на стандартных листах чертежной бумаги или в электронном варианте для мультимедийных проекторов. Одной из самых типичных ошибок, которую допускают при создании презентации, является слишком большой объем информации на слайде. Будьте краткими и старайтесь на каждом слайде отражать только самые основные моменты. Используйте слова, которые точно отражают ваши идеи. Если необходимо использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе выступления впервые. Существуют определенные требования, которые помогут оформить слайд [7]:
- заголовок для каждого слайда;
- параллелизм грамматических форм и частей речи;
- контрастность в цветовом решении;
- единство цветовой схемы всей презентации;
- размер шрифтов: заголовок – 32-48 пт, текст – 24-28 (не менее 18);
- нумерация слайдов. Рекомендуемая размерность слайдов:
- один слайд должен содержать одну идею;
- одна мысль-высказывание должна составлять одну строку;дин слайд должен содержать 5-6 строк (на слайде следует размещать не более 10 строк);
- одна строка должна состоять из 5-6 слов;
- один слайд демонстрируется не менее одной минуты.
Особое внимание уделите проверке ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических. При работе над проектом студентам, на первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление какого-либо продукта и именно его необходимо представить. Но интересующий результат на презентации – это ход самой деятельности. Результатом является найденный способ решения проблемы проекта. О нем надо доказательно рассказать, поясняя: как была поставлена проблема; какими были вытекающие из нее цель, задачи и гипотеза проекта; кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые побочные способы ее решения; показать преимущество выбранного способа; рассказать/показать (если возможно), как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения. Учебный проект тем и отличается от коллективно подготовленного мероприятия с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат над проектом – анализ деятельности, предъявление способа решения проблемы проекта, предъявление роста своей компетентности участниками проекта.
9. Оценивание результатов проекта по итогам его защиты и выполнения
При подсчете рейтингового балла (табл. 10) учитывается систематическая работа групп над проектом, пояснительная записка (оформление и содержание) и презентация проекта (табл. 9). Таблица 9 Оценочная схема презентации
Критерий
|
Баллы
|
2 1 0
|
1. Решение коммуникативной задачи
|
Доклад структурирован, логически связан, убедителен
|
Есть вступление, заключение. В основной части слабая логика
|
Трудно понять, тихая речь, нет последовательности информации
|
2. Использование визуальных опор
|
Раздаточный материал, презентация полностью отражает проект, разнообразие структур
|
Раздаточный материал, презентация перенасыщена теоретической информацией
|
Нет раздаточных материалов, оформление презентации не соответствует требованиям
|
3. Взаимодействие с аудиторией
|
Полный и краткий ответ на вопросы, умеет вести дискуссию
|
Ответы очень длинные, подробные или не по существу
|
Разбирается в содержании, но не может ответить на вопросы
|
4. Лексическое оформление речи
|
Демонстрирует словарный запас адекватный проекту
|
Некоторые затруднения при подборе лексики
|
Словарный запас ограничен
|
ИТОГО
Оценочный лист выполнения и защиты проекта
Таблица 10
№ п/п
|
Критерий оценивания
|
Максимальный рейтинговый балл
|
1
|
Планомерность выполнения всех этапов
|
2
|
2
|
Качество методологического аппарата (научность, значимость, логичность, актуальность и т.д.)
|
5
|
3
|
Объем разработок и количество предлагаемых решений
|
3
|
Окончание табл. 10
4 |
Степень и характер теоретического обоснования решения проблемы (обзор состояния проблемы, корректность поставленных задач)
|
6
|
5
|
Учет современных парадигм в развитии образования, инновационность предлагаемых решений
|
3
|
6
|
Использование адекватных методов исследования
|
2
|
7
|
Использование современных информационных технологий
|
3
|
8
|
Практическая ценность (наличие отзывов)
|
5
|
9
|
Презентация результатов проекта
|
8
|
10
|
Оформление пояснительной записки
|
3
|
|
ВСЕГО
|
40
|
|
Дополнительные баллы: сотрудничество с преподавателями ТПУ, оригинальность идей, креативность презентации и пр.
|
5
|
Заполненный руководителем проекта лист оценки выдается после защиты проекта группе. Рейтинговый балл умножается на число участников проектной группы. Полученные баллы они делят между собой с учетом участия каждого в достижении результата проекта.
Список используемой литературы 1. Акция школьников «Я – Гражданин России» // Учитель. 2003. № 6. 125 с. 2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с. 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 112 с. 4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – № 1. 5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.. Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с. 6. Проектное обучение в структуре образовательных программ нового поколения: учебное пособие / Л.В. Веснина, И.Ю. Малкова, А.В. Коваленко, Е.В. Вехтер, А.А. Дульзон. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2011. – 120 с. 7. Проектно-организованное обучение в высшей профессиональной школе: учебное пособие / Э.Н. Беломестнова, М.Г. Минин, Е.В. Вехтер, Т.Л. Владимирова, В.А. Стародубцев; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2011. – 132 с. 8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1630 с. 9. Современные технологии обучения в высшем профессиональном образовании / сост. Э.Н. Беломестнова, А.Н. Древаль, Г.Ф. Иванов и др. – Томск: Томский политехнический университет, 2011. – 129 с. 10. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении// Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с. Список рекомендуемых журналов 1. Высшее образование в России. – http://www.vovr. ru 2. Alma Mater (Вестник высшей школы) – http://almavest .ru/ru 3. Инновации – http://www.mag.innov. ru 4. Психологический журнал – http://www.ipras. ru/cntnt/rus/top_menu_rus/psihc 5. Psychology in Russia: State of the Art – http://psychologyinrussia. com
Источник: Проект по педагогике и психологии: методические указания по выполнению проекта для магистров направления «Дизайн». / сост. : Н.С. Михайлова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд – во Томского политехнического университета, 2014. – 41 с.
|