На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Научение. Основные теории научения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Научение. Основные теории научения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Научение. Основные теории научения
Приложение № 1
Все страницы

Цель занятия:

1. Обучающая: создать целостные представления о феномене научения и его механизмах, а также способствовать формированию у обучающихся знаний по теме занятия как неотъемлемой сфере деятельности врача.
2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также вызвать интерес к педагогическим аспектам деятельности врача.


Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих
компетенций:
ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, сопоставлению.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.


Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:
- предмет, задачи и актуальные проблемы, связанные с педагогическими аспектами деятельности врача;
- основные теории и положения феномена научения, теории и виды научения;
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать психолого-педагогические явления, приближенные к практике врача, в аспектах темы занятия;
- анализировать и рефлексировать свою деятельность и ее результаты.
Обучающиеся должны владеть:
- навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических явлений в процессах научения;
- навыками отношения к пациенту как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и сложной душевной организацией;
- навыками по выявлению, анализу и учету индивидуально-психологических особенностей личности больного в зависимости от возраста.


Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 140-144, 145-148, 150 (Приложение 1).
Глоссарий темы: научение, привычка, подкрепление, условия научения.
Содержание основных понятий
Научение:
1) процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта, навыков и новых форм поведения;
2) деятельность, направленная на формирование у обучающихся конкретных практических навыков, привычек и расширения их индивидуального опыта.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной жизненной ситуации приобретает для человека характер важной потребности.
Подкрепление - педагогическое или психологическое воздействие, направленное на повторение и закрепление у обучающихся (воспитанников, пациентов) желаемой поведенческой реакции.
Условия научения - обстоятельства, без создания которых научение не состоится.
Жизнь человека - это, прежде всего, непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды, это выработка новых
форм поведения, направленных на достижение определенных целей, это разнообразное научение.
Есть три ключевых понятия, характеризующих процесс усвоения человеком опыта: обучение, воспитание, научение.
К понятию «научение» близко соотносятся еще два понятия «привычка» и «привыкание».
У. Джеймс - психолог, основатель первой (1881 г.) в США экспериментальной лаборатории писал, что «привычки упрощают наши движения, делают их более точными, уменьшают усталость мозга». За счет чего? У. Джеймс дает ответ - «привычка уменьшает сознательное внимание, которым сопровождаются наши действия». Привычка является основой навыка.
Мышечное сокращение движения вызывается в определенном порядке вслед не за актом мысли или восприятия, а вслед за предшествовавшим мышечным сокращением. Значимость привычки в жизни человека велика: достаточно упомянуть о значении гигиенических привычек. Тренировки, упражнения - важнейшие средства выработки привычки. Привычки бывают двигательные, умственные, эмоциональные. В целом, до 18-20 летнего возраста закрепляются привычки, связанные с интонацией голоса, произношением, жестикуляцией, телодвижениями. Затем, до 30-летнего возраста, формируются интеллектуальные и профессиональные привычки.
Возвращаясь к трем, изученным нами, понятиям: обучение, воспитание, научение, зададим себе вопрос: какой процесс в становлении личности является более значимым в различные периоды жизни человека?
В дошкольном возрасте научение — это основной способ приобретения опыта! Затем (школьный возраст) идет обучение, которое сопровождается процессом воспитания. В профессиональном образовании - обучение и научение неразрывно связаны. Научение имеет важное значение в плане формирования практических навыков, в частности у врача.


Виды научения


В теории бихевиоризма, которую мы уже рассматривали, декларируется единый механизм научения у животных и человека: научение рассматривается как процесс ассоциирования (соединения) стимулов и реакций. Другими словами, целенаправленный процесс научения бихевиористы рассматривают как натаскивание или дрессуру.
Многие российские психологи придерживаются, такой же позиции, однако выделяют некоторые различия. Например, у животных в ходе научения изменяются врожденные программы поведения и приобретаемый опыт приспосабливается к конкретным условиям. У человека же научение сопровождается усвоением также и социального (общественного) опыта. Однако, чтобы разобраться в этом вопросе нужно изучить существующие виды научения. Они различаются на основании того, что некоторые виды могут происходить на уровне рецепторов или спинного мозга, другие требуют участия всего организма, включая головной мозг.
Именно на этом основании выделяют три вида научения:
1. Выработка реактивного поведения (лат.геасйа - противодействие).
2. Выработка оперантного поведения (лат. operatio - действия).
3. Когнитивное научение (когниции - знания).
В первых двух случаях поведение меняется в результате происходящего взаимодействия индивида со средой. Выбор реакции зависит от последствий в плане удовлетворения потребностей. При реактивном научении организм пассивно испытывает внешние воздействия, а при оперантном - организм активно действует. При когнитивном научении индивид оценивает ситуацию, учитывает прошлый опыт и возможные последствия.
I. Рассмотрим первый вид научения - научение реактивным формам поведения.
Что такое реактивное поведение? Это реакция организма на раздражитель.
1. Привыкание и сенсибилизация. Организм на уровне рецепторов научается игнорировать какой-либо повторный или постоянный раздражитель (привыкание) или повышать чувствительность к данному стимулу (сенсибилизация). В случае сенсибилизации у человека повышается чувствительность не ко всем стимулам, а только к определенным, связанным с событиями или ситуациями жизни.
2. Импринтинг - это наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни. Этим объектом может быть человек, животное, электронная игрушка.
3. Условные рефлексы.
II. Выработка оперантного поведения.
Выработка поведения осуществляется в результате закрепления действий, последствия которых желательны и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям. В случае оперантного научения субъект активен, все начинается с его действия. Оно вызывает какие-то последствия, от которых зависит будет ли повторять это действие или избегать его. Существует несколько разновидностей оператного научения:
1. Научение методом проб и ошибок.
Э. Торндайк - американский психолог открыл и описал (1890 г.). Пробуя, ошибаясь, находя удачные решения человек постоянно отказывается от неэффективных действий. Работает «закон эффекта» - действие давшее хороший результат повторяется. Недостаток метода - большие материальные и временные затраты.
Б. Скиннер разработал теорию поэтапного научения методом исследовательских приближений. Организм вознаграждается за каждое действие, приближающее его к конечной цели. По Б. Скиннеру именно так происходит выработка большинства поведенческих реакций. Родители, педагоги, руководители чтобы добиться определенной поведенческой реакции специально планируют подкрепляющие ситуации. Однако речь идет о манипулировании человеком.
Подкрепление бывает:
а) положительным - поощрение; отрицательным - снятие наказания;
б) первичное - удовлетворение физиологических потребностей; вторичное - удовлетворение социальных потребностей (например, через повышение самоуважения).
При таком виде научения приобретенная реакция сохраняется до тех пор, пока есть подкрепление. Нет подкрепления - идет угасание реакции.
2. Научение путем наблюдения (подражание модели).
Оно основано на наблюдении за другими, которые выступают в качестве моделей.
Подражание - способ научения, при котором воспроизводятся действия модели. При этом в детстве не всегда понимается значение действий. Например, ребенок видел как работает доктор и копирует в игре некоторые его действия, не понимая их значения.
Викарное научение отличается от подражания тем, что при нем усваиваются формы поведения модели с пониманием последствий этого поведения. Чаще подражают живым моделям, чем героям книг и кинофильмов. Хотя последнее тоже имеет место.
III. Когнитивное научение.
1. Латентное научение. Бихевиорист Э.Толмен (США) усовершенствовал известную формулу «стимул - реакция», включив в нее промежуточные переменные - когнитивные карты. В организм поступает поток сигналов. Часть из них осознается, часть - нечетко, часть не доходит до сознания, хотя в памяти сохраняются. Эти сигналы преобразуются мозгом, создавая карты окружающей среды - когнитивные карты. С помощью когнитивных карт организм определяет наиболее адекватные для каждой ситуации реакции и преобразует разнородные стимулы в единое структурированное поле.
2. Обучение сложным психомоторным навыкам. Что такое навык? Это умение, доведенное до автоматизма. Это действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. Для выработки сложных навыков формируют когнитивную стратегию с последовательностью этапов. Рассмотрим основные этапы выработки двигательных навыков:
- начало осмысления (понимание цели, но непонимание способов). Я должен научиться выполнять это действие, но не знаю, как;
- сознательное, но неумелое выполнение (множество лишних действий, неловко, неуклюже);
- автоматизация навыка (все более качественное выполнение);
- высокоавтоматизированный навык (действие выполняется уже бесконтрольно со стороны сознания).
3. Научение путем рассуждений.
Рассуждение используется в ситуациях, когда нет типового решения проблемы. Этапы рассуждения:
- анализ имеющихся данных;
- актуализация опыта;
- формулировка гипотез, проверка их «в уме»;
- выбор из имеющихся гипотез наиболее приемлемой.
Безусловно, гипотезы, которые строит человек, связаны с личным
(субъективным) опытом.
Условия, способствующие научению:
1. Научение будет эффективным, если организм достиг определенного уровня развития (созревания) созревания. Каждый отдельный орган, система или функция организма достигают зрелости в различное время.
2. Наиболее эффективным бывает научение в критические периоды развития человека (периоды возрастных кризов).
3. Следующее условие - сочетание научения и обучения.
Научение должно опираться на результаты обучения:
Что такое знание? Осмысленная учебная информация.
Что такое умение? Знание в действии.
Что такое навык? Умение, доведенное до автоматизма.
На эффективности научения сказываются познавательный опыт и приобретенные знания - эффект переноса.
Перенос может быть положительный - способствует облегчению приобретения новых навыков и отрицательный - затрудняет. Например, избыточная накопленная информация может затруднять восприятие новой, особенно схожей информации.
4. Следующее условие - особенности предшествующего опыта.
5. Эмоциональное состояние. Может играть различную роль: например, стресс может парализовать деятельность, может мобилизовать человека. Это зависит от личностных качеств: некоторые люди в критических ситуациях действуют с максимальной эффективностью, мобилизуя сознание; некоторые - стереотипно.


Контрольные вопросы:


1. Что такое научение? Чем научение отличается от обучения?
2. Перечислите виды научения.
3. В каком возрасте научение является основным способом приобретения опыта?
4. Чем реактивное научение отличается от оперантного?
5. Перечислите условия, способствующие научению.


Работа на занятии


Задание 1. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК- 5, ОК-8) в малой группе.
О каком виде научения идет речь?
1. Аспирант (преподаватель вуза) систематически посещает различные лекции своего научного руководителя, уважаемого им профессора, которые тот читает студентам университета. У профессора привычка - начинать любую лекцию с какого-либо риторического вопроса. Через какое-то время свои занятия со студентами аспирант непроизвольно стал начинать с риторического вопроса.
2. В исследовательской лаборатории постоянно шумит вытяжная система. Звук, который раздражает заходящих в лабораторию людей, тем не менее, не беспокоит самих сотрудников. Более того, когда вытяжная система временно прекратила свою работу из-за планового ремонта, производительность труда сотрудников существенно понизилась.
Задание 2. Работая малыми группами по 3-4 человека, подберите и обоснуйте стратегию конкретного вида научения, уместного для решения тех или иных образовательных задач
Задание 3. Смоделируйте примеры когнитивного обучения в практике медицинского образования.


Итоговый контроль


Выполните тестовые задания № 161-170 (Приложение 1).
Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 664с.
Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Коньшина Ю.Е. Возрастная и педагогическая психология (практикум по дисциплине): учеб.-метод. пособие / Ю.Е. Коньшина — Уфа: ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006. — 77 с.
5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сороко- умова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: «Феникс», 1999. — 672с.
7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 1995. — 360с.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.