Развитие педагогики как науки
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Понятие, предмет и задачи педагогики

Понятие «педагогика» многопланово и имеет несколько значений. Под ним подразумевают не только педагогическую науку, но и педагогику как искусство, педагогику как систему деятельности, проектирующуюся в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Также педагогику определяют как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению подрастающего поколения к жизни общества. Наука о воспитании сформировалась значительно позже. Когда уже существовали такие, например, науки как геометрия, астрономия и многие другие. Педагогика по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предки последней.

Долгое время педагогика входила в состав философии. Основой европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демократ (460-370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы. Пережившие века. Полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно. Воспитание перестраивает человека и преобразуя. Создает природу». «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы». «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах, которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в
качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом греческо-римской педагогической развития мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 н.э.). Труд Марка Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. В рамках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например, Тертуллиан (160222), Августин (354-430), Аквинат (1225-1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (14661536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).
Педагогике долго пришлось занимать скромное место в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь на долгое время связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Статус самостоятельной науки, выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку связано с именем великого чешского педагога Яна Амона Комен- ского (1592-1670), его основной труд - «Великая дидактика».
Ян Амон Коменский - чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающейся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до настоящего времени. В своем знаменательном труде «Великая дидактика»
Я. А. Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Он выдвинул идею непрерывности образования, разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания.
Педагогика - это наука о закономерностях воспитания, обучения и образования, осуществляемых целенаправленно и планомерно.
Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание воспитания и обучения, формы образования. Объект педагогики - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Педагоги разрабатывают эффективные способы передачи опыта для оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика как любая наука сформировывалась при условии определения своего предмета исследования.
Предметом педагогики является воспитание. Воспитание, как общественное явление, выступает средством подготовки формирующегося человека к жизни в существующем обществе, развития у него необходимых для этого свойств и качеств, прививание соответствующих культурных навыков. Будучи неразрывно связано с образованием и обучением, воспитание отвечает за порождение стимулов и мотивации к получению образования, подготовку человека к процессу обучения.

Педагогика исследует и решает следующие задачи:
- изучение сущности, закономерностей формирования личности, а также их влияние на воспитание;
- определение целей и содержания воспитания;
- исследование и разработка методов воспитания
- научное обоснование развития систем образования, содержание обучения и воспитания;
- разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;
- разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания;
- исследование особенностей и содержание деятельности педагога, путей формирования и развития его профессионального мастерства;
- разработка методологических проблем педагогики, методов ее исследования, обобщение, распространение и внедрение опыта обучения и воспитания


2. Основные категории педагогики


К основным категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся типичные свойства: воспитание, развитие, образование, обучение.
В каждой науке категории выполняют ведущую роль, они объединяют все накопленные знания и в целостную систему.
Воспитание, как категория педагогики - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и
воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрения; поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.)
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.
Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
Развитие как категория педагогики - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.
Образование как категория педагогики - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система - это учебное воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам и структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образования - обучение.
Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Но человек - не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения - воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.


3. Отрасли педагогики


Педагогика опирается на результаты многочисленных наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для исторического исследования изучаемых отраслей. Систему педагогики составляют различные отрасли.
Общая педагогика - отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Общая педагогика включат теория и практику обучения, теорию и практику воспитания, теорию организации и руководства системой образования.
Возрастная педагогика изучает особенности воспитания на различных возрастных этапах. Она включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода, и взрослых.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-
педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.
Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала человека. Личностный трудовой потенциал работника - это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности no определенной профессии (специальности). Развитие личностного потенциала работника достигается посредством профессионального воспитания, профессионального образования и обучения.
В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику.
Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям.
Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели ее - перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих.
Специальная (коррекционная) педагогика - логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, например, логопедия занимается обучением и воспитанием детей с нарушениями речи, сурдопедагогика занимается обучением и воспитанием глухих и слабослышащих детей, тифлопедагогика занимается обучением и воспитанием слепых и слабовидящих детей, олигофренопедагогика занимается обучением и воспитанием умственно отсталых и детей с задержками умственного развития.
Лечебная педагогика - это новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований, и методических разработок. Основная цель лечебной педагогики - дать возможность больным детям или детям с отклонениями в развитии адоптироваться к жизни. Для этого созданы специальные интернаты, детские сады, центры лечебной педагогики и другие специальные учреждения.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Спектр практического применение педагогики достаточно разнообразен. Педагогика является одной из научных фундаментальных, системообразующих прочих дисциплин, будущее которой определяется содружеством различных наук.

4. Связь педагогики с другими науками


Педагогика, опираясь на результаты других наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для всестороннего исследования изучаемых ею проблем. Взаимосвязь педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике и содержания того, что изучает конкретная отрасль знаний. Исследования многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.
Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.)
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.
Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т д.).
Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.
Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии и инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией школьного и студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практикоприкладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д.
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов определить закономерности учебнопознавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
Экономические науки дают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отношении, а также четко представлять те экономические процессы, в условиях которых происходит обучение и воспитание людей.
Науки о трудовой деятельности позволяют педагогике правильно формировать у людей качества, необходимые для различных видов профессиональной деятельности.
Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.
Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания.
Исторические науки показывают педагогам своеобразие развития человека и общества, воспитания и образования и т. д. в различные периоды развития людей и общества.
Методологические основы (общая, специальная и частная методология педагогики) дают возможность педагогике правильно осмысливать предметы и явления окружающей действительности, четко осознавать закономерности их функционирования и связи, существующие между ними, и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания, развития и психологической подготовки людей.
Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики в самостоятельную науку, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.
Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о человеке, необходимо отметить следующее:
- нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;
- данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но недостаточны;
- педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, следует отметить, что в педагогических исследованиях активно используются данные и методы многих других наук - юриспруденции, информатики, статистики, экологии, этнографии, технических наук и др.


Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «педагогика»
2. В состав какой науки долгое время входила педагогика?
3. Раскройте основу европейских систем воспитания
4. Расскажите о роли народной педагогики в духовном и физическом развитии людей
5. Дайте характеристику развития педагогики в средневековый период
6. Назовите наиболее выдающихся педагогов эпохи Возрождения
7. Определите предмет педагогики как науки
8. Назовите основные задачи педагогики
9. Раскройте категории педагогики
10. Назовите отрасли педагогики
11. Расскажите о связях педагогики с другими науками


Темы для рефератов
1. Основные этапы развития педагогической науки
2. Античная педагогика
3. Педагогика средневековья
4. Педагогика эпохи Возрождения
5. Педагогика Нового времени
6. Современный этап развития педагогики
7. Функции педагогической науки
8. Методологические основы педагогики
9. Связь педагогики с другими науками
10.Особенности профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности
11.Парадигмы образования, сложившиеся в мировой педагогической практике

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.