На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Песочная терапия как средство гармоничного развития личности ребенка
Песочная терапия как средство гармоничного развития личности ребенка
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Бронина Ирина Георгиевна педагог-психолог МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары, Чувашская Республика

Аннотация: статья описывает вопросы развития личности ребенка в условиях акселерации средствами песочной терапии. Подчеркивается роль гармонизации личностного и интеллектуального развития на всех этапах развития ребенка.

Ключевые слова: акселерация, интеллектуальное развитие, личностное развитие, эмоциональная сфера, песочная терапия.


Развитие личности ребенка представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов взросления ребенка. Тем не менее, в связи с развитием культурной среды, ранней социализацией детей мы наблюдаем в своей практике явление акселерации, при котором несколько сдвигаются этапы взросления детей. Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями [3, с. 14].
Ускорение физического развития наряду с активной цифровизацией социальной сферы приводит к двум полярным аспектам. С одной стороны, выявляются дети с задержкой психического развития, с другой - с его ускорением, что часто связано с повышенным вниманием родителей к раннему интеллектуальному развитию детей.
В дошкольном возрасте быстрыми темпами развиваются основные психические процессы, осознание себя, мира и своего места в нем. Тем не менее успешное развитие этих параметров связано не столько с врожденными данными, сколько с целенаправленным психолого-педагогическим воздействием на него. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Именно в ней происходит гармоничное развитие личности ребенка, но изобилие цифровых технологий приводит к тому, что в это понятие начинают включатся и компьютерные игры, телевидение, цифровые обучающие программы, которые не способны в полной мере обеспечить потребность ребенка в развивающей деятельности.
Форсирование интеллектуального развития особенно в раннем возрасте неизбежно ведет к дисбалансу, при котором интеллектуальное развитие опережает личностное. Общение, которое является необходимым условием социализации и развития личности в онтогенезе отходит на второй план.
Так, ребенок с высоким интеллектуальным развитием воспроизводит многие понятия, при этом мы наблюдаем, что развитие его эмоциональной и мотивационной сферы сильно отстает. Ребенок не понимает для чего ему эта информация, она не вызывают в нем эмоционального отклика, радости от познания, желания узнать больше. При этом ы наблюдаем, что ребёнок неохотно вступает во взаимодействие с окружающими, не старается найти темы для общения или поделиться своими знаниями. Это яркий пример описанного дисгармоничного состояния.
Мы обратила внимание, что данная проблема становится актуальнее с каждым годом и требует решения. Для восстановления баланса между интеллектуальной сферой и личностным развитием ребенка в своей работе с детьми мы активно применяем техники песочной терапии.
Творчество - это движущая сила развития личности. Личностное развитие ребенка невозможно представить без развития его эмоциональной сферы. Ребенок приобретает как позитивный, так и негативный эмоциональный опыт, каждый из которых необходим в той или иной степени для развития личности. Негативные переживания дети часто переносят в игру.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. С помощью песка дети учатся выражать свои чувства, прорабатывают переживания и страхи. Творческая атмосфера способствует раскрытию внутреннего потенциала ребенка [1, с. 4].
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении. Песочница - это прежде всего возможность самовыражения [2, с. 3].
Песочная терапия - это направление арт-терапии, которое предполагает использование ресурсов песка, пространства и фигур для оказания психологической помощи клиенту [4, с. 10].
Работа с песком имеет свою специфику в зависимости от возраста детей. Так, задачи и возможности песка при работе с ранним возрастом значительно отличаются от старших дошкольников.


Существует несколько вариантов взаимодействия с песком.
1. Рисование световом столе.
Если функция стола позволяет менять цвета, то выбор цвета ребенком может говорить о его эмоциональном состоянии. Так, замечено, что тревожные дети с признаками агрессии часто в начале песочной сессии выбирают красную подсветку, но уже к ее завершению их выбор падает на спокойные цвета и оттенки.
Дети раннего возраста знакомятся с песком, его свойствами и основными приемами рисования, а к старшему дошкольному возрасту способны создавать небольшие сюжетные изображения, отражающие не только заданный сюжет, но и собственный жизненный опыт.
2. Рисование цветным песком.
Может осуществляться на тех же световых столах, но преимущественно без подсветки, которая может исказить цвет песка. Рисование цветным песком способствуем нормализации эмоционального состояния ребенка. Ребенок учится лучше понимать свои эмоции и корректировать их с помощью подбора определенных цветов.
3. Юнгианская песочница. Это деревянная песочница в классическом варианте 50 х 70 х 8 см, дно и стенки которой выкрашены в голубой цвет. В отличие от светового стола имеет более весомый вклад в психотерапевтическую работу. И служит для проработки глубинных проблем. Кроме того, основным отличием от светового стола является обязательное наличие разнообразных фигурок, олицетворяющих предметы окружающего мира, людей, животных, сказочных персонажей.


Первые два варианта могут с успехом применяться в работе с детьми любого возраста, в том числе раннего, юнгианская преимущественно с детьми дошкольного возраста и взрослыми. Все эти способы и варианты взаимодействия с песком оказывают существенное влияние на успешность работы по эмоционально-личностному развитию детей, так как в процесс работы не несет в себе включения интеллектуальных способностей, наоборот, ребенок действует расслабленно, интуитивно.
Практика показывает, что включение детей с раннего возраста в доступные формы песочной терапии позволяет стабилизировать эмоциональное состояние в кризисные периоды. Кроме эмоциональной сферы важное значение приобретает и мотивационная. В случае работы с группой детей возможно применять мотивационные игры с песком.
Проанализировав опыт работы в данном направлении, можно сделать вывод, все формы песочной терапии эффективны на всех этапах - и на этапе диагностики тех или иных поведенческих или интеллектуальных проблем, и на этапе коррекции, когда требуется целенаправленное воздействие. Но главная ценность заключается в профилактической функции. Дети, регулярно посещающие занятия по песочной терапии и анимации демонстрируют большую эмоциональную стабильность, любознательность, не испытывают трудностей с социализацией.
Таким образом, гармонизация всех сфер развития личности ребенка с успехом решается средствами песочной терапии.

Список литературы
1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспекты занятий. - СПб: Детство-Пресс, 2020. - 80 с.
2. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. -2-е изд., испр. - Волгоград: Учитель. - 122 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
4. Тарарина Е. Песочная терапия: практический старт. - М.: Вариант, 2017. - 122 с.
5. Шакирова Е.В. Рисуем на песке. Парциальная образовательная программа для детей 6-8 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2019. - 48 с.

Источник: Педагогика, психология, общество: новая реальность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 364 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.