На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Арт-терапия как средство развития творческой самореализации и креативности личности
Арт-терапия как средство развития творческой самореализации и креативности личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

И. В. Терелянская
ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической
культуры», Волгоград, Россия
Abstract. Art-therapy is a therapy using various kinds of art, one of the modern directions of psychotherapy. Means of artistic expression in the art therapy not only helps restore mental health, improve health, but also reveal the creativity of personality, his creativity. Creativity can be thought of as an opportunity, as an internal resource person, his ability to engage in constructive, innovative thinking, as well as the analysis and use of its experience.
Keywords: art therapy, creativity, creativity, art, psychology.
Попросите несколько человек изобразить солнце и посмотрите, какое изображение у них получиться. В вашем распоряжении будут картинки с разнообразными солнышками. Отличие будет и в месте расположения объекта на листе, и в форме, и в количестве лучей, и в дополнительных деталях, как то: глаза, нос, рот, тучи, цветы, и множество других различий, порой, заметных только внимательному исследователю.

И хотя у каждого человека рисунок имеет свои характерные особенности, но все рисунки можно объединить в группы по определенным параметрам. Рассматривая личность людей, чьи рисунки оказались в одной группе, можно найти у них много общего. На эту связь между рисунком и личностью человека еще в начале прошлого века обратил внимание французский психиатр Поль Монье, более известный по псевдониму Марсель Режа. А его немецкие коллеги Эмиль Крапелин и Карл Ясперс экспериментально подтвердили, что рисунки пациентов указывают на характер патологий их психики. Их исследования подтверждают и другие врачи – Роберт Вольма (1956), Арон Эстерсон, Дэвид Купер и Роберто Лэнгс (1960), Мишель Фуко (1961), Лео Навратил (1965), Герман Роршах и другие. Во многом благодаря их работам психология обогатилась рисуночными проективными тестами. Благодаря же работам основателя психоанализа Зигмунда Фрейда была открыта прямая связь между бессознательным и визуализацией образов. З.Фрейд с успехом включал произведения искусства и литературы в контекст работы с клиентами при проведении психоанализа. То есть искусство в этих случаях осуществляло диагностические функции, и являлось средством невербальной коммуникации пациентов и врачей.
Швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг тоже занимался рисованием со своими пациентами. Он считал, что стремление к искусству – инстинктивная потребность человека, чем-то похожая на инстинкт самоутверждения. Эту идею основателя аналитической психологии развил немецкий психиатр Ханс Принс-хорн. Он утверждал, что у каждого человека есть врожденная потребность к игре, украшению, символическому преобразованию идей в визуальные формы.
Следовательно, творчество – это базовый процесс для всех людей, независимо от того здоровы они или больны.
На благотворное влияние искусства при лечении заболеваний обратил внимание британский художник Адриан Хилл. Будучи в санатории, он заметил, что, занятия живописью отвлекали его от болей, вызванных туберкулезом, и помогли выздоровлению. Эту терапию рисованием Хилл предложил руководству санатория Мидхарст для лечения раненых. Оказалась, занятия искусством не только помогают больным абстрагироваться от болезненных ощущений, но и положительно влияют на динамику излечения психических расстройств, вызванных послевоенным стрессовым синдромом. В своей книге «Искусство против болезней», вышедшей в 1945 г. А. Хилл обобщил свой опыт воздействия художественного творчества на излечение, но и применил новый термин – «арт-терапия» [1].
Американский психолог Джером Франк в книге «Убеждение и лечение» описал основные эффекты любой успешной психотерапии. К ним он отнес предоставление новых, не только образовательных, но и практических обучающих возможностей; предоставление надежды на избавление от душевных страданий; предоставление опыта успешной деятельности; преодоление чувства отверженности и, наконец, пробуждение ярких эмоций. Все эти эффекты в полной мере проявляются в любой арт-терапевтической деятельности. Арт-терапия дает в руки клиенту новые инструменты деятельности. Выраженные средствами искусства, они влияют на перцептивные, когнитивные и эмоциональные сферы личности, помогают верить в изменения к лучшему, дают чувство удовлетворенности от создания творческого продукта; позволяют налаживать контакты с другими людьми путем демонстрации своих чувств визуальными средствами и вызывают глубочайшие эмоции и чувственные переживания. Творчество выступает объединяющим началом рационального и иррационального в человеке.
Методы решения психологических проблем клиентов различными видами художественного творчества сегодня носят разные названия: креативная терапия, экспрессивная терапия, терапия творческим самовыражением, интермодальная арттерапии. Но именно это - арт-терапия (в некоторых источниках: арттерапия) - наиболее прижилось в современной психологии. В этом направлении психологической помощи сейчас выделяются два течения. Одна ветвь – использует в терапевтических целях готовые произведения искусства: литературу, картины, скульптуру, музыку, театр, кино и тому подобное. Другая – собственное творчество клиентов. Считается, что в первом случае снимается напряжение от сознания несовершенства собственных творений, так как работа выполняется профессионалами на высоком художественном уровне. Но переживаемые художниками чувства, отраженные в произведениях, не всегда сходны с собственными чувствами клиента. То есть при неправильном подборе произведений, они в лучшем случае не отзовутся в душе клиента, а в худшем -могут вызвать психологический диссонанс. Когда же клиент своими руками создает художественный образ, даже при невысоком профессиональном мастерстве, содержание творческого продукта созвучно собственным эмоциям. Это оказывает огромное психотерапевтическое влияние на человека. Поэтому большинство психологов отдают предпочтение именно этому направлению арт-терапии [3]. В применении арт-терапии, в отличие от других психотерапевтических методов, нет ни противопоказаний, ни ограничений. Она прекрасно подходит для решения психологических проблем и малышам, и подросткам, и взрослым. Психологи могут безбоязненно работать как со здоровыми, так и психически больными людьми в стадии ремиссии, применяя различные арт-терапевтические техники.
Средства художественного самовыражения в процессе арт-терапии не только помогают восстановить психическое здоровье, улучшить самочуствие, но и раскрывают творческий потенциал личности, его креативность. Креативность в этом случае служит основой готовности личности изменяться, уметь находить нестандартные ответы на сложные задачи, не следовать стереотипам, и, конечно, креативный человек более привлекателен в общении, т.к. открыт новому опыту и способен к принятию оригинальных решений. Если творчество понимается как процесс создания чего-либо нового, неизвестного ранее, то креативность можно представить как возможность, как внутренний ресурс человека, его способность к конструктивному, нестандартному мышлению, а также анализу и использованию своего опыта.
Человек, находящийся в состоянии творца, свергает барьеры, разрушает границы общепринятых мнений и правил. К нему приходит понимание, что он способен не только создавать произведения искусства, но и является творцом собственной жизни. В любой не репродуктивной деятельности, креативность позволяет создать что-то уникальное, доселе неизвестное. Этот процесс сопровождается чувством удовлетворения, значимости и необходимости данного занятия. И.В. Сусанина считает, что «креативность включает такие качества личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию» [2].
Таким образом, арт-терапия является не только диагностическим, корректирующим, терапевтическим методом, но и средством развития в человеке эмоциональности, уверенности в себе, сенситивности, самопринятия и, особенно, креативности.

Литература
1. Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера [Текст] / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010. – 189 с.
2. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию [Текст] / И.В. Сусанина. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 95 с.
3. Терелянская, И.В. Проблема креативности в свете психологических исследований личности [Текст] / И.В. Терелянская // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвузовский сборник научных трудов – Выпуск 19. – М: Изд-во Русско-американского института, 2011. – С. 262-275.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.