Самовоспитание будущего специалиста
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Самовоспитание будущего специалиста
Направления самовоспитания личности
Методы и ресурсы самовоспитания
Механизмы самовоспитания личности
Все страницы

1. Понятие, цели и структура самовоспитания
2. Основные направления самовоспитания
3. Методы и ресурсы самовоспитания
4. Механизмы самовоспитания личности


Основные понятия и термины
Адаптивность, виды самовоспитания, креативность, самоанализ, самовнушение, самоинструкция, самоиспытание, самоконтроль, самокритика, самомониторинг, самонаблюдение, самонаказание, самоободрение, самообязательство, самоотчет, самооценка, самопознание, самопринуждение, самостимулирование, самоубеждение, социальная активность, социальное творчество, социальный интеллект, толерантность, эмпатия

1. Понятие, цели и структура самовоспитания


Самовоспитание рассматривается в педагогике и психологии как высшая форма саморазвития. Самовоспитание - это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность.
Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию.
Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности.
Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями деятельности и личной программой развития.
Критериями готовности личности к самовоспитанию являются мотивационный, деятельностный и рефлексивный:
- мотивационный критерий предполагает сформированность устойчивой мотивации самовоспитания, которая предполагает стремление к познанию себя, потребность в приобретении новых компетенций, желание найти средства саморазвития;
- деятельностный критерий отражается в реальном проектировании саморазвития и реализации проекта, что предполагает определение перспектив самовоспитания, знание способов достижения целей и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций;
- рефлексивный критерий отражается в самооценке результатов самовоспитания и определение перспектив саморазвития исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов повлиявших на изменение личности, осознание последствий самовоспитания.
Параметрами самовоспитания являются:
- направленность самовоспитания, т. е. мотивы работы над собой;
- содержание самовоспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
- эффективность в формировании личности (выполняет функции главные или вспомогательные).
Основу самовоспитания составляют стремление:
- стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью;
- самореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, видеть себя как бы со стороны;
- думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии.
Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.
Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте, однако его предпосылки появляются уже в поведении детей более раннего возраста.
Например, в период кризиса трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и автономности от взрослых, ребенок пытается целенаправленно решать жизненные задачи, которые раньше были ему не под силу, прикладывать максимум усилий, чтобы самому выполнить сложные для него бытовые, коммуникативные, познавательные действия, чувствуя при этом гордость и собственную взрослость.
В дошкольном возрасте в процессе взаимодействия со сверстниками ребенок старается сознательно сдерживать импульсивные реакции, контролировать свои действия, уступать, думать не только о себе, но и о других, чтобы выстраивать конструктивные игровые взаимоотношения, сотрудничать, решать общие значимые задачи.
В период младшего школьного возраста, например, стремясь заслужить одобрение учителя, ребенок целенаправленно воспитывает в себе социально-значимые качеств (старательность, усидчивость, ответственность и др.), преодолевает эгоизм, лень, учится планировать и анализировать свои действия.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок в своих социальных проявлениях ориентируется преимущественно на оценки взрослых, на их одобрение или критику, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие, на процесс самовоспитания.
Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям, а также может почувствовать успешность и увидеть результативность своих действий.
В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании начинает играть самооценка. Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам и требованиям референтной группы.
Самовоспитание невозможно без адекватного анализа личностью своих индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и реалистичной самооценки, соответствующей реальным способностям и возможностям человека.
В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, внутреннему стремлению к саморазвитию, сложившейся системе ценностей и идеалов, сформировавшейся мировоззренческой позиции.
Можно условно выделить три стадии самовоспитания, связанные с возрастными особенностями личности: стадия внешних требований, стадия вынужденности и стадия сознательного воспитания:
1. Начальная стадия самовоспитания - стадия внешнего требования - свойственна младшему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, побудителями активного отношения ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, вначале ориентируясь на образцы поступков (подражание) или на «инструкцию» воспитателей; затем появляется способность к выбору варианта поступка; позже эти общественные требования начинают выступать как внешние регуляторы поведения и как средства саморегуляции.
2. Следующая стадия - стадия вынужденности - характеризуется тем, что человек вынужден изменяться, подчиняясь той или иной ситуации. На этой стадии личностные изменения начинаются с их осознания и уже произвольно регулируются. При этом подражательность и подчинение инструкции полностью не исчезают.
3. Третья стадия развития личности в этом контексте - сознательное самовоспитание. Его источником являются внутренние потребности личности. Мотивация становится ведущим компонентом самовоспитания. Эта мотивация появляется в результате интериоризации внешних требований и групповых установок: под влиянием социальных условий формируются структуры самовоспитательных действий - самоубеждение, самомотивация, самоприказ и т. п., которые впоследствии переходят во внутренние установки, потребности.
Невозможно определить, в каком возрасте заканчивается процесс самовоспитания. Самовоспитание - дело всей жизни, поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела. Достигнув одни цели саморазвития, субъект ставит перед собой новые задачи формирования тех или иных социально значимых качеств, утверждения своей индивидуальности. Если человек решает, что воспитывать себя дальше не имеет смысла, что он достиг совершенства, являясь образцом воспитанности, нравственности и духовности, происходит стагнация социального, интеллектуального, эстетического, этического развития, и начинается постепенный регресс личности.
Цели и движущие силы самовоспитания. Цель - это созданный в сознании человека образ, отражающий конечный результат какой-либо деятельности. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Иначе это дело превращается в хаотичный, бессмысленный, непредсказуемый и неконтролируемый процесс, не имеющий значимого результата.
Именно четко сформулированная цель является тем стержнем, тем вектором, который направляет процесс самовоспитания, помогает преодолевать все трудности, возникающие на его пути.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой, желаний и стремлений человека . Вместе с тем, следует понимать, что поставленная цель должна быть реальна, исполнима. Надо иметь достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе цели по силам. Неосуществимые, нереальные надежды, чрезмерно завышенные притязания, не соответствующие реальным возможностям и способностям человека, могут привести к обратному эффекту самовоспитания - к неуверенности в своих силах, разочарованию в себе и окружающих, личностным деформациям, нарушению межличностных отношений.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.
Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.
Все это, естественно, требует от личности тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. При постановке целей самовоспитания можно составить список черт, которые следовало бы усилить в личности, и список черт, которые хотелось бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей, также может быть целью самовоспитания .
В процессе самовоспитания лучше начинать с простых, реальных, достижимых целей, например: не употреблять бранные слова; не перебивать собеседника, держать свое слово, делать самому уроки и т. д. По мере приобретения опыта самовоспитания цели должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными .
Сформулированную цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, можно поделиться ей с близкими людьми, друзьями, записать в дневник, пока она не закрепится прочно в сознании. В этом случае цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.
Мотивы самовоспитания могут быть различны:
- жизненные устремления, амбиции, притязания учащегося;
- потребность адаптироваться в поликультурном пространстве, действовать в соответствии с социальными нормами группы, требованиями общественной морали;
- выполнение индивидуальных обязательств, взятых на себя;
- понимание необходимости и важности преодоления жизненных, социальных и коммуникативных трудностей;
- следование положительному примеру, идеалу;
- стремление самоутвердиться в группе сверстников или повысить свой социальный статус.
Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия, нарушающие внутреннюю гармонию личности и стимулирующие к постановке целей самовоспитания:
1. Во-первых, это противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности социальным окружением и их реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям. Если эти требования оказываются посильными для учащихся и сочетаются с помощью, то они становятся движущей силой их самовоспитания.
2. Во-вторых, это противоречия между желанием и неумением личности работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.
3. В-третьих, это противоречия, проявляющиеся в несоответствии результатов самовоспитания поставленным целям и задачам самоизменения. Цели и задачи самовоспитания должны быть достижимыми, иметь определенные промежуточные рубежи.
Следовательно, самовоспитание - это всегда целенаправленный процесс, сознательное и регулируемое личностью движение к намеченной цели, в котором в соответствии с мотивами и интересами человека, а также с требованиями социума, формируются желаемые качества, модели поведения, способности. В процессе реализации намеченных программ цель может уточняться, корректироваться, дифференцироваться в зависимости от меняющихся социальных условий, личностной позиции субъекта самовоспитания, успешности его действий.
Структура самовоспитания.
В структуре самовоспитания выделяются следующие компоненты:
- самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера;
- самоорганизация деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение в нее необходимых поправок;
- самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач.
Процесс самовоспитания предполагает цепочку действий личности:
- осознание требований к себе;
- самопознание, критическую самооценку своей деятельности и поведения;
- планирование работы над собой, выработку программы и правил поведения; практическую реализацию программы самовоспитания;
- самоконтроль, самооценку и самокорректирование действий, поведения.
Можно выделить несколько последовательных этапов в процессе самовоспитания, каждый из которых реализуется с помощью специфичных методов:
1. Определение целей и направления самовоспитания - осуществляется с помощью самопознания, самонаблюдения, самоиспытания, самоанализа, самооценки.
2. Этап выработки плана самовоспитания, реализуемый через самообязательство (самопрограммирование), самостимулирование, самокритику.
3. Этап реализации плана самовоспитания, на котором эффективны такие методы, как самоинструкция, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самоободрение.
4. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию, реализуемый благодаря самоконтролю, самоотчету личности.
Следовательно, самовоспитание начинается с анализа собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, т. е. с самооценки; выделения своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определения того, что необходимо в себе преодолеть; принятия решения о работе над собой.
Далее следует постановка цели и разработка программы деятельности - определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач. Разрабатываемые личностью программы самовоспитания выполняют функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor - принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой.
Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, тем эффективнее будет проходить работа над собой. После этого реализуется собственно деятельность - учебная, трудовая, познавательная, эстетическая, физическая - по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевых усилий над собой. Весь процесс деятельности должен сопровождаться саморегуляций, предусматривающей самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование - уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
Таким образом, процесс самовоспитания является многокомпонентным и предполагает реализацию последовательных этапов. Неспособность личности успешно реализовать какой-либо из этих этапов препятствует достижению поставленной цели и развитию желаемых качеств личности.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.