На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Самовоспитание будущего специалиста - Механизмы самовоспитания личности
Самовоспитание будущего специалиста - Механизмы самовоспитания личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Самовоспитание будущего специалиста
Направления самовоспитания личности
Методы и ресурсы самовоспитания
Механизмы самовоспитания личности
Все страницы


4. Механизмы самовоспитания личности

Под механизмом понимается обычно то, что обеспечивает функционирование какой-либо системы. Механизмы самовоспитания - это внутренние источники, силы, которые приводят процесс самосовершенствования в действие. Понимание механизмов самовоспитания позволяет нам ответить на вопросы: «Что является стимулом к самовоспитанию?» и «Каким образом субъект осуществляет процесс самовоспитания?»
Лоренс Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста, изучал развитие морального сознания личности. Используя метод нравственных дилемм, Колберг предложил шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характеристике причин, побуждающих человека к тому или другому действию.
Так почему же человек стремится вести себя правильно?
Первый уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду (подстроиться).
Второй уровень. Чтобы все хорошо обо мне думали, другие и я сам (казаться).
Третий уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (подчиняться).
Четвертый высший уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (быть самим собой).
Эти уровни нравственного поведения и представляют собой внутренние стимулы, личностные смыслы самовоспитания.


В исследованиях А.Г. Самохваловой, изучавшей способы преодоления детьми и подростками жизненных трудностей, выявлены следующие механизмы:
1. «Учусь на своих ошибках!» - данный механизм предполагает рефлексию ребенком своего успеха и неуспеха в социальных ситуациях; осознание, признание, поиск причин и исправлении собственных ошибок, допущенных по отношению к другим людям; гордость за свои сильные стороны личности, использование их в качестве ресурса преодоления вновь возникающих трудностей; постановку новых целей самовоспитания в какой-либо сфере.
2. «Объявляю себе войну!» - предполагает целенаправленную борьбу ребенка со своими недостатками - социальными страхами, тревогой, депрессивностью, застенчивостью, трусостью, лживостью и т. д. Механизм отчасти схож с предыдущим, но в данном случае ребенок испытывает острые негативные чувства по отношению к себе, пытается скрыть свои проблемы от окружающих, самостоятельно преодолевать их.
3. «Докажу всем!» - данный механизм основан на социальном сравнении, на потребности в самоутверждении; ребенок, понимая, что сверстники или взрослые более успешны в деятельности, общении, чем он, повышает свой уровень притязаний, ставит амбициозные цели, стремится победить самого себя, развить в себе определенные личностные качества, показать окружающим свою компетентность, способность решать трудные задачи.
4. «И я смогу!» - данный механизм предполагает подражание субъекта эффективным моделям поведения, техникам общения взрослых или сверстников, которые ассоциируются у него с силой, компетентностью, успешностью в социальном взаимодействии.
5. «Знание - сила!» - данный механизм предполагает интериоризацию субъектом самовоспитания различных знаний, которыми он ранее не владел, но которые ему необходимы для преодоления актуальных жизненных трудностей, эффективной социализации и индивидуализации.
6. «Один в поле не воин!» - механизм, предполагающий проявление субъектом адаптивного конформизма, поддерживающего внутригрупповую сплоченность и обеспечивающего принятие ребенка группой сверстников; признание приоритета общественного над личным; подчинение социальным ожиданиям, нормам, ценностям референтной группы.
7. «Познай ближнего!» - этот механизм предполагает постепенный переход от эгоцентризма ребенка к децентрации, от доминирующей ценности «Я» к ценности «Другой», от эгоизма к толерантности и эмпатии, от стремления реализовать себя в социальной ситуации к желанию узнать и понять окружающих.
8. «Разрешаю себе творить!» - данный механизм предполагает переход от шаблонного, стереотипного социального поведения, которое свойственно тревожным, застенчивым, ориентированным на социальное признание детям и подросткам, к свободному самовыражению, исследованию и творчеству в процессе межличностного общения и совместной деятельности.
9. «Вода камень точит!» - механизм, предполагающий положительную переоценку ребенком субъектом неудачных попыток преодоления жизненных трудностей; проявление оптимизма и веры в себя, настойчивости в постановке целей и проектировании траекторий самовоспитания.


Все описанные индивидуальные механизмы самовоспитания возможны лишь при активном взаимодействии субъекта с социальной средой. Чем разнообразнее и гетерогеннее (разнороднее) будет эта среда, тем чаще в ней могут возникать противоречия, проблемы, трудности, тем больше она будет давать материала субъекту для рефлексии, тем сильнее будут актуализироваться механизмы социального сравнения, развиваться мотивация самовоспитания и развития социальной компетентности личности.
Чтобы вырастить личность, способную к самовоспитанию, существуют определенные правила, особенно эффективные по отношению к детям дошкольного возраста. Их можно разделить на несколько категорий.
Категория «надо»: помогать близким; выполнять образовательные требования; быть правдивым; учитывать не только личные потребности, но и коллективные интересы; относиться ко всему добросовестно.
Категория «можно»: отдыхать и развлекаться после сделанной работы; прощать обиды и извлекать уроки из них; быть упорным в достижении целей; перенимать положительный опыт у окружающих; просить о помощи.
Категория «нельзя»: относиться к учебе и работе спустя рукава; грубить; решать конфликты силой; искать оправдания своим недостаткам; проявлять равнодушие к чужой беде; необоснованно критиковать.
Категория «хорошо»: иметь контроль над эмоциями; уметь составлять планы; уметь адекватно оценивать свои поступки; тщательно обдумывать все перед началом работы; начинать все дела с наиболее трудной части.
Базовые установки для формирования нужных качеств: для успеха нужно проявлять внимательность; нужно относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе; сила в правде, слабость - во лжи; успех достигается трудом и упорством; людей вокруг привлекает здоровый и опрятный внешний вид.
Гетерогенная социокультурная среда как источник самовоспитания. Социокультурная среда оказывает решающее воздействие на процесс самовоспитания личности. Социокультурная среда понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.
Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:
- относительной стабильностью и устойчивостью,
- связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;
- побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;
- «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;
- достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;
- направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.
Любая образовательная организация на сегодняшний день в России - это неоднородная социальная среда, гетерогенный коллектив детей и педагогов, объединяющий обучающихся с особыми образовательными возможностями и потребностями, имеющих различное состояние здоровья, специфическое культурное наследие и паттерны поведения в социуме.
Современное образование является интегрированным по своей сути, т. е. включающим в «основной поток» воспитанников детей из гетерогенных (разнородных) групп, стирая границы различий, устанавливая между детьми разных категорий равные права, обязанности, обеспечивая тесное сотрудничество и межличностные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил возможности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В гетерогенные группы обучающихся входят дети-сироты, дети, находящиеся в социальноопасной жизненной ситуации, одаренные дети, дети с низким уровнем социально-психологической адаптации, дети-мигранты.
Таким образом, любой школьный класс - это достаточно большая гетерогенная группа, включающая в себя детей, с отличной от большинства национальной культурой, религией, детей с особыми возможностями здоровья, уровнем социально-психологической адаптацией.
Детская и подростковая субкультура обладает свойствами развивать и формировать личность. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я».
В этот период возрастает ценность общества сверстников. Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на интеллектуальные и творческие способности школьников, развивает навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия, социальную компетентность и толерантность.
Особую ценность для детей имеет поликультурное, межнациональное и межконфессиональное взаимодействие детей.
Основой для разработки задач и содержания воспитания в контексте поликультурной педагогической реальности могут служить нормы гуманистического воспитания, признанных ЮНЕСКО:
- поддерживайте взаимодействие между культурами;
- опровергайте этноцентрические и основанные на социальных предрассудках критерии оценки, отказывайтесь от них;
- признавайте значимость различных культур, способствуя деликатному отношению к культуре мигрантов и не допуская доминирования, пусть и неявного, какой-либо одной культуры;
- вводите поликультурный подход на всех уровнях организации школы и во все сферы ее жизни;
- утверждайте взаимную солидарность и взаимное признание в школьном сообществе;
- признавайте значимость разных родных языков в школе и умейте ценить многообразие языков;
- поддерживайте развитие критического мышления и плюралистический подход в передаче знаний;
- учитывайте роль искусства в развитии способности понимать значимость других культур;
- поощряйте межкультурное взаимодействие между учениками и помните, что оно зависит от качества сотрудничества в команде учителей, особенно от качества сотрудничества между местными учителями и учителями-иностранцами, между учителями разных поколений;
- содействуйте общению между школой, домом, средой, где растут дети, и сообществом в целом, включая как постоянное население, так и мигрантов;
- имейте в виду, что поликультурное образование задает особую перспективу для всех стран. Оно влияет не только на страну, в которой осуществляются такие подходы, но и (пусть косвенно) на страны, откуда прибыли мигранты. Такая перспектива требует утверждения солидарности между странами с различным уровнем материальных ресурсов.
Важнейшей задачей современного воспитания является рассмотрение гетерогенности не как проблемы, фактора риска, а как ресурса для эффективной социализации детей, источника их самовоспитания, формирования у них межкультурной толерантности, социальной гибкости и мобильности, жизненных и коммуникативных компетенций.
В контексте гуманистических идей образовательная организация должна стать идеальной моделью человеческих отношений, где нет вражды и ненависти, шовинизма и расизма, господствуют общечеловеческие ценности, благоприятный психологический климат и психологическая безопасность для каждого субъекта образовательного процесса. Образовательная среда должна стать площадкой, где актуализируются «социальные практики» и «социальные пробы» как варианты социализации воспитанников с особыми образовательными потребностями
Гетерогенная образовательная среда является источником формирования социального капитала личности, который подразделяется на:
- связующий социальный капитал - объединяет людей внутри одной группы, помогая им достичь определенной цели или противостоять опасности, укрепляя единство группы и помогая ее членам идентифицироваться с ней и друг с другом;
- вспомогательный социальный капитал, который характеризует отношения между разными группами или между людьми, принадлежащими к разным группам. Он лежит в основе доверительного общения, обмена информацией и совместной деятельности людей из совершенно разных социальных структур и групп.
В современной школе в процессе психолого-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса вполне может накапливаться как связующий, так и вспомогательный социальный капитал личности, формируя способность субъекта к толерантному общению и взаимодействию с представителями различных социальных групп, обогащая его индивидуальный социальный опыт, стимулируя мотивацию самовоспитания через механизмы социального сравнения и идентификации, способствуя преодолению трудностей, связанных с социальными и индивидуальными различиями сверстников.


Вопросы для самоконтроля
1. Каковы цели и движущие силы самовоспитания?
2. Охарактеризуйте структуру самовоспитания.
3. Опишите направления самовоспитания личности.
4. Дайте характеристику методам и ресурсам самовоспитания.
5. Каковы механизмы самовоспитания личности?


Тесты
1. Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в
а) раннем возрасте
б) дошкольном возрасте
в) подростковом возрасте
г) ранней юности
2. Процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированной на формирование здорового образа жизни -
а) эстетическое самовоспитание
б) физическое самовоспитание
в) интеллектуальное самовоспитание
г) социальное самовоспитание
3. Процесс выработки в себе социально значимых качеств личности -
а) эстетическое самовоспитание
б) физическое самовоспитание
в) интеллектуальное самовоспитание
г) социальное самовоспитание
4. Знания об искусстве, умение видеть и понимать прекрасное в обществе, природе, человеческих отношениях, результатах труда - объект
а) эстетического самовоспитания
б) физического самовоспитания
в) интеллектуального самовоспитания
г) социального самовоспитания
5. Совершенствование способности развивать у себя память, внимание, мышление, речь
а) эстетическое самовоспитание
б) физическое самовоспитание
в) интеллектуальное самовоспитание
г) социальное самовоспитание
6. Способность генерировать оригинальные, нестандартные способы решения трудных задач, направленных на достижение общих целей
а) гибкость
б) креативность
в) адаптивность
г) толерантность
7. Фиксация и анализ поступков, мыслей, эмоций, фактов собственной жизни за определенный промежуток времени
а) самонаблюдение
б) самоанализ
в) самооценка
г) самопознание
8. Преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявления того или иного качества
а) самоанализ
б) самооценка
в) самоиспытание
г) самопознание
9. Волевое усилие человека, ограничение своих непосредственных желаний
а) самоободрение
б) самопринуждение
в) самоконтроль
г) самоотчет
10. Механизм, предполагающий проявление субъектом адаптивного конформизма
а) «Знание - сила!»
б) «И я смогу!»
в) «Один в поле не воин!»
г) «Познай ближнего!»

Источник: Дорофеева Татьяна Геннадьевна Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.