На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Самовоспитание будущего специалиста - Методы и ресурсы самовоспитания
Самовоспитание будущего специалиста - Методы и ресурсы самовоспитания
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Самовоспитание будущего специалиста
Направления самовоспитания личности
Методы и ресурсы самовоспитания
Механизмы самовоспитания личности
Все страницы

 

3. Методы и ресурсы самовоспитания


Методы самовоспитания - это конкретные пути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач на различных этапах его деятельности.
Первый этап - определение целей и направлений самовоспитания. Основные методы на этом этапе: самопознание, самонаблюдение, самоиспытание, самоанализ, самооценка.
Самопознание - изучение самого себя, познание своего «Я» в его специфике, неповторимости, условиях и способах реакций, стремлениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного «Я».
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, ее фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие.
Самопознание включает: понимание себя (поиск точных знаний о себе), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе), самопроверку (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими). Самопознание невозможно без самонаблюдения, сравнения себя с другими, самоанализа и самооценки.
Самонаблюдение - фиксация и анализ поступков, мыслей, эмоций, фактов собственной жизни за определенный промежуток времени. При анализе данных самонаблюдения человек обращает внимание на то, выражением каких мыслей, чувств, качеств и отношений являлись его поступки. Самонаблюдение нередко переходит в самоконтроль и обратно, играет важную роль в формировании самосознания, саморегуляции.
При самонаблюдении необходима высокая требовательность к себе. Надо учитывать, что тут возможно завышенное представление о своих возможностях и способностях, снисходительное отношение к своим недостаткам. Поэтому результаты самонаблюдения рекомендуется проверять, сопоставлять с мнением других людей, сравнивать себя с другими, решительно бороться с самоутешением и самообманом. Самонаблюдение нередко осуществляется в процессе самоиспытания.
Самоиспытание - преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявления того или иного качества. Ситуация самоиспытания является всегда сложной для человека, может быть им специально создана для самопроверки, определения своих возможностей, раскрытия потенциалов. В сложной ситуации возникает необходимость решения «задачи на смысл» - такого понимания конфликтности ситуации, которое отражает необходимость самому человеку доопределять, между чем и чем ему следует выбирать. При этом сталкивается возможное (потенциальное, неактуализированное) и фактическое (привычное, ранее актуализированное), т. е. личности приходится выбирать между новыми, креативными моделями поведения и шаблонными, стандартными, стереотипными.
Самоанализ - это анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей, критическая оценка фактов поведения, соотнесение их с идеалом. Самоанализу способствует определение идеального образа, к которому стремится человек - нравственного, интеллектуального, социального, эстетического, физического и др. В младшем школьном возрасте идеалами могут быть реальные люди - родители, учительница; в более старших возрастах - кумиры кино, медиа-персоны, успешные люди бизнеса, лидеры референтной группы, харизматичные сверстники и др.
Самооценка - способность личности к оценке себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она является фиксацией результата познания себя. Относясь к ядру личности, самооценка - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и стимулирует самовоспитание.
Второй этап выработки плана самовоспитания реализуется через методы: самообязательство, самостимулирование, самокритика.
Самообязательство (самопрограммирование) - обдуманный, самостоятельно сформулированный план работы над собой, включающий представление о личностных качествах, степени их сформированности и систему конкретных действий по их приобретению.
Суть самообязательства - в сопоставлении своего «я» с требованиями, которые к человеку предъявляются, в осознании несоответствия между своим поведением и взятыми на себя обязательствами, направленными на устранение выявленных недостатков. В соответствии с самообязательствами, разрабатываются принципы и правила личного поведения, как основы самоорганизации личной жизни, учебной и общественной деятельности человека. Например, «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше», «Думай не только о себе, но и о других», «Умей сосредоточить свое внимание на начатом деле и доведи его до конца», «Не отвлекайся во время выполнения домашней работы» и др. При постоянном напоминании себе о взятом обязательстве, человек стремиться регулярно выполнять его, что ведет к постепенному формированию важной, социально-значимой привычки.
Самостимулирование - это способ обеспечения самообладания, суть которого заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное. Например, учащийся стимулирует себя в учебе, стремясь открыть нечто увлекательное и новое; в повседневном поведении опирается на самолюбие, сознание своей воли, ожидаемую радость общественного признания своих самоотверженных поступков. Самостимулирование предполагает наличие конкретных целей, определенных во времени.
Самокритика - это критика своих ошибок, вскрытие недостатков в своей работе, в поведении; метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, предполагающий признание своих ошибок, неправоты, некомпетентности, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, исправление недостатков, искоренению дурных привычек.
Третий этап реализации плана самовоспитания предполагает использование таких методов, как: самоинструкция, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самоободрение.
Самоинструкция - инструкция, которую человек создал для самого себя, т. е. он заранее предусматривает свои действия в той или иной ситуации. Этот метод основан на использовании внутренней речи в регуляции поведенческих актов. Самоинструкция должна быть предельно конкретной и точно описывать желательное поведение. Поставленная задача должна быть выполнимой, слишком сложная инструкция или неуспех в выполнении инструкции уменьшают мотивацию в дальнейшем использовать этот метод. Самоинструкция может также применяться в целях уст ранения нежелательного поведения. В этом случае самоинструкции носят либо явно запретительный характер (этот тип самоинструкций используют в крайнем случае - когда не удается найти замещающую формулировку), либо разрешают замещающее по ведение. Например, мальчику, который говорит слишком быстро, можно предложить самоинструкцию: «Буду говорить медленно, как удав из мультфильма» (замещающее поведение). Чаще всего метод самоинструкций применяют при излишней импульсивности или пассивности, при трудностях концентрации, нарушениях внимания, а также в случаях сильных переживаний. Реализация самоинструкций предполагает самоупражнения, которые помогают учащемуся вырабатывать у себя прежде всего привычки желаемого поведения.
Самоубеждение - это метод самовоспитания, который предполагает, что люди осознанно, самостоятельно в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему.
Самоубеждение предполагает детальное рассмотрение доводов и контрдоводов, самодискуссию, самооправдание, построение цепочки: «должен - хочу - могу» на основе логических приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Самоубеждение - это, прежде всего, спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения или способа самовоспитания. Самоубеждение предполагает наличие развитого мышления и определенного жизненного опыта. Кроме того, оно основано на самооценке.
Самовнушение (аутосуггестия) - процесс внушения, адресованный самому себе, один из приемов самоуправления личности. Позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными реакциями. Широко применяется при самовоспитании, предполагает произнесение в утвердительной форме, от своего имени, в настоящем времени конечного или промежуточного результата самовоспитания. Может осуществляться в форме аутотренинга, перед засыпанием или сразу после пробуждения. Чтобы давать себе правильные установки, важно, чтобы утверждение отражало то, что вы хотите, а не от чего пытаетесь избавиться; нельзя использовать частицу «не» при составлении утверждений и упоминать любые негативные моменты («Я перестаю все забывать» - неправильный вариант; «У меня прекрасная память!» - правильный), установка должна иметь конкретный смысл, быть простой и понятной, создавать позитивный фон, сформулирована в настоящем времени, а не в будущем, проговаривать установки следует не машинально, а со смыслом. Самовнушение помогает вызывать и закреплять у себя определенные психические состояния, преодолевать отрицательные эмоции, управлять и мобилизовывать себя на выполнение сложных задач.
Самопринуждение - это волевое усилие человека, ограничение своих непосредственных желаний, «приневоливание», стремление заставить себя сделать то, что является нравственным, значимым, необходимым, соответствующим определенной социальной ситуации. Считается, что самопринуждение развивает волю, как физический труд мышцы. Основной прием самопринуждения: самоприказ - жесткое, оформленное в рамочном режиме, решение; предполагает наличие и использование определенных волевых усилий, уверенности в себе.
Самоободрение - более мягкий метод самовоспитания, основанный на самопринятии, позитивном самоотношении, оптимизме, подразумевает использование следующих приемов: внушение уверенности в собственных силах, успокоение себя, внушение уверенности в успехе задуманного. Иногда человек может использовать способы самопоощрения: запись в дневнике, долгожданное событие, самопохвалу. Иногда бывает целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных ситуациях. Прошлые успехи напоминают человеку о его возможностях, скрытых ресурсах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в свои силы. Видеть в себе не только дурное, но и хорошее, ценить в себе те или иные личностные качества - залог позитивного настроя и успешной реализации целей самовоспитания.
Четвертый этап - подведение итогов работы по самовоспитанию - предполагает следующие методы: самоконтроль, самоотчет, самонаказание.
Самоконтроль - рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок. Это комплекс автономных, но взаимосвязанных действий - сравнения и сопоставления, сличения, анализа, синтеза, планирования, предвидения, переноса и последующей коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. Самоконтроль предполагает принятие ответственности по изменению ситуации, человек должен уметь следить за своим поведением, особенно в конфликтных ситуациях, соотносить свое реальное поведение с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения, адекватно оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики.
Самоотчет - метод, повышающий эффективность самоконтроля. В процессе практической деятельности по самовоспитанию человек отдает себе отчет в своих поступках, вносит коррективы, стабилизирует поведение в нужном направлении, тем самым делая свою личность объектом своего сознания и произвольности. Отличной формой самоотчетов являются дневники, в которых не просто описываются события прошедшего дня, но и отражаются отношение личности к происходящему, чувства, соображения по поводу прожитых событий, производится самоанализ того, что удалось сделать и что вызвало затруднения, каких результатов добился и к чему еще необходимо стремиться. Возвращаясь к дневниковым записям, человек может переосмыслить события прошлого, сделать важные для себя выводы, определить причины успехов и неудач. В дальнейшем это составляет основу для самокоррекции и самовоспитания.
Самонаказание - этот метод применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения - ограничения в развлечениях, хобби, прилюдное признание своих ошибок, выполнение повышенных обязательств и др. Когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований. Самонаказание выполняет дисцилинирующую и корректирующую функции. Выбор методов самовоспитания - процесс сложный, предполагающий четкую постановку личностью цели, высокую мотивацию самосовершенствования, готовность к преодолению трудностей, настрой на длительную работу над собой, отсутствие иллюзий «быстрых побед».
Понятие и классификация ресурсов самовоспитания.
Под ресурсами обычно понимают внутренние (личностные) или внешние (средовые) условия, характеристики, которые помогают человеку справляться с жизненными трудностями достаточно эффективно.
Функции ресурсов:
- усиление самоэффективности, т. е. повышение ощущения собственной компетентности, уверенности в собственных силах, сохранение и повышение способности к контролю собственной жизни в трудных ситуациях;
- подержание позитивной Я-концепции;
- переоценка смысла и значения трудной ситуации в позитивном ключе приобретения индивидуального опыта и роста личности;
- привлечение и создание новых ресурсов, а также умение целенаправленно использовать возможности социальной среды. Наиболее ярко роль ресурсов проявляются в ситуациях вызовов - трудных жизненных ситуациях и ситуациях достижений, играющих важнейшее значение в процессе самовоспитания.
Чаще всего ресурсы разделяют на две группы: индивидуальные и средовые.
Индивидуальные ресурсы человека, помогающие самовоспитанию, подразделяются в свою очередь на три группы:
- физиологические (здоровье, отсутствие физических недостатков, физическая выносливость и др.);
- личностные (личностные особенности, адекватная самооценка, уверенность, чувство контроля, способность к самораскрытию и др.);
- когнитивные (обучаемость, убеждения, способность к структурированию информации и др.).
Средовые ресурсы - это различного рода социальная поддержка (эмоциональная, инструментальная, моральная) и социально-экономические характеристики человека.
В структуре средовых ресурсов можно выделить:
- физический (ресурсы физической среды: условия жизни, комфорт и др.);
- социальный (социальная сеть и отношения с окружающими людьми) компоненты
К основным ресурсам самовоспитания в детском, подростковом и юношеском возрасте можно отнести позитивную Я- концепцию, самостоятельность, когнитивные способности, способность решать проблемы, эмпатию, реалистический взгляд на мир и др. Социальная поддержка также является важным ресурсом достижения и поддержания благополучия человека. Особенно актуальна ее роль в детском и подростковом возрастах, когда потребности в признании, принадлежности преобладают. Необходимо отметить, что в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями при дефиците внутренних ресурсов из-за быстрой нервнопсихической истощаемости ребенка, внешние ресурсы выполняют «стресс-буферную» роль.
Социальная поддержка в данном случае создает благоприятные условия для эффективного и конструктивного совладания со стрессом. Это достигается благодаря сохранению и поддержанию активности человека, актуализации его собственных ресурсов для поиска решения.
Дети, начиная с подросткового возраста, а в некоторых случаях и с младшего школьного возраста, знают назначение ресурсов личности, понимая под ними «разум, способности, источник, наличие энергии, внутренние силы, которые помогают добиваться успеха» и умеют целенаправленно использовать различные ресурсы для победы над своими недостатками, для преодоления возникающих жизненных трудностей.
Наиболее «ценными» ресурсами, с точки зрения старшеклассников, являются позитивное, жизнерадостное мироощущение, жизнелюбие и оптимизм как способность верить в хорошее, ответственность, решительность, доброта, под которой понимается способность помогать людям, сочувствовать, а также отзывчивость.
В группе мальчиков особое место занимает уверенность, ум, сообразительность, а также такие физические качества, как ловкость и выносливость.
В группе девочек важными считаются дружелюбие, общительность, способность понимать других людей и их переживания, эмпатия и раскрепощённость в общении, а также привлекательность и стильность.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.