На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Самовоспитание будущего специалиста - Направления самовоспитания личности
Самовоспитание будущего специалиста - Направления самовоспитания личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Самовоспитание будущего специалиста
Направления самовоспитания личности
Методы и ресурсы самовоспитания
Механизмы самовоспитания личности
Все страницы

 

2. Направления самовоспитания личности

Направления, в которых реализуется процесс самовоспитания, можно классифицировать по различным основаниям:
1. По направленности на сферы деятельности - интеллектуальное, этическое, эстетическое, духовное, социальное, патриотическое, трудовое, профессиональное, экологическое, физическое,
др.;
2. По направленности на качества личности - воспитание силы воли, характера, самостоятельности, выносливости, активности, смелости и др.;
3. По направленности на область саморазвития - воспитание способности к самоутверждению, самообразованию, самоопределению, самоактуализации.
Наиболее обобщенно можно выделить четыре основных направления самовоспитания школьников: интеллектуальное, эстетическое, физическое, социальное.
Интеллектуальное самовоспитание - целенаправленный, управляемый самим учеником процесс развития интеллектуальных качеств и умственных способностей, который всегда связан с образованием и самообразованием личности. Интеллектуальное самовоспитание осуществляется, если ученик:
- стремится систематически повышать уровень своих знаний, занимается самостоятельно в интересующей его области;
- совершенствует свои умственные силы и способности, развивает у себя память, внимание, мышление, речь;
- овладевает культурой умственного труда, умениями и навыками рациональной учебной работы.
Во всем этом самообразование является составной частью интеллектуального самовоспитания и его практической основой. В процессе самообразования должны одновременно приобретаться знания, умения и навыки, планомерно развиваться интеллектуальные силы и способности.
Эстетическая деятельность человека призвана удовлетворять потребность в красоте, которая является одной из важнейших его духовных потребностей. Объектом эстетического самовоспитания выступают эстетическая культура человека, включающая знания об искусстве, эстетические представления, вкусы, кругозор, умение видеть и понимать прекрасное в обществе, природе, человеческих отношениях, результатах труда, а также эстетические умения и навыки. Это означает, что важно воспитывать в себе не столько умение ценить прекрасное, сколько способность создавать красоту. Эстетическое самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения.
В этом плане эстетическое самовоспитание подчинено общему закону, оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, его завершением. Но главная: особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание во взаимосвязи с самовоспитанием выполняет следующие функции:
- совершенствует органы чувств, а, следовательно, механизм восприятия окружающей действительности и информации, обеспечивает устойчивое внимание, наблюдательность и взаимодействие органов чувств при активном творческом познании;
- выступает предпосылкой развития интереса, любознательности, увлеченности наукой; поскольку без человеческих эмоций не может быть и человеческого поиска истины;
- усиливает влияние искусства на нравственность, поскольку ни один учебный предмет не может заменить искусство при раскрытии человеческой духовности или бездуховности, внушить отвращение к безобразному и восхищение прекрасным;
- способствует воспитанию творческой личности, творческого отношения к труду;
- связывает науку и искусство - два основных источника творчества человека;
- выступает важным фактором сплочения детей в учебные, трудовые, общественные коллективы.
Критериями эстетической воспитанности личности выступают:
- развитое эстетическое чувство, включающее в себя эстетическую и эмоциональную восприимчивость, эстетическое переживание (ощущение красоты, поклонение ей, отвращение к безобразному), эстетические впечатления и гуманизм (сочувствие, сострадание, сопереживание);
- эстетическое сознание, возникающее в результате взаимодействия эстетического идеала, эстетических ценностей, вкуса и нравственных убеждений;
- эстетическое отношение к действительности, по строенное на единстве истины, добра и красоты, нравственном и эстетическом началах в человеческих отношениях, взаимосвязи с природой и обществом;
- эстетические качества личности: умение видеть мир прекрасным (романтичность), потребность в его эстетическом преобразовании, наклонности и способности: к эстетической деятельности, умения и навыки преобразования реальной действительности по законам красоты. Указанные критерии эстетического воспитания есть в то же время критерии эффективности эстетического самовоспитания.
Для того, чтобы учащийся стремился самостоятельно развивать свои эстетические дарования и способности, необходимо:
- поддерживать преобладающий интерес к избранной, любимой сфере знаний, искусства и деятельности;
- создавать реальные возможности развивать способности, как только они проявились;
- осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании с учетом возможностей возраста;
- организовывать сотрудничество с другими детьми, которые обладают способностями в этой же области;
- непрерывно совершенствовать стимулы личных достижений учащихся, создавая для них ситуации социального успеха.
Всякая деятельность, в которой человек проявляет свои дарования и способности, постепенно становится и эстетической, любой вид работы над собой на определенной стадии вызывает высшие эстетические чувства (гордость, самоуважение, радость от достижений и др.).
Под физическим самовоспитанием понимается процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированной на формирование физической культуры личности, здорового образа жизни. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др. Основными мотивами физического самовоспитания школьников выступают:
- требования социальной жизни и культуры;
- притязание на признание в коллективе сверстников;
- соревнование, соперничество (особенно в подростковом возрасте);
- осознание несоответствия собственных физических сил требованиям различных видов деятельности;
- критика и самокритика, помогающие осознать свои недостатки.
Личный план физического самовоспитания должен иметь следующие задачи: укрепление здоровья, закаливание организма, выработка настойчивости, воспитание координационных способностей, воспитание выносливости, улучшение физического развития, физической подготовленности и привлекательности.
Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа:
I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью личности к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что школьник начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Если самооценка занижена, это способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Адекватность самооценки в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением личности работать над собой.
На II этапе исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев. Личный план включает комплекс конкретных мер, действий, которые школьник обязуется выполнять для реализации намеченных цели и задач.
III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методами самовоздействия, самоуправления, направленными на совершенствование личности, являются самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет. Полезно заполнять дневник самоконтроля, который является как бы самоотчетом о проделанном за день.
Основа физического самовоспитания - стремление вести здоровый образ жизни, включающий правильное сбалансированное питание, посильные физические нагрузки (утреннюю гимнастику, физические упражнения, упражнения на развитие координации, бег, пешие походы, прогулки на велосипеде, занятия спортом, танцами и др.), гигиенические процедуры, отказ от курения, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, ранних сексуальных связей. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.
В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.
В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки. Очень важно научить детей отмечать даже незначительные позитивные изменения в работе над собой, подчеркивать их успешность и целеустремленность, подкрепляя их уверенность в своих силах, активизируя физическую и социальную активность, содействуя дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни, профилактике и отказу от вредных привычек.
Социальное самовоспитание есть процесс выработки в себе социально значимых качеств личности, способствующих, с одной стороны, адекватной адаптации в социуме, интериоризации социальных норм и требований, формированию системы социальных ценностей (т. е. социализации ребенка), с другой стороны - утверждению его как самостоятельного, относительно автономного и независимого субъекта деятельности и общения, презентации себя как яркой индивидуальности, обладающей уникальным набором свойств и качеств (т. е. процесс индивидуализации).
Социальное самовоспитание предполагает развитие социального интеллекта, социальной активности и социального творчества.
1. Социальный интеллект, который понимается как способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений
Социальный интеллект как способность понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации выполняет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную и рефлексивно-коррекционную функции.
В структуре социального интеллекта выделяют три группы компонентов:
- когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование;
- эмоциональные: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, сопереживание, склонность к психическому заражению, способность к внушению, эмпатия, способность вчувствования в событие, объект искусства, природу, установление эмоциональных связей с другими, разделение эмоционального состояния другого или группы;
- поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация, способность к саморегуляции, способность эффективно работать в условиях стресса
Именно социальный интеллект обеспечивает адекватность, адаптивность личности в меняющихся социальных условиях, способствует формированию программ и планов успешного межличностного взаимодействия, совместное решение жизненных задач, планирование событий и прогнозирование их развития.
2. Социальная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в различных сферах социальных отношений человека.
С одной стороны, через социальную активность человек выражает свою индивидуальность, неповторимость, с другой стороны, активность направлена на преодоление возникающих в социальном взаимодействии трудностей и противоречий.
Необходимо самовоспитание социальной эргичности, которая характеризует уровень потребности человека в социальных контактах, качество социальных контактов и особенностей их установления, общительность, склонность к взаимодействиям, к лидерству.
В качестве компонентов социальной активности следует рассматривать:
- смысловой (потребности, мотивы, интересы, формирующие личностные смыслы участия в социальном взаимодействии, общении);
- проективный (целеполагание, планирование социальных, коммуникативных действий, предвосхищение результата);
- регулятивный (самоконтроль, саморегуляция социальных проявлений, общения);
- динамический (непосредственное исполнение коммуникативных и социальных действий);
- рефлексивный (анализ результативности и оптимальности собственных действий, ориентация на самосовершенствование).
Ориентация на самовоспитание и самостимуляцию социальной активности обеспечивает раскрытие потенциалов личности, развитие природных задатков, способствует формированию социальной зрелости, социально-активной мировоззренческой позиции, организаторских способностей, коммуникативной компетентности, успешному преодолению трудностей общения и взаимодействия.
3. Социальное творчество, которое характеризуется социально полезной деятельностью человека по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума, отличающейся личностной значимостью и субъективной новизной. Под готовностью к социальному творчеству М.И. Рожков понимает такой уровень личностного развития, при котором человек осознает потребность и способность решать социально значимые проблемы.
В структуре социального творчества особое место занимает коммуникативная креативность как способность субъекта к генерированию оригинальных, нестандартных способов решения трудных коммуникативных задач, направленных на достижение целей общения, сохранение субъективного благополучия и оптимизацию межсубъектных отношений с партнерами.
В структуре социального творчества выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых характеризуется комплексом показателей:
- конативный, включающий социальную гибкость, мобильность, адекватность, любознательность, способность к импровизации, социальную независимость, чувство юмора, уверенность в себе;
- когнитивный, характеризующийся вербальной и невербальной оригинальностью, уникальностью и продуктивность идей, которые генерирует личность и пытается реализовать в социальном пространстве;
- эмоциональный, включающий эмоциональную выразительность личности, эмоциональную открытость, социальную смелость (отсутствие страха выглядеть смешным, глупым), позитивный прогноз реализации своих целей, толерантность, осознанность и адекватность эмоциональных реакций, саморегуляцию своих действий и настроения.
Таким образом, социальное самовоспитание должно быть направлено на формирование жизненно-важных социальных навыков, таких как:
- навыки социальной перцепции - умение внимательно слушать и понимать смыслы партнера; непредвзято воспринимать его; проявлять по отношению к нему эмпатию, доброжелательность, открытость;
- ориентация на другого - умение концентрировать внимание на партнере, воспринимать сообщение, инициировать и поддерживать тему разговора, выражать эмоциональную поддержку партнеру; координировать свои действия с действиями партнеров;
- толерантность - проявление терпимости по отношению к партнерам, отличающимся по взглядам, убеждениям, поведению; построение взаимодействия с ними на основе взаимного признания и ненасилия, уважения их позиции;
- гибкость, адаптивность - умение учитывать особенности и требование социальной ситуации; корректировать индивидуальные цели и задачи и перестраивать программы своих действий в соответствии с изменяющимися условиями;
- креативность - способность генерировать оригинальные, нестандартные способы решения трудных задач, направленных на достижение общих целей, сохранение эмоционального благополучия и оптимизацию межличностных отношений;
- самомониторинг - умение видеть себя и свои действия со стороны; представлять, как видят тебя другие в процессе взаимодействия; способность к саморегулированию и самоконтролю; возможность прогнозирования результатов общения и моделей развития межличностных отношений с партнерами;
- культура общения - совокупность речевых, социальных и этических норм, позволяющих относиться к процессу социального взаимодействия и к его участникам как к ценности, руководствоваться принципом «Не навреди»; учитывать и адекватно воспринимать межкультурные различия в коммуникациях;
- готовность к самоизменению - умение признавать и исправлять собственные ошибки, корректировать неэффективные социальные действия; апробирование вариативных моделей поведения и приемов общения в социальных ситуациях. Самовоспитание этих социальных навыков - залог формирования социальной и коммуникативной компетентности личности.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.