Самовоспитание будущего специалиста
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Самовоспитание будущего специалиста
Направления самовоспитания личности
Методы и ресурсы самовоспитания
Механизмы самовоспитания личности
Все страницы

1. Понятие, цели и структура самовоспитания
2. Основные направления самовоспитания
3. Методы и ресурсы самовоспитания
4. Механизмы самовоспитания личности


Основные понятия и термины
Адаптивность, виды самовоспитания, креативность, самоанализ, самовнушение, самоинструкция, самоиспытание, самоконтроль, самокритика, самомониторинг, самонаблюдение, самонаказание, самоободрение, самообязательство, самоотчет, самооценка, самопознание, самопринуждение, самостимулирование, самоубеждение, социальная активность, социальное творчество, социальный интеллект, толерантность, эмпатия

1. Понятие, цели и структура самовоспитания


Самовоспитание рассматривается в педагогике и психологии как высшая форма саморазвития. Самовоспитание - это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность.
Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию.
Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности.
Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями деятельности и личной программой развития.
Критериями готовности личности к самовоспитанию являются мотивационный, деятельностный и рефлексивный:
- мотивационный критерий предполагает сформированность устойчивой мотивации самовоспитания, которая предполагает стремление к познанию себя, потребность в приобретении новых компетенций, желание найти средства саморазвития;
- деятельностный критерий отражается в реальном проектировании саморазвития и реализации проекта, что предполагает определение перспектив самовоспитания, знание способов достижения целей и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций;
- рефлексивный критерий отражается в самооценке результатов самовоспитания и определение перспектив саморазвития исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов повлиявших на изменение личности, осознание последствий самовоспитания.
Параметрами самовоспитания являются:
- направленность самовоспитания, т. е. мотивы работы над собой;
- содержание самовоспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
- эффективность в формировании личности (выполняет функции главные или вспомогательные).
Основу самовоспитания составляют стремление:
- стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью;
- самореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, видеть себя как бы со стороны;
- думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии.
Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.
Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте, однако его предпосылки появляются уже в поведении детей более раннего возраста.
Например, в период кризиса трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и автономности от взрослых, ребенок пытается целенаправленно решать жизненные задачи, которые раньше были ему не под силу, прикладывать максимум усилий, чтобы самому выполнить сложные для него бытовые, коммуникативные, познавательные действия, чувствуя при этом гордость и собственную взрослость.
В дошкольном возрасте в процессе взаимодействия со сверстниками ребенок старается сознательно сдерживать импульсивные реакции, контролировать свои действия, уступать, думать не только о себе, но и о других, чтобы выстраивать конструктивные игровые взаимоотношения, сотрудничать, решать общие значимые задачи.
В период младшего школьного возраста, например, стремясь заслужить одобрение учителя, ребенок целенаправленно воспитывает в себе социально-значимые качеств (старательность, усидчивость, ответственность и др.), преодолевает эгоизм, лень, учится планировать и анализировать свои действия.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок в своих социальных проявлениях ориентируется преимущественно на оценки взрослых, на их одобрение или критику, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие, на процесс самовоспитания.
Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям, а также может почувствовать успешность и увидеть результативность своих действий.
В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании начинает играть самооценка. Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам и требованиям референтной группы.
Самовоспитание невозможно без адекватного анализа личностью своих индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и реалистичной самооценки, соответствующей реальным способностям и возможностям человека.
В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, внутреннему стремлению к саморазвитию, сложившейся системе ценностей и идеалов, сформировавшейся мировоззренческой позиции.
Можно условно выделить три стадии самовоспитания, связанные с возрастными особенностями личности: стадия внешних требований, стадия вынужденности и стадия сознательного воспитания:
1. Начальная стадия самовоспитания - стадия внешнего требования - свойственна младшему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, побудителями активного отношения ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, вначале ориентируясь на образцы поступков (подражание) или на «инструкцию» воспитателей; затем появляется способность к выбору варианта поступка; позже эти общественные требования начинают выступать как внешние регуляторы поведения и как средства саморегуляции.
2. Следующая стадия - стадия вынужденности - характеризуется тем, что человек вынужден изменяться, подчиняясь той или иной ситуации. На этой стадии личностные изменения начинаются с их осознания и уже произвольно регулируются. При этом подражательность и подчинение инструкции полностью не исчезают.
3. Третья стадия развития личности в этом контексте - сознательное самовоспитание. Его источником являются внутренние потребности личности. Мотивация становится ведущим компонентом самовоспитания. Эта мотивация появляется в результате интериоризации внешних требований и групповых установок: под влиянием социальных условий формируются структуры самовоспитательных действий - самоубеждение, самомотивация, самоприказ и т. п., которые впоследствии переходят во внутренние установки, потребности.
Невозможно определить, в каком возрасте заканчивается процесс самовоспитания. Самовоспитание - дело всей жизни, поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела. Достигнув одни цели саморазвития, субъект ставит перед собой новые задачи формирования тех или иных социально значимых качеств, утверждения своей индивидуальности. Если человек решает, что воспитывать себя дальше не имеет смысла, что он достиг совершенства, являясь образцом воспитанности, нравственности и духовности, происходит стагнация социального, интеллектуального, эстетического, этического развития, и начинается постепенный регресс личности.
Цели и движущие силы самовоспитания. Цель - это созданный в сознании человека образ, отражающий конечный результат какой-либо деятельности. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Иначе это дело превращается в хаотичный, бессмысленный, непредсказуемый и неконтролируемый процесс, не имеющий значимого результата.
Именно четко сформулированная цель является тем стержнем, тем вектором, который направляет процесс самовоспитания, помогает преодолевать все трудности, возникающие на его пути.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой, желаний и стремлений человека . Вместе с тем, следует понимать, что поставленная цель должна быть реальна, исполнима. Надо иметь достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе цели по силам. Неосуществимые, нереальные надежды, чрезмерно завышенные притязания, не соответствующие реальным возможностям и способностям человека, могут привести к обратному эффекту самовоспитания - к неуверенности в своих силах, разочарованию в себе и окружающих, личностным деформациям, нарушению межличностных отношений.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.
Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.
Все это, естественно, требует от личности тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. При постановке целей самовоспитания можно составить список черт, которые следовало бы усилить в личности, и список черт, которые хотелось бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей, также может быть целью самовоспитания .
В процессе самовоспитания лучше начинать с простых, реальных, достижимых целей, например: не употреблять бранные слова; не перебивать собеседника, держать свое слово, делать самому уроки и т. д. По мере приобретения опыта самовоспитания цели должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными .
Сформулированную цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, можно поделиться ей с близкими людьми, друзьями, записать в дневник, пока она не закрепится прочно в сознании. В этом случае цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.
Мотивы самовоспитания могут быть различны:
- жизненные устремления, амбиции, притязания учащегося;
- потребность адаптироваться в поликультурном пространстве, действовать в соответствии с социальными нормами группы, требованиями общественной морали;
- выполнение индивидуальных обязательств, взятых на себя;
- понимание необходимости и важности преодоления жизненных, социальных и коммуникативных трудностей;
- следование положительному примеру, идеалу;
- стремление самоутвердиться в группе сверстников или повысить свой социальный статус.
Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия, нарушающие внутреннюю гармонию личности и стимулирующие к постановке целей самовоспитания:
1. Во-первых, это противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности социальным окружением и их реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям. Если эти требования оказываются посильными для учащихся и сочетаются с помощью, то они становятся движущей силой их самовоспитания.
2. Во-вторых, это противоречия между желанием и неумением личности работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.
3. В-третьих, это противоречия, проявляющиеся в несоответствии результатов самовоспитания поставленным целям и задачам самоизменения. Цели и задачи самовоспитания должны быть достижимыми, иметь определенные промежуточные рубежи.
Следовательно, самовоспитание - это всегда целенаправленный процесс, сознательное и регулируемое личностью движение к намеченной цели, в котором в соответствии с мотивами и интересами человека, а также с требованиями социума, формируются желаемые качества, модели поведения, способности. В процессе реализации намеченных программ цель может уточняться, корректироваться, дифференцироваться в зависимости от меняющихся социальных условий, личностной позиции субъекта самовоспитания, успешности его действий.
Структура самовоспитания.
В структуре самовоспитания выделяются следующие компоненты:
- самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера;
- самоорганизация деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение в нее необходимых поправок;
- самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач.
Процесс самовоспитания предполагает цепочку действий личности:
- осознание требований к себе;
- самопознание, критическую самооценку своей деятельности и поведения;
- планирование работы над собой, выработку программы и правил поведения; практическую реализацию программы самовоспитания;
- самоконтроль, самооценку и самокорректирование действий, поведения.
Можно выделить несколько последовательных этапов в процессе самовоспитания, каждый из которых реализуется с помощью специфичных методов:
1. Определение целей и направления самовоспитания - осуществляется с помощью самопознания, самонаблюдения, самоиспытания, самоанализа, самооценки.
2. Этап выработки плана самовоспитания, реализуемый через самообязательство (самопрограммирование), самостимулирование, самокритику.
3. Этап реализации плана самовоспитания, на котором эффективны такие методы, как самоинструкция, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самоободрение.
4. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию, реализуемый благодаря самоконтролю, самоотчету личности.
Следовательно, самовоспитание начинается с анализа собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, т. е. с самооценки; выделения своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определения того, что необходимо в себе преодолеть; принятия решения о работе над собой.
Далее следует постановка цели и разработка программы деятельности - определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач. Разрабатываемые личностью программы самовоспитания выполняют функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor - принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой.
Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, тем эффективнее будет проходить работа над собой. После этого реализуется собственно деятельность - учебная, трудовая, познавательная, эстетическая, физическая - по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевых усилий над собой. Весь процесс деятельности должен сопровождаться саморегуляций, предусматривающей самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование - уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
Таким образом, процесс самовоспитания является многокомпонентным и предполагает реализацию последовательных этапов. Неспособность личности успешно реализовать какой-либо из этих этапов препятствует достижению поставленной цели и развитию желаемых качеств личности.

 


 

2. Направления самовоспитания личности

Направления, в которых реализуется процесс самовоспитания, можно классифицировать по различным основаниям:
1. По направленности на сферы деятельности - интеллектуальное, этическое, эстетическое, духовное, социальное, патриотическое, трудовое, профессиональное, экологическое, физическое,
др.;
2. По направленности на качества личности - воспитание силы воли, характера, самостоятельности, выносливости, активности, смелости и др.;
3. По направленности на область саморазвития - воспитание способности к самоутверждению, самообразованию, самоопределению, самоактуализации.
Наиболее обобщенно можно выделить четыре основных направления самовоспитания школьников: интеллектуальное, эстетическое, физическое, социальное.
Интеллектуальное самовоспитание - целенаправленный, управляемый самим учеником процесс развития интеллектуальных качеств и умственных способностей, который всегда связан с образованием и самообразованием личности. Интеллектуальное самовоспитание осуществляется, если ученик:
- стремится систематически повышать уровень своих знаний, занимается самостоятельно в интересующей его области;
- совершенствует свои умственные силы и способности, развивает у себя память, внимание, мышление, речь;
- овладевает культурой умственного труда, умениями и навыками рациональной учебной работы.
Во всем этом самообразование является составной частью интеллектуального самовоспитания и его практической основой. В процессе самообразования должны одновременно приобретаться знания, умения и навыки, планомерно развиваться интеллектуальные силы и способности.
Эстетическая деятельность человека призвана удовлетворять потребность в красоте, которая является одной из важнейших его духовных потребностей. Объектом эстетического самовоспитания выступают эстетическая культура человека, включающая знания об искусстве, эстетические представления, вкусы, кругозор, умение видеть и понимать прекрасное в обществе, природе, человеческих отношениях, результатах труда, а также эстетические умения и навыки. Это означает, что важно воспитывать в себе не столько умение ценить прекрасное, сколько способность создавать красоту. Эстетическое самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения.
В этом плане эстетическое самовоспитание подчинено общему закону, оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, его завершением. Но главная: особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание во взаимосвязи с самовоспитанием выполняет следующие функции:
- совершенствует органы чувств, а, следовательно, механизм восприятия окружающей действительности и информации, обеспечивает устойчивое внимание, наблюдательность и взаимодействие органов чувств при активном творческом познании;
- выступает предпосылкой развития интереса, любознательности, увлеченности наукой; поскольку без человеческих эмоций не может быть и человеческого поиска истины;
- усиливает влияние искусства на нравственность, поскольку ни один учебный предмет не может заменить искусство при раскрытии человеческой духовности или бездуховности, внушить отвращение к безобразному и восхищение прекрасным;
- способствует воспитанию творческой личности, творческого отношения к труду;
- связывает науку и искусство - два основных источника творчества человека;
- выступает важным фактором сплочения детей в учебные, трудовые, общественные коллективы.
Критериями эстетической воспитанности личности выступают:
- развитое эстетическое чувство, включающее в себя эстетическую и эмоциональную восприимчивость, эстетическое переживание (ощущение красоты, поклонение ей, отвращение к безобразному), эстетические впечатления и гуманизм (сочувствие, сострадание, сопереживание);
- эстетическое сознание, возникающее в результате взаимодействия эстетического идеала, эстетических ценностей, вкуса и нравственных убеждений;
- эстетическое отношение к действительности, по строенное на единстве истины, добра и красоты, нравственном и эстетическом началах в человеческих отношениях, взаимосвязи с природой и обществом;
- эстетические качества личности: умение видеть мир прекрасным (романтичность), потребность в его эстетическом преобразовании, наклонности и способности: к эстетической деятельности, умения и навыки преобразования реальной действительности по законам красоты. Указанные критерии эстетического воспитания есть в то же время критерии эффективности эстетического самовоспитания.
Для того, чтобы учащийся стремился самостоятельно развивать свои эстетические дарования и способности, необходимо:
- поддерживать преобладающий интерес к избранной, любимой сфере знаний, искусства и деятельности;
- создавать реальные возможности развивать способности, как только они проявились;
- осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании с учетом возможностей возраста;
- организовывать сотрудничество с другими детьми, которые обладают способностями в этой же области;
- непрерывно совершенствовать стимулы личных достижений учащихся, создавая для них ситуации социального успеха.
Всякая деятельность, в которой человек проявляет свои дарования и способности, постепенно становится и эстетической, любой вид работы над собой на определенной стадии вызывает высшие эстетические чувства (гордость, самоуважение, радость от достижений и др.).
Под физическим самовоспитанием понимается процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированной на формирование физической культуры личности, здорового образа жизни. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др. Основными мотивами физического самовоспитания школьников выступают:
- требования социальной жизни и культуры;
- притязание на признание в коллективе сверстников;
- соревнование, соперничество (особенно в подростковом возрасте);
- осознание несоответствия собственных физических сил требованиям различных видов деятельности;
- критика и самокритика, помогающие осознать свои недостатки.
Личный план физического самовоспитания должен иметь следующие задачи: укрепление здоровья, закаливание организма, выработка настойчивости, воспитание координационных способностей, воспитание выносливости, улучшение физического развития, физической подготовленности и привлекательности.
Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа:
I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью личности к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что школьник начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Если самооценка занижена, это способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Адекватность самооценки в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением личности работать над собой.
На II этапе исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев. Личный план включает комплекс конкретных мер, действий, которые школьник обязуется выполнять для реализации намеченных цели и задач.
III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методами самовоздействия, самоуправления, направленными на совершенствование личности, являются самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет. Полезно заполнять дневник самоконтроля, который является как бы самоотчетом о проделанном за день.
Основа физического самовоспитания - стремление вести здоровый образ жизни, включающий правильное сбалансированное питание, посильные физические нагрузки (утреннюю гимнастику, физические упражнения, упражнения на развитие координации, бег, пешие походы, прогулки на велосипеде, занятия спортом, танцами и др.), гигиенические процедуры, отказ от курения, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, ранних сексуальных связей. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.
В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.
В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки. Очень важно научить детей отмечать даже незначительные позитивные изменения в работе над собой, подчеркивать их успешность и целеустремленность, подкрепляя их уверенность в своих силах, активизируя физическую и социальную активность, содействуя дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни, профилактике и отказу от вредных привычек.
Социальное самовоспитание есть процесс выработки в себе социально значимых качеств личности, способствующих, с одной стороны, адекватной адаптации в социуме, интериоризации социальных норм и требований, формированию системы социальных ценностей (т. е. социализации ребенка), с другой стороны - утверждению его как самостоятельного, относительно автономного и независимого субъекта деятельности и общения, презентации себя как яркой индивидуальности, обладающей уникальным набором свойств и качеств (т. е. процесс индивидуализации).
Социальное самовоспитание предполагает развитие социального интеллекта, социальной активности и социального творчества.
1. Социальный интеллект, который понимается как способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений
Социальный интеллект как способность понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации выполняет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную и рефлексивно-коррекционную функции.
В структуре социального интеллекта выделяют три группы компонентов:
- когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование;
- эмоциональные: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, сопереживание, склонность к психическому заражению, способность к внушению, эмпатия, способность вчувствования в событие, объект искусства, природу, установление эмоциональных связей с другими, разделение эмоционального состояния другого или группы;
- поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация, способность к саморегуляции, способность эффективно работать в условиях стресса
Именно социальный интеллект обеспечивает адекватность, адаптивность личности в меняющихся социальных условиях, способствует формированию программ и планов успешного межличностного взаимодействия, совместное решение жизненных задач, планирование событий и прогнозирование их развития.
2. Социальная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в различных сферах социальных отношений человека.
С одной стороны, через социальную активность человек выражает свою индивидуальность, неповторимость, с другой стороны, активность направлена на преодоление возникающих в социальном взаимодействии трудностей и противоречий.
Необходимо самовоспитание социальной эргичности, которая характеризует уровень потребности человека в социальных контактах, качество социальных контактов и особенностей их установления, общительность, склонность к взаимодействиям, к лидерству.
В качестве компонентов социальной активности следует рассматривать:
- смысловой (потребности, мотивы, интересы, формирующие личностные смыслы участия в социальном взаимодействии, общении);
- проективный (целеполагание, планирование социальных, коммуникативных действий, предвосхищение результата);
- регулятивный (самоконтроль, саморегуляция социальных проявлений, общения);
- динамический (непосредственное исполнение коммуникативных и социальных действий);
- рефлексивный (анализ результативности и оптимальности собственных действий, ориентация на самосовершенствование).
Ориентация на самовоспитание и самостимуляцию социальной активности обеспечивает раскрытие потенциалов личности, развитие природных задатков, способствует формированию социальной зрелости, социально-активной мировоззренческой позиции, организаторских способностей, коммуникативной компетентности, успешному преодолению трудностей общения и взаимодействия.
3. Социальное творчество, которое характеризуется социально полезной деятельностью человека по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума, отличающейся личностной значимостью и субъективной новизной. Под готовностью к социальному творчеству М.И. Рожков понимает такой уровень личностного развития, при котором человек осознает потребность и способность решать социально значимые проблемы.
В структуре социального творчества особое место занимает коммуникативная креативность как способность субъекта к генерированию оригинальных, нестандартных способов решения трудных коммуникативных задач, направленных на достижение целей общения, сохранение субъективного благополучия и оптимизацию межсубъектных отношений с партнерами.
В структуре социального творчества выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых характеризуется комплексом показателей:
- конативный, включающий социальную гибкость, мобильность, адекватность, любознательность, способность к импровизации, социальную независимость, чувство юмора, уверенность в себе;
- когнитивный, характеризующийся вербальной и невербальной оригинальностью, уникальностью и продуктивность идей, которые генерирует личность и пытается реализовать в социальном пространстве;
- эмоциональный, включающий эмоциональную выразительность личности, эмоциональную открытость, социальную смелость (отсутствие страха выглядеть смешным, глупым), позитивный прогноз реализации своих целей, толерантность, осознанность и адекватность эмоциональных реакций, саморегуляцию своих действий и настроения.
Таким образом, социальное самовоспитание должно быть направлено на формирование жизненно-важных социальных навыков, таких как:
- навыки социальной перцепции - умение внимательно слушать и понимать смыслы партнера; непредвзято воспринимать его; проявлять по отношению к нему эмпатию, доброжелательность, открытость;
- ориентация на другого - умение концентрировать внимание на партнере, воспринимать сообщение, инициировать и поддерживать тему разговора, выражать эмоциональную поддержку партнеру; координировать свои действия с действиями партнеров;
- толерантность - проявление терпимости по отношению к партнерам, отличающимся по взглядам, убеждениям, поведению; построение взаимодействия с ними на основе взаимного признания и ненасилия, уважения их позиции;
- гибкость, адаптивность - умение учитывать особенности и требование социальной ситуации; корректировать индивидуальные цели и задачи и перестраивать программы своих действий в соответствии с изменяющимися условиями;
- креативность - способность генерировать оригинальные, нестандартные способы решения трудных задач, направленных на достижение общих целей, сохранение эмоционального благополучия и оптимизацию межличностных отношений;
- самомониторинг - умение видеть себя и свои действия со стороны; представлять, как видят тебя другие в процессе взаимодействия; способность к саморегулированию и самоконтролю; возможность прогнозирования результатов общения и моделей развития межличностных отношений с партнерами;
- культура общения - совокупность речевых, социальных и этических норм, позволяющих относиться к процессу социального взаимодействия и к его участникам как к ценности, руководствоваться принципом «Не навреди»; учитывать и адекватно воспринимать межкультурные различия в коммуникациях;
- готовность к самоизменению - умение признавать и исправлять собственные ошибки, корректировать неэффективные социальные действия; апробирование вариативных моделей поведения и приемов общения в социальных ситуациях. Самовоспитание этих социальных навыков - залог формирования социальной и коммуникативной компетентности личности.

 


 

3. Методы и ресурсы самовоспитания


Методы самовоспитания - это конкретные пути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач на различных этапах его деятельности.
Первый этап - определение целей и направлений самовоспитания. Основные методы на этом этапе: самопознание, самонаблюдение, самоиспытание, самоанализ, самооценка.
Самопознание - изучение самого себя, познание своего «Я» в его специфике, неповторимости, условиях и способах реакций, стремлениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного «Я».
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, ее фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие.
Самопознание включает: понимание себя (поиск точных знаний о себе), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе), самопроверку (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими). Самопознание невозможно без самонаблюдения, сравнения себя с другими, самоанализа и самооценки.
Самонаблюдение - фиксация и анализ поступков, мыслей, эмоций, фактов собственной жизни за определенный промежуток времени. При анализе данных самонаблюдения человек обращает внимание на то, выражением каких мыслей, чувств, качеств и отношений являлись его поступки. Самонаблюдение нередко переходит в самоконтроль и обратно, играет важную роль в формировании самосознания, саморегуляции.
При самонаблюдении необходима высокая требовательность к себе. Надо учитывать, что тут возможно завышенное представление о своих возможностях и способностях, снисходительное отношение к своим недостаткам. Поэтому результаты самонаблюдения рекомендуется проверять, сопоставлять с мнением других людей, сравнивать себя с другими, решительно бороться с самоутешением и самообманом. Самонаблюдение нередко осуществляется в процессе самоиспытания.
Самоиспытание - преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявления того или иного качества. Ситуация самоиспытания является всегда сложной для человека, может быть им специально создана для самопроверки, определения своих возможностей, раскрытия потенциалов. В сложной ситуации возникает необходимость решения «задачи на смысл» - такого понимания конфликтности ситуации, которое отражает необходимость самому человеку доопределять, между чем и чем ему следует выбирать. При этом сталкивается возможное (потенциальное, неактуализированное) и фактическое (привычное, ранее актуализированное), т. е. личности приходится выбирать между новыми, креативными моделями поведения и шаблонными, стандартными, стереотипными.
Самоанализ - это анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей, критическая оценка фактов поведения, соотнесение их с идеалом. Самоанализу способствует определение идеального образа, к которому стремится человек - нравственного, интеллектуального, социального, эстетического, физического и др. В младшем школьном возрасте идеалами могут быть реальные люди - родители, учительница; в более старших возрастах - кумиры кино, медиа-персоны, успешные люди бизнеса, лидеры референтной группы, харизматичные сверстники и др.
Самооценка - способность личности к оценке себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она является фиксацией результата познания себя. Относясь к ядру личности, самооценка - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и стимулирует самовоспитание.
Второй этап выработки плана самовоспитания реализуется через методы: самообязательство, самостимулирование, самокритика.
Самообязательство (самопрограммирование) - обдуманный, самостоятельно сформулированный план работы над собой, включающий представление о личностных качествах, степени их сформированности и систему конкретных действий по их приобретению.
Суть самообязательства - в сопоставлении своего «я» с требованиями, которые к человеку предъявляются, в осознании несоответствия между своим поведением и взятыми на себя обязательствами, направленными на устранение выявленных недостатков. В соответствии с самообязательствами, разрабатываются принципы и правила личного поведения, как основы самоорганизации личной жизни, учебной и общественной деятельности человека. Например, «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше», «Думай не только о себе, но и о других», «Умей сосредоточить свое внимание на начатом деле и доведи его до конца», «Не отвлекайся во время выполнения домашней работы» и др. При постоянном напоминании себе о взятом обязательстве, человек стремиться регулярно выполнять его, что ведет к постепенному формированию важной, социально-значимой привычки.
Самостимулирование - это способ обеспечения самообладания, суть которого заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное. Например, учащийся стимулирует себя в учебе, стремясь открыть нечто увлекательное и новое; в повседневном поведении опирается на самолюбие, сознание своей воли, ожидаемую радость общественного признания своих самоотверженных поступков. Самостимулирование предполагает наличие конкретных целей, определенных во времени.
Самокритика - это критика своих ошибок, вскрытие недостатков в своей работе, в поведении; метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, предполагающий признание своих ошибок, неправоты, некомпетентности, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, исправление недостатков, искоренению дурных привычек.
Третий этап реализации плана самовоспитания предполагает использование таких методов, как: самоинструкция, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самоободрение.
Самоинструкция - инструкция, которую человек создал для самого себя, т. е. он заранее предусматривает свои действия в той или иной ситуации. Этот метод основан на использовании внутренней речи в регуляции поведенческих актов. Самоинструкция должна быть предельно конкретной и точно описывать желательное поведение. Поставленная задача должна быть выполнимой, слишком сложная инструкция или неуспех в выполнении инструкции уменьшают мотивацию в дальнейшем использовать этот метод. Самоинструкция может также применяться в целях уст ранения нежелательного поведения. В этом случае самоинструкции носят либо явно запретительный характер (этот тип самоинструкций используют в крайнем случае - когда не удается найти замещающую формулировку), либо разрешают замещающее по ведение. Например, мальчику, который говорит слишком быстро, можно предложить самоинструкцию: «Буду говорить медленно, как удав из мультфильма» (замещающее поведение). Чаще всего метод самоинструкций применяют при излишней импульсивности или пассивности, при трудностях концентрации, нарушениях внимания, а также в случаях сильных переживаний. Реализация самоинструкций предполагает самоупражнения, которые помогают учащемуся вырабатывать у себя прежде всего привычки желаемого поведения.
Самоубеждение - это метод самовоспитания, который предполагает, что люди осознанно, самостоятельно в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему.
Самоубеждение предполагает детальное рассмотрение доводов и контрдоводов, самодискуссию, самооправдание, построение цепочки: «должен - хочу - могу» на основе логических приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Самоубеждение - это, прежде всего, спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения или способа самовоспитания. Самоубеждение предполагает наличие развитого мышления и определенного жизненного опыта. Кроме того, оно основано на самооценке.
Самовнушение (аутосуггестия) - процесс внушения, адресованный самому себе, один из приемов самоуправления личности. Позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными реакциями. Широко применяется при самовоспитании, предполагает произнесение в утвердительной форме, от своего имени, в настоящем времени конечного или промежуточного результата самовоспитания. Может осуществляться в форме аутотренинга, перед засыпанием или сразу после пробуждения. Чтобы давать себе правильные установки, важно, чтобы утверждение отражало то, что вы хотите, а не от чего пытаетесь избавиться; нельзя использовать частицу «не» при составлении утверждений и упоминать любые негативные моменты («Я перестаю все забывать» - неправильный вариант; «У меня прекрасная память!» - правильный), установка должна иметь конкретный смысл, быть простой и понятной, создавать позитивный фон, сформулирована в настоящем времени, а не в будущем, проговаривать установки следует не машинально, а со смыслом. Самовнушение помогает вызывать и закреплять у себя определенные психические состояния, преодолевать отрицательные эмоции, управлять и мобилизовывать себя на выполнение сложных задач.
Самопринуждение - это волевое усилие человека, ограничение своих непосредственных желаний, «приневоливание», стремление заставить себя сделать то, что является нравственным, значимым, необходимым, соответствующим определенной социальной ситуации. Считается, что самопринуждение развивает волю, как физический труд мышцы. Основной прием самопринуждения: самоприказ - жесткое, оформленное в рамочном режиме, решение; предполагает наличие и использование определенных волевых усилий, уверенности в себе.
Самоободрение - более мягкий метод самовоспитания, основанный на самопринятии, позитивном самоотношении, оптимизме, подразумевает использование следующих приемов: внушение уверенности в собственных силах, успокоение себя, внушение уверенности в успехе задуманного. Иногда человек может использовать способы самопоощрения: запись в дневнике, долгожданное событие, самопохвалу. Иногда бывает целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных ситуациях. Прошлые успехи напоминают человеку о его возможностях, скрытых ресурсах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в свои силы. Видеть в себе не только дурное, но и хорошее, ценить в себе те или иные личностные качества - залог позитивного настроя и успешной реализации целей самовоспитания.
Четвертый этап - подведение итогов работы по самовоспитанию - предполагает следующие методы: самоконтроль, самоотчет, самонаказание.
Самоконтроль - рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок. Это комплекс автономных, но взаимосвязанных действий - сравнения и сопоставления, сличения, анализа, синтеза, планирования, предвидения, переноса и последующей коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. Самоконтроль предполагает принятие ответственности по изменению ситуации, человек должен уметь следить за своим поведением, особенно в конфликтных ситуациях, соотносить свое реальное поведение с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения, адекватно оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики.
Самоотчет - метод, повышающий эффективность самоконтроля. В процессе практической деятельности по самовоспитанию человек отдает себе отчет в своих поступках, вносит коррективы, стабилизирует поведение в нужном направлении, тем самым делая свою личность объектом своего сознания и произвольности. Отличной формой самоотчетов являются дневники, в которых не просто описываются события прошедшего дня, но и отражаются отношение личности к происходящему, чувства, соображения по поводу прожитых событий, производится самоанализ того, что удалось сделать и что вызвало затруднения, каких результатов добился и к чему еще необходимо стремиться. Возвращаясь к дневниковым записям, человек может переосмыслить события прошлого, сделать важные для себя выводы, определить причины успехов и неудач. В дальнейшем это составляет основу для самокоррекции и самовоспитания.
Самонаказание - этот метод применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения - ограничения в развлечениях, хобби, прилюдное признание своих ошибок, выполнение повышенных обязательств и др. Когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований. Самонаказание выполняет дисцилинирующую и корректирующую функции. Выбор методов самовоспитания - процесс сложный, предполагающий четкую постановку личностью цели, высокую мотивацию самосовершенствования, готовность к преодолению трудностей, настрой на длительную работу над собой, отсутствие иллюзий «быстрых побед».
Понятие и классификация ресурсов самовоспитания.
Под ресурсами обычно понимают внутренние (личностные) или внешние (средовые) условия, характеристики, которые помогают человеку справляться с жизненными трудностями достаточно эффективно.
Функции ресурсов:
- усиление самоэффективности, т. е. повышение ощущения собственной компетентности, уверенности в собственных силах, сохранение и повышение способности к контролю собственной жизни в трудных ситуациях;
- подержание позитивной Я-концепции;
- переоценка смысла и значения трудной ситуации в позитивном ключе приобретения индивидуального опыта и роста личности;
- привлечение и создание новых ресурсов, а также умение целенаправленно использовать возможности социальной среды. Наиболее ярко роль ресурсов проявляются в ситуациях вызовов - трудных жизненных ситуациях и ситуациях достижений, играющих важнейшее значение в процессе самовоспитания.
Чаще всего ресурсы разделяют на две группы: индивидуальные и средовые.
Индивидуальные ресурсы человека, помогающие самовоспитанию, подразделяются в свою очередь на три группы:
- физиологические (здоровье, отсутствие физических недостатков, физическая выносливость и др.);
- личностные (личностные особенности, адекватная самооценка, уверенность, чувство контроля, способность к самораскрытию и др.);
- когнитивные (обучаемость, убеждения, способность к структурированию информации и др.).
Средовые ресурсы - это различного рода социальная поддержка (эмоциональная, инструментальная, моральная) и социально-экономические характеристики человека.
В структуре средовых ресурсов можно выделить:
- физический (ресурсы физической среды: условия жизни, комфорт и др.);
- социальный (социальная сеть и отношения с окружающими людьми) компоненты
К основным ресурсам самовоспитания в детском, подростковом и юношеском возрасте можно отнести позитивную Я- концепцию, самостоятельность, когнитивные способности, способность решать проблемы, эмпатию, реалистический взгляд на мир и др. Социальная поддержка также является важным ресурсом достижения и поддержания благополучия человека. Особенно актуальна ее роль в детском и подростковом возрастах, когда потребности в признании, принадлежности преобладают. Необходимо отметить, что в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями при дефиците внутренних ресурсов из-за быстрой нервнопсихической истощаемости ребенка, внешние ресурсы выполняют «стресс-буферную» роль.
Социальная поддержка в данном случае создает благоприятные условия для эффективного и конструктивного совладания со стрессом. Это достигается благодаря сохранению и поддержанию активности человека, актуализации его собственных ресурсов для поиска решения.
Дети, начиная с подросткового возраста, а в некоторых случаях и с младшего школьного возраста, знают назначение ресурсов личности, понимая под ними «разум, способности, источник, наличие энергии, внутренние силы, которые помогают добиваться успеха» и умеют целенаправленно использовать различные ресурсы для победы над своими недостатками, для преодоления возникающих жизненных трудностей.
Наиболее «ценными» ресурсами, с точки зрения старшеклассников, являются позитивное, жизнерадостное мироощущение, жизнелюбие и оптимизм как способность верить в хорошее, ответственность, решительность, доброта, под которой понимается способность помогать людям, сочувствовать, а также отзывчивость.
В группе мальчиков особое место занимает уверенность, ум, сообразительность, а также такие физические качества, как ловкость и выносливость.
В группе девочек важными считаются дружелюбие, общительность, способность понимать других людей и их переживания, эмпатия и раскрепощённость в общении, а также привлекательность и стильность.



4. Механизмы самовоспитания личности

Под механизмом понимается обычно то, что обеспечивает функционирование какой-либо системы. Механизмы самовоспитания - это внутренние источники, силы, которые приводят процесс самосовершенствования в действие. Понимание механизмов самовоспитания позволяет нам ответить на вопросы: «Что является стимулом к самовоспитанию?» и «Каким образом субъект осуществляет процесс самовоспитания?»
Лоренс Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста, изучал развитие морального сознания личности. Используя метод нравственных дилемм, Колберг предложил шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характеристике причин, побуждающих человека к тому или другому действию.
Так почему же человек стремится вести себя правильно?
Первый уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду (подстроиться).
Второй уровень. Чтобы все хорошо обо мне думали, другие и я сам (казаться).
Третий уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (подчиняться).
Четвертый высший уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (быть самим собой).
Эти уровни нравственного поведения и представляют собой внутренние стимулы, личностные смыслы самовоспитания.


В исследованиях А.Г. Самохваловой, изучавшей способы преодоления детьми и подростками жизненных трудностей, выявлены следующие механизмы:
1. «Учусь на своих ошибках!» - данный механизм предполагает рефлексию ребенком своего успеха и неуспеха в социальных ситуациях; осознание, признание, поиск причин и исправлении собственных ошибок, допущенных по отношению к другим людям; гордость за свои сильные стороны личности, использование их в качестве ресурса преодоления вновь возникающих трудностей; постановку новых целей самовоспитания в какой-либо сфере.
2. «Объявляю себе войну!» - предполагает целенаправленную борьбу ребенка со своими недостатками - социальными страхами, тревогой, депрессивностью, застенчивостью, трусостью, лживостью и т. д. Механизм отчасти схож с предыдущим, но в данном случае ребенок испытывает острые негативные чувства по отношению к себе, пытается скрыть свои проблемы от окружающих, самостоятельно преодолевать их.
3. «Докажу всем!» - данный механизм основан на социальном сравнении, на потребности в самоутверждении; ребенок, понимая, что сверстники или взрослые более успешны в деятельности, общении, чем он, повышает свой уровень притязаний, ставит амбициозные цели, стремится победить самого себя, развить в себе определенные личностные качества, показать окружающим свою компетентность, способность решать трудные задачи.
4. «И я смогу!» - данный механизм предполагает подражание субъекта эффективным моделям поведения, техникам общения взрослых или сверстников, которые ассоциируются у него с силой, компетентностью, успешностью в социальном взаимодействии.
5. «Знание - сила!» - данный механизм предполагает интериоризацию субъектом самовоспитания различных знаний, которыми он ранее не владел, но которые ему необходимы для преодоления актуальных жизненных трудностей, эффективной социализации и индивидуализации.
6. «Один в поле не воин!» - механизм, предполагающий проявление субъектом адаптивного конформизма, поддерживающего внутригрупповую сплоченность и обеспечивающего принятие ребенка группой сверстников; признание приоритета общественного над личным; подчинение социальным ожиданиям, нормам, ценностям референтной группы.
7. «Познай ближнего!» - этот механизм предполагает постепенный переход от эгоцентризма ребенка к децентрации, от доминирующей ценности «Я» к ценности «Другой», от эгоизма к толерантности и эмпатии, от стремления реализовать себя в социальной ситуации к желанию узнать и понять окружающих.
8. «Разрешаю себе творить!» - данный механизм предполагает переход от шаблонного, стереотипного социального поведения, которое свойственно тревожным, застенчивым, ориентированным на социальное признание детям и подросткам, к свободному самовыражению, исследованию и творчеству в процессе межличностного общения и совместной деятельности.
9. «Вода камень точит!» - механизм, предполагающий положительную переоценку ребенком субъектом неудачных попыток преодоления жизненных трудностей; проявление оптимизма и веры в себя, настойчивости в постановке целей и проектировании траекторий самовоспитания.


Все описанные индивидуальные механизмы самовоспитания возможны лишь при активном взаимодействии субъекта с социальной средой. Чем разнообразнее и гетерогеннее (разнороднее) будет эта среда, тем чаще в ней могут возникать противоречия, проблемы, трудности, тем больше она будет давать материала субъекту для рефлексии, тем сильнее будут актуализироваться механизмы социального сравнения, развиваться мотивация самовоспитания и развития социальной компетентности личности.
Чтобы вырастить личность, способную к самовоспитанию, существуют определенные правила, особенно эффективные по отношению к детям дошкольного возраста. Их можно разделить на несколько категорий.
Категория «надо»: помогать близким; выполнять образовательные требования; быть правдивым; учитывать не только личные потребности, но и коллективные интересы; относиться ко всему добросовестно.
Категория «можно»: отдыхать и развлекаться после сделанной работы; прощать обиды и извлекать уроки из них; быть упорным в достижении целей; перенимать положительный опыт у окружающих; просить о помощи.
Категория «нельзя»: относиться к учебе и работе спустя рукава; грубить; решать конфликты силой; искать оправдания своим недостаткам; проявлять равнодушие к чужой беде; необоснованно критиковать.
Категория «хорошо»: иметь контроль над эмоциями; уметь составлять планы; уметь адекватно оценивать свои поступки; тщательно обдумывать все перед началом работы; начинать все дела с наиболее трудной части.
Базовые установки для формирования нужных качеств: для успеха нужно проявлять внимательность; нужно относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе; сила в правде, слабость - во лжи; успех достигается трудом и упорством; людей вокруг привлекает здоровый и опрятный внешний вид.
Гетерогенная социокультурная среда как источник самовоспитания. Социокультурная среда оказывает решающее воздействие на процесс самовоспитания личности. Социокультурная среда понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.
Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:
- относительной стабильностью и устойчивостью,
- связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;
- побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;
- «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;
- достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;
- направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.
Любая образовательная организация на сегодняшний день в России - это неоднородная социальная среда, гетерогенный коллектив детей и педагогов, объединяющий обучающихся с особыми образовательными возможностями и потребностями, имеющих различное состояние здоровья, специфическое культурное наследие и паттерны поведения в социуме.
Современное образование является интегрированным по своей сути, т. е. включающим в «основной поток» воспитанников детей из гетерогенных (разнородных) групп, стирая границы различий, устанавливая между детьми разных категорий равные права, обязанности, обеспечивая тесное сотрудничество и межличностные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил возможности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В гетерогенные группы обучающихся входят дети-сироты, дети, находящиеся в социальноопасной жизненной ситуации, одаренные дети, дети с низким уровнем социально-психологической адаптации, дети-мигранты.
Таким образом, любой школьный класс - это достаточно большая гетерогенная группа, включающая в себя детей, с отличной от большинства национальной культурой, религией, детей с особыми возможностями здоровья, уровнем социально-психологической адаптацией.
Детская и подростковая субкультура обладает свойствами развивать и формировать личность. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я».
В этот период возрастает ценность общества сверстников. Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на интеллектуальные и творческие способности школьников, развивает навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия, социальную компетентность и толерантность.
Особую ценность для детей имеет поликультурное, межнациональное и межконфессиональное взаимодействие детей.
Основой для разработки задач и содержания воспитания в контексте поликультурной педагогической реальности могут служить нормы гуманистического воспитания, признанных ЮНЕСКО:
- поддерживайте взаимодействие между культурами;
- опровергайте этноцентрические и основанные на социальных предрассудках критерии оценки, отказывайтесь от них;
- признавайте значимость различных культур, способствуя деликатному отношению к культуре мигрантов и не допуская доминирования, пусть и неявного, какой-либо одной культуры;
- вводите поликультурный подход на всех уровнях организации школы и во все сферы ее жизни;
- утверждайте взаимную солидарность и взаимное признание в школьном сообществе;
- признавайте значимость разных родных языков в школе и умейте ценить многообразие языков;
- поддерживайте развитие критического мышления и плюралистический подход в передаче знаний;
- учитывайте роль искусства в развитии способности понимать значимость других культур;
- поощряйте межкультурное взаимодействие между учениками и помните, что оно зависит от качества сотрудничества в команде учителей, особенно от качества сотрудничества между местными учителями и учителями-иностранцами, между учителями разных поколений;
- содействуйте общению между школой, домом, средой, где растут дети, и сообществом в целом, включая как постоянное население, так и мигрантов;
- имейте в виду, что поликультурное образование задает особую перспективу для всех стран. Оно влияет не только на страну, в которой осуществляются такие подходы, но и (пусть косвенно) на страны, откуда прибыли мигранты. Такая перспектива требует утверждения солидарности между странами с различным уровнем материальных ресурсов.
Важнейшей задачей современного воспитания является рассмотрение гетерогенности не как проблемы, фактора риска, а как ресурса для эффективной социализации детей, источника их самовоспитания, формирования у них межкультурной толерантности, социальной гибкости и мобильности, жизненных и коммуникативных компетенций.
В контексте гуманистических идей образовательная организация должна стать идеальной моделью человеческих отношений, где нет вражды и ненависти, шовинизма и расизма, господствуют общечеловеческие ценности, благоприятный психологический климат и психологическая безопасность для каждого субъекта образовательного процесса. Образовательная среда должна стать площадкой, где актуализируются «социальные практики» и «социальные пробы» как варианты социализации воспитанников с особыми образовательными потребностями
Гетерогенная образовательная среда является источником формирования социального капитала личности, который подразделяется на:
- связующий социальный капитал - объединяет людей внутри одной группы, помогая им достичь определенной цели или противостоять опасности, укрепляя единство группы и помогая ее членам идентифицироваться с ней и друг с другом;
- вспомогательный социальный капитал, который характеризует отношения между разными группами или между людьми, принадлежащими к разным группам. Он лежит в основе доверительного общения, обмена информацией и совместной деятельности людей из совершенно разных социальных структур и групп.
В современной школе в процессе психолого-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса вполне может накапливаться как связующий, так и вспомогательный социальный капитал личности, формируя способность субъекта к толерантному общению и взаимодействию с представителями различных социальных групп, обогащая его индивидуальный социальный опыт, стимулируя мотивацию самовоспитания через механизмы социального сравнения и идентификации, способствуя преодолению трудностей, связанных с социальными и индивидуальными различиями сверстников.


Вопросы для самоконтроля
1. Каковы цели и движущие силы самовоспитания?
2. Охарактеризуйте структуру самовоспитания.
3. Опишите направления самовоспитания личности.
4. Дайте характеристику методам и ресурсам самовоспитания.
5. Каковы механизмы самовоспитания личности?


Тесты
1. Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в
а) раннем возрасте
б) дошкольном возрасте
в) подростковом возрасте
г) ранней юности
2. Процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированной на формирование здорового образа жизни -
а) эстетическое самовоспитание
б) физическое самовоспитание
в) интеллектуальное самовоспитание
г) социальное самовоспитание
3. Процесс выработки в себе социально значимых качеств личности -
а) эстетическое самовоспитание
б) физическое самовоспитание
в) интеллектуальное самовоспитание
г) социальное самовоспитание
4. Знания об искусстве, умение видеть и понимать прекрасное в обществе, природе, человеческих отношениях, результатах труда - объект
а) эстетического самовоспитания
б) физического самовоспитания
в) интеллектуального самовоспитания
г) социального самовоспитания
5. Совершенствование способности развивать у себя память, внимание, мышление, речь
а) эстетическое самовоспитание
б) физическое самовоспитание
в) интеллектуальное самовоспитание
г) социальное самовоспитание
6. Способность генерировать оригинальные, нестандартные способы решения трудных задач, направленных на достижение общих целей
а) гибкость
б) креативность
в) адаптивность
г) толерантность
7. Фиксация и анализ поступков, мыслей, эмоций, фактов собственной жизни за определенный промежуток времени
а) самонаблюдение
б) самоанализ
в) самооценка
г) самопознание
8. Преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявления того или иного качества
а) самоанализ
б) самооценка
в) самоиспытание
г) самопознание
9. Волевое усилие человека, ограничение своих непосредственных желаний
а) самоободрение
б) самопринуждение
в) самоконтроль
г) самоотчет
10. Механизм, предполагающий проявление субъектом адаптивного конформизма
а) «Знание - сила!»
б) «И я смогу!»
в) «Один в поле не воин!»
г) «Познай ближнего!»

Источник: Дорофеева Татьяна Геннадьевна Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.