Свойства личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Темперамент. Свойства и виды темперамента

Темперамент является одним из наиболее значимых биологических свойств личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, темпу и энергичности деятельности, эмоциональной впечатлительности и целому ряду других характеристик.
Темперамент (от лат. temperamentum - соотношение, соразмерность) - комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности: интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Интерес к этой проблеме возник еще более двух тысяч лет тому назад. Это было вызвано очевидностью существования индивидуальных различий в поведении человека. Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ, который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (санг- вис) - у сангвиников, желтой желчи (холе) - у холериков, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холе) - у меланхолика.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.
1. Силу возбуждения и силу торможения ученый считал двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости - способности выдерживать длительное или краткое, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.
2. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Соотношение их силы определяет, является ли данный индивид уравновешенным или нет, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
3. Третье свойство нервной системы - подвижность возбудительного и тормозного процессов - проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения индивида в соответствии с меняющимися условиями жизни. Противоположностью является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Выделенные И.П. Павловым четыре их сочетания представлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик).
Сангвинический темперамент. И.П. Павлов дает следующую характеристику: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым». Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, хорошей распределенности внимания.
Холерический темперамент. «Холерический тип, - отмечает И.П. Павлов, - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы, но, в конце концов, рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу».
Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; повышенная возбудимость становится основой вспыльчивости и агрессивности. При соответствующей мотивации способен преодолевать значительные трудности. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности холерик достигает в деятельности, требующей быстрой реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Флегматический темперамент. «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Реакции флегматика несколько замедленны, настроение ровно, стабильно. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным; не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Переключение внимания и деятельности несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, а поведение в ряде случаев негибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Меланхолический темперамент. «Меланхолический темперамент, - отмечает И.П. Павлов, - есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное».
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям. Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Он интровертирован: замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки, часто робок и нерешителен. В благоприятной и стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, творческого подхода.
В 50-е гг. ХХ века типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.
В настоящее время обычно используются следующие основные свойства темперамента.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций индивида на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, резкий тон или звук).
Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств либо от его целей, намерений, убеждений.
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения психической реакции.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).
Темп реакции характеризует скорость протекания психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, скорость мышления).
Экстраверсия-интроверсия определяет, от чего зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и переживаний, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, а также скоростью ее возникновения. 
Конституциональные теории личности
Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX веков сформировались концепции, согласно которым существует связь между телосложением и свойствами темперамента.
Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Эрнст Кречмер. На основании многочисленных клинических наблюдений он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:
1. Лептосоматик (греч. leptos - хрупкий, soma - тело).
2. Пикник (гpeч. pyknos - толстый, плотный).
3. Атлетик (греч. athlon - борьба, схватка).
4. Диспластик (греч. dys - плохо, plastas - сформированный).
В зависимости от предрасположенности к различным эмоциональным реакциям Е Кречмер описал следующие типы темпераментов.
1. Шизотимики имеют лептосоматичное или астеническое телосложение. При расстройстве психики проявляют склонность к шизофрении Замкнутые, подвержены колебаниям эмоций, упрямы, мало податливы к изменению установок. Тяжело приспосабливаются к окружающему.
2. Циклотимики являются противоположностью шизотимиков. Имеют пикническое телосложение. При нарушении психики проявляют склонность к маниакально-депрессивному психозу. Эмоции их значительно колеблются, легко контактируют с окружающими, реалистичные во взглядах.
3. Иксотимики обладают атлетическим телосложением. Они спокойны, реалистичны, по внешним признакам мало впечатлительны; обладают сдержанной мимикой и движениями, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к смене обстановки. При душевных расстройствах проявляют агрессию, проявляя предрасположенность к эпилепсии.

Вопросы и задания для самопроверки:
1. Назовите основные свойства темперамента.
2. Рассмотрите 3 типа телосложения по У.Шелдону, которым соответсвуют типы темперамента: висцеротоники (эндоморф), соматотоники (мезоморф) и церебротоники (эктоморф). Найдите сходства данной конституциональной теории с теорией Э.Кречмера.

 

телосложение

2. Характерологические особенности личности


Формирование характера
В психологии понятие характер (от греч. chararter - «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Характер долгое время отождествляли с волей человека. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается силой воли; он также имеет содержание, ее направляющее. Волевой характер отличается определенностью, постоянством, твердостью при осуществлении намеченной цели.
Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания эмоций человека. Связь между чувствами и свойствами характера человека взаимна. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека, а на этой основе - от сформировавшихся черт характера. С другой стороны, чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя характер человека.
Характер человека проявляется в системе отношений.
1. В отношении к другим людям (можно выделить такие черты характера, как общительность-замкнутость, правдивость-лживость и т.д.).
2. В отношении к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность).
3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, гордость- приниженность, самокритичность-самоуверенность).
4. В отношении к собственности (щедрость-жадность, бережливость-расточительность, аккуратность-неряшливость).
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия. Общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей, прежде всего от типа нервной системы. Однако темперамент не предопределяет характер человека. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть различные характеры. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, определяя: эмоциональную направленность
свойств характера; скорость протекания психических процессов; характеристику выразительных движений и действий личности и др.
Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути личности под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, класс, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности в ней поддерживаются, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов.
По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоциональнодинамические проявления, сформированные на основе темперамента.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, составляет жизненную направленность личности - ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Она определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.
Характер человека достаточно многогранен. Это видно в процессе деятельности и общения. Особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами характера.
Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершение характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Формирование черт характера также не может быть оторвано от формирования мотивов поведения: реализуясь в действии, закрепляясь в нем, они фиксируются в характере.
Среди черт характера некоторые выступают как ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений.
Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут не сочетаться с ними.
Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость и др.
Выделяют три категории факторов, формирующих характер:
• естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр. - те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
• культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
• личный фактор (саморазвитие, самосовершенствование личности).
Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и обстоятельствами жизненного пути личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека.
Одной из характерологических особенностей личности являются акцентуации характера. Акцентуация характера - это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.
Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард. Он описывал акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. В 1977 году профессор советской психиатрии А.Е. Личко, сформировал собственное понятие об акцентуациях характера. Он определил, что акцентуации характера рождаются и ярко проявляются в подростковом возрасте. Личко сформировал конкретные аспекты, отличающие акцентуации от личностных расстройств:
1. Влияние на конкретные сферы жизни. Особенностью акцентуаций является то, что они проявляются только в конкретных жизненных ситуациях; в обыденной жизни часто носят скрытый характер.
2. Нестабильность во времени. Акцентуации чаще всего ярко проявляются в определенные периоды жизни: подростковый период, кризисы, травмирующие события. В отличие от психопатии, акцентуации характера с годами могут сгладиться, приблизится к норме. Они чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%). Затем могут сглаживаться либо усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию. Расстройства же появляются в довольно раннем возрасте и усиливаются с возрастом.
3. Непродолжительность социальной дезадаптации. Расстройства постоянно мешают адаптации человека к жизни либо вообще ее останавливают. Акцентуации же вызывают «временные неудобства».
Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (или две стадии) акцентуаций: явная акцентуация (проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни) и скрытая акцентуация (проявляется, в основном, в стрессе и конфликтах).
Акцентуации А.Е. Личко рассматривал как пограничные состояния между нормой и патологией характера (психопатией). Соответственно, и классификация основана на типологии психопатий. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сензитивный, шизоидный, истероидный, конформный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.
Преобладающий тип акцентуации можно выявить с помощью тестовых методик, разработанных этими же авторами.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте психологический смысл высказывания Аристотеля: «Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле».
2. Выполните тест «Опросник Леонгарда-Шмишека» по выявлению акцентуаций характера.


3. Способности и задатки. Виды способностей


Способности - психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них (Б.М. Теплов).
Любая деятельность не может осуществляться без наличия способностей. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями.
Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и все развитие личности. По отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность.
Б.М. Теплов выделил три основных признака способностей:
«Во-первых, под способностями понимаются индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Фундаментом для развития способностей выступают задатки.
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, устойчивость внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность и др.
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые - социальными.
Врожденные особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделял 2 типологии людей: 1) в зависимости от типа высшей нервной деятельности; 2) в зависимости от соотношения сигнальных систем.
Тип высшей нервной деятельности оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.
Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим им отражением действительности позволяет выделить 3 типа, обозначенные И.П. Павловым, как художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство).
Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» - дробление ее на отдельные части, в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.
Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявлений способностей в разных сферах человеческого знания.
Итак, задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний личности и др.).
Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются. Задатки сами по себе ни на что не направлены: они лишь способствуют формированию способностей.
Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов: мотивационного, операционного и функционального.
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. По своей сути способность есть понятие динамическое: они всегда являются результатом некого развития. Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.
Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. На развитие способностей решающее влияние оказывают именно социокультурные факторы.
При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимо исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней: репродуктивного - умения усваивать готовые знания, овладевать соответствующим уровнем навыков, и креативного - создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.
Е.А. Климов связал способности с конкретными видами профессиональной деятельности, разделив их на:
Природные - в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков у человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление), но на уровне психологического механизма формирования способностей различны.
Специфические человеческие способности обеспечивают жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.
Общие способности обеспечивают относительную легкость в усвоении знаний и осуществления различных видов деятельности.
Специальные (профессиональные) способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. К ним относят: литературные и художественные, инженерные, музыкальные, спортивные и др.
При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны. Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.
Теоретические и практические способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышлениям, либо к конкретным практическим действиям.
Учебные и творческие способности определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры.
Способности к общению и взаимодействию (коммуникативные способности) - это наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством различных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.
Предметно-познавательные и предметно-деятельные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование.
Виды способностей по уровню развития подразделяются на одаренность, талант и гениальность.
Одаренность - это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.
Талант - высокая одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Характеризуется высоким уровнем креативности мышления и деятельности. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью (в сфере математики, музыки, военного дела, техники и т.д.).
Гениальность (лат. genius - дух) - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры. Гений создает эпоху в своей сфере деятельности - то, что не потеряет своей уникальности со временем.


Вопросы и задания для самопроверки:
1. Проанализируйте слова М. Пришвина, который писал, что «талант к чему-нибудь - есть общее свойство почти всех людей, а поведение в отношении таланта есть именно личное дело. И не талантом один человек отличается от другого, а поведением».
2. Как вы понимаете взаимосвязь между способностями человека и выбираемой им профессией?


Литература:
Основная
1. Абрамова, Г.С. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2003. - 496 с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2008. - 583 с.
3. Петровский, А.В. Психология: учебник / А.В. Петровский. - 4-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2005. - 501 с.
4. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрей- тер, В.Я. Романова. - М.: КноРус: ЧеРо, 2000. - 776 с.: ил.
Дополнительная
1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.
- СПб.: Питер, 2006. - 3249 с. - (Мастера психологии).
2. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Феникс: Ростов на Дону, 2000.
3. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу.
- М.: Прогресс, 1982. - 33 с.
4. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В.П. - М.: Педагогика- Пресс, 2006. - 465с.

Далее Эмоции и психические состояния личности

Начало Введение в курс «Основы психологии и педагогики»

Источник: Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, С.А. Петрович. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 74 с. Предназначено для студентов медицинского университета.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.