Научение и учение
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Вопросы для обсуждения
1. Понятие научения. Виды научения у человека: импринтинг, оперантное научение, условно рефлекторное научение, викарное научение, вербальное научение.
2. Механизмы научения: формирование ассоциаций, повторение, различение, обобщение, инсайт и творчество.
3. Научение и обучение на разных возрастных этапах.
4. Понятие учения. Смысл учения. Цель учения. Типы учения.


Список литературы
1. Петухова, Л. П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций : учебное пособие для вузов / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. - 134 с. - ISBN 9785973403249. - Текст: электронный
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология: учебник для академического
бакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-53401565-2. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
3. Сарычев, С. В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01697-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]


Практические задания


Задание 1
Постройте логически рассказ-сообщение об особенностях обучения детей разных возрастов по схеме «Возрастные рамки - виды научения - примеры проявления научения - особенности обучения». Заполните следующую таблицу:

Возраст

Вид научения

Пример проявления научения

Особенности
обучения

1. Младенчество

 

 

 

2. Ранний

 

 

 

3. Дошкольный

 

 

 

4. Младший школьный

 

 

 

5. Подростковый

 

 

 

6. Юношеский

 

 

 

 

Задание 2
Проанализируйте позиции психологов по поводу сущности понятия «научение». Выделите основные признаки, раскрывающие его содержание. Определите, существуют ли противоречия во взглядах различных ученых.
Ø Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе его «превращения в человека» являются фактами научения. Научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у детеныша вида «Homo sapiens» формируются человеческие формы поведения и отражения реальности, происходит процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру (Л. Б. Ительсон).
Ø Научение - это систематическая модификация поведения при повторении ситуации и(или) под влиянием прошлого опыта, на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации (В. Д. Шадриков).
Ø Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования (Р. С. Немов).
Ø А. К. Маркова рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но, прежде всего, обращает внимание на автоматизированный уровень навыков.

Задание 3
Определите, примеры каких видов научения приведены ниже
Ø Рефлекс «поиска груди»: если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ищет материнскую грудь.
Ø «Рефлекс Моро»: когда ребенка резко опускают или поднимают, то он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и протягивает руки назад к телу.
Ø Хватательный рефлекс кисти: когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить - сжимает еще крепче.
Ø Зрачковый рефлекс: зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.
Ø Младенец успокаивается, когда слышит привычные звуки, колыбельные, песни.
Ø Младенец научается поворачивать головку влево на звук колокольчика, если каждый успех малыша подкрепляется бутылочкой с молоком.
Ø Первоначально младенцы реагируют на сильные звуки (учащение сердцебиения, изменение дыхания, плач), однако по мере продолжения предъявления звука ребенок привыкает к нему и перестает реагировать.
Ø В 3-4 месяца развивается навык хватания, который указывает на установление координации между зрительным восприятием и регуляцией движений.
Ø К 5 месяцам возникает зрительно-направленное доставание предметов. Этот навык предполагает соединение приобретенных ранее элементов движений и восприятия: хватательного рефлекса и появляющегося на его основе произ - вольного хватания, дотягивание рукой до предмета, координации движения рук и зрительного восприятия, предметности восприятия, способности слежения взглядом за объектом
Ø В 9-12 месяцев почти у всех детей уже развит пинцетный зажим - способ удерживания предметов большим и указательным пальцами. До года развивается указательный жест. Первоначально это форма неудавшегося хватательного движения, направленного на объект
Ø В 3-4 месяц жизни ребенок связывает звуки голоса с присутствием взрослого (начинает искать его глазами). После 3-4 месяцев в речи ребенка (лепете) появляются различные звуки, он начинает подражать интонационной и ритмической стороне речи взрослого
Ø В полгода обнаруживаются элементы настоящего речевого общения (специфические реакции ребенка на жесты взрослого, сопровождаемые словами: «иди-иди» - протягивает ручки; на вопрос «где мама?» поворачивает головку). Таким образом, ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с определенным словом.

Задание 4
Проанализируйте подходы психологов к определению учения как психологического феномена. Определите параметры, отражающие его сущность. Укажите, какая позиция является, на ваш взгляд, наиболее содержательной и оптимальной
Ø Основная цель учения, применительно к которой приноравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества: осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготавливается к собственной трудовой деятельности. Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения - двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося (С. Л. Рубинштейн).
Ø Учение - это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, направленная на научение, имеющая своей целью научение, именуется учением (Л. Б. Ительсон).
Ø Н. Ф. Талызиной учение рассматривается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах.
Ø В. В. Давыдов рассматривает учение как специфический вид деятельности.
Ø А. Н. Леонтьев рассматривал учение как тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой промежуток времени, но в ее русле формируется также сама личность ученика и более частные виды деятельности.
Ø Учение - это вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее облучённость (К. К. Платонов).

Задание 5

Определите виды научения по его признакам.

1) импритинг

А. Приобретение опыта конкретных действий по методу проб и ошибок

2) условно-рефлекторное

В. Приобретение нового опыта через словесные воздействия

3) оперантное

С. Быстрое, автоматическое приспособление к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения

4) викарное

Б. Возникновение новых форм поведения по механизму условных рефлексов

5)вербальное

Е. Научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и подражание им



Задание 6
Внимательно посмотрите на приведенную схему, определив различия между процессами научения и обучения. Установите соответствие между процессами и соответствующими характеристиками.

Обучение Научение
Процесс который происходит стихийно
Организованный процесс, планомерно и сознательно управляемый
Связан со специальной учебной деятельностью
Может быть результатом любой деятельности.
Мотивом данного процесса является удовлетворение потребностей не связанных учебным процессом.
Основной мотив - познавательный интерес или развитие личности Данный процесс всегда сознательный Может происходить на бессознательном уровне Возникает практически с момента рождения
Совместная деятельность учителя и ученика, для которой характерен процесс передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику
Появляется примерно к 4-5 годам, как способность к целенаправленному приобретению знаний
Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.