На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Учет в воспитании особенностей развития учащихся
Учет в воспитании особенностей развития учащихся
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Требования к знаниям и умениям
Магистранты должны знать:
• определение понятий «одаренность», «особенности психофизического развития», «леворукость»;
• особенности развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер одаренных детей, учащихся с особенностями психофизического развития (ОПФР), леворуких детей;
• специфические воспитательные задачи, которые должны решаться в работе с одаренными, леворукими, детьми с ОПФР;
• педагогические средства решения задач воспитания одаренных детей и детей с ОПФР.


Магистранты должны уметь:
• давать комплексную характеристику развития одаренных детей, детей с ОПФР, леворуких детей;
• проектировать и конструировать воспитательное взаимодействие с одаренными детьми, детьми с ОПФР, леворукими детьми.


Вопросы для изучения
4.1 особенности воспитания одаренных учащихся.
4.2 воспитание учащихся с особенностями психофизического развития.
4.3 особенности развития и воспитания леворуких учащихся.


Рекомендуемая литература
1. Безруких, М. М. Леворукий ребенок в школе и дома / М. М. Безруких. - 2-е изд., перераб. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 300 с.
2. Николаева, Е. И. Леворукий ребенок / Е. И. Николаева. - Санкт- Петербург : Питер, 2005. - 128 с.
3. Ничишина, Т В. Основы социально-педагогической работы с одаренными детьми : учеб.-методич. пособие / Т В. Ничишина. - Брест : БрГУ, 2006. - 109 с.
4. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми / авт.-сост. И. И. Семененя. - 2-е изд. - Мозырь : Содействие, 2007. - 72 с.
5. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. - Москва : Академия, 2000. - 232 с.
6. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н. И. Панютина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2007. - 204 с.
7. Чумакова, С. П. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие / С. П. Чумакова. - Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. - 80 с.


4.1 Особенности воспитания одаренных учащихся.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Д.Б. Богоявленкая, В.Д. Шадриков).
В самом общем виде одаренность можно представить как синтез развитых интеллектуальных способностей, креативности и высокой мотивации.
ведущие российские ученые в области психологии одаренности в «рабочей концепции одаренности» трактуют одаренность как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом отмечается, что именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал. такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
Существуют разные виды одаренности по диапазону проявления способностей: общая (интеллектуальная, творческая, академическая и др.) и специальная (музыкальная, математическая, художественная и др.).
Признаки одаренности - это особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены в ходе наблюдения. Указанные особенности могут быть присущи одаренному ребенку в разном сочетании, степени и количестве. Они определяют специфику воспитания одаренных учащихся.


1. Особенности познавательной сферы и деятельности:
• Любознательность, развитый познавательный интерес, (бесконечные вопросы), стремление проникнуть в сущность явлений (одаренные погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания), предпочтение сложных заданий.
• Сверхчувствительность к проблемам, способность удивляться и видеть новое. Альберт Эйнштейн заложил основу теории относительности еще будучи подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со скоростью света?
• Развитая мотивация достижения (развитое стремление к самоактуализации - хотят добиваться успехов в учебе и других видах деятельности), способность четким образом планировать предстоящую деятельность.
• развитое логическое мышление (лучше сверстников способны использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал).
• развитое творческое мышление:
- оригинальность мышления проявляется в необычных результатах деятельности ребенка - рисунках, сочинениях, конструкциях и др.;
- гибкость - способность легко находить новые способы, стратегии решения;
- продуктивность мышления - способность к генерированию большого количества идей: в. А. Моцарт создал более 600 произведений, и. С. Бах писал по кантате в неделю, т Эдисон провел 1093 эксперимента;
- легкость ассоциирования - способность устанавливать связи между явлениями, идеями. Например, идею висячих мостов Брандт «увидел» в паутине.
• Хорошая память.
• Способность к концентрации внимания на интересующем деле.
• Богатая фантазия с нечетким отделением реальности от вымысла.
• Большой запас слов и развитость речи.


2. Особенности личности:
• Активность (надситуативная), энергичность. Одаренные дети легко находят себе занятие, они постоянно чем-то заняты, увлечены.
• Настойчивость, упорство в достижении результата.
• Обостренное чувство справедливости, острая реакция на несправедливость.
• Эгоцентризм - неспособность встать на позицию другого человека (ребенок не понимает, как простые и доступные вещи для него могут быть не понятны другим).
• Развитое чувство юмора.
• Независимость в суждениях и в поведении (нонконформизм, социальная автономность), самостоятельность. Часто не приемлют традиционного обучения.
• Перфекционизм - постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нарисовать дом с садом и забором. Мальчик, обнаружив, что не знает, сколько в заборе жердей, выбежал на улицу и пересчитал их. Нильс не мог допустить, чтобы его рисунок хоть чем-то не соответствовал действительности.
• Развитые навыки общения, открытость. Лидерство одаренных обусловлено более высоким уровнем их интеллекта, воображения. Но уже к младшему школьному возрасту интерес к коллективным играм может угасать.
• Эмоциональность, повышенная уязвимость. Сверхчувствительность одаренных и их развитая способность к установлению связей приводит к тому, что они все принимают на свой счет и крайне эмоционально это переживают. Но эмоциональность одаренных имеет и положительный смысл, так как наделяет их способностью получать наслаждение от творчества.

Целый ряд психологических исследований и социальных наблюдений показывает, что одаренные дети в целом более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. У исключительно одаренных в какой-либо одной области часто отмечается дисгармоничное развитие, которое является источником многочисленных проблем. У ряда таких детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественноэстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития - эмоциональная, социальная и физическая, будучи вполне обычными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.
Другой причиной дисбаланса является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов имеет для некоторых одаренных детей гораздо меньшее значение, чем для других детей того же возраста (речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).
В силу описанной выше неравномерности развития и у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей. Проблемы в общении обусловлены чаще следующими качествами одаренных:
• эгоцентризм и неспособность разделить точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;
• отсутствие культуры диалога: желание заканчивать мысль собеседника или поправлять собеседника во время разговора;
• стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;
• стремление быть лучшим, высокая мотивация к достижениям, предъявление высоких требований к себе и к другим;
• стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.
Особой, весьма трудной, с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков, саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых. В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», то есть, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. в гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными интеллектуальными способностями.
другой серьезной проблемой некоторой части интеллектуально одаренных детей является отсутствие творческих проявлений. они возникают у этих детей, скорее, как личностная проблема, как следствие особой направленности лишь на освоение знаний. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающие всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их умственной деятельности.
Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом, деятельности. в этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном виде, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.
в целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая то, что эту группу одаренных детей относят к группе повышенного риска. При соответствующей системе обучения и воспитания эти проблемы исключительно одаренных детей могут быть вполне успешно преодолены. При этом система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

Задачи воспитательной работы с одаренными детьми в начальных классах:
• выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты в учебной и внеучебной деятельности;
• развитие общих способностей ребенка, интеллекта, формирование умения учиться (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);
• воспитание навыков общения (делового и дружеского). для одаренного ребенка в 6-7 лет умение учиться - это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;
• развитие произвольности, настойчивости, способности заниматься не только интересными, но и неинтересными нужными видами деятельности;
• формирование адекватного отношения к своим способностям: исключительные способности - большая ответственность, а не повод для высокомерия и зазнайства;
• сохранение здоровья и эмоционального благополучия детей (соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности и др.);
• организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (разнообразные источники информации, кружки, экскурсии и др.);
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам одаренности (просветительская, консультативная работа). Это поможет взрослым принять одаренность ребенка, особенности его поведения, миропонимания, интересов и позволит предупредить ряд проблем.
Очень много зависит от занимаемой позиции родителей в воспитании одаренного ребенка. Исследования показали, что подавляющее большинство одаренных детей (87 %) воспитывалось в полных семьях с преобладанием эмоционально теплых взаимоотношений. В такой семье ребенка любили и оценивали как уникальную личность, нуждающуюся в понимании и заботе (И. И. Семененя).
В семейном воспитании одаренного ребенка существуют две крайности, которые приводят к негативным последствиям:
1) игнорирование и подавление высокого уровня познавательной и творческой активности ребенка;
2) искусственное ускорение развития, чрезмерные требования со стороны родителей.
В обоих случаях присутствует явное или подсознательное ожидание высоких результатов ребенка. Страх несоответствовать требованиям, возросшая тревожность, проявления агрессии, эмоциональные расстройства - возможные проблемы, которые могут возникнуть у ребенка.
Успешное воспитание одаренных учащихся - это особым образом организованное взаимодействие, особая позиция взрослого (педагога и родителей):
• продуктивная реакция взрослого на вызов, критику, работу с более способным и знающим человеком, чем он сам;
• уважение к индивидуальности ребенка: терпимое отношение к странным идеям, спокойное восприятие эмоциональных перепадов и т.п.;
• взаимодействие с учащимся в формате помощи, поддержки (отказ от директивного стиля общения!);
• сдержанность в осуждении неудач ребенка, поощрение самостоятельного мышления и творческих проявлений ребенка.


4.2 Воспитание учащихся с особенностями психофизического развития.

Лицо с особенностями психофизического развития (ОПФР) - лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий (ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
К основным категориям детей с особенностями психофизического развития относятся дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие); дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с интеллектуальной недостаточностью; дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); дети с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (слепоглухонемые, слепые с интеллектуальной недостаточностью и др.); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для всех категорий лиц с особенностями психофизического развития характерны следующие проблемы: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Цель воспитательной работы с данной категорией детей - обеспечение возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальное приспособление ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, участия в труде, развития навыков межличностного взаимодействия.
Жизнь ребенка с отклонениями в развитии протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, однако окружающие часто уклоняются от общения с «особенным» ребенком. Возникает ситуация рассогласованности между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.
Социальная ситуация развития (ограничение круга общения, длительное пребывание в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и круг общения включает только таких же детей) негативно влияет на развитие социальных и коммуникативных навыков, на формирование адекватного представления об окружающем мире.
Для решения этой задачи педагог использует различные методы (словесные, наглядные, практические), организует групповую и коллективную деятельность, корректирует социометрический статус ученика.
воспитательная работа направлена на развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, образованию, труду, формирование оптимальной самооценки и правильного отношения к дефекту, самостоятельности и настойчивости, целеустремленности. для воспитания этих качеств необходимо отказаться от гиперопеки и создания «тепличных» условий. Необходимо включать в различные виды деятельности, в посильную трудовую деятельность, закрепить определенные обязанности (не только по самообслуживанию, но и для коллективной пользы). Реальные успехи, одобрение окружающих повышают самооценку, уверенность в себе, предупреждают проявление таких негативных последствий, как:
• эгоизм (преобладание корыстных личных интересов);
• эгоцентризм (неспособность понять того, что психологическая организация других людей может быть другой);
• невротическое состояние (эмоциональная неустойчивость, тревога, низкое самоуважение);
• инфантилизм (незрелость эмоционально-волевой сферы: несамостоятельность решений, чувство незащищенности, пониженная критичность к себе и повышенная требовательность к заботе других о себе).
на формирование личности ребенка огромное влияние оказывает его ближайшее окружение - семья. Дальнейшая судьба таких детей в значительной степени зависит от позиции семьи. В зависимости от знаний, культуры, личностных особенностей родителей возникают различные типы реагирования и поведения по отношению к ребенку с особенностями развития. Это событие, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи.
Умение правильно оценить характерологические задатки ребенка, особенности его реагирования на ограниченность своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Проявление негативных личностных характеристик ребенка с особенностями развития во многом зависит от педагогических, психологических и медицинских знаний родителей и умения их использовать. наиболее приемлемая родительская позиция - высокая активность в решении проблем ребенка на основе высокой психолого-педагогической культуры.
Леворукость - это один из вариантов нормального развития организма; это не простое предпочтение левой руки, это совершенно иная организация функций и их распределение между полушариями мозга.
Преимущественная активность правой или левой руки является одним из важнейших нейробиологических свойств. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство в природу, особенно в раннем возрасте приводит к непредсказуемым последствиям: заиканию, нарушению поведения и другим расстройствам, если было проведено неквалифицированное переобучение левшей в раннем или дошкольном возрасте. Причем нарушения могут появиться не сразу, а со временем, а главное, с этими нарушениями очень сложно бороться.
У детей «рукость» формируется к 4-м годам, а до этого предпочтение руки неустойчиво. Переучивать леворукого ребенка - значит вмешиваться в уже сложившуюся достаточно сложную функциональную систему, провоцируя часто невротические реакции. Медики подсчитали, что каждый третий заикающийся ребенок - это переученный левша. Встречаются случаи, когда переучивание приводило ребенка к писчему спазму (невроз, вызывающий нарушение письма в связи с дрожанием и судорогой кисти). такой невроз не поддается коррекции и требует длительного лечения. Переученный левша сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности, характерные для леворукого человека.
Особенности развития леворуких детей
известный ученый-физиолог М. М. Безруких, исследуя проблему леворукости, пришла к заключению, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей. но леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода, потому что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Леворукие дети - неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого- либо фактора в развитии леворукости. например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью - снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства.
леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций, эмоций. А причина - нарушения в развитии мозга, проблемы развития связи между полушариями. Как известно, возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Поэтому все проблемы можно предупредить и преодолеть, необходимо лишь работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития.
Согласно некоторым исследованиям, у левшей более высокий уровень сформированности психических процессов. Они тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных. Левшам часто приписывают даже способность к «исключительным» способам восприятия: кожно-оптическое чувство, феномен предвосхищения.
Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, тревожны. Любые межличностные конфликты, трудности при вхождении в коллектив могут существенно изменить результаты их интеллектуальной деятельности. Поэтому леворукий младший школьник особенно нуждается в положительных эмоциях, положительном эмоциональном контакте со значимым взрослым.
Леворукие учащиеся обладают невысокой адаптивной способностью. они хуже привыкают к смене обстановки, сложно адаптируются к новым социальным условиям, поэтому среди левшей-первоклассников выявляется значительно больший процент дезадаптированных детей.
особая эмоциональная чувствительность, слабость нервной системы, ранимость обуславливают неуравновешенность характера, раздражительность леворуких, что часто способствует возникновению неправильных форм поведения (конфликтности, замкнутости).
У левшей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают стресс. леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). виды и проявления невроза, возникающие у левшей, довольно разнообразны: астенический невроз, невроз навязчивых состояний, невротический энурез, невротическое заикание, невротические тики, истерические неврозы. Чаще неврозы возникают у переученных левшей, проявляясь в таких проблемах, как: нарушения сна; нарушения аппетита; головная боль или боли в животе; страхи; энурез; заикание; тики, навязчивые движения; повышенная возбудимость, раздражительность; укачивание в транспорте; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; двигательное беспокойство; вялость, заторможенность.
Довольно часто леворуких детей беспокоят школьные страхи - перед неудачами, перед письменными работами. Дети считают такие страхи вполне обоснованными и не стремятся их преодолеть. описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей. Им снится, будто их душат тетрадки; они боятся снов, в которых в преувеличенном виде повторяются дневные неприятности.
описанные выше особенности развития приводят к личностным проблемам леворуких учащихся: низкая самооценка, постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы, в возможный успех, которые приводят к апатии, нежеланию стараться. из уст леворукого ребенка нередко слышишь «я неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается» и даже «у меня все друзья нормальные, один я - левша».
Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости. леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
Особенности взаимодействия с леворуким ребенком
Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости, настаивать на работе правой рукой.
Важно проявлять терпение. Следует помнить, что леворуким трудно даются автоматические навыки, поэтому требуется гораздо больше тренировочных упражнений. даже обычные действия по самообслуживанию вызывают у леворуких младших школьников затруднения, а любые трудности приводят к отказу от действия, плачу. Поэтому важно положительное подкрепление его действий, терпеливое многократное повторение неудачного действия. необходимо, чтобы ребенок чувствовал успех, испытывал удовлетворение от правильного выполнения задания.
Функциональная особенность левшей - сложность в переключении (с одного вида деятельности на другой, с одного режима работы на другой), поэтому их нельзя торопить. Если идет опрос, ребенка левшу не стоит спрашивать первым, ему надо время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.
У левшей значительная истощаемость нервной системы, все навыки они получают через эмоции. За счет поглощения большого количества энергии идет истощение основных структур головного мозга, ослабляется иммунная система ребенка. Режим работы должен быть щадящим. Заниматься такой ребенок может по 10-15 минут, затем перерыв и еще 10-15 минут. Дополнительными занятиями также не следует перегружать ребенка.
Психологический климат в классе, семье должен быть благоприятным, комфортным для ребенка. Как уже отмечалось, конфликты, высокие требования, тревожность окружающих взрослых могут спровоцировать у ребенка ответную тревожность, страхи, неврозы, ипохондрические жалобы. Эмоциональные проблемы зачастую усиливаются при существенном изменении обстоятельств жизни ребенка: при поступлении в школу, при переходе к отметочному оцениванию знаний. Отчасти предупредить указанные проблемы позволяет правильное воспитание в семье до школы, ориентация родителей на развитие самостоятельности, ответственности ребенка, настойчивости в преодолении трудностей. При нерешении названных воспитательных задач, леворукий ребенок может выработать психосоматический механизм, позволяющий не ходить в школу: рвота по утрам, аллергические проявления и другие заболевания, обусловленные снижением иммунитета на эмоциональном фоне.
Не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, так как проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребенка. неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учебе. все это не только нарушит процесс адаптации ребенка в школе, но и приведет к срыву - школьному неврозу.
Решением проблем леворукого ребенка должны заниматься не только педагоги и родители, нужно привлекать также логопедов, врачей-пси- хоневрологов или педиатров. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех общих усилий.


Вопросы и задания для самоконтроля


1. Чем отличается воспитание одаренного ребенка в школе? в семье?
2. Назовите задачи, специфические для воспитания одаренных детей.
3. Какие особенности детей с ОПФР определяют специфику воспитательного взаимодействия с ними?
4. Обоснуйте целесообразность особого подхода к воспитанию леворуких детей. В чем он состоит?


Практикум


1. Метод «Выбор»
Предлагаются вопросы относительно воспитания одаренных детей, детей с особенностями психофизического развития и леворуких детей, отвечая на которые необходимо сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть».
Алгоритм реализации метода:
• В аудитории в трех разных местах (чтобы участники могли свободно перемещаться) размещаются таблички (закрепляются с помощью скотча) со словами «да», «нет», «может быть».
• Педагог задает первый вопрос и предлагает участникам сделать выбор одного из вариантов ответа (участники расходятся по аудитории, размещаясь под соответствующей табличкой).
• Педагог поочередно бросает мячик 1-2 участникам, собравшимся под каждой из табличек, и просит объяснить свой выбор ответа. Поймавший мяч аргументирует свой выбор.
• Педагог задает второй и все последующие вопросы.


Вопросы:
1. Воспитывать одаренного ребенка нужно точно так же, как и любого другого ребенка этого возраста?
2. В воспитании одаренного ребенка особенно нужно заботиться о развитии его одаренности?
3. Считаете ли вы, что при ярко выраженной специальной одаренности ребенка другие виды деятельности (не имеющие отношения к одаренности) можно свести к минимуму?
4. Хотели бы вы работать с одаренными учениками? с детьми с ОПФР?
5. Леворукие дети более талантливы? Хуже осваивают образовательную программу?
6. Считаете ли вы, что в воспитании детей с ОПФР особенно важным является подготовка их к самостоятельной жизни?
7. Готовы ли вы к работе с одаренными учениками? с детьми с ОПФР?
8. Считаете ли вы, что леворукие дети требуют особого педагогического подхода?


2. Метод «Точка зрения»


внесите в таблицу наиболее значимые, на ваш взгляд, особенности развития одаренных учащихся, которые определяют специфику воспитания данной категории детей. дайте оценку влиянию той или иной особенности одаренных детей на процесс воспитания.

 

Особенности развития

Усложняют

Облегчают

 

одаренных детей

воспитание

воспитание

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

...



3. Метод «Заверши фразу»


«Самым важным в воспитании младшего школьника с ОПФР считаю...»
«Самым сложным в воспитании младшего школьника с ОПФР считаю.»
«Родителям младшего школьника с ОПФР в воспитании своего ребенка следует обратить внимание на .»


4. Метод «Аргумент»


Ниже представлены рекомендации по организации педагогически целесообразного взаимодействия с леворукими младшими школьниками. Аргументируйте эти правила, апеллируя к особенностям развития леворуких детей.
В процессе взаимодействия с леворуким ребенком необходимо:


• проявлять терпение;
• не торопить;
• не перегружать;
• психологически поддерживать;
• поощрять самостоятельность и настойчивость.

Источник: Чумакова, С.П. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. П. Чумакова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.