На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Учет в воспитании гендерных отличий учащихся
Учет в воспитании гендерных отличий учащихся
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Требования к знаниям и умениям

Магистранты должны знать:
• своеобразие интересов, способностей, общения и поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста;
• педагогические способы дифференциации работы с учащимися на основе их гендерных отличий;
• педагогические средства эффективного воспитания гендерной культуры младших школьников.



Магистранты должны уметь:
• давать комплексную характеристику развития младшего школьника с учетом половой принадлежности;
• конструировать и проектировать воспитательную работу с младшими школьниками с учетом их пола.


Вопросы для изучения


3.1 особенности развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
3.2 работа учителя начальных классов по формированию гендерной культуры учащихся.


Рекомендуемая литература


1. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика : учебное пособие / П. в. Градусова. - Москва : Наука, 2011. - 528 с.
2. Коновальчик, Е. А. Воспитание гендерной культуры учащихся : пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Е. А. Коновальчик, Г. Е. Смотриц- кая. - Минск : Нац. ин-т образования, 2008. - 96 с.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. -. Москва : Академия, 2006. - 608 с.
4. Овсяник, Н. В. Природосообразность в обучении как условие сохранения психологического здоровья / н. в. овсяник // Пачатковае навучанне : сям’я, дзщячы сад, школа. - 2010. - № 5. - С. 66-69.
5. Строгонова, Л. В. Половое воспитание девочек младшего школьного возраста : учеб. пособие. - Москва : Педагогическое общество России, 2005. - 64 с.


3.1 Особенности развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Мальчики и девочки младшего школьного возраста отличаются не только физиологическим развитием (физиологически девочки созревают примерно на три года раньше мальчиков), но и интересами, способностями, особенностями общения.
Интересы, предпочтения. В центре внимания и интересов девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь, дом).
Девочки склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д.
У девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми; в связи с этим у девушек чаще наблюдаются и различные дисморфофобии (болезненное переживание своего физического несовершенства).
Мальчики предпочитают область возможного - отсюда интерес к виртуальности и компьютерным технологиям, к фантастике. Девочки более рациональны и прагматичны. На свой выбор (предмета изучения, сферы деятельности и т. д.) они смотрят прагматически.
Особенности деятельности. Девочки обладают большей исполнительностью. Они более терпеливы, аккуратны, добросовестны, у них больше точности в работе. Когда они не уверены в том, что следует делать, они чаще ждут разъяснения учителя.
Девочки лучше работают в группе, причем в смешанной по полу.
При решении задач мальчики предпочитают объему качество, а девочки - количество.
Мальчики более склонны к предметно-инструментальной деятельности и легче овладевают навыками работы с различными веществами, инструментами и материалами. Девочки предпочитают работать с вербальной (словесной) информацией, достигают при этом более высоких результатов, чем мальчики. Девочки задают втрое больше вопросов, чем мальчики.
Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности. Они предпочитают решать проблему, а не действовать по шаблону. Девочки отдают предпочтение и лучше справляются с репродуктивными заданиями, допускающими традиционный или трафаретный метод решения.
Способности. девочки лучше приспосабливаются к обстоятельствам, легче адаптируются в новой обстановке.
в развитии девочки успешнее мальчиков, но менее успешны в математических суждениях, пространственных операциях.
в пространственном восприятии, а также в восприятии цвета и различении его оттенков девочки обычно превосходят мальчиков, уступая им в восприятии времени.
в начальной школе девочки чаще добиваются больших, чем мальчики, успехов благодаря более тонкой ручной моторике, большей усидчивости и прилежанию.
Особенности общения. девочки более чувствительны к межличностным отношениям, больше учитывают их в своей деятельности, тоньше реагируют на нормы своей социальной группы и более чувствительны к их нарушителям.
девочки больше, чем мальчики, склонны апеллировать к старшим. они больше склонны критиковать, настаивать, поучать своих младших братьев, чем мальчики своих младших сестер. Склонность эта может рассматриваться как взрослое проявление материнских функций. она проявляется и в выборе игрушек, и в характере игр.
девочки проявляют гибкость в общении: предпочитают не говорить о своих желаниях прямо, легче идут на компромисс. Мальчики в своих суждениях более решительны и чаще занимают однозначную позицию. девочки способны понят намек, подтекст сказанного.
Мальчики предпочитают диалог, дискуссию. девочки склонны к монологам, предпочитают слышать и выражать себя.
Нравственность (открытость, искренность в отношениях с людьми). в возрасте 10 лет девочки менее искренни и более невротичны. девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Хотя «эгоистичных» девочек больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и на «публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива.
исследования показали, что у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков. Это показывает, что альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.
отрицательные проявления у девочек обычно носят скрытый характер. известно, что «трудные» мальчики в сравнении с «трудными» девочками более шумливы, но трудные девочки - значительно более «трудны».
Мальчики предпочитают соперничество, решение споров в открытой борьбе. Девочки склонны к интригам, предпочитая хитрую и скрытую игру. Свои чувства мальчики выражают открыто. Девочки скрывают свои чувства и намерения, могут долго ожидать, чтобы отомстить обидчику.
Характер. Девочки более внушаемы, менее решительны. Вследствие большей эмоциональности они обычно хуже передают события, являются менее объективными свидетелями происшествий. Девочки более гибкие. Мальчикам следует давать четкие, однозначные указания, девочки способны понять намек.


3.2 Работа учителя начальных классов по формированию гендерной культуры учащихся.

Задача воспитания мальчиков и девочек младшего школьного возраста - содействовать адекватной половой идентификации. Полоролевая социализация - освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и возрастом (мальчик или девочка, муж или жена, отец или мать и пр.) (Е. В. Андриенко).
Младший школьник уже знает о своей принадлежности к определенному полу. он понимает, что половая принадлежность - признак постоянный, неизменный, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка. исторически так сложилось, что основу отличий мужчин и женщин составляли исконный труд и социальные роли. Собственно в дифференцированном труде и распределении других социальных обязанностей мужчин и женщин проходила половая идентификация.
Мужчина олицетворяет мужество и твердость. Мужество - качество, объединяющее присутствие духа в опасности, в беде, храбрость, бесстрашие, душевную стойкость, смелость. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам, уметь выполнять мужскую работу.
Женщина должна воплощать женственность, т.е. мягкость, нежность, слабость, миловидность. Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не лазать по заборам, быть умелой в домашней работе.
В современном обществе процесс полоролевой идентификации существенно отличается от подобного процесса в прошлом. Стереотипы мужественности и женственности изменились, они не рассматриваются как противоположные, альтернативные качества. люди, которые сочетают в себе традиционно мужские и традиционно женские качества, - андрогинии - признаются социальными психологами наиболее адаптивными в процессе социализации. Андрогинные индивиды, не нарушая эталонных моделей поведения представителей своего пола, обладают некоторыми психологическими качествами, составляющими достоинства представителей другого пола.
в основе механизма полоролевой идентификации лежит усвоение ребенком психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. Сначала ребенок осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения (чаще всего, на основе качеств матери и отца), и затем он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения. Нарушения действия данного механизма приводит к отсутствию половых признаков или несовпадению биологического и психологического пола. Причиной нарушений являются чаще всего неправильное воспитание (например, воспитание мальчика как девочки), неполная семья (представляет эталон только мужского или женского поведения), искажение полоролевого поведения и взаимоотношений родителей (главенствующая роль матери), мода (устранение половых различий в стиле одежды, манерах поведения).
Формирование у детей образов мужественности и женственности осуществляется с помощью родного языка, графических, скульптурных и живописных образов, образов из кино и др. в языке содержится огромное количество значений и смыслов, определяющих формирование психологических установок на половую идентификацию: слова (муж, мужество, жена, женственность и др.), антонимы (мужчина - женщина, мальчик - девочка), пословицы и поговорки (добрый молодец и красна девица), подчеркивающие противоположность и единство мужского и женского начала, отражающие специфические признаки полов. Образы мужчины и женщины, характер их отношений раскрывается в легендах, народных сказках («Муж да жена», «Сказка о злой жене» и др.), произведениях изобразительного искусства, в театральных постановках, в кино. Но для того чтобы в полной мере использовать их воспитательный потенциал, необходима специальная работа: регулярное чтение произведений, посещение театров, выставок и обсуждение с детьми особенностей мужчины и женщины (внешних, характерологических, поведенческих).
Современные младшие школьники не только читают хорошую художественную литературу и смотрят хорошие фильмы. в гендерном воспитании младших школьников важно учитывать влияние (часто, негативное) реальных социальных отношений мужчин и женщин, СМИ (телепродукции). Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать лексику выразительных движений мужчин и женщин, распространенную в мире квазикультуры.
На полоролевую социализацию младших школьников существенное влияние оказывают оценки взрослых (педагога, родителей). Подчеркивая половые различия и акцентируя внимание на сильных сторонах девочек (усидчивость и прилежание), педагог рискует:
• во-первых, способствовать феминизации поведения у части мальчиков;
• во-вторых, у другой части провоцировать агрессивность в отношении к девочкам;
• в-третьих, выработать у девочек «взгляд свысока» на мальчиков, неуважение к маскулинному поведению (Е. А. Коновальчик, Г. Е. Смотрицкая).


Практикум


1. Метод «Ключевое слово»
Алгоритм реализации метода:
• Участникам взаимодействия предлагается на маленьких листочках бумаги, которые можно подготовить заранее и предложить каждому, написать слово, словосочетание, отражающие наиболее важную характеристику, качество личности мальчика и девочки младшего школьного возраста.
• Для выполнения этой работы дается 1 минута. По истечении времени преподаватель собирает листочки с ключевыми словами, зачитывает все слова, написанные на листочках.
• Коллективный анализ полученных результатов, определение наиболее важных, называемых чаще всего качеств личности.


2. Визуальный проект «Гендерный идеал».
Участники разрабатывают визуальный проект идеала мальчика и идеала девочки как цели воспитания (т.е. наглядно показывают цель и задачи воспитания учащихся с учетом их половой принадлежности). В создаваемых рисунках-портретах допустима гиперболизация отдельных, наиболее значимы характеристик-признаков личности, создание предметного контекста, символизирующего наиболее ценные связи-отношения личности.
Каждый рисунок демонстрируется сначала без пояснений, так как наблюдающие должны указать наиболее важные характеристики «идеального мальчика» / «идеальной девочки», скрытые в рисунке. высказываемые суждения уточняются, обобщаются авторами рисунка.


3. Заполните таблицу:

Характеристики

девочки

Мальчики

Учет особенностей в воспитании

Сфера интересов

 

 

 

особенности
деятельности

 

 

 

Предпочитаемый вид деятельности

 

 

 

Социальная
адаптивность

 

 

 

особенности
общения

 

 

 

Социальное
поведение

 

 

 

 

 

 

 


Источник: Чумакова, С.П. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. П. Чумакова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.