На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическое сопровождение субъектов педагогического процесса в системе непрерывного образования
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов педагогического процесса в системе непрерывного образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов педагогического процесса в системе непрерывного образования
Психолого-педагогическое сопровождение личности с особыми педагогическими потребностями
Все страницы

Полученные знания по разделу.
Цели и задачи психологопедагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных этапах образования.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренной личности.
Психолого-педагогическое сопровождение личности с особыми педагогическими потребностями.

1 Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения


Психолого-педагогическое сопровождение является частью деятельности психологической службы учреждения, нацеленного на создание условий для развития личности обучающихся и воспитанников с учетом их особенностей.
Задачами психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении являются:
> профилактика возможных проблем развития;
> помощь в решении проблем в обучении, взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;
> развитие психологической компетентности педагогов и родителей.
Содержание и основные направления психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования представлены в таблицах 9.1 и 9.2.

Таблица 9.1

Содержание и основные направления психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования

Направление

Содержание деятельности

1 Организация образовательной гуманистической среды при ведущей позиции развития личности ребенка

Реализация основных направлений работы педагога- психолога в образовательном учреждении

2 Поддержка в создании образовательных программ

Участие в комплексной экспертизе профессиональной деятельности, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, создание модифицированных, экспериментальных, авторских развивающих психолого-педагогических дополнительных образовательных программ

3 Адаптация образовательного процесса к потребностям развития и социализации детей и подростков

Участие в проектировании концепции учреждения и управлении педагогическим процессом с позиции психологических особенностей возраста и творческого развития личности

4 Организация совместно с педагогами наблюдения за процессом развития ребенка и детского коллектива

Включение в педагогический процесс психологических способов формирования коллектива. Проектирование педагогической деятельности, саморазвитие. Научно-методическая поддержка образовательной деятельности

5 Поддержка творческой активности обучающихся

Работа по развитию детских творческих коллективов, использования психолого-педагогических приемов мотивации и активизации

6 Индивидуальная адресная помощь педагогам

Работа с педагогами (с группами педагогов) по их запросам, а также по запросу администрации учреждения

7 Адресная помощь детям и детским коллективам

Работа с детскими коллективами, группами детей и подростков; индивидуальная адресная работа с детьми и подростками, включая детей с проблемами в здоровье

2. Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах


Таблица 9.2 - Основные направления психолого-педагогической деятельности в УО

Направления

Психолого-педагогическая деятельность

1 Психологическое

Формирование у детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и само-

 

определения детей на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта

2 Психологическая профилактика

Предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития (в том числе креативности)

3 Психологическая

Углублённое психолого-педагогическое исследование детей в процессе образования, определение их индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоении образовательной программы, выявление причин неуспеваемости, причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

исследовательская
деятельность

Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся, в том числе и в форме тренинга в целях развивающей диагностики. Исследование мотивационной сферы воспитанников и запроса групп детей и их родителей на дополнительное образование. Психологический анализ образовательных программ. Помощь в организации педагогических экспериментов

4 Коррекционно-развивающая работа

Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.

5 Консультативная деятельность

Оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.

6 Рефлексивно-гуманистическое сопровождение

Обеспечение способов развития участников образовательного процесса и учреждения; поддержка созидательного потенциала педагога; создание творческого, плодотворно работающего педагогического коллектива, ориентированного на гуманистические ценности образования


Проблема сопровождения личности в культурно-образовательном пространстве рассматривалась в работах М. Р. Битяновой [28], И. А. Бобровой и О. В. Чурсиновой [29], Е. К. Исаковой и Д. В. Лазаренко [35], С. В. Алехиной и М. М. Семаго [66]. Задачи психолого-педагогического сопровождения участников на разных возрастных этапах и уровнях образования отличаются. Процесс и особенности психолого-педагогического сопровождения личности на разных возрастных этапах представлены в таблицах 9.3 и 9.4.


Таблица 9.3 - Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах

Возрастные этапы

Виды психолого-педагогического сопровождения

1 Дошкольники

Ранняя диагностика и первичная коррекция нарушений, сопровождение одаренных детей, помощь в подготовке к обучению в школе

2 Младшие школьники

Выявление готовности к школьному обучению, помощь в адаптации к обучению, поддержка интереса школьников к учебной деятельности, развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности, самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей, сопровождение развития одаренных школьников

3 Учащиеся основной школы

Сопровождение перехода младших школьников в основную школу, адаптации к многопредметным условиям обучения, поддержка саморазвития, помощь в решении личностных и социальных проблем, профилактика невротических состояний обучающихся, профилактика подростковых девиаций

4 Старшеклассники

Помощь в профессиональном самоопределении, в решении личностных проблем, формирование психологической компетентности, профилактика различных видов зависимости


Актуальным видом психолого-педагогической службы в рамках современных ФГОС является также здоровьесберегающая деятельность. Помощь обучающимся в формировании ценностей на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции, профилактика алко- и наркозависимости через тренинги, ролевые игры и другие формы интерактивного взаимодействия.

Таблица 9.4 - Уровни психолого-педагогического сопровождения

Уровень

Содержание деятельности

Уровень                    групповой
(классно-урочный)

На данном уровне ведущую роль играют педагоги, обеспечивающие необходимую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблем, предотвращение дезадаптации

Уровень
учрежденческий

На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями



3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренной личности


Отечественные психологи Л. С. Выготский [7], Д. Б. Эльконин [26], Б. Г. Ананьев [27], А. Л. Леонтьев [40], М. А. Холодная [10], А. Л. Журавлев [10] наряду с зарубежными учеными рассматривали проблемы проявления способностей и одаренности у детей и создание необходимых условий для их развития на разных возрастных этапах. Одаренность рассматривается ими как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможное достижение человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутреннюю предрасположенность для таких достижений в том или ином виде деятельности.


Характерные черты одаренных
1 Часто одаренные дети отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием, повышенным потенциалом умственной и жизненной энергии. Очень инициативны и в то же время сдержаны, отличаются умением обращаться с людьми и часто пользуются авторитетом у товарищей. Из них выходят лидеры.
2 Высокая познавательная активность и любознательность проявились довольно рано. Их отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памятью, сформированностью навыков логического мышления.


В таблице 9.5 представлены различные типы одаренности и особенности их проявления у детей.


Таблица 9.5 - Типы одаренности

Типы одаренности

Проявление одаренности

1 Художественная одаренность

Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Поддерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях

2 Общая интеллектуальная одаренность

Дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию

3 Академическая одаренность

Проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам

4 Социальная одаренность

Способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми

Одна из проблем одаренных детей - школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителя и не вызывать негативные реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявить таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются [25].
Но даже если учитель заметил способности учащегося, ему некогда заниматься с ним на уроке. Ученик предоставлен сам себе, он отторгается от ученического коллектива, что ведет к формированию отрицательных черт характера и снижению успеваемости.
В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, но здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально отстают в своем возрасте, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку.
Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный переход в старший класс - не самое лучшее решение. Лучше обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее.
Методика работы педагога-психолога с одаренными детьми и их родителями [25]. Педагог-психолог организует для родителей консультации с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями, организует творческий труд детей в самых разнообразных видах деятельности, где реализуются творческие способности.


Выявление одаренных и талантливых детей:
У анализ особых успехов и достижений ученика;
У создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
У диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы;
У преемственность между уровнями и формами в процессе непрерывного образования.


Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
У создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
У включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
У формирование и развитие сети дополнительного образования;
У организация научно-исследовательской деятельности;
У организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.


Творческий потенциал и его структурные элементы [12].
Потенциал (от латинского «возможность, мощь, сила») в педагогике указывает на степень скрытых возможностей:
а) совокупность свойств, обеспечивающих развитие личности;
б) актуальных способностей;
в) основы для развития и формирования новых способностей.


Творческий потенциал рассматривается как интегративное качество,
которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике; определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации; выражает отношение человека к творчеству; обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность ее деятельности.
Творческий потенциал школьника - это интегративное личностное свойство (совокупность способностей, знаний, умений, убеждений, направленности, отношений), определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации.


Творческий акт рассматривается как результат активности трех компонентов:
1) иррационального - подсознание, сверхсознание;
2) эмоционального - эмоции, чувства, эмоциональные состояния;
3) рационального, включающего:
- индивидуально психические процессы, задатки, способности;
- потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы;
- приобретенные знания, умения, навыки, способы деятельности, самовыражения.


В основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру, к собственной деятельности:
> интеллектуальный компонент - интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний;
> способность к общению, творческая мотивация, особенности перцепции (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость) характера;
> личностные характеристики - настойчивость, активность, агрессивность в защите своей точки зрения, организаторские способности, нон- конформирзм, самостоятельность, инициативность, эмоциональная сензитивность и мобильность).


Структура творческого потенциала представлена по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура включает:
1) собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, способности);
2) мотивационную составляющую (убеждение, готовность, механизмы, социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида - потребностей, ценностных ориентаций, мотивов);
3) когнитивную составляющую (приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения).


Вертикальная структура состоит из двух взаимосвязанных компонентов:
1) предактуального (данность в невыявленном виде) - ограниченное развитие элементов творческого потенциала преимущественно за счет социально-биологических (природных) механизмов;
2) постактуального - наличие уже сформированных характеристик, не функционирующих в данных конкретных условиях.


Характеристики творческого потенциала
1 Многоуровневость содержания
- широкий уровень - всеобщее свойство развивающихся психических сил;
- промежуточный уровень - максисмально возможный уровень данного свойства;
- узкий уровень - на первый план выступает уровень, характерный для статистического большинства данной социально-исторической ситуации.
2 Диалогичность
Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального, личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.
3 Социальность
Существование социального запроса и социальной нормы, влияющих на динамику творческого потенциала личности.
4 Системность
Творческий потенциал имеет системный характер, обладает всеми атрибутами системы: устойчивость, потребность в развитии, самореализации.


Управление развитием детского творчества [12]
На основании методологических исследований о развитии целостных систем выделены следующие уровни педагогического управления развитием творческого потенциала школьника.
Первый уровень - деятельность представляет разрозненный характер. Действия подструктур не соотносятся. Это этап зарождения целостной системы.
Второй уровень - предметом управления становится:
- исследование личности педагогов и школьников в образовательном процессе с позиций взаимосвязей личностных особенностей и проявления творческой активности в различных видах деятельности;
- реализация личностного подхода;
- создание системы методического обеспечения.
Третий уровень характеризуется продуктивно-творческим уровнем деятельности.
К педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в учебном процессе и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание творческого процесса.


Выделяются внешние - объективные и внутренние - субъективные условия. Целью внешних условий является организация, стимулирование и управление процессом развития творческого потенциала личности:
> сотворческое субъект-субъектное взаимодействие ученика и учителя;
> необходимость творческой атмосферы, творческого учителя. Трансляции его творческого потенциала;
> обеспечение творческой активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе;
> формирование индивидуального стиля деятельности и самовыражения;
> организации ситуаций успеха;
> развитие гуманитарных способностей учащихся;
> развитие философского сознания.


Целью внутренних условий является формирование личностных, психологических механизмов развития творческого потенциала личности.
1 Формирование эмоционально-ценностного отношения к творческой деятельности.
2 Актуализация и закрепление потребности в творчестве.
3 Способность учащихся к рефлексивной деятельности.
4 Наличие внутренней свободы личности.
5 Формирование «Я»-концепции творческого саморазвития.


Интегрирующее условие - гуманистически ориентированная творческая учебная деятельность.
Эффективный путь развития одаренных учащихся - это развитие учебно-исследовательской деятельности, ориентируемой на максимальное развитие индивидуальности.
Необходимо руководствоваться следующими условиями:
• учет способностей одаренных детей на всех этапах работы с ними.
Первый этап - амнестический - сбор результатов об успехах ребенка.
Второй этап - диагностический - индивидуальная оценка творческих возможностей, нервно-психических особенностей.
Третий этап - формирование и углубление способностей в рамках индивидуальных программ обучения;
• соблюдение основных принципов организации индивидуальной работы с одаренными учащимися:
1) целенаправленное невоздействие (создание зоны «свободного самообразования»);
2) эвристичность (формирование умственной культуры - активность мыслительной деятельности, практическое владение психологическими методами активизации творческого мышления - интраверсия, эмпатия, мозговой штурм, морфологический анализ);
3) сотрудничество (совместное добывание знаний педагога и ребенка);
4) создание особой педагогической среды (мастерство и психологическая культура педагогов);
5) разработка индивидуальных учебных программ.
Индивидуальная учебная программа должна:
- быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной;
- качественно превосходить обычный курс обучения;
- способствовать пробуждению активных исследовательских интересов, творческих способностей учащихся;
- корректироваться не только преподавателями, но и самими учащимися, чтобы удовлетворять меняющиеся социокультурные и образовательные потребности детей.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.