Страница 1 из 2 Полученные знания по разделу. Цели и задачи психологопедагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных этапах образования. Психолого-педагогическое сопровождение одаренной личности. Психолого-педагогическое сопровождение личности с особыми педагогическими потребностями.
1 Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение является частью деятельности психологической службы учреждения, нацеленного на создание условий для развития личности обучающихся и воспитанников с учетом их особенностей. Задачами психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении являются: > профилактика возможных проблем развития; > помощь в решении проблем в обучении, взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями; > развитие психологической компетентности педагогов и родителей. Содержание и основные направления психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования представлены в таблицах 9.1 и 9.2.
Таблица 9.1
Содержание и основные направления психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования
Направление
|
Содержание деятельности
|
1 Организация образовательной гуманистической среды при ведущей позиции развития личности ребенка
|
Реализация основных направлений работы педагога- психолога в образовательном учреждении
|
2 Поддержка в создании образовательных программ
|
Участие в комплексной экспертизе профессиональной деятельности, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, создание модифицированных, экспериментальных, авторских развивающих психолого-педагогических дополнительных образовательных программ
|
3 Адаптация образовательного процесса к потребностям развития и социализации детей и подростков
|
Участие в проектировании концепции учреждения и управлении педагогическим процессом с позиции психологических особенностей возраста и творческого развития личности
|
4 Организация совместно с педагогами наблюдения за процессом развития ребенка и детского коллектива
|
Включение в педагогический процесс психологических способов формирования коллектива. Проектирование педагогической деятельности, саморазвитие. Научно-методическая поддержка образовательной деятельности
|
5 Поддержка творческой активности обучающихся
|
Работа по развитию детских творческих коллективов, использования психолого-педагогических приемов мотивации и активизации
|
6 Индивидуальная адресная помощь педагогам
|
Работа с педагогами (с группами педагогов) по их запросам, а также по запросу администрации учреждения
|
7 Адресная помощь детям и детским коллективам
|
Работа с детскими коллективами, группами детей и подростков; индивидуальная адресная работа с детьми и подростками, включая детей с проблемами в здоровье
|
2. Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах
Таблица 9.2 - Основные направления психолого-педагогической деятельности в УО
Направления
|
Психолого-педагогическая деятельность
|
1 Психологическое
|
Формирование у детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и само-
|
|
определения детей на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта
|
2 Психологическая профилактика
|
Предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития (в том числе креативности)
|
3 Психологическая
|
Углублённое психолого-педагогическое исследование детей в процессе образования, определение их индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоении образовательной программы, выявление причин неуспеваемости, причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
|
исследовательская деятельность
|
Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся, в том числе и в форме тренинга в целях развивающей диагностики. Исследование мотивационной сферы воспитанников и запроса групп детей и их родителей на дополнительное образование. Психологический анализ образовательных программ. Помощь в организации педагогических экспериментов
|
4 Коррекционно-развивающая работа
|
Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
|
5 Консультативная деятельность
|
Оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.
|
6 Рефлексивно-гуманистическое сопровождение
|
Обеспечение способов развития участников образовательного процесса и учреждения; поддержка созидательного потенциала педагога; создание творческого, плодотворно работающего педагогического коллектива, ориентированного на гуманистические ценности образования
|
Проблема сопровождения личности в культурно-образовательном пространстве рассматривалась в работах М. Р. Битяновой [28], И. А. Бобровой и О. В. Чурсиновой [29], Е. К. Исаковой и Д. В. Лазаренко [35], С. В. Алехиной и М. М. Семаго [66]. Задачи психолого-педагогического сопровождения участников на разных возрастных этапах и уровнях образования отличаются. Процесс и особенности психолого-педагогического сопровождения личности на разных возрастных этапах представлены в таблицах 9.3 и 9.4.
Таблица 9.3 - Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах
Возрастные этапы
|
Виды психолого-педагогического сопровождения
|
1 Дошкольники
|
Ранняя диагностика и первичная коррекция нарушений, сопровождение одаренных детей, помощь в подготовке к обучению в школе
|
2 Младшие школьники
|
Выявление готовности к школьному обучению, помощь в адаптации к обучению, поддержка интереса школьников к учебной деятельности, развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности, самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей, сопровождение развития одаренных школьников
|
3 Учащиеся основной школы
|
Сопровождение перехода младших школьников в основную школу, адаптации к многопредметным условиям обучения, поддержка саморазвития, помощь в решении личностных и социальных проблем, профилактика невротических состояний обучающихся, профилактика подростковых девиаций
|
4 Старшеклассники
|
Помощь в профессиональном самоопределении, в решении личностных проблем, формирование психологической компетентности, профилактика различных видов зависимости
|
Актуальным видом психолого-педагогической службы в рамках современных ФГОС является также здоровьесберегающая деятельность. Помощь обучающимся в формировании ценностей на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции, профилактика алко- и наркозависимости через тренинги, ролевые игры и другие формы интерактивного взаимодействия.
Таблица 9.4 - Уровни психолого-педагогического сопровождения
Уровень
|
Содержание деятельности
|
Уровень групповой (классно-урочный)
|
На данном уровне ведущую роль играют педагоги, обеспечивающие необходимую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблем, предотвращение дезадаптации
|
Уровень учрежденческий
|
На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями
|
3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренной личности
Отечественные психологи Л. С. Выготский [7], Д. Б. Эльконин [26], Б. Г. Ананьев [27], А. Л. Леонтьев [40], М. А. Холодная [10], А. Л. Журавлев [10] наряду с зарубежными учеными рассматривали проблемы проявления способностей и одаренности у детей и создание необходимых условий для их развития на разных возрастных этапах. Одаренность рассматривается ими как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможное достижение человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутреннюю предрасположенность для таких достижений в том или ином виде деятельности.
Характерные черты одаренных 1 Часто одаренные дети отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием, повышенным потенциалом умственной и жизненной энергии. Очень инициативны и в то же время сдержаны, отличаются умением обращаться с людьми и часто пользуются авторитетом у товарищей. Из них выходят лидеры. 2 Высокая познавательная активность и любознательность проявились довольно рано. Их отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памятью, сформированностью навыков логического мышления.
В таблице 9.5 представлены различные типы одаренности и особенности их проявления у детей.
Таблица 9.5 - Типы одаренности
Типы одаренности
|
Проявление одаренности
|
1 Художественная одаренность
|
Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Поддерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях
|
2 Общая интеллектуальная одаренность
|
Дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию
|
3 Академическая одаренность
|
Проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам
|
4 Социальная одаренность
|
Способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми
|
Одна из проблем одаренных детей - школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителя и не вызывать негативные реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявить таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются [25]. Но даже если учитель заметил способности учащегося, ему некогда заниматься с ним на уроке. Ученик предоставлен сам себе, он отторгается от ученического коллектива, что ведет к формированию отрицательных черт характера и снижению успеваемости. В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, но здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально отстают в своем возрасте, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку. Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный переход в старший класс - не самое лучшее решение. Лучше обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее. Методика работы педагога-психолога с одаренными детьми и их родителями [25]. Педагог-психолог организует для родителей консультации с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями, организует творческий труд детей в самых разнообразных видах деятельности, где реализуются творческие способности.
Выявление одаренных и талантливых детей: У анализ особых успехов и достижений ученика; У создание банка данных по талантливым и одаренным детям; У диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы; У преемственность между уровнями и формами в процессе непрерывного образования.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: У создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; У включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы; У формирование и развитие сети дополнительного образования; У организация научно-исследовательской деятельности; У организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Творческий потенциал и его структурные элементы [12]. Потенциал (от латинского «возможность, мощь, сила») в педагогике указывает на степень скрытых возможностей: а) совокупность свойств, обеспечивающих развитие личности; б) актуальных способностей; в) основы для развития и формирования новых способностей.
Творческий потенциал рассматривается как интегративное качество, которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике; определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации; выражает отношение человека к творчеству; обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность ее деятельности. Творческий потенциал школьника - это интегративное личностное свойство (совокупность способностей, знаний, умений, убеждений, направленности, отношений), определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации.
Творческий акт рассматривается как результат активности трех компонентов: 1) иррационального - подсознание, сверхсознание; 2) эмоционального - эмоции, чувства, эмоциональные состояния; 3) рационального, включающего: - индивидуально психические процессы, задатки, способности; - потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы; - приобретенные знания, умения, навыки, способы деятельности, самовыражения.
В основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру, к собственной деятельности: > интеллектуальный компонент - интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний; > способность к общению, творческая мотивация, особенности перцепции (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость) характера; > личностные характеристики - настойчивость, активность, агрессивность в защите своей точки зрения, организаторские способности, нон- конформирзм, самостоятельность, инициативность, эмоциональная сензитивность и мобильность).
Структура творческого потенциала представлена по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура включает: 1) собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, способности); 2) мотивационную составляющую (убеждение, готовность, механизмы, социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида - потребностей, ценностных ориентаций, мотивов); 3) когнитивную составляющую (приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения).
Вертикальная структура состоит из двух взаимосвязанных компонентов: 1) предактуального (данность в невыявленном виде) - ограниченное развитие элементов творческого потенциала преимущественно за счет социально-биологических (природных) механизмов; 2) постактуального - наличие уже сформированных характеристик, не функционирующих в данных конкретных условиях.
Характеристики творческого потенциала 1 Многоуровневость содержания - широкий уровень - всеобщее свойство развивающихся психических сил; - промежуточный уровень - максисмально возможный уровень данного свойства; - узкий уровень - на первый план выступает уровень, характерный для статистического большинства данной социально-исторической ситуации. 2 Диалогичность Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального, личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. 3 Социальность Существование социального запроса и социальной нормы, влияющих на динамику творческого потенциала личности. 4 Системность Творческий потенциал имеет системный характер, обладает всеми атрибутами системы: устойчивость, потребность в развитии, самореализации.
Управление развитием детского творчества [12] На основании методологических исследований о развитии целостных систем выделены следующие уровни педагогического управления развитием творческого потенциала школьника. Первый уровень - деятельность представляет разрозненный характер. Действия подструктур не соотносятся. Это этап зарождения целостной системы. Второй уровень - предметом управления становится: - исследование личности педагогов и школьников в образовательном процессе с позиций взаимосвязей личностных особенностей и проявления творческой активности в различных видах деятельности; - реализация личностного подхода; - создание системы методического обеспечения. Третий уровень характеризуется продуктивно-творческим уровнем деятельности. К педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в учебном процессе и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание творческого процесса.
Выделяются внешние - объективные и внутренние - субъективные условия. Целью внешних условий является организация, стимулирование и управление процессом развития творческого потенциала личности: > сотворческое субъект-субъектное взаимодействие ученика и учителя; > необходимость творческой атмосферы, творческого учителя. Трансляции его творческого потенциала; > обеспечение творческой активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе; > формирование индивидуального стиля деятельности и самовыражения; > организации ситуаций успеха; > развитие гуманитарных способностей учащихся; > развитие философского сознания.
Целью внутренних условий является формирование личностных, психологических механизмов развития творческого потенциала личности. 1 Формирование эмоционально-ценностного отношения к творческой деятельности. 2 Актуализация и закрепление потребности в творчестве. 3 Способность учащихся к рефлексивной деятельности. 4 Наличие внутренней свободы личности. 5 Формирование «Я»-концепции творческого саморазвития.
Интегрирующее условие - гуманистически ориентированная творческая учебная деятельность. Эффективный путь развития одаренных учащихся - это развитие учебно-исследовательской деятельности, ориентируемой на максимальное развитие индивидуальности. Необходимо руководствоваться следующими условиями: • учет способностей одаренных детей на всех этапах работы с ними. Первый этап - амнестический - сбор результатов об успехах ребенка. Второй этап - диагностический - индивидуальная оценка творческих возможностей, нервно-психических особенностей. Третий этап - формирование и углубление способностей в рамках индивидуальных программ обучения; • соблюдение основных принципов организации индивидуальной работы с одаренными учащимися: 1) целенаправленное невоздействие (создание зоны «свободного самообразования»); 2) эвристичность (формирование умственной культуры - активность мыслительной деятельности, практическое владение психологическими методами активизации творческого мышления - интраверсия, эмпатия, мозговой штурм, морфологический анализ); 3) сотрудничество (совместное добывание знаний педагога и ребенка); 4) создание особой педагогической среды (мастерство и психологическая культура педагогов); 5) разработка индивидуальных учебных программ. Индивидуальная учебная программа должна: - быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной; - качественно превосходить обычный курс обучения; - способствовать пробуждению активных исследовательских интересов, творческих способностей учащихся; - корректироваться не только преподавателями, но и самими учащимися, чтобы удовлетворять меняющиеся социокультурные и образовательные потребности детей.
|