На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическое сопровождение субъектов педагогического процесса в системе непрерывного образования
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов педагогического процесса в системе непрерывного образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов педагогического процесса в системе непрерывного образования
Психолого-педагогическое сопровождение личности с особыми педагогическими потребностями
Все страницы

Полученные знания по разделу.
Цели и задачи психологопедагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных этапах образования.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренной личности.
Психолого-педагогическое сопровождение личности с особыми педагогическими потребностями.

1 Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения


Психолого-педагогическое сопровождение является частью деятельности психологической службы учреждения, нацеленного на создание условий для развития личности обучающихся и воспитанников с учетом их особенностей.
Задачами психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении являются:
> профилактика возможных проблем развития;
> помощь в решении проблем в обучении, взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;
> развитие психологической компетентности педагогов и родителей.
Содержание и основные направления психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования представлены в таблицах 9.1 и 9.2.

Таблица 9.1

Содержание и основные направления психолого-педагогической деятельности в учреждениях образования

Направление

Содержание деятельности

1 Организация образовательной гуманистической среды при ведущей позиции развития личности ребенка

Реализация основных направлений работы педагога- психолога в образовательном учреждении

2 Поддержка в создании образовательных программ

Участие в комплексной экспертизе профессиональной деятельности, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, создание модифицированных, экспериментальных, авторских развивающих психолого-педагогических дополнительных образовательных программ

3 Адаптация образовательного процесса к потребностям развития и социализации детей и подростков

Участие в проектировании концепции учреждения и управлении педагогическим процессом с позиции психологических особенностей возраста и творческого развития личности

4 Организация совместно с педагогами наблюдения за процессом развития ребенка и детского коллектива

Включение в педагогический процесс психологических способов формирования коллектива. Проектирование педагогической деятельности, саморазвитие. Научно-методическая поддержка образовательной деятельности

5 Поддержка творческой активности обучающихся

Работа по развитию детских творческих коллективов, использования психолого-педагогических приемов мотивации и активизации

6 Индивидуальная адресная помощь педагогам

Работа с педагогами (с группами педагогов) по их запросам, а также по запросу администрации учреждения

7 Адресная помощь детям и детским коллективам

Работа с детскими коллективами, группами детей и подростков; индивидуальная адресная работа с детьми и подростками, включая детей с проблемами в здоровье

2. Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах


Таблица 9.2 - Основные направления психолого-педагогической деятельности в УО

Направления

Психолого-педагогическая деятельность

1 Психологическое

Формирование у детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и само-

 

определения детей на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта

2 Психологическая профилактика

Предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития (в том числе креативности)

3 Психологическая

Углублённое психолого-педагогическое исследование детей в процессе образования, определение их индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоении образовательной программы, выявление причин неуспеваемости, причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

исследовательская
деятельность

Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся, в том числе и в форме тренинга в целях развивающей диагностики. Исследование мотивационной сферы воспитанников и запроса групп детей и их родителей на дополнительное образование. Психологический анализ образовательных программ. Помощь в организации педагогических экспериментов

4 Коррекционно-развивающая работа

Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.

5 Консультативная деятельность

Оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.

6 Рефлексивно-гуманистическое сопровождение

Обеспечение способов развития участников образовательного процесса и учреждения; поддержка созидательного потенциала педагога; создание творческого, плодотворно работающего педагогического коллектива, ориентированного на гуманистические ценности образования


Проблема сопровождения личности в культурно-образовательном пространстве рассматривалась в работах М. Р. Битяновой [28], И. А. Бобровой и О. В. Чурсиновой [29], Е. К. Исаковой и Д. В. Лазаренко [35], С. В. Алехиной и М. М. Семаго [66]. Задачи психолого-педагогического сопровождения участников на разных возрастных этапах и уровнях образования отличаются. Процесс и особенности психолого-педагогического сопровождения личности на разных возрастных этапах представлены в таблицах 9.3 и 9.4.


Таблица 9.3 - Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах

Возрастные этапы

Виды психолого-педагогического сопровождения

1 Дошкольники

Ранняя диагностика и первичная коррекция нарушений, сопровождение одаренных детей, помощь в подготовке к обучению в школе

2 Младшие школьники

Выявление готовности к школьному обучению, помощь в адаптации к обучению, поддержка интереса школьников к учебной деятельности, развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности, самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей, сопровождение развития одаренных школьников

3 Учащиеся основной школы

Сопровождение перехода младших школьников в основную школу, адаптации к многопредметным условиям обучения, поддержка саморазвития, помощь в решении личностных и социальных проблем, профилактика невротических состояний обучающихся, профилактика подростковых девиаций

4 Старшеклассники

Помощь в профессиональном самоопределении, в решении личностных проблем, формирование психологической компетентности, профилактика различных видов зависимости


Актуальным видом психолого-педагогической службы в рамках современных ФГОС является также здоровьесберегающая деятельность. Помощь обучающимся в формировании ценностей на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции, профилактика алко- и наркозависимости через тренинги, ролевые игры и другие формы интерактивного взаимодействия.

Таблица 9.4 - Уровни психолого-педагогического сопровождения

Уровень

Содержание деятельности

Уровень                    групповой
(классно-урочный)

На данном уровне ведущую роль играют педагоги, обеспечивающие необходимую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблем, предотвращение дезадаптации

Уровень
учрежденческий

На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями



3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренной личности


Отечественные психологи Л. С. Выготский [7], Д. Б. Эльконин [26], Б. Г. Ананьев [27], А. Л. Леонтьев [40], М. А. Холодная [10], А. Л. Журавлев [10] наряду с зарубежными учеными рассматривали проблемы проявления способностей и одаренности у детей и создание необходимых условий для их развития на разных возрастных этапах. Одаренность рассматривается ими как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможное достижение человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутреннюю предрасположенность для таких достижений в том или ином виде деятельности.


Характерные черты одаренных
1 Часто одаренные дети отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием, повышенным потенциалом умственной и жизненной энергии. Очень инициативны и в то же время сдержаны, отличаются умением обращаться с людьми и часто пользуются авторитетом у товарищей. Из них выходят лидеры.
2 Высокая познавательная активность и любознательность проявились довольно рано. Их отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памятью, сформированностью навыков логического мышления.


В таблице 9.5 представлены различные типы одаренности и особенности их проявления у детей.


Таблица 9.5 - Типы одаренности

Типы одаренности

Проявление одаренности

1 Художественная одаренность

Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Поддерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях

2 Общая интеллектуальная одаренность

Дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию

3 Академическая одаренность

Проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам

4 Социальная одаренность

Способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми

Одна из проблем одаренных детей - школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителя и не вызывать негативные реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявить таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются [25].
Но даже если учитель заметил способности учащегося, ему некогда заниматься с ним на уроке. Ученик предоставлен сам себе, он отторгается от ученического коллектива, что ведет к формированию отрицательных черт характера и снижению успеваемости.
В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, но здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально отстают в своем возрасте, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку.
Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный переход в старший класс - не самое лучшее решение. Лучше обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее.
Методика работы педагога-психолога с одаренными детьми и их родителями [25]. Педагог-психолог организует для родителей консультации с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями, организует творческий труд детей в самых разнообразных видах деятельности, где реализуются творческие способности.


Выявление одаренных и талантливых детей:
У анализ особых успехов и достижений ученика;
У создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
У диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы;
У преемственность между уровнями и формами в процессе непрерывного образования.


Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
У создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
У включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
У формирование и развитие сети дополнительного образования;
У организация научно-исследовательской деятельности;
У организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.


Творческий потенциал и его структурные элементы [12].
Потенциал (от латинского «возможность, мощь, сила») в педагогике указывает на степень скрытых возможностей:
а) совокупность свойств, обеспечивающих развитие личности;
б) актуальных способностей;
в) основы для развития и формирования новых способностей.


Творческий потенциал рассматривается как интегративное качество,
которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике; определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации; выражает отношение человека к творчеству; обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность ее деятельности.
Творческий потенциал школьника - это интегративное личностное свойство (совокупность способностей, знаний, умений, убеждений, направленности, отношений), определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации.


Творческий акт рассматривается как результат активности трех компонентов:
1) иррационального - подсознание, сверхсознание;
2) эмоционального - эмоции, чувства, эмоциональные состояния;
3) рационального, включающего:
- индивидуально психические процессы, задатки, способности;
- потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы;
- приобретенные знания, умения, навыки, способы деятельности, самовыражения.


В основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру, к собственной деятельности:
> интеллектуальный компонент - интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний;
> способность к общению, творческая мотивация, особенности перцепции (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость) характера;
> личностные характеристики - настойчивость, активность, агрессивность в защите своей точки зрения, организаторские способности, нон- конформирзм, самостоятельность, инициативность, эмоциональная сензитивность и мобильность).


Структура творческого потенциала представлена по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура включает:
1) собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, способности);
2) мотивационную составляющую (убеждение, готовность, механизмы, социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида - потребностей, ценностных ориентаций, мотивов);
3) когнитивную составляющую (приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения).


Вертикальная структура состоит из двух взаимосвязанных компонентов:
1) предактуального (данность в невыявленном виде) - ограниченное развитие элементов творческого потенциала преимущественно за счет социально-биологических (природных) механизмов;
2) постактуального - наличие уже сформированных характеристик, не функционирующих в данных конкретных условиях.


Характеристики творческого потенциала
1 Многоуровневость содержания
- широкий уровень - всеобщее свойство развивающихся психических сил;
- промежуточный уровень - максисмально возможный уровень данного свойства;
- узкий уровень - на первый план выступает уровень, характерный для статистического большинства данной социально-исторической ситуации.
2 Диалогичность
Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального, личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.
3 Социальность
Существование социального запроса и социальной нормы, влияющих на динамику творческого потенциала личности.
4 Системность
Творческий потенциал имеет системный характер, обладает всеми атрибутами системы: устойчивость, потребность в развитии, самореализации.


Управление развитием детского творчества [12]
На основании методологических исследований о развитии целостных систем выделены следующие уровни педагогического управления развитием творческого потенциала школьника.
Первый уровень - деятельность представляет разрозненный характер. Действия подструктур не соотносятся. Это этап зарождения целостной системы.
Второй уровень - предметом управления становится:
- исследование личности педагогов и школьников в образовательном процессе с позиций взаимосвязей личностных особенностей и проявления творческой активности в различных видах деятельности;
- реализация личностного подхода;
- создание системы методического обеспечения.
Третий уровень характеризуется продуктивно-творческим уровнем деятельности.
К педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в учебном процессе и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание творческого процесса.


Выделяются внешние - объективные и внутренние - субъективные условия. Целью внешних условий является организация, стимулирование и управление процессом развития творческого потенциала личности:
> сотворческое субъект-субъектное взаимодействие ученика и учителя;
> необходимость творческой атмосферы, творческого учителя. Трансляции его творческого потенциала;
> обеспечение творческой активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе;
> формирование индивидуального стиля деятельности и самовыражения;
> организации ситуаций успеха;
> развитие гуманитарных способностей учащихся;
> развитие философского сознания.


Целью внутренних условий является формирование личностных, психологических механизмов развития творческого потенциала личности.
1 Формирование эмоционально-ценностного отношения к творческой деятельности.
2 Актуализация и закрепление потребности в творчестве.
3 Способность учащихся к рефлексивной деятельности.
4 Наличие внутренней свободы личности.
5 Формирование «Я»-концепции творческого саморазвития.


Интегрирующее условие - гуманистически ориентированная творческая учебная деятельность.
Эффективный путь развития одаренных учащихся - это развитие учебно-исследовательской деятельности, ориентируемой на максимальное развитие индивидуальности.
Необходимо руководствоваться следующими условиями:
• учет способностей одаренных детей на всех этапах работы с ними.
Первый этап - амнестический - сбор результатов об успехах ребенка.
Второй этап - диагностический - индивидуальная оценка творческих возможностей, нервно-психических особенностей.
Третий этап - формирование и углубление способностей в рамках индивидуальных программ обучения;
• соблюдение основных принципов организации индивидуальной работы с одаренными учащимися:
1) целенаправленное невоздействие (создание зоны «свободного самообразования»);
2) эвристичность (формирование умственной культуры - активность мыслительной деятельности, практическое владение психологическими методами активизации творческого мышления - интраверсия, эмпатия, мозговой штурм, морфологический анализ);
3) сотрудничество (совместное добывание знаний педагога и ребенка);
4) создание особой педагогической среды (мастерство и психологическая культура педагогов);
5) разработка индивидуальных учебных программ.
Индивидуальная учебная программа должна:
- быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной;
- качественно превосходить обычный курс обучения;
- способствовать пробуждению активных исследовательских интересов, творческих способностей учащихся;
- корректироваться не только преподавателями, но и самими учащимися, чтобы удовлетворять меняющиеся социокультурные и образовательные потребности детей.

 


 


4 Психолого-педагогическое сопровождение личности с особыми педагогическими потребностями


Инклюзия как социальная идея сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Инклюзией называют включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.
Отечественные исследователи при изучении феномена инклюзии опираются на идеи психологов Л. С. Выготского [7], А. Н. Леонтьева [40] и др. и дефектологов Т. А. Власовой [75], С. В. Алехиной, М. М. Семаго [66] и др.
Принципы инклюзивного образования включают:
> ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
> каждый человек способен чувствовать и думать;
> каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
> все люди нуждаются друг в друге;
> подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
> все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
> для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
> разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети- инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушением речи (логопаты);
4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5) дети с умственной отсталостью;
6) дети с задержкой психического развития;
7) дети с нарушением поведения и общения;
8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).


В таблице 9.6 представлена характеристика нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.


Таблица 9.6 - Общая характеристика нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Тип нарушения

Характеристики нарушения

Нарушения слуха

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота - наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети - это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным

Нарушения речи

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения

Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0 %) до 0,04 (4 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100 %), у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Слабовидящие дети — это дети с остротой зрения от 0,05 (5 %) до 0,4 (40 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабови- дением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией

Нарушения
опорно
двигательного
аппарата

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений

Задержка
психического

Задержка психического развития (ЗПР) — это психологопедагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не

развития

достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка

Умственная

Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуальное,

отсталость

возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС

 

Множественные
нарушения

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение

Детский аутизм

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения


В группу детей с ОВЗ входят дети с различными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Дети с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) составляют самую большую группу среди особенных детей. У них нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке всех видов детской деятельности и особенно ведущей деятельности раннего возраста - предметно-игровой.
Итак, дети с ОВЗ - это группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Еще Л. С. Выготский [7] отмечал необходимость интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в культурнообразовательное пространство.
Сегодня инклюзивное образование стало принципом государственной политики, не просто провозгласило равенство прав, но потребовала реально обеспечить право на образование для людей с особенными потребностями. Основные аспекты образования лиц с ОВЗ закреплены в статье 79 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где указана необходимость создания нового механизма взаимодействия специального и массового образования, адаптация образовательных программ для обучения детей с особыми потребностями, снижение степени изолированности людей с ограниченными возможностями здоровья, повышения их социальной адаптивности и активности в образовательной сфере. Социальные условия и условия образования должны быть направлены на то, чтобы бытие человека с ограниченными возможностями стало максимально самостоятельным, независимым, а сам человек, занимая активную и ответственную жизненную позицию, - равноправным членом общества, реализуя себя в этом обществе.
Субъектами психолого-педагогического сопровождения помимо самого ребенка с ОВЗ являются другие дети группы и все дети данного образовательного учреждения, а также родители ребенка с ОВЗ и родители других детей, кроме того педагоги и другие специалисты, включаемые в инклюзивное пространство. Таким образом, мы рассматриваем пять основных субъектов сопровождения. Каждый из данных субъектов нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.
Основные функции психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного пространства представлены в таблице 9.7.


Таблица 9.7 - Основные функции психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного пространства

Функция
сопровождения

Реализация сопровождения

Информационная функция

Состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения (преподаватели, администрация школы, родители). Данная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования

Направляющая функция

Обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребёнка. Ведущей фигурой в этих действиях становится педагог- психолог школы

Развивающая функция

Задаёт основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребёнка. Данная функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи — развивающие дополнительные занятия с обучающимися, проходящие, как правило, после уроков



С. С. Столярова разработала принципы психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного пространства (таблица 9.8) [76].


Таблица 9.8 - Принципы психолого-педагогического сопровождения С. С. Столяровой

Принципы

Концептуальная основа

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста

На основе безоговорочного признания его уникальности и ценности

Принцип гуманистичности

Предполагает отбор и использование гуманных, личностно ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психолого-педагогического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации (помощи) педагога и психолога

Принцип превентивности

Обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций

Принцип научности

Отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытноэкспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции

Принцип комплексности

Подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.

Принцип «на стороне ребенка»

Во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса

Принцип активной позиции ребенка

Главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности обучающихся к саморазвитию

Принцип коллегиальности и диалогового взаимодействия

Обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ

Принцип системности

Предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов

Принцип рациональности

Лежит в основе использования форм и методов психологопедагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы обучающимся



Разделяют два основных компонента психолого-педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса в условиях инклюзивного образования (таблица 9.9).


Таблица 9.9 - Основные компоненты психолого-педагогического
сопровождения субъектов педагогического процесса в условиях инклюзивного образования

Компонент психологопедагогического сопровождения

Функция компонента психологопедагогического сопровождения

Профессионально-психологический
компонент

Представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционноразвивающей деятельности. Личность ребёнка изучается только с целью оказания психологической помощи. Ребёнок не может быть средством, он всегда цель психологического сопровождения

Организационно-просветительский
компонент

Обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения. Реализуется компонент в деятельности педагога-психолога через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, используются разнообразные формы активного взаимодействия всех участников

Т. А. Власова [75] считает субъектом инклюзивной деятельности ребенка, для которого требуется создание специальных образовательных условий, в том числе, ребенка-инвалида как субъекта психологопедагогического сопровождения.
Ребенок может иметь отклонения психического или физического плана, которые приводят к нарушениям, не позволяющим ему вести полноценную жизнь. В образовательной практике такого ребенка называют «ребенок с проблемами», «ребенок с особыми нуждами», «нетипичный ребенок», «ребенок с трудностями в обучении», «аномальный ребенок», «исключительный ребенок», «ребенок с особыми педагогическими потребностями». Данная категория детей может учиться со здоровыми детьми, так как наличие дефекта не обязательно ведет к отклонению в развитии.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Ребенок с ОВЗ нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута, его основного элемента - индивидуальной образовательной программы (ИОП). ИОП включает в себя: индивидуальный учебный план, адаптированный учебный материал, психолого-педагогическое сопровождение, а также организации специальных образовательных условий получения образования и социализации, то есть реализации индивидуального образовательного маршрута.
Приоритетным для разработки индивидуальной образовательной программы становится наличие особых образовательных потребностей получения образования и социализации.
При определении ребенка как субъекта инклюзивного образовательного пространства приоритетным является необходимость учета его особых образовательных потребностей, требующих разработки индивидуальной образовательной программы, и создания специальных образовательных условий ее реализации.
Особенности психофизического состояния и развития ребенка определяют особенности индивидуализации образовательного маршрута, особенности адаптации учебного материала, варьирование объема психологопедагогического сопровождения и «набора» специалистов его реализующего.
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями
1 Переводить ребенка на специальное обучение нужно сразу после обнаружения проблем со здоровьем. Промедление может усугубить ситуацию.
2 Если ребенок учится в инклюзивном классе, важно работать не только с ним, но и с учениками без ограничений здоровья - сглаживать проблемы их взаимодействия с одноклассником.
3 Индивидуальный подход обязателен в работе с детьми с ОВЗ. В эту группу входят ученики с нарушениями зрения и слуха на разных стадиях, задержками в развитии, дефектами речи, расстройствами эмоциональной сферы и многими другими особенностями - учить всех одинаково просто невозможно.
4 В обучении нужно применять специальные методики и средства, в частности, компьютерные программы.
5 Образовательное пространство важно расширить далеко за пределы школы. Психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья должны заниматься не только учителя, но также родители и другие родственники, преподаватели в кружках по интересам и пр.
6 Дети со слабым здоровьем быстро утомляются, поэтому им нужен особый ритм обучения: больше отдыха, частые перерывы, изучение небольших блоков материала и пр.
7 Для большинства таких учеников характерна низкая работоспособность, слабая мотивация к учебе, нежелание действовать самостоятельно. Именно поэтому классический пассивный формат работы, когда школьник слушает речь учителя и читает учебник, в этом случае малоэффективен. Предпочтение нужно отдавать активным методикам и форматам: например, игровым ситуациям и тренингам.
8 Детям с ОВЗ нужна регулярная гимнастика. Чтобы снять напряжение в мышцах, можно на каждом уроке прерываться и делать несколько простых упражнений.
Следующими субъектами инклюзивного образовательного пространства являются дети, которые находятся в одном коллективе с детьми с ОВЗ. Эти дети также будут нуждаться в определенном психологопедагогическом сопровождении, обеспечивающим оценку межличностных отношений в детском коллективе, разработку психологопедагогических мероприятий, позволяющих нивелировать негативные отношения и создать толерантную образовательную среду.
Важными субъектами инклюзивного образовательного пространства являются родители. Для каждой категории родителей нужны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами.
Педагогов нужно рассматривать как особых субъектов сопровождения, включенных в инклюзивную практику, но нуждающихся в помощи и поддержке со стороны специалистов [50].
Педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и ее исполнителем. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников.
В таблице 9.10 представлены функции педагогического коллектива в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образовательного пространства.


Таблица 9.10 - Функции педагогического коллектива школы в организации психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образовательного пространства

Участник ППС

Функции участников ППС

Директор школы

Создает условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей, принимает активное участие в формировании инклюзивной политики и тактике, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимает важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями:

  1. распределение обязанностей и координация взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  2. утверждение планов, программы системы сопровождения, нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов системы сопровождения;
  3. контроль над деятельностью системы сопровождения, ресурсное обеспечение;
  4. обеспечение материального и морального стимулирования субъектов сопровождения по результатам работы;

Зам. директора по УВР

Взаимодействуют со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса. Совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики:

  1. руководство школьным ПМП (психолого-медико-педагогическим) консилиумом;
  2. организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т. д.);
  3. осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т. д.);
  4. организация производственных совещаний, заседаний методических объединений(МО), обучающих семинаров

Социальный
педагог

Деятельность социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников. К специфике организации его работы в образовательном учреждении инклюзивного типа относятся:

  • участие в изучении ребенка с особенными образовательными потребностями и составлении индивидуальных программ развития;
  • консультирование воспитателей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка;
  • изучение социальных условий развития и воспитания ребенка с индивидуальными образовательными потребностями;
  • взаимодействие с педагогическим коллективом, специалистами служб социальной зашиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи семьям с детьми с индивидуальными образовательными потребностями;
  • осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников, вовлечение детей с индивидуальными образовательными потребностями во внеурочную деятельность;
  • выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений
  • в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
  • выступление на тематических родительских собраниях, проведение индивидуальных консультаций для родителей;
  • ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год

 

Классные
руководители

Их деятельность в образовательном учреждении инклюзивного типа направлена на обеспечение развития всех воспитанников. Особенностями организации работы классного руководителя в образовательном учреждении инклюзивного типа являются:

  1. планирование (совместно с педагогом-дефектологом и др. специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  2. планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
  3. соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  4. обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций специалистов;
  5. консультирование потенциальных родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам воспитания ребенка в семье;
  6. ведение необходимой документации

Учителя-
предметники

Участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития «особых» детей и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, классными руководителями; имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, и активно их используют в профессиональной деятельности. В психолого-педагогическом сопровождении педагоги выполняют функции:

  1. участие в проведении родительских собраний;
  2. проведение индивидуальных консультаций для родителей и обучающихся, имеющих сложности в обучении;
  3. разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий обучающихся;
  4. реализация школьной программы по формированию УУД;
  5. участие в работе МО, конференций, семинарских занятиях и т. д.

Важно понимать, что позитивные отношения педагогов и учащегося являются важнейшим аспектом психолого-педагогического сопровождения для реализации интеллектуальных возможностей ребенка. Необходимо формирование отношений «взрослый — ребенок», основанных на поддержке, которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие и помощь в решении задач его обучения и развития

 

Школьный психолог

Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонентах.
1 Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребенка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.
2 Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как подходы и требования к детям не должны быть застывшими, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.
3 Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы. Особая роль в практической деятельности отводится организации психодиагностики, развивающей и психо-коррекционной деятельности, консультированию и просвещению педагогов, школьников и их родителей

 

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.


В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
• формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.


То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность психолого-педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса в условиях инклюзивного образования и эмоционального климата в коллективе.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные учебные заведения - закономерный процесс. Она осуществляется как в зарубежных странах, так и в странах постсоветского пространства. Организация интегрированного обучения - это ответ на государственный заказ и социальный запрос общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.


Можно выделить такие модели интегрированного обучения:
• полное, когда один-два ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные классы; эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов;
• комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;
• частичное, когда учащиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в специальных классах, а часть дня - в обычных классах;
• временное, когда дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения [66].


Первым этапом психолого-педагогического сопровождения «особых детей» является диагностика, которая обеспечивает [28]:
- выявление особых образовательных потребностей детей;
- анализ компонентов психического развития (психологический диагноз);
- определение педагогического маршрута;
- подготовку рекомендаций по развитию способностей или других психологических образований;
- осуществление личностно-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ, родителям данного ребенка, другим детям и их родителям, педагогическим работникам;
- подготовку коррекционной программы мероприятий;
- оценку динамики развития «особого» ребенка и эффективности проведенной коррекционной работы.


Диагностика проводится в три этапа
1 Первичный - выявление особенностей развития ребенка.
2 Уточняющий - конкретизация и уточнение представлений.
3 Окончательный - сравнение и сопоставление полученных диагнозов.


Используются следующие методы диагностики: беседа, анализ продуктивной деятельности, тесты, опросы, анкетирование педагогов, метод экспертных оценок.
Диагностика проводится в начале, середине и после реализации программы. Полученные данные используют в процессе дальнейшей работы.
Вторым этапом является психокоррекционная работа, которая включает создание в образовательном учреждении комфортной психологической и социально-педагогической среды и специальную коррекционную работу с ребенком с особыми педагогическими потребностями.
Третьим этапом является психопрофилактика, которая обеспечивает решение ряда важных проблем:
У выявление психологических особенностей ребенка, способных спровоцировать интеллектуальные или личностные отклонения;
У предупреждение осложнений в процессе адаптации к саду, школе, этапу последующего обучения;
У реализация развивающих программ.
Основная ценность психопрофилактической работы заключается в прогнозировании возможности появления проблем и видов работы по предупреждению.
К четвертому этапу относят психологическое консультирование, нацеленное на проблемы, которые нельзя решить без помощи психолога; смысл консультации состоит в том, чтобы помочь педагогам, родителям самим разрешить возникшую проблему.
Пятый этап связан с психологическим просвещением. Сущность его заключается в формировании психологической компетентности участников образовательного пространства:
У знакомстве учителей и родителей с основами детской психологии; а учащихся - с основами самовоспитания;
У популяризации результатов новейших психологических идей;
У формировании потребности в психологических знаниях.
В работе можно использовать лекции, беседы, семинары, выставки, подборки литературы и пр.
Введение ФГОС основного общего образования позволяет выделить еще четыре основных блока в психолого-педагогическом сопровождении (таблица 9.11).


Таблица 9.11 - Блочный подход к психолого-педагогическому сопровождению на основе ФГОС ООО

Блок

Содержание работы

Экспертно
аналитический

Экспертиза социальной и образовательной среды

Диагностико
прогностический

Психологический мониторинг, скрининг, индивидуальная углубленная диагностика

Социально
психологического
проектирования

Реализация технологий проектирования социально-педагогической среды, реализация технологий развития универсальных учебных действий

Коррекционный

Коррекция социально-педагогической среды, коррекционная работа с ребенком


Образовательным учреждениям в условиях инклюзивного образования необходимо осуществлять психологическое проектирование образовательной среды субъектов, организовывать и проводить социальнопсихологический мониторинг образовательной системы; анализировать состояние психологического здоровья субъектов педагогического процесса.
Таким образом, важнейшим условием эффективности психологопедагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования является правильное понимание всеми субъектами педагогического процесса сущности их профессионального взаимодействия. Главная цель - обеспечение защищенности ребенка, улучшение микроклимата в учреждении, повышение эффективности воспитательного процесса.

Занятия для самостоятельной работы

Задание 1. Вопросы для самоконтроля

1 Назовите направления в организации психолого-педагогического сопровождения.
2 В чем различие психолого-педагогического сопровождения обучающихся на этапах начального, основного и общего образования?
3 Почему необходимо психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка?
4 Почему психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ должно носить комплексный характер?
5 Почему родители «особенного» ребенка также нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении?

Задание 2. Практическая работа

Напишите эссе на тему «Роль психолого-педагогического сопровождения в процессе становления и развития личности».

Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.