На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Технологии развития творческого потенциала личности
Технологии развития творческого потенциала личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

• Творческие способности личности и их развитие.
• Технология воспитания социального творчества (И. П. Иванов).
• Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И. П. Волков).
• Технология решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера.


Основные понятия: способности, творческие способности, творчество,
социальное творчество, КТД (коллективная творческая деятельность).


§ 1. Творческие способности личности и их развитие


Концепция обучения как передача социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, больше не работает эффективно. Главной ценностью образования становится формирование в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни. Глубинный смысл преобразования образовательно-воспитательной системы заключается в признании главной педагогической ценностью развитие творческой личности.
Творчество начинается тогда, когда решение не может быть достигнуто путем логического вывода из имеющихся посылок, когда познающий добывает знания с использованием гипотез, догадок, интуиции.
Творчество неуловимо, оно поражает своей загадочностью, неповторимостью.
Творчество - это результат упорной работы над собой, - утверждают одни.
Творчество - это озарение, - утверждают другие.
Творчество - это дар Божий, это чудо, оно непредсказуемо, - настаивают третьи.
А. Маслоу, автор гуманистической теории личности, считал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, неотъемлемым свойством природы человека, оно потенциально присутствует во всех людях от рождения. Чтобы быть творческим человеком, не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Новизна - вот что отличает творчество от ремесла, творец не может не быть ремесленником - не может не владеть всеми навыками своего ремесла, ремесленник может и не быть творцом.
Творчество - это самовыражение в самом широком значении этого слова, «творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя» (Н. А. Бердяев).
Творчество предполагает наличие у личности мотивов, знаний и умений, обобщенных творческих способностей личности, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Мотивами творчества является стремление человека реализовать свой дар, желание испытать себя во всем, удовлетворение своей любознательности.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Одаренность - качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью.
Обобщенные творческие способности личности:
- самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;
- умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию;
- видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);
- умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
Творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.
Одной из основных характеристик творческой личности является ее направленность, выраженная в иерархической структуре потребностно- мотивационной сферы, в которой доминируют мотивы ( влечения, желания, склонности, интересы, потребности), непосредственно связанные с содержанием деятельности.
В материалах исследований психологии творчества содержится много параметров, характеризующих это свойство личности. У П. Торренса их четыре (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), у В. Лоу- энфельда - восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей).
Беглость П. Торренс рассматривает как способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
Оригинальность - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию.
Разработанность - умение детально, творчески разрабатывать существующие идеи. Умение продуцировать оригинальные идеи и умение творчески разрабатывать существующие, как варианты творческой деятельности, специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Уже в третьем веке нашей эры греческий математик Папп ввел в оборот термин «эвристика», которым назвал науку о решении творческих задач.
К сороковым годам ХХ столетия относится появление современной эвристики - технологий поиска новых решений.
Современные методы поиска новых решений подразделяются на рациональные (морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-физическая методика конструирования и др.) и иррациональные, опирающиеся на активизацию творческих способностей изобретателя, его интуицию, фантазию, способность к аналогиям (мозговая атака, синектика как совмещение разнородных элементов и др.).
Простейшим инструментом коллективного поиска решений является мозговая атака, которую можно с успехом применять и в учебном процессе.
Как заметил А. Осборн, автор данного метода, люди делятся на две категории: на фантазеров и скептиков. Скептики умеют хорошо оценивать идеи, но плохо привязывают их к реальности. Поиск решения ведется в два этапа. Вначале собираются только фантазеры и, развивая идеи друг друга, выдумывают все, что им заблагорассудится. Отсутствие критики позволяет им раскрыться, забыть об ограничении задач и в пылу общей суматохи высказывать что-то совсем непривычное и потому, быть может, легкоприменимое, решающее задачу (здесь строго выполняется правило «запрета критики»). Затем группа скептиков пытается найти в записях предыдущего этапа какие-то рациональные зерна. В их задачу входит не только оценка идей, но и анализ скрытых возможностей в каждом высказанном предложении. Иногда эти группы называют группой «генераторов» и группой «экспертов».
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).
Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:
- технология воспитания социального творчества И. П. Иванова;
- выявление и развитие творческих способностей И. П. Волкова;
- технология технического творчества (технология решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера).


§ 2. Технология воспитания социального творчества (И. П. Иванов)


Технология воспитания социального творчества И. П. Иванова - это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана в России Игорем Петровичем Ивановым и его единомышленниками в конце 50-х гг. ХХ в.
Основная цель и результат применения технологии коллективной творческой деятельности - раскрепощение личности воспитателя и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству.
В основе технологии коллективной творческой деятельности лежат педагогические идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Т. Е. Конниковой, С. Л. Соловейчика.
Впервые методика коллективной творческой деятельности апробирована И. П. Ивановым в созданной им в 1959 г. коммуне юных фрунзенцев - сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном Доме пионеров.
Разработку методики коллективной творческой деятельности И. П. Иванова продолжил творческий коллектив студентов и преподавателей Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена (коммуна имени А. С. Макаренко, 1963-1973 гг.). Экспериментальная система внедрялась в практику через «спутники» коммуны, действовавшие в ленинградских школах.
Технология коллективной творческой деятельности возникла как альтернативная авторитарной командно-бюрократической системе воспитания. Она противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 50-70-х гг. - педагогике массовых мероприятий.
В основу коллективного творческого воспитания положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоролевой характер деятельности, творчество.
Кроме того, «педагогика общей заботы» (одно из названий технологии) поддерживала такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективное творчество, единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива, социальная направленность деятельности. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов совместной жизни.
Так, коллективное творчество предполагает организацию и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения не по заданному сценарию, а с фантазией, игрой, импровизацией. Не следует понимать это как абсолютную новизну, как создание чего-то уникального, хотя может быть и такое. Чаще всего это субъективное творчество - открытие нового именно для этих ребят, именно для этого коллектива.
Коллективное целеполагание как совместная выработка и осмысление взрослыми и воспитанниками целей и идеалов своей коллективной жизни включает в себя разработку общих долговременных целей и выбор конкретных дел. Именно при определении перспективы велика роль ребят- лидеров и взрослых, их личных позиций, идеалов, убеждений.
Ситуации-образцы - это «вкрапление лучшей жизни в обычную» жизнь ребят (С. Л. Соловейчик). Ситуация-образец - это ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором воспитанники и взрослые живут повышенно интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами демократии, гуманизма, творчества. За один такой день готовятся, проводятся, осмысливаются 5-7 совместных творческих дел (например, творческая учеба актива).
Каждая из перечисленных идей может быть осуществлена более- менее самостоятельно, даст свой результат (отдельные качества), длительное же, последовательное осуществление всех идей в их взаимных связях и соответствующих значениях может развивать личность общественную и демократическую, творческую и гуманную.
Суть технологии социального творчества И. П. Иванова определяет 4 положения, характеризующие ее основные черты.
1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе участия воспитанников в организации социально значимых целей.
Центральное звено технологии - понятие общей, творческой заботы от улучшения окружающей жизни. Такая забота, есть по сути, гуманистически мотивированная деятельность, в процессе которой изменяется образ жизни детей и создаются условия для нравственного развития подростка.
2. Организация деятельности как общественно значимой (для людей, для близкого и далекого друга), интересной для каждой личности и творческой (творчески, иначе зачем?), художественно оформленной (ритуалами, традиции, игровые формы). Особую роль в эмоциональном сплочении коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще игровых) форм деятельности. Так были придуманы ставшие популярными творческие дела: концерт-ромашка, город веселых мастеров, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастических проектов.
3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Особый способ организации КТД - совет дела. Главная задача исключить деление коллектива на актив и пассив, все вместе готовят дело, обсуждают успехи и неудачи. Внутри коллектива создаются временные микрогруппы. Предложения микрогрупп обсуждаются на общем собрании отряда, класса (защита и конкурс проектов). Лучший проект направляется в совет дела школы. Окончательно план дела принимается общим сбором.
И. П. Иванов предлагал так строить работу, чтобы план общих дел был результатом творчества всех, чтобы каждый чувствовал, что выполняет план, в который вошли и его предложения.
4. Особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Эти отношения закреплены в позиции педагога как старшего друга. Как правило, таким коллективам свойственны искренность, юмор, понимание взрослыми устремленности подростков к самореализации не только в общественной деятельности, но и в любви, дружбе, сострадании к слабому.
Особая роль в коллективном творческом воспитании принадлежит сбору. В практике сложились различные виды сборов (сбор-огонек, сбор знакомства, сбор - разработка КТД, сбор-анализ, а также однодневные, многодневные и летние лагерные сборы.
Сбор выступает средством эмоционального сплочения коллектива, активным методом обучения гуманной и творческой коллективной жизни детей и взрослых, способом подведения итогов и одновременно поиска старта в движении к новым перспективам.
В. А. Караковский назвал сбор наивысшей концентрацией положительного воспитательного опыта школы, педагогической лабораторией, в которой идет постоянный поиск и апробация новых форм воспитания.
Коллективная творческая деятельность - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности. Его содержание - забота о себе, о других, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.
Эти идеи становятся центром целой серии коллективных творческих дел (КТД) разных видов. КТД - это основное звено методики коллективного творческого воспитания. Коллективное творческое дело - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. Если рассматривать коллективные творческие дела как обособленные системные образования, то, несмотря на их большое разнообразие, все они выстроены в определенной последовательности.
Алгоритм организации и проведения КТД состоит их этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность.


I этап: поиск II этап: целеполагание,
организация

Задачи,

 

Подготовка сбора

 

Сбор -

 

Выборы

содержание,
обеспечение

 

- старта

 

старт

 

совета дела

 

План
подготовки

 

Работа микроколлектива

Проверка                     Проведение
готовности                            дела

V этап:

анализ,

рефлексия

VI этап: последействие

Подготовка
коллективного
анализа

 

Сбор - «огонек» (анализ)

 

Реализация
решений

 

 

Минимальная технология КТД - коллективное планирование - подготовка - проведение - коллективный анализ». Ее суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады).
Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела снова в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.
Разнообразные приемы и действия в процессе КТД выстроены в определенной последовательности, предусматривают 6 стадий организации.
Первая стадия - предварительная работа. Педагоги определяют воспитательные задачи, продумывают различные варианты которые могут быть предложены на выбор детям, увлекают перспективой.
Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.
Вторая стадия - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, проводятся выборы Совета дела.
Третья стадия - коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.
Дети могут слабо включаться, а то и вовсе не включаться в практическую работу, т.к. у них нет умения преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, характер его воздействия на детей. Не допуская открытого давления побуждать детей к участию в осуществлении общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Осуществляется конкретный план, составленный Советом дела. Здесь не нужно бояться отклонений от замыслов, не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это - школа жизни. Педагог незаметно направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Могут использоваться и другие формы: опрос, анкета, творческий отчет. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведения КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде задачи, вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.
Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа действий, определяются новые дела.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.
Во-первых: нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли педагога как старшего друга.
Во-вторых: подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
В-третьих: необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе.
КТД - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания, как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы.
Коллективная творческая деятельность разнообразна по содержанию. Традиционно выделяют следующие виды КТД:
- социально-ориентированные;
- этические;
- художественные (эстетические);
- познавательные;
- спортивные;
- трудовые и др.
Например, познавательные дела: общественный смотр знаний, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада» и др. Они позволяют участникам реализовывать различные способности (например, творческие, коммуникативные, перцептивные). Вместе с тем создаются условия совершенствования мастерства и расширения общего культурного кругозора.


§ 3. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И. П. Волков)


Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской области). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.
Опыт работы педагога подтверждает положение о том, что все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача школы - выявить и развить их в доступной и интересной деятельности. Вызывающие восхищение работы выполняют обычные дети. Развить способности - это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Задачи школы, считает И. П. Волков, - так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности.
«...в каждой школе (и об этом, в частности, говорит и наш собственный многолетний опыт) есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.
Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности, они развиваться не могут.
Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребенка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.
Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. И чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона начиная с самого раннего возраста» (И. П. Волков «Учим творчеству»)
Акценты целей по И. П. Волкову:
- выявить, учесть и развить творческие способности;
- фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Концептуальные положения
Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.
Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.
Блочно-параллельная структура учебного материала.
Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).
Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.
Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
Особенности содержания. Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
Особенности методики. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей - приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Одна из форм развития творческих способностей - уроки творчества - целью которых является общее развитие и формирование качеств творческой личности младших школьников. На таких уроках школьники включаются в разнообразную деятельность, специально подбираются виды практических работ (20-25 наименований). Выполнение этих работ требует использования знаний по труду, рисованию, черчению и др. Для освоения на уроках творчества выделены следующие виды работ: рисование, черчение, перспектива, изготовление моделей, макетов, электротехника, механика, столярное, слесарное дело, лепка, шитье, резьба по дереву, чеканка по металлу, папье-маше, узоры и аппликации из соломы, мозаика и изделия из бумаги и картона, чтение научно-популярных журналов.
На уроках творчества реализуется общедидактический принцип межпредметных связей.
В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке. Творческая книжка - это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д.
При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения. Содержание и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.
В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты; в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами на станках при изготовлении каких- либо изделий, а так же конструирования, изобретательства и т.п.


§ 4. Технология решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера


Акценты целей:
- обучить творческой деятельности;
- ознакомить с приемами творческого воображения;
- научить решать изобретательские задачи.


Концептуальные положения:
- теория - катализатор творческого решения проблем;
- знания - инструмент, основа творческой интуиции;
- творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
- творчеству, как любой деятельности, можно учиться;
- включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.


Особенности содержания. Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.
Г. С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединеия, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены, использования пневмо- и гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов.
В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А. Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ее - ход, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.
Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.
Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.
Источник: Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 194 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.