Технологии развития творческого потенциала личности |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||
• Творческие способности личности и их развитие.
|
Задачи, |
|
Подготовка сбора |
|
Сбор - |
|
Выборы |
содержание, |
|
- старта |
|
старт |
|
совета дела |
План |
|
Работа микроколлектива |
Проверка Проведение |
||
V этап: |
анализ, |
рефлексия |
VI этап: последействие |
||
Подготовка |
|
Сбор - «огонек» (анализ) |
|
Реализация |
|
Минимальная технология КТД - коллективное планирование - подготовка - проведение - коллективный анализ». Ее суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады).
Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела снова в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.
Разнообразные приемы и действия в процессе КТД выстроены в определенной последовательности, предусматривают 6 стадий организации.
Первая стадия - предварительная работа. Педагоги определяют воспитательные задачи, продумывают различные варианты которые могут быть предложены на выбор детям, увлекают перспективой.
Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.
Вторая стадия - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, проводятся выборы Совета дела.
Третья стадия - коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.
Дети могут слабо включаться, а то и вовсе не включаться в практическую работу, т.к. у них нет умения преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, характер его воздействия на детей. Не допуская открытого давления побуждать детей к участию в осуществлении общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Осуществляется конкретный план, составленный Советом дела. Здесь не нужно бояться отклонений от замыслов, не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это - школа жизни. Педагог незаметно направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Могут использоваться и другие формы: опрос, анкета, творческий отчет. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведения КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде задачи, вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.
Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа действий, определяются новые дела.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.
Во-первых: нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли педагога как старшего друга.
Во-вторых: подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
В-третьих: необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе.
КТД - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания, как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы.
Коллективная творческая деятельность разнообразна по содержанию. Традиционно выделяют следующие виды КТД:
- социально-ориентированные;
- этические;
- художественные (эстетические);
- познавательные;
- спортивные;
- трудовые и др.
Например, познавательные дела: общественный смотр знаний, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада» и др. Они позволяют участникам реализовывать различные способности (например, творческие, коммуникативные, перцептивные). Вместе с тем создаются условия совершенствования мастерства и расширения общего культурного кругозора.
Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской области). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.
Опыт работы педагога подтверждает положение о том, что все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача школы - выявить и развить их в доступной и интересной деятельности. Вызывающие восхищение работы выполняют обычные дети. Развить способности - это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Задачи школы, считает И. П. Волков, - так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности.
«...в каждой школе (и об этом, в частности, говорит и наш собственный многолетний опыт) есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.
Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности, они развиваться не могут.
Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребенка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.
Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. И чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона начиная с самого раннего возраста» (И. П. Волков «Учим творчеству»)
Акценты целей по И. П. Волкову:
- выявить, учесть и развить творческие способности;
- фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Концептуальные положения
Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.
Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.
Блочно-параллельная структура учебного материала.
Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).
Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.
Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
Особенности содержания. Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
Особенности методики. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей - приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Одна из форм развития творческих способностей - уроки творчества - целью которых является общее развитие и формирование качеств творческой личности младших школьников. На таких уроках школьники включаются в разнообразную деятельность, специально подбираются виды практических работ (20-25 наименований). Выполнение этих работ требует использования знаний по труду, рисованию, черчению и др. Для освоения на уроках творчества выделены следующие виды работ: рисование, черчение, перспектива, изготовление моделей, макетов, электротехника, механика, столярное, слесарное дело, лепка, шитье, резьба по дереву, чеканка по металлу, папье-маше, узоры и аппликации из соломы, мозаика и изделия из бумаги и картона, чтение научно-популярных журналов.
На уроках творчества реализуется общедидактический принцип межпредметных связей.
В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке. Творческая книжка - это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д.
При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения. Содержание и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.
В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты; в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами на станках при изготовлении каких- либо изделий, а так же конструирования, изобретательства и т.п.
Акценты целей:
- обучить творческой деятельности;
- ознакомить с приемами творческого воображения;
- научить решать изобретательские задачи.
Концептуальные положения:
- теория - катализатор творческого решения проблем;
- знания - инструмент, основа творческой интуиции;
- творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
- творчеству, как любой деятельности, можно учиться;
- включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.
Особенности содержания. Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.
Г. С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединеия, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены, использования пневмо- и гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов.
В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А. Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ее - ход, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.
Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.
Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.
Источник: Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 194 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |