На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Творчество как средство формирования сплоченного коллектива школьников
Творчество как средство формирования сплоченного коллектива школьников
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

И. А. Ларюшкина, В. В. Любимова, Г. В. Серебренникова,
г. Челябинск

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. По мнению Л. И. Новиковой, коллектив - социальный организм, в котором люди объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе прочными «психологическими» связями. Е. В. Титова воспитательным коллективом называла коллектив, создаваемый педагогами с целью обеспечения условий для полноценного развития и самореализации личности подрастающего человека.

В психолого-педагогической науке проблема коллектива в определенной степени изучена. При изучении проблемы коллектива широко используется понятие «сплоченность», которое рассматривается Л. А. Карпенко, В. В. Шпалинским, М. Г. Ярошевским как результат ценностно-ориентационного единства членов групп; А. И. Донцовым, Ю. Е. Дуберманом, Ю. Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; П. И. Третьяковым, Т. Н. Шамовой - как одна из важнейших характеристик деятельности школы. В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др.). Коллектив характеризуется рядом важных признаков, таких как: общая социально-значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган.
Кроме названных признаков коллектив отличается особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.
Одной из форм воспитательной работы, направленной на развитие сплоченности является коллективное творческое дело. По мнению И. П. Иванова: «Коллективное творческое дело - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». Коллективное, потому что планируется, совершается совместно с детьми и взрослыми. Творческое, потому что на каждом этапе его осуществления ведется совместный творческий поиск путей, способов, средств решения поставленной задачи.
При проведении коллективных творческих дел решаются следующие задачи:
- создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;
- организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развивались все стороны личности ребенка;
- укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;
- привлечение родителей и общественности к работе с детьми.
Выделяют следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, спортивные, организаторские.
Художественно-эстетические коллективные творческие дела самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость, благородство души, обогащают внутренний мир человека. Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, школьники в коллективные творческие дела соединяют драматизацию и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыку, танцы и т. д.
В своей педагогической практике мы широко используем художественно-эстетические коллективные творческие дела, предлагаем вашему вниманию сценарий одного из них.
План проведения коллективного творческого дела «КИНОФЕСТ»
Цель: Способствовать сплочению коллектива школьников на основе организации совместной творческой деятельности по реализации проекта.
Задачи:
1. Развивать творческие способности обучающихся.
2. Развивать навыки совместной деятельности обучающихся.
3. Продолжить формирование доброжелательной, комфортной и созидательной атмосферы в коллективе.
Сущность проекта заключается в проведении конкурса (фестиваля) короткометражных фильмов (роликов), посвященных определенному событию (Последний звонок, День рождения школы, государственные праздники и т. д.). В нашем случае это был День рождения школы. В фильме помимо видеоряда содержится музыкальная часть, созданная и исполненная детьми (песня, музыкальная композиция, танцевально-хореографическая композиция и т. д.). В программу фестиваля включается не только показ фильмов, но и презентации коллективов, снявших их.

 

Таблица 1
Этапы подготовки и проведения КТД «КИНОФЕСТ»

Этапы подготовки и проведения

Мероприятия, реализуемые в ходе этапа

Начальной
организации

Предложение и разработка идей по проведению КТД, выборы «Совета дела», определение функций и задач членов Совета

Подготовительный

Определение состава участников и зрителей, членов жюри, сроков и места проведения. Распределение на творческие коллективы «киностудии», и профессии (сценаристы, композиторы, операторы, актеры и др.), придумывание и выбор названий «киностудий». Подготовка оборудования, декораций, костюмов и т. д. Подготовка рекламных мероприятий по проведению фестиваля (афиши, буклеты и т. д.)

Проведение КТД (первая часть)

Рассмотрение сценариев на «Совете дела». Съемка фильмов «Киностудиями»

Проведение КТД (вторая часть)

Проведение фестиваля фильмов снятых «киностудиями». Фестиваль включает не только показ снятых фильмов, но и презентации «киностудий», созданные участниками коллективов. Презентации проводятся «вживую» и представлены музыкальнохореографическими номерами. Жюри и зрители оценивают представленные в программе фильмы и презентации. По итогам оценивания вручаются призы от членов жюри и призы зрительских симпатий

Подведение
итогов

Анкетирование участников и зрителей (что было хорошего, что понравилось, что хотелось бы увидеть в дальнейшем, что не удалось и т. д.). Психологопедагогический анализ мероприятия педагогами


Реализация коллективного творческого дела «КИНОФЕСТ» вызвала большую заинтересованность у обучающихся еще на стадии подготовки и обсуждения идей проведения фестиваля. Было множество разнообразных предложений. В ходе проведения съемок фильмов некоторые коллективы сделали юмористический акцент, некоторые - более лирический, но в целом все сюжеты позитивные и хорошо приняты зрителями. При подготовке фестиваля большую работу проделала группа «устроителей фестиваля», ребята развернули настоящую рекламную кампанию в школе. О планируемом мероприятии знали практически все и ждали его с нетерпением. В дальнейшем при работе непосредственно над фильмами выявились различные таланты у детей (умение работать с видеосъемкой и монтажом с помощью специальных программ, актерский дар, навыки работы по разработке сценариев, музыкальный талант). Это позволяет нам утверждать, что талантлив каждый ребенок, а создание соответствующих творческих условий помогает ему раскрыться. Работая в коллективах, нацеленных на общий успех, ребята осознали как важно сотворчество и создание доброжелательной, созидательной атмосферы в коллективе.
Наряду с таким достаточно продолжительным по времени мероприятием, в своей практике мы используем и менее продолжительные мероприятия, такие как: кольцовка песен, концерт-ромашка и другие.
Таким образом, использование технологии коллективной творческой деятельности позволяет учитывать детские желания и потребности, активизирует действия детей через включение их в творчество, стимулирует рост коллективных отношений, наполняет жизнь учащихся духовным содержанием и обеспечивает эмоциональный комфорт каждому ученику в коллективе.
Источник: Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики [Электронный ресурс] : материалы VIII Международной научнопрактической конференции. Челябинск, 20-21 ноября 2017 г. / Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. - Челябинск : ЧИППКРО, 2018. - 592 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.