Основные лекционные вопросы 1. Формирование нравственной культуры личности. 2. Формирование эстетической культуры личности.
1. Формирование нравственной культуры личности
Нравственное воспитание - это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Основными задачами нравственного воспитания являются формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное сознание определяют знания, представления о моральных нормах общества, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Нравственные чувства отражают устойчиво позитивные состояния восприятия окружающей действительности. Нравственное поведение обеспечивают общественно значимые и социально одобряемые действия и поступки. Все компоненты нравственного сознания, чувств и поведения формируются методами этической беседы, личного примера, внушения, приучения, упражнения и других и представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания. Социальным аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. Мораль - это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.
В современных условиях востребованы нормы гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания являются следующие: 1) гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать: 2) вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам: 3) воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным: 4) ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения: 5) уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение: 6) честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом: 7) умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.
В соответствии с Концепцией нравственная культура характеризует степень освоения обучающимся морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры личности включает в себя создание у обучающихся представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.).
Условия воспитания нравственной культуры личности. • наличие нравственно-этической культуры педагога: • нравственно благоприятная среда в учреждении образования, позитивное взаимодействие между педагогом и обучающимся: • актуализация нравственного потенциала личности: • педагогическая поддержка потребности в нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала: • реализация нравственного потенциала всех видов деятельности.
Учет возрастных особенностей в процессе формирования нравственной культуры личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: формирование основ нравственных представлений, накопление форм нравственного поведения; обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: совестливость, благодарность, бескорыстие и т.д. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, сотрудниками учреждения образования; освоение нравственного отношения к природе, заботы о других, культуры ненасилия; формирование ценностного отношения к труду. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: приобщение к общечеловеческим ценностям: милосердию, дружбе, товариществу; нравственное самосовершенствование. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: освоение системы нравственных ценностей: труд, творчество, любовь, милосердие, ответственное отношение к себе и другим. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: расширение представлений о системе нравственных ценностей. Реализация нравственного потенциала личности в жизненных ситуациях.
2. Формирование эстетической культуры личности
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: • эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства: • эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства: • эстетические потребности - нужда в общении с художсствснно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях: • эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов: • эстетические идеалы - социально- и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр. Методами и формами эстетического воспитания являются беседы, лекции, тематические вечера, экскурсии, выставки, студии и ми. др. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Природа, труд, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей, равно как и совместный досуг, деловое и дружеское общение детей с взрослыми, подростковые движения и объединения. Огромную роль в эстетическом воспитании детей играют музеи, театры и учреждения дополнительного образования, обеспечивающие кружковую деятельность по интересам. Эстетическое воспитание плодотворно сочетается с использованием 200 информационных технологий, в частности применением компьютера. Используя Интернет-сеть, можно видеть шедевры музеев мира, использовать образовательные, развивающие компьютерные пособия, энциклопедии (диски, программы в разных форматах), служащие удовлетворению и развитию художественных потребностей и способностей. Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку (И.С. Баха, П.И. Чайковского, Р. Щедрина и др.). Эстетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо видом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции прошлого. В соответствии с Концепцией эстетическая культура - элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества, эстетического наслаждения) в субъективные потребности личности обучающегося. Содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры личности включает усвоение художественных и искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи.
Условия воспитания эстетической культуры личности: • создание условий для реализации эстетической потребности личности в преобразовании окружающей действительности; эстетизация среды жизнедеятельности: • соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания: • эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства, личности, культура выражения чувств: • формирование ценностного отношения к народному искусству, историкокультурным традициям своей страны; стремления к их творческому освоению и сохранению.
Учет возрастных особенностей в процессе формирования эстетической культуры личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: развитие фантазии и образного мышления учащихся средствами различных видов искусства; освоение языка искусства через практическую творческую деятельность: развитие эстетического отношения к общечеловеческим нравственным ценностям.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: пополнение художественных знаний для полноценного восприятия искусства; развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства; формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: формирование эстетического компонента мировоззрения; развитие эмоционально-чувственной сферы, навыков восприятия эстетики бытия на осознанном уровне; формирование умения дать правильную эстетическую оценку личностным проявлениям, произведениям искусства, литературы; формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: формирование у молодых людей убеждений в том, что они являются субъектами и творцами собственной жизни, национальной культуры, созидателями красоты в мире; формирование эстетического отношения к выбранной профессии; воспитание потребности в культурно организованном досуге: создание условий для осознания молодыми людьми значимости эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию. Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.
|