На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Синдром профессионального выгорания: причины и профилактика
Синдром профессионального выгорания: причины и профилактика
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л.В.Рязанова

Активность педагога в процессе его самоактуализации зависит от множества внутренних и внешних причин. Одним из важнейших факторов, которые снижают активность, является синдром профессионального или иначе эмоционального выгорания. Ему подвержены те специалисты, которые работают с людьми. В группу риска попадают и педагоги. Педагогическая сфера деятельности это постоянная напряженность в психо-эмоциональном плане и повышенная ответственность. По исследованиям психологов 8 педагогов из 10 имеют сформированный синдром эмоционального выгорания.


Синдром профессионального выгорания возникает в процессе постоянных стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Причины его могут быть самыми разными, начиная от рабочей нагрузки до трудностей в отношениях с руководством, с учащимися или в коллективе.
Психологи выделяют более 100 симптомов, характерных для синдрома профессионального выгорания, как психологического характера, так и физического.
Среди физических проявлений может быть нарушение сна. Для когото важным симптомом может быть повышение или снижение аппетита и, естественно, повышение или снижение веса. Все это очень индивидуально.
Сюда же можно отнести развитие или обострение хронических заболеваний, злоупотребление психостимуляторами. В качестве психостимуляторов могут выступать не только алкоголь, курение, кофе, но и шоколад, походы по магазинам , встречи с друзьями... Некоторые педагоги «подсаживаются» на валерьянку, причем она уже работает не как медицинский препарат, а является психологической необходимостью.
Один из самых ярких психологических симптомов избегание контакта с детьми, коллегами, родителями учеников, администрацией... Но педагог не замечает проблемы и даже переносит такое избегание контактов в семью, дескать, «не трогайте меня, я так наговорился, что мне и слово сказать тяжело».
При профессиональном выгорании появляется желание сменить место работы или сферу деятельности. Симптомом может быть также интеллектуальное опустошение, которое проявляется в том, что специалист плохо оперирует понятиями, ему тяжело запоминать информацию, возникают трудности с систематизацией и классификацией.
Не редкий симптом избегание своих профессиональных обязанностей. Об этом говорят фразы: «Мне два года до пенсии, ни на какие курсы я не поеду, не трогайте меня» или «Мне уже мало осталось работать, открытых уроков я проводить не буду». Бывает, что у человека появляется чувство «загнанности в клетку», безвыходности ситуации.
Среди травмирующих факторов время, которое люди затрачивают на работу: они работают не только в школе, а берут бумаги домой, думают о работе дома. Одна из причин подобного состояния это большое количество документации, которую надо вести. Сложности вызывают «тяжелые» ученики, с которыми не удается найти взаимопонимания. Для педагога чрезвычайно важно, чтобы его работу замечало руководство, чтобы как-то отмечало ее. Немаловажной причиной стресса является и низкая заработная плата.
Можно ли противостоять этим факторам, негативно влияющим на активность педагога? Психологи утверждают, что можно. Если учитель понимает, что хочет и будет работать в этой школе, значит надо научиться по-другому реагировать на проблемные ситуации, по-другому действовать.
Способов профилактики профессионального выгорания педагогов много. Очень важно, например, иметь хобби, встречаться с друзьями. Нет возможности пойти в бассейн или на аэробику, зато всегда есть возможность для прогулки пешком. Если вы два-три раза в неделя хотя бы по двадцать, а лучше по сорок минут занимаетесь фитнесом (или это будут те же прогулки), вы назапашиваете энергию для очередных стрессовых ситуаций, переутомлений и др.
Большой профессиональный стаж не всегда является фактором возникновения синдрома. Нередко случается, что отработав с людьми до пенсии, человек тем не менее не утрачивает отзывчивости, эмоциональной заинтересованности.
Но нередко бывает и наоборот молодому человеку в тягость прожитые годы. Оказывается, для человека «паспортный» возраст не такой уж и важный, а вот возраст души, наоборот, отличительный показатель.
Очевидно, чем большее число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, тем многообразнее доступные ему блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность.

Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.