Женский архетип в сказках
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Захарова А.С.
ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП В СКАЗКАХ
История наложила свой отпечаток на характеры и судьбы людей. Прошло уже много десятилетий после потрясений, выпавших на долю женщин нашего отечества, однако этого оказалось не достаточно, для восстановления традиционно сложившегося уклада жизни. Великая отечественная война унесла с собой защитников, любимых, мужей. После нее мужчин осталось мало, значительная часть которых была уже не способна оказать какую-либо помощь и поддержку, женщина была вынуждена взять на себя не только заботы о семье, но и многие мужские обязанности. В то тяжелое время и родилась горькая поговорка о женской доле – «я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик». Во время войны и в послевоенное время такая ситуация была продиктована исторической необходимостью, однако в современном мире следование установке на выживание перестало быть актуальным. Как отмечает Кларисса Эстес: «Иногда люди бояться расстаться со званием выжившего и идти дальше: ведь, как-никак, это звание, знак отличия, достижение, которым можно гордиться … Но, когда гроза миновала, есть опасность и дальше называть себя именами, полученными в эту самую страшную пору жизни» ( Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Изд. София, 2007. С. 192).

Такие условия воспитания сказались на последующих поколениях, в которых были заложены, не преднамеренно, «ломаные» социально – половые роли. Отсутствие одного из родителей (как правило, мужчины) неблагоприятно для развития гармоничной целостной личности. Происходит «путаница» в принятии ребенком соответствующих его полу социальных ролей. Что проявляется в неустойчивости семейных отношений и, как следствие, росте количества разводов, формировании спутанной идентичности, утрате личностью ценностных ориентиров и многое другое.
На мой взгляд, современная психология обладает достаточным теоретическим потенциалом, позволяющим наметить пути практического преодоления выделенных нами проблем. Целью практической работы является восстановление связи с архитипической сущностью женщины и построение на этой основе адекватной социальной роли.
В процессе социализации природные женские качества все больше отходят на второй план. Образ жизни современной женщины все меньше места оставляет для проявления ее специфических качеств, которые связаны с коллективным бессознательным и существуют в форме первообразов – архетипов. Эти же структуры лежат в основе общечеловеческой символики, которая ярко проявляется в волшебных сказках и мифах.
Я хотела сделать акцент именно на женском архетипе по причине того, что женщина-мать исторически несет в себе символ жизни, святости, вечности, тепла и любви, хранительницы очага и традиций. Женщина до определенного периода является единым целым со своим ребенком и в дальнейшем именно ей природой уготовлено быть проводником в мир социума для своего крохи.
Кларисса Эстес называет женский архетип – « Первозданная Женщина» – рассматривая его как психическую сущность женщины, ее инстинктивную природу. Утрачивая связь со своей инстинктивной душой, женщина живет как бы лишь наполовину. Первозданная Женщина – здоровье всех женщин, энергия, протекающая через них. Для постижения архетипа следует внимательно отнестись к тем мыслям, чувствам, свершениям, которые придают женщине силы, с учетом и ослабляющих ее факторов.
Первозданная природа вносит в жизнь женщины целостность – пребывание в теле с полным пониманием его и гордостью, способность действовать и высказываться от своего имени, сохранять бдительность и внимательность, прибегать к врожденным женским силам интуиции и чуткости, развиваться с достоинством и добиваться максимальной осознанности. Первозданная женщина – женская душа, источник женственности, « сияющая клеточка» в которой содержатся все необходимые для существования инстинкты и знания.
Сказки, как и мифы, содержат в себе прототип, пример для подражания, мудрость поколений, накопленную веками. Если обратиться к сказкам, то мы обнаружим множество примеров инициации женщины: «Морозко», «Крошечка – хаврошечка», «Золушка», «Сказка о мертвой царевне», сказки о Василисе Прекрасной, Премудрой и множество других.(Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Т. 1. М.: Наука, 1985.) Настоящими женщинами героини становятся к концу сказки, а сам сюжет это процесс инициации. Для помощи женщинам в обретении гармонии и самоидентичности эффективно использовать сказки как образец разрешения той или иной жизненной ситуации. Сказкотерапия в настоящее время является достаточно хорошо разработанным и эффективным методом работы с клиентами. (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб.: Речь,2001.) Сказка позволяет создавать условия, в которых человек оказывается способным вернуться «домой», другими словами, стать самим собой, войти в силовое поле действия архетипа Первозданной женщины. Точно ответить на вопрос: «Где дом?» – дело более сложное. Можно сказать, что это сокровенное место, где женщина чувствует себя целостной. Дом там, где можно лелеять мысли или чувства, не боясь, что нам помешают…– подчеркивает К. Эстес. (Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Изд. София, 2007.)
Делает гибкой и эффективной работу психологу так же и множество способов применения сказки: можно просто читать или придумывать, или разыгрывать, можно продолжать сказку или делать что-то другое с ее помощью. В сказке проявляются архетипы, и социальные установки человека которые отображаются в сюжете и влияют на него. В сказке отражаются детские переживания и в тоже время сказка наполнена актуальным содержанием. Сказкотерапия доступна каждому, ведь все мы сказочники, вот только сказки мы рассказываем разные.
Сказка о Василисе – это сказка о постижении того, что большинство вещей не такие, какими кажутся. Она (сказка о «Василисе премудрой») посвящена наделению земной женщины главной инстинктивной способностью Дикой Женщины – интуицией. Инициация Василисы начинается с того, что она учится позволять умереть тому, что должно умереть. Это значит позволять умереть тем ценностям и отношениям, которые больше не питают душу. Следует обратить внимание на укоренившиеся принципы, которые делают нашу жизнь слишком надежной, слишком оберегают нас – и заставляют нас семенить, вместо того чтобы шагать широко и свободно. Сказка о Василисе дает понять, что если быть доброй, милой, покладистой, жизнь не осыплет тебя розами (Василиса становится служанкой). Василиса учится расставаться со слишком хорошей матерью, чтобы стать самостоятельной. (Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Изд. София, 2007.)

Баба Яга – это самая суть инстинктивной, целостной души, несмотря на все угрозы, она справедлива. Женщина «колдунья» – содержит в себе образ женщины, обладающей силой, которая может быть направлена на негативные последствия. Она не обижает Василису, пока та относится к ней почтительно. Почтение перед лицом великой силы – решающий урок. Женщина должна суметь выстоять перед силой, ведь в итоге часть этой силы перейдет к ней.
Героини сказок «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка» содержат в себе образ умелой хозяйки, хранительницы домашнего очага.
Сказка – вековая народная мудрость – содержит в себе множество аспектов человеческого опыта, они показывают разнообразные характеры, образцы поведения и в тоже время указывают на последствия действий. Главное в работе со сказкой умело задавать вопросы, которые помогут клиенту качественно и самостоятельно проанализировать материал, акцентировав для себя необходимый опыт, представленный в тексте. Стоит помнить о том даре, который пришел к нам через много веков.
Научный руководитель: доцент А.А. Карелин.

Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.