На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Воспитательная система школы-сада – условие оптимального развития ребенка
Воспитательная система школы-сада – условие оптимального развития ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Негативные процессы, которые происходят сегодня в обществе, охватили и школу, что поставило как детей, так и педагогов в трудное положение. Учёные и практики понимают, что реформировать общество – это значит реформировать воспитание, изменить человека. Причём важно понять, какого человека мы хотим воспитать. Конечно, информированного, творческого, способного к совершенствованию личности. Для решения этой задачи в республике принят ряд документов, наметились тенденции совершенствования системы воспитания, в которой большое значение придаётся принципам гуманизации и демократизации школьной жизни (сотрудничество учителя с воспитанниками, создание поля упорядоченной свободы и др.).

На методическом объединении классных руководителей и воспитателей мы спросили, что им легче организовать: процесс обучения или процесс воспитания? Понятно, что был дружный ответ: обучения. Почему? Да, есть учебные планы, программы, учебники, 45 минут урока, звонки, определённые правила для учащихся и учителя..., а в воспитании всего этого нет. Учитель на уроке – мастер своего дела (чтобы преподавать математику, он учил её 15 лет, и ещё – методику преподавания математики). А как организатор воспитательной работы он всего лишь дилетант: где и на каком уровне он изучал психологию, педагогику, экономику, этику, эстетику, краеведение, сексологию?.. – всё то, что ему нужно, чтобы быть мастером воспитания? Очень мало, да и то на уровне примитивном. Или одну-две из областей культуры освоил с помощью самообразования, как хобби, но это не главное, суть не в этом. А суть в том, что отношение по своей природе – категория избирательная: человек сам на основании своих имеющихся знаний и опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений, интересов и склонностей выбирает привлекательное для него отношение к предметам, живой и неживой природе, явлениям и событиям духовной жизни человека.
Позиция учителя-воспитателя трудна вдвойне. Шесть-семь уроков в день он приходит к детям в качестве учителя – носителя и интерпретатора конкретных знаний, а на седьмой-восьмой урок он приходит к тем же детям в качестве классного руководителя (воспитателя).
Своим воздействием, которое может быть реализовано в самых разных творческих формах, он пытается влиять на отношение детей к музыке (конкретной), поэзии (определённой), живописи (отдельным произведениям), к интересному (для самого педагога) человеку. Высказывая своё отношение, он не может приказать, заставить принять его отношение, сделать своим. Музыка Бетховена, Моцарта, Шопена прекрасна, дети её слушают, но отношение 75% учеников таково, что металлический рок, нирвана, поп-музыка – это лучше. И это не неуважение к классической музыке, а просто "каждый выбирает по себе". Отношение избирательно.

Формирование в деятельности отношения учащихся к определённым ценностям

Но как же тогда быть педагогу, задавшемуся целью сформировать определённое отношение учащихся к какой-то определённой ценности? Очевидно, надо так представить отношение, чтобы оно настолько поразило, удивило воспитанника, чтобы он его принял, захотел присвоить. Но как формировать? И можно ли этому научиться? Отношение существует в трёх формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной.
"Воспитание, передача знаний тогда настоящие, когда передаётся важное, нужное содержание в ясной, разумной, понятной форме и так, что оно пленяет, заражает, увлекает своей искренностью того, кому передаётся..," – читаем у Л.Н. Толстого. Для воспитания необходимо, чтобы человек научился осмысливать жизнь во всех её проявлениях. Первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвещение: экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое, правовое. Чтобы сформировать систему знаний о мире и непреходящую потребность их постоянного пополнения.
Эмоциональная форма предполагает восприятие любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Учёба с увлечением! Общение – радость! Поход – восторг! Музыка – чудо! Нет ни одного явления без эмоций и чувств, если, конечно, душа не очерствела, не охладела.
Вторым важным звеном содержания воспитания должно быть создание опыта сопереживания позитивного при встречи с истиной, добром, красотой, и негативного при встрече с ложью, злом, безобразием.
И, наконец, форма поведенческо-деятельностная, в которой существует и проявляется отношение. Логика такова: знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных). Для того, чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной, правовой, эстетической и т.д. деятельности, формирующий группу привычек. А.С. Макаренко писал, что ребёнок должен поступать правильно не потому, что он сел и подумал, а потому, что у него сформированы привычки нравственного поведения.
Поэтому третьим звеном содержания воспитания школьников должна быть организация разнообразных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно-полезной, художественной, спортивной, игровой, деятельности свободного общения. Любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия будет эффективным, если содержит в себе воздействие сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную.
В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики красной нитью проходит мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. И действительно, если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора – танцевал, если токаря – чтобы вытачивал детали, если человека доброго, надо, чтобы он творил добрые дела, художника – чтобы рисовал, педагога – чтобы имел практику в воспитании детей...
Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребёнок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать всё окружающее и вступать с ним в определённые взаимоотношения. Чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь её была пронизана многообразными видами деятельности. Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?), мотив (почему?), действия (какие?), результат (предметный и ценностный, т.е. воспитательный).
Во внеклассной деятельности при соответствующих условиях рождается своеобразная "педагогика отношений", которая содействует постепенному включению урока в целостную систему воспитания, подчинению его общим целям, созданию в школе атмосферы духовности. Урок необходимо рассматривать как один из компонентов системы воспитания. Причём система воспитания не должна подменяться понятием "воспитательная работа". В основу положен принцип системно-деятельностного подхода, который невозможно реализовать за счёт только урока, эпизодических мероприятий, отдельных КТД.

Духовность и патриотизм – основа воспитательной системы

В системе воспитательной работы мы берём за основу духовность, гражданский патриотизм по следующим причинам: быстрые изменения в мире, в котором устойчивыми остаются только параметры духовности, патриотизма, возможность на всё смотреть с позиции другого человека, что означает воспитывать себя и воспитываться. Духовность и патриотизм основываются на правде, доброте, милосердии. Роль взрослого заключается в том, что он, во-первых, сам в себе несёт собственную духовность, а во-вторых, осуществляет деятельность по конкретизации духовности в отношениях с детьми. Программа "Милосердие" ставит перед взрослыми и детьми ряд задач, которые учёный И.О. Иванов назвал "творческим сотрудничеством поколений". Не забыты детьми поисковая работа, встречи с ветеранами войны микрорайона школы-сада А.Я. и А.С.Степенковыми, Е.Т.Платоненко, И.Я.Коршаковым, В.П.Анисимовым и др., бывшими педагогами школы Г.Е.Артёменко, А.Я.Степенковым (бывшими директорами школы), В.П.Подобед (заслуженым учителем республики), З.В.Зайцевой (бывшей вожатой школы), учителями В.С.Меркачёвой, З.И. и А.Г. Козловыми. Переписка с ветеранами, общение, помощь им в хозяйственных делах, обмен документами обогащает духовно детей и взрослых, даёт ощутить значимость и полезность общения, благодарность подшефных одиноких, престарелых, ветеранов. Школьный музей боевой славы пополняется благодаря постоянному общению с Я.Ф.Сильницким, братом М.Ф.Сильницкого, имя которого носит пионерская дружина школы, бывшим учителем школы Осиновым, корреспондентом районной газеты г. Верхнедвинска, поэтом, преподавателем медуниверситета Л.Титовым и многими другими учителями и выпускниками школы.

 

Социальное моделирование системы школьно-семейного воспитания

Поскольку главная наша задача – социальное моделирование системы школьно-семейного воспитания, здоровый образ жизни школьников, то из неё логически следует необходимость разделения живых, реальных отношений, которые существуют в воспитательной системе, на конкретные, наполненные социальными технологиями виды деятельности. В воспитательной работе школы-сада они представлены в программах "Здоровье", "Милосердие", "Семья", 'Трудный подросток". Для каждой программы характерна внутренняя логическая завершённость, конкретизация, но все они объединены общей функцией модели школьно-семейного воспитания, направленного на развитие духовности, патриотизма личности школьника.
Внеклассная деятельность учащихся, как правило, организуется в коллективных формах, что предусматривает объединение усилий всего коллектива, определённое разделение труда, отношения взаимной ответственности и зависимости между членами коллектива, частичное осуществление контроля деятельности самими школьниками.
Коллективная деятельность не может быть эффективной без организаторской работы самих детей, обязательными условиями которой являются: совместное планирование, ежедневная организаторская работа, обсуждение и оценка сделанного. Успешность организаторской деятельности обеспечивается в воспитательной системе различными средствами: "стартовые беседы", операции "Милосердие", "Малышок", КТД "Выбор", "сбор-планирование", "совет дела", "сбор-беседа", "сбор-смотр" (что понравилось, чем остались неудовлетворены, что хотелось бы сделать иначе в будущем) и др. Различное сочетание коллективной организаторской деятельности и приёмов индивидуальной организаторской деятельности позволяет создавать опорные воспитательные ситуации, которые требуют от учащихся определённых организаторских действий. Особой формой организаторской деятельности являются поручения: групповые и индивидуальные, которые возможны при условиях, когда дети включены в интересную, разнообразную деятельность, организаторами которой являются сами.

Осуществление преемственности в содержании, формах и методах
воспитательной работы

Переход от "педагогики мероприятий" к целостной системе школьно-семейного воспитания поставил нас перед необходимостью пересмотра функциональных обязанностей учителей, воспитателей, родителей в отношениях к школе в целом, к ребёнку. Преемственность в работе школы и сада, учителя и воспитателя осуществляется в содержании и формах воспитательной работы. Качества личности ребёнка формируют десятки воспитателей, учителей, семейное и социальное окружение, средства массовой информации, искусство, природа и т.д. Привитие положительных качеств, выявление и корректировка отрицательных, уровень профессионализма тех, кто работает с детьми, и многое другое – это и есть осуществление преемственности в ежедневном проявлении, на всех этапах развития личности ребёнка.
В дошкольный период ребёнок должен освоить и закрепить определённый объём волевых качеств. Если у него нет организованности, собранности, внимательности, то ребёнок не готов к школьной жизни. Особенность воспитания в школе-саду заключается в том, что повседневная жизнь детей организуется педагогами в условиях коллектива, где создаются условия для углубления опыта взаимоотношений с ровесниками и старшими школьниками, которые являются их помощниками, сказочными героями на утренниках. Результатом дошкольного воспитания является готовность ребёнка к новой, учебной деятельности.
С приобретением статуса школьника ребёнок впервые приобретает и официальные, определённые государством права и обязанности (Правила для учащихся). Багаж знаний о возможностях и особенностях ребёнка, когда-то переданных родителями воспитателю школы-сада, теперь передаётся учителю. Между семьёй и школой-садом существует преемственность, которая является одним из условий, обеспечивающих неразрывность и эффективность воспитательного воздействия. Утверждается, что в младшем школьном возрасте (7-10 лет) формируется только мироощущение, у младших подростков (10-12 лет) – мировосприятие, у старших подростков (12-15 лет) – миросозерцание, в юношеском возрасте (15-17 лет) – мировоззрение. Школа формирует основы мировоззрения своих воспитанников с первых лет обучения, и в каждом последующем классе они расширяются и углубляются.
Нормальный ход формирования личности ребёнка в младшем школьном возрасте оценивается по следующим показателям: желание быть школьником, уважительное отношение к учителю, яркая эмоциональная окраска получения оценок, наличие эмоциональной подвижности, что обеспечивает проявление таких качеств, как сопереживание и соучастие, В 4 классе работу с учащимися начинают учителя-предметники. Особенностью обучения младших подростков является его тесная связь с игрой и трудом. Подростки в 4 классе имеют некоторый запас знаний социально-экономического и общественно-политического характера, умений коллективного труда, анализа поведения ровесников и взрослых, склонность к самооценке. Им не безразличны общественная мысль класса, та роль, которую они играют в коллективе. При работе с учащимися 4-6 классов нужно принимать во внимание, что в этом возрасте подросткам не свойственно принимать на веру истины, которые предлагают им взрослые. Это означает, что, если правильность тех или иных утверждений непосредственно себя не выявляет, то необходима их точная аргументация.
В 7-8 классах интенсивно формируется самоосведомлённость, интеллект, обостряется интерес, расширяются кругозор и опыт. Преобладает стремление занять значительное положение в коллективе ровесников. Чтобы этого добиться, подростки могут проявлять негативизм в самых разных формах.
Учащиеся 9-11 классов физически и психически более развиты, их интересы более глубокие и устойчивые. В этом возрасте учащиеся более глубоко понимают сущность моральных качеств и черт характера людей, более интенсивно осмысливают качества своей личности, осознают потребность в самовоспитании. Идёт процесс поиска образцов моральности, формирование идеалов. В это время важно руководить самовоспитанием подростков, помочь им включиться в деятельность, которая способствует формированию положительных качеств личности. Школьники уже знакомы с рациональными приёмами умственного труда, но пользуются ими не каждый раз.

Правовое воспитание школьников

Задачей первостепенной важности воспитательного процесса является формирование чувства гражданина. Действенной формой, способной органично соединить образование и практическую деятельность, является устный правовой журнал. Выступления школьников, встречи с работниками юридических ведомств, ответы на вопросы, "Уголок правовых знаний" – такие примерные страницы журнала. В заключительной работе можно провести турнир знатоков права. Средний школьный возраст – пора формирования активной жизненной позиции. Возникает проблема "лживого геройства", что находит своё проявление в противоправных поступках.
Программа 'Трудный подросток" предусматривает работу по ознакомлению подростков с положениями гражданской, административной, уголовной ответственности с привлечением к просвещению работников правоохранительных органов; взрослых – с положениями об ответственности за несовершеннолетних. Рейды "Подросток", дежурства учителей на дискотеках, работа совета профилактики на базе сельского Совета призваны активно противодействовать антигуманному поведению подростков.
Для активизации личной инициативы школьников в укреплении товарищеских отношений рекомендуем (до 8 класса) встречи с близкими учеников, на которых они делились бы воспоминаниями о традициях в их школьных коллективах, случаях моральной поддержки, о своих переживаниях, связанных с чувством обиды на одноклассников, учителей.
К формам воспитательной работы, которые развивают самостоятельность мышления школьников в сфере морали, относятся письменное решение специальных ситуационных задач, сочинения по проблемам морали, отношения к алкоголю и пьющим родителям, анализ ошибочных суждений одноклассников в этой сфере и т.д.
Важную роль в развитии коммуникативных навыков играет учебный процесс. Во внеклассное время этому способствуют классные собрания, например, на тему "Расскажи мне про меня". Такое собрание проходит по следующему плану: 1) положительные качества товарища; 2) положительные качества, которые нужно развивать; 3) недостатки, от которых нужно избавляться.

Воспитание здорового образа жизни

Затрагивая связанный с половым воспитанием вопрос антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, необходимо учитывать особенности психологии подростков. В таком деле недостаточно слов типа "плохо" или "вредно". Необходимо создать моду на здоровый образ жизни, негативным утверждениям обязательно противопоставлять позитивные. Но внедрение моды "не пить и не курить" невозможно без практических мер, которые требуют инициативы и организации. На это работают программа "Здоровье", информационный стенд "Твой выбор: здоровый или нездоровый образ жизни", занятия спортивных кружков и секций, турслёты, Дни здоровья, соревнования, спартакиады, часы общения, "Весёлые старты", музы-кально-игровые программы.
Педагоги школы-сада выявляют учащихся, семьи, склонные к употреблению алкоголя, берут их на учёт, проводят индивидуальную воспитательную работу, применяют меры административного и общественного воздействия. Можно предложить следующую тематику бесед о вреде алкоголя:
• "Что такое алкоголизм – вредная привычка или болезнь?";
• "Влияние алкоголя на умственную и физическую деятельность";
• "Влияние алкоголя на половую функцию мужчины и женщины";
• "Алкоголь и потомство";
• "Как бороться с пьянством и алкоголизмом".
Для проведения диспутов предлагаем темы:
• "Является ли употребление спиртных напитков показателем взрослости?";
• "Как вы относитесь к девушке, которая пьёт и курит?";
• "Придаёт ли употребление алкоголя юноше мужественности?".
Хотя моральные представления являются более низкой формой в сравнении с моральными понятиями, ни в коем случае нельзя принижать их роль в системе воспитания. Этот процесс не может быть ограничен формами коллективной воспитательной работы; необходима также систематическая индивидуальная работа каждого воспитателя, педагога, психолога, социального педагога. Как показывает практика, индивидуальная работа органично связана с коллективными мероприятиями и направлена на стимулирование познавательной активности школьников, на углубление моральных знаний, взглядов и убеждений, на содействие преодолению недостатков в поведении и поступках.
В практической деятельности подростков нужно использовать их природное стремление к проявлению активности и творчества. Важно, чтобы такая деятельность организовывалась с опережением запросов и интересов воспитанников. Нужно увлечь их неожиданными делами, организовать их "завтрашнюю радость". Педагогу необходимо хорошо прочувствовать внутреннюю динамику воспитательной работы, улавливать те грани, которые позволяют придать практической деятельности учеников постоянство движения и разнообразия форм.
Обобщая принципы работы по преемственности в воспитании, отметим следующее:
• создание служб, способных к глубокой диагностике и коррекции воспитательных воздействий – необходимая потребность дошкольных учреждений и школ;
• целесообразно ежегодное диагностирование состояния личности ребёнка, его воспитанности с последующей обязательной коррекцией на базе учебного заведения (приятно отметить, что в школе-саду идёт становление работы службы психолога, его сотрудничества с классными руководителями, социальным педагогом);
• механизмы связи "учитель–ученик", "родители–учитель", "родители–ребёнок" могут дать существенный педагогический результат.
Воспитательная система строится на базе преемственности между её компонентами: семьёй, детским садом, социально-психологической службой, школой, внешкольными учреждениями, сельским Советом, СДК, лесничеством, сельской библиотекой, базовыми хозяйствами, молодёжными организациями: БРСМ, БРПО, районным объединением "Витра".

Эффективность воспитательной системы школы-сада
По поводу того, какие показатели свидетельствуют о наличии эффективной воспитательной системы школы, существуют различные взгляды учёных и практиков. Так, А.Т. Куракин, Н.Л. Селиванова и др. определили следующие критерии:
• критерии факта (упорядоченность жизнедеятельности школы, скоординированность всех воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, наличие единого школьного коллектива, устойчивые возрастные связи и отношения, интегрированность воспитательного процесса и др.);
• критерии качества (степень приближённости системы к поставленным школой целям, реализация через систему воспитания педагогической концепции, в основу которой положен принцип гуманизации, демократизации школы; общая психологическая атмосфера школы; стиль отношений в ней; самочувствие ребёнка, его социальная защищённость, внутренний комфорт; уровень воспитанности детей и др.).
Педагогическая система школы-сада представляет целостный социально-педагогический комплекс, который действует в процессе интеграции основных компонентов педагогического процесса и владеет такой интегративной характеристикой, как образ жизни учебного учреждения ("дух школы"), в котором заключено сильное средство развития ученика и учителя. Компонентами педагогической системы являются:
• комплекс педагогических целей, которые с учётом специфики школы-сада конкретизируются;
• сотрудничество людей, которые реализуют поставленные цели (коллектив учителей и учащихся – единомышленников);
• деятельность, направленная на реализацию целей (среди разнообразных видов деятельности определяется ведущий, деятельность является систематизирующим компонентом воспитательной системы);
• система отношений, которая складывается между участниками деятельности (межличностные отношения широкого гуманистического плана);
• часть окружающей действительности, которая освоена школой для реализации поставленных целей.
Создание в школе-саду перечисленных условий – деятельностный подход, гуманизация, создание педагогической системы – способно существенно помочь в изменении к лучшему тревожной ситуации, что сложилась сегодня в обществе. Мы в этом убеждены. Если по данным критериям оценивать эффективность функционирования создаваемой нами воспитательной системы школы-сада, то можно констатировать следующее:
• у детей и подростков преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в школьном коллективе защищёно и комфортно;
• практически все учащиеся и выпускники избирают нравственные формы самореализации и самоутверждения;
• педагоги удовлетворены содержанием и организацией трудовой деятельности, сложившимися взаимоотношениями с коллегами, учащимися и родителями;
• большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в школьном коллективе;
• формируется "лицо" (индивидуальность) с уникальными и привлекательными чертами.
Однако эти результаты мы относим к числу промежуточных. На сегодняшний день педагогическому коллективу удалось заложить лишь фундамент строящейся воспитательной системы школы-сада. Администрация и педагоги совместно с родителями будут продолжать возводить новые фрагменты системы воспитания и делать всё для того, чтобы она не превратилась в долгострой.

Источник:
Управление качеством образования в общеобразовательной школе по результатам: из практики опытно-экспериментальной работы школ Витебской области. Часть I. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. – 38с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.