На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры
Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические аспекты формирования созидательной позиции подростка средствами интерактивной игры
Педагогический ресурс интерактивной игры как средство формирования созидательной позиции подростка
Анализ отечественного и зарубежного опыта применения игровых средств в работе с подростками
Все страницы

1.1. Формирование созидательной позиции подростка как психолого-педагогическая проблема

Анализ теоретических работ показывает, что в настоящий момент в педагогике определение «созидательная позиция личности» недостаточно разработано, при том, что существует понятийное поле вокруг терминов «созидание», «созидательная деятельность», что и послужило нам основой для выведения понятия «созидательная позиция личности».
Созидание в базовых словарях раскрывается как:
- как творческий процесс создания нового [31];
- создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [33];
- как благая деятельность, приносящая общественную пользу [45].

Аристотель связывал созидание с искусством как процессом создания и формирования предметов, как «движение, вызванное душой и рукой художника, равнозначное движению всей природы» [4, с. 199].
Научное осмысление феномена созидания затрагивает анализ этимологии слов на русском и английском языках, взаимосвязанных и взаимораскрывающих друг друга: созидание - creativity, созидательная деятельность выражена словами creation / creative action / creativity/ constractive activity. И на международном уровне содержательный формат этих слов подтверждает родственность понятий созидания и творчества, созидательной деятельности и конструктивной активности, с характеристиками творческого труда, действенной креативности и изобретательности.
Категорию «созидание» субъекта деятельности разрабатывал академик Б.Г. Ананьев в исследованиях лаборатории дифференциальной психологии и антропологии в 70-80-х годов ХХ века. Был привлечен большой массив лонгитюдных психодиагностик, охватывающих спектр социально-демографических групп. Так на позициях целостного изучения человека как индивида и личности создавалась теория индивидуальности, включающая проблематику самореализации индивидуальности в процессе жизненного пути личности, что в итоге воплотилось в интегративной концепции человека с пониманием его как динамично развивающейся личности, системы, реализующей свою человеческую сущность в преобразующей (созидательной) деятельности [2].
Созидательная деятельность как категория научно-педагогического исследования отражает вид деятельности учащегося, качественно направленного на преобразование мира, собственной образовательной траектории, приумножение духовных и материальных благ цивилизации.
Смыслом образования становится формирование личности человека-созидателя, с нравственными истоками мотивации к деятельности. Обучающийся как активный субъект созидательной деятельности получает опыт нацеленности на созидание (не разрушение) и приобретает в практике конструктивного общения, учебной и трудовой деятельности созидательность как личностное качество.
Н.В. Миронова раскрывает взаимосвязанность созидания и самосозидания человека как цели образования в единстве влияния объективных и субъективных факторов образовательного процесса: априори образование выступает как сфера созидания человека, в процессе которого происходит становление личности; при учете субъективных возможностей человека по преобразованию своих личностных качеств, образование превращается в самосозидающую силу [28].
Исследователь доктор педагогических наук А.В. Бычков обосновывает целесообразность применения термина «созидательная педагогика», которая осуществляет трансформацию целевых нравственных установок подрастающего поколения, и формирует направленность на активную созидательную деятельность. Созидательность как качество личности обеспечивает привнесение и трансляцию новизны в учебную, игровую, трудовую деятельность. В концепции А.В. Бычкова важное значение имеет стратегия мно-
гократного действия по продуцированию новизны в изобретательстве, в результате которых формируется целевая направленность подростков на созидание, а не на разрушение. Изобретательская культура предстает культурой созидания, с ярко выраженными критериями творческой и социальной активности человека-созидателя. Условиями формирования созидательной личности выступают погружение обучающихся в изобретательскую деятельность, оснащенную компактными игровыми технологиями и комплексом кейсов; пропедевтическое освоение образовательного минимума теоретических знаний и практических умений, необходимых для многоаспектной креативности.
Метод проектов, столь популярный в образовательной практике, есть процесс создания прообраза решения изобретательской задачи, кристаллизует в учащихся понимание природы и алгоритмов творческого креатива, что является «интегральной опорной созидательной точкой применения изобретательских и созидательных умений» [7].
В гуманистическом подходе Ш.А. Амонашвили идеей созида- тельности пронизаны все аспекты общения педагога с ребенком, который напитывается созидательной, творческой любовью. Вершиной гуманистического отношения, интегрирующего мировоззрения корифеев педагогики разных времен и народов (Я. Комен- ского, И. Песталоцци, К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлин- ского) провозглашается способность растущей личности к созиданию и творчеству в любом аспекте жизнедеятельности [47].
Гуманная педагогика из уст Ш.А. Амонашвили заботится об полноценном освоении потока креативной энергии, проходящего сквозь сердце, душу, интеллект и руки ребенка. «Тогда все дверцы познания будут распахнуты перед ним настежь и знания станут для него орудием доброго преобразования и созидания», - так раскрывает корифей педагогики предназначение практики созидания [3].
Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что созидательная деятельность невозможна без творческой активности и направленности на созидание, поскольку в этом выражаются самые яркие характеристики процесса созидания. Подтверждение находится в научных трудах В.Г. Рындак, считающую творческую активность интегральным качеством личности, выражающимся в единстве ин-
тереса, потребностей и действий. Творческая активность рассматривается как стремление ребенка к самостоятельному поиску креативных решений, что и находит реализацию в каждом этапе «индивидуально обусловленной отражательно-преобразовательной деятельности» [39].
Остановимся на генезисе понятия «созидательная позиция личности».
Словарное определение «позиции личности» раскрывается в устоявшейся формулировке как устойчивой системе отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе [21].
На настоящий момент охарактеризованы разновидности личностной позиции подростка в зависимости от содержания:
- эколого ориентированная позиция личности как совокупность взглядов и убеждений, способов взаимодействия личности, ее интересов, направленности и мотивов деятельности;
- гражданская позиция воспитанника как интегративная система отношений личности, определяющая стиль её поведения, ориентированная на общее благо и реализующаяся в деятельности;
- жизненная позиция подростка как интегральная характеристика личности, отражающаяся в отношении к другим людям, к себе, к окружающему миру, составляющая основу ориентации для саморазвития и самоизменения;
- субъектная позиция подростка как внутренняя волевая позиция, позволяющая ему осознанно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы;
- нравственная позиция подростка как система поведения личности, которую подросток осознает, принимает, соотносит с собственными убеждениями, ценностями, мотивами и чувством собственного достоинства;
- социально ориентированная позиция подростка [23].
При том, что смысловые акценты исследователи расставляют по-своему, обозначим сквозную характеристику исследуемого понятия «созидательная позиция подростка»: доминирующая направленность на созидание / не разрушение; творческая активность и продуктивность.
Чем известны подростки? Анализ научных работ выявляет ряд обоснованных психо-возрастных характеристик подростков, данных Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, О.Н. Истратовой.
Подростковый возраст обусловлен рядом физиологических, психологических изменений. Эмоциональное состояние подростка становится нестабильным, резко изменяется. Меняется социальная ситуация развития, в этом периоде формируются основные новообразования личности: жизненные ценности, социальные нормы, и самое важное - самоопределение и самосознание [6].
Велика актуальность таких потребностей у подростков, как потребность в признании собственной значимости, в социальном успехе, в многообразии деятельности, в исследовании себя в окружающем мире, потребность в уважении со стороны окружения к собственным психологическим границам, желание исследовать и осваивать гендерные и социальные роли на новом уровне, интерес к свойствам собственной личности, потребность в реализации своих интенций, необходимость в осознании себя индивидуальностью [8].
Практика работы психолога в школе дает понять следующее. В современных школах требования к детям высоки, подросток должен соответствовать множеству стандартов, практически ежедневно адаптироваться к различным требованиям, проявлять весь спектр коммуникативных навыков, постоянно осваивать новые знания и виды деятельности в рамках регулярного контроля. Ситуации успеха, чувства значимости, влияния на условия и процесс обучения в школьных рамках подростка крайне редки [19].
Постоянная работа по образцу, по заданным нормам и правилам в школе, регулярная угроза неудачи, ощущение собственной безусловно исполнительной функции в процессе обучения, на фоне нестабильного, зачастую подавленного эмоционального состояния подростка, с одной стороны, и необходимости сепарироваться от родителей, от авторитета взрослых, осознать собственную индивидуальность, отличную от других, найти и утвердить для себя основы и смысл собственного существования, с другой, позволяет охарактеризовать нам подростковый период трансформации, помимо физического и ценностного, как кризис созидательности [53].
В связи с вышесказанным можно предположить, что профессиональная помощь и поддержка подростка в процессе созидания как смыслообразующего и дающего возможность реализовать свои внутренние конфликты, порывы, чувства и амбиции социальноприемлемым способом, в отличии от процесса разрушения, воплощающегося в деструктивном поведении подростка, исключительно необходима в условиях становления личности подростка и преодолении кризиса созидательности [51].
Структура созидательной позиции личности подростка включает компоненты:
- когнитивный - наличие знаний о природе созидательно-творческой деятельности, требований к сотрудничеству, основ коммуникативной компетентности, осведомленности о деятельности центров детского творчества, студий и подростковых клубов в микрорайоне школы;
- мотивационный - наличие созидательно направленной мотивации к сотрудничеству, общению, учебе, к проектно-игровой деятельности, адекватной самооценки, позитивной установки на успех;
- деятельностный - реализация творческой активности в проектно-игровой деятельности с опорой на принципы сотрудничества, продуктивность деятельности.
На основе анализа компонентов созидательной позиции подростка нами уточнены критерии (когнитивный, мотивационный, деятельностный) и характеристики уровней.
Таким образом, завершая научное осмысление понятия «созидательная позиция подростка», прослеживая модификацию определения позиции личности в ряде психолого-педагогических исследований, уточняем понятие «созидательная позиция подростка» как личностное отношение к миру и к себе, включающее психосоциальные знания о природе созидания, созидательно-направленные мотивы и креативный опыт жизнедеятельности.
Содержательно раскрывается в единстве структурно представленных компонентов: когнитивного (совокупность знаний о природе и нормах созидательно-творческой деятельности, требований к сотрудничеству, коммуникативной компетентности, осведомленности о деятельности центров детского творчества, студий и подростковых клубов), мотивационного (созидательно направленная 12
мотивация к сотрудничеству, общению, к проектно-игровой деятельности, адекватной самооценки, позитивная установка на успех и разрешение деструктивных состояний), деятельного (реализация творческой активности в деятельности с опорой на принципы сотрудничества, продуктивность деятельности), критериями (когнитивным, мотивационным, деятельностным) и адекватными им показателями, что имеет весомую значимость в жизни подростков, является мощным стимулом к созидательному взаимодействию в реальном и виртуальном мире.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.